Сезон-2013 оказался разбит на две противоположные части. До летнего перерыва была борьба, в гонках побеждали разные гонщики и все складывалось весьма интересно – даже несмотря на то, что определенное преимущество у Себастьяна Феттеля и Red Bull было. После летнего перерыва все переменилось и превратилось в более «хардкорную» копию 2011 года – побеждает один Феттель, другие просто мечтают о том, чтобы получить шанс с ним побороться. Вот и в Абу-Даби Себ добился очередного исторического показателя – семь побед в Гран-при подряд, сравнявшись с абсолютным рекордом Формулы-1. Михаэль Шумахер победил в семи гонках подряд в 2004 году, серия началась на Гран-при Европы и продолжалась вплоть до Гран-при Венгрии. Альберто Аскари выиграл подряд семь этапов чемпионата мира, начиная с Гран-при Бельгии 1952 года и заканчивая Гран-при Аргентины следующего, 1953-го. Серия прервалась в Индианаполисе, так как на 500-мильную гонку в столицу штата Индиана Аскари тогда не поехал, но потом он выиграл следующие два подряд европейских этапа чемпионата, в Голландии и Бельгии. Однако с точки зрения исторической статистики серия была уже прервана. Такие сезоны совершенно неинтересны с точки зрения борьбы, интерес они вызывают только на предмет истории и статистики – своими рекордами, которые потом прописываются в справочниках и энциклопедиях. Себастьян Феттель сейчас сродни формулической версии статуи древнегреческого Аполлона – также юн и златокудр, но не менее монументален. Еще до того момента, когда он в Индии окончательно поставил точку в своем завоевании четвертого чемпионского титула, Себ сказал о своих достижениях, что они в некоторой степени делают его частью прошлого, но при этом он живет исключительно настоящим. Весьма тонко подмечено. Себастьян в очередной раз подтвердил, что обладает незаурядным умом. Что касается его победы в Абу-Даби, ее он посвятил своим родителям, которые были здесь и переживали как никто другой. Родители – те, кто внес один из наиболее весомых вкладов в карьеру Феттеля – не меньше чем Red Bull или болиды, созданные Эдрианом Ньюи. Без них этих успехов просто не было бы. В этом, кстати, он тоже следует по стопам своего предшественника – Михаэль Шумахер не менее был обязан своей карьерой своим родителям. Также как и Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен. Противоположные примеры мы находим в прошлом – Ники Лауда и Нельсон Пике-старший построили свои гоночные карьеры вопреки воле родителей.
Говоря об этапе в Абу-Даби, приходится перефразировать фразу моего коллеги Ивана Балахонова: «пикапы спасают NASCAR». На Яс-Марине ситуацию спасали гонки финальных этапов GP2 и GP3, где кипела напряженная борьба за титулы. В Формуле-1 было только ее жалкое подобие. Из интересного в гонке были только тактические действия некоторых участников.
В Абу-Даби Pirelli привезла те же составы Soft и Medium, что и неделей ранее в Индию. Однако Яс-Марина не столь требовательна к шинам, как Буддх, плюс по мере падения температуры после заката шины получают возможность пройти дополнительную дистанцию. Пол Хембри говорил, что наиболее подходящей будет выглядеть тактика одного пит-стопа, но на деле его словам мало кто последовал.
| |
Успешно тактику одного пит-стопа воплотили только в Force India. Команде Виджая Мальи следует отдать должное. Они собирались прекратить развитие машины 2013 года уже после Сильверстоуна, где, кстати, оба гонщика приехали в очках. Однако Pirelli поменяла резину, новые шины плохо подошли болидам команды из Сильверстоуна – и инженерам вновь пришлось взяться за дело. Вторая половина сезона проходила далеко не так успешно, как начало, о борьбе с McLaren за пятую строчку в Кубке конструкторов по большему счету пришлось забыть. Наоборот – угрозой стал уже Sauber, резко прибавивший в концовке и приблизившийся к Force India. Но на втором домашнем этапе, в Индии Пол ди Реста и Адриан Сутиль наконец вновь вдвоем набрали очки. Успех был подхвачен в Абу-Даби.
Оба пилота Force India квалифицировались за пределами Top-10, причем Сутиль и вовсе вылетел по итогам первой сессии. Зато они могли стартовать на свежих комплектах шин. Ди Реста начал гонку на мягкой резине, смог продержаться до 20 круга, когда перешел на свежий Medium, и на нем гнал уже до самого финиша. Причем темп Пола действительно был неплохим. Сутиль наоборот стартовал на более жестких шинах, проехал первый стинт в 28 кругов и затем на свежих мягких прошел еще 27 – практически половину дистанции! Это позволило Адриану прорваться с 17 места на старте в десятку. Но немец мастерски обходился с шинами еще на Буддхе, гораздо более требовательном по этой части.
Достаточно тонко действовали в Ferrari, которая уже давно не отличается высокой квалификационной скоростью. И Алонсо, и Масса стартовали на мягких шинах – отличие состояло в том, что Фернандо начинал гонку на свежем комплекте, так как впервые в сезоне не прошел в финальную сессию квалификации. Испанец продержался до 16 круга, когда перешел на более жесткие шины. Фелипе, хотя он и стартовал на прикатанном комплекте, удалось проехать даже более длинный стинт – до 18 круга. Вторые отрезки гонщиков Скудерии на Medium были запланированы с прицелом на то, чтобы возможно ограничиться одним пит-стопом. Но так как на деле резина стала сильно изнашиваться, команда смогла перейти на «план Б», и провести вторые пит-стопы. Фелипе на 38 круге поставили свежие Medium, но здесь штаб Ferrari дал промашку, подумав, что стинт в 17 кругов на мягких будет слишком длинным. Масса хорошо провел начало гонки, но в конце только потерял ряд позиций, застряв за Жаном-Эриком Вернем – еще одним гонщиком, пытавшимся проехать гонку с одним пит-стопом, правда, неудачно. Алонсо продержался до 44 круга, когда получил комплект прикатанных мягких шин. Стинт в 11 кругов Нандо провел ударно, опередив целый ряд пилотов, в числе которых Льюис Хэмилтон, и отобрав лучший круг гонки у Феттеля на заключительном круге дистанции. Не все прошло гладко – на выезде с пит-лейн испанец боролся с Вернем бок о бок и сильно подпрыгнул на бордюре. Зрители видели сноп искр, выбитый Ferrari F138, столь яркий в ночи, но не могли видеть, что датчик в болиде зафиксировал в этот момент мгновенную перегрузку в 25g. После гонки Алонсо был вынужден обратиться в госпиталь за помощью из-за болей в спине.
| |
Рядом с Ferrari и Force India, которые с помощью тактических действий смогли извлечь выгоду, далеко не лучшим образом смотрится Lotus. Но в Энстоуне, судя по всему, прессинг последних недель дал себя знать. Подписание инвестиционного контракта с фондом Quantum все откладывается, в то время как задолженности команды растут. Кими Райкконен, которому, по его словам, за этот год не заплатили ни единого евро, пригрозил вообще не приехать на последние гонки сезона. И, конечно, все это сказывается на руководстве.
Роман Грожан входил в четверку быстрейших на Гран-при Абу-Даби. При этом, если не брать Феттеля, выступавшего в своей собственной лиге, Роман был очень близок к Марку Уэбберу и Нико Росбергу, поднявшимся на подиум, а от финишировавшего пятым Алонсо оторвался на финише более чем на 30 секунд. Грожан мог бы побороться за подиум, попробуй он проехать гонку с одним пит-стопом, но на деле остановился первый раз на 8 круге – вариант с одним пит-стопом в Lotus даже не рассматривали, притом что E21, наряду с Force India, одна из наиболее бережно обращающихся с резиной. После финиша Алан Пермейн и не думал признавать свою неправоту в отношении тактики Грожана. Точно так же, как и Булье, говоря о Райкконене.
С Кими конечно вышла обиднейшая история. Сложно сказать, получил ли он на деле какое-то преимущество в квалификации, но правила есть правила – днище действительно гнулось сильнее, чем предписано. Хотя тут я склонен поверить представителям команды из Энстоуна, в том, что причиной стал удар о поребрик, а не намеренные действия. Когда Кими исключили из протокола квалификации и отправили стартовать с последнего места – это был удар, и для него, и для команды. Но такая опытная команда обязана справляться с подобными ситуациями. Как справляться – смотрите на Red Bull год назад, когда Феттель выступал под прессингом сражения за титул. Но, по словам Булье: «речь о чемпионате мира, а не о чемпионате Red Bull», - поэтому Райкконен стартовал последним со стартовой решетки, а не с пит-лейн. Даже если бы он не столкнулся в первом повороте с одним из аутсайдеров – а такой риск по умолчанию всегда велик, в борьбе с большинством соперников у финна было немного шансов прорваться, так как у Lotus была одна из самых низких максимальных скоростей. Команда была обязана забрать его машину из режима закрытого парка и полностью перенастроить, снизив прижимную силу и увеличив передаточные числа коробки передач – только это позволило бы Райкконену прорываться в этой гонке. Поэтому, хотя Грожан вновь выступил очень неплохо, тактикам Lotus за этап в Абу-Даби незачет.
В этом затянувшемся сезоне осталось провести всего две гонки, но как бы они ни сложились, наслаждаемся звуком классических атмосферных V8! Осталось совсем немного…
Тэги: абу даби, адриан сутиль, альберто аскари, кими райкконен, лотус, михаэль шумахер, пирелли, пол ди реста, ред булл, рекорд, роман грожан, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, форс индия, яс марина