Несмотря на то, что Австралия в этом году не открывала чемпионат, Гран При в Мельбурне ожидался словно глоток свежего воздуха после скучнейшего зрелища гонки в «Сахире». Что ж, «Альберт Парк» - это совсем другое дело, парковые дорожки, раз в году превращающиеся в гоночное кольцо для проведения национального Гран При славятся своей скользкостью и неровностью. И это очень хорошо! Нахождение приемлемого уровня сцепления с дорожным полотном всегда было задачей №1 в Мельбурне. «Сахир» - вот ведь удивительное место: несмотря на весь этот песок, о котором твердят все кому не лень, сцепление с трассой там потрясающе хорошее; несмотря на жару даже сверхмягкий состав резины толком не изнашивается; вот чудеса…
Перед началом гоночного уик-энда было много разговоров о времени проведения Гран При. Уже второй год подряд в угоду европейским зрителям время старта квалификации и непосредственно гонки перенесли на 17:00 по местному времени. Целый ряд пилотов, в их числе Марк Уэббер, Ярно Трулли, Рубенс Баррикелло, - все люди авторитетные, - утверждали, что при заходящем солнце на третьем секторе трассы возникают крайне неприятные эффекты, когда солнце находится примерно на уровне глаз, и при резком чередовании света и тени из-за деревьев, окружающих трассу, в некоторых поворотах гонщики оказываются ослепленными. Однако представитель более молодого поколения – чемпион мира Льюис Хэмилтон сказал обратное: по его словам выходило, что проблему можно решить правильным подбором визора шлема. В любом случае, в этом году никто время старта менять не собирался, - все давным-давно уже было согласовано с телекомпаниями, вещающими из «Альберт Парка» в прямом эфире.
Как известно, главная изюминка Формулы-1 – это вечный поиск технических решений, находящихся на грани технического регламента. Следует признать, что в этом отношении сезон-2010 начался захватывающе! Еще не успели толком прийти в себя после «управляемого аэродинамического элемента» McLaren, в роли которого выступает гонщик, как паддок Мельбурна полнился новыми слухами! Оказалось, что одна из причин, по которым Red Bull и Ferrari в квалификации в Бахрейне выглядели сильнее остальных, - это системы, с помощью которых регулируется дорожный просвет. Вот ведь в чем загвоздка: под грузом топлива болид проседает даже со сверхжесткой подвеской Ф1, вносить изменения в настройки шасси после квалификации запрещено, поэтому на квалификацию с пустыми баками все выходят со слегка завышенным клиренсом, что, конечно, не оптимально. Однако в Ferrari и Red Bull нашли способ решить проблему, быстро регулируя клиренс перед гонкой и затем, по ходу пит-стопов, когда машина становится легче. Причем, если в Ferrari используется механический способ, то в Red Bull нашли более оригинальное решение, попросту закачивая перед стартом газ в амортизаторы, что не противоречит букве технического регламента! После этого неудивительно, что в квалификациях Red Bull RB6 просто летят по трассе.
Не дает соперникам покоя и система воздуховодов McLaren. Уже в Мельбурне свой вариант представила команда Sauber. Правда, по утверждению представителей швейцарской команды, работа началась уже давно, собственно, поэтому ее результаты и были представлены уже в Мельбурне. Система Sauber отличается от варианта McLaren, причем как расположением воздухозаборников: они на С29 расположены на боковых понтонах, так и принципом работы: система перекрывает движение воздушного потока автоматически, при определенных значениях давления набегающего воздуха, в отличие от McLaren, где работой системы управляет гонщик. В этом недостаток варианта Sauber, ведь в данном случае использованию системы не хватает определенной гибкости.
Впрочем, пока опытные игроки находятся в неустанном поиске, новички решают свои проблемы. Выяснилось, что методы компьютерного моделирования и расчета дали легкий сбой, и на поверку топливные баки Virgin оказались недостаточно вместительными для того, чтобы добираться до финиша… Команда уже получила разрешение от FIA на серьезные изменения в конструкции задней части шасси.
Прогноз погоды обещал дожди на протяжении всех дней уик-энда, однако квалификация целиком прошла посуху, пусть и при достаточно пасмурной погоде. Вновь Red Bull продемонстрировал свое преимущество, вновь Себастьян Феттель в блестящей манере завоевал поул-позишн – уже второй в этом году. Марк Уэббер на глазах своей публики был очень близок к завоеванию поула, он был вторым, отстав от напарника совсем ненамного, но великолепное прохождение двух первых секторов и яростная атака поребриков на грани срыва на третьем принесли успех Себастьяну. Впрочем, кто уж точно продемонстрировал искусство езды на грани в условиях пониженного сцепления в «Альберт Парке» - это Камуи Кобаяши, который по ходу второй квалификационной сессии влетел в последний поворот трассы в заносе, но искусно отловил машину. Блестящий контроль над болидом Ф1 – если бы не так, японец стал бы причиной красных флагов.
Многие действительно вплотную столкнулись с этой проблемой: как компенсировать недостаток сцепления с трассой, как добиться приемлемого баланса. Похоже, Виталию Петрову решить эту задачу так и не удалось. После уверенных тренировок в пятницу, в субботу поведение Renault R30 ухудшилось. В квалификации Виталию удавались неплохие времена на секторах, но собрать их в единый хороший круг не удалось: и русский гонщик остался за бортом первой квалификационной сессии. Впрочем, относительно Бахрейна он потерял всего одну позицию – вместо 17-го стал 18-м.
Нелегко пришлось и партнеру Виталия, но гораздо более опытный Роберт Кубица пробился-таки в Top-10. Гораздо большее удивление вызвала неудача Льюиса Хэмилтона. Британец, которому удалось показать лучшее время в одной из сессий свободных заездов, который был затем арестован австралийской полицией за то, что, видимо на радостях, решил покрутить «пончики» на дороге общего пользования, в один из решающих моментов уик-энда оказался неспособен показать достойный результат. Льюис жаловался на катастрофический недостаток сцепления, из-за которого он так и остался одиннадцатым, за бортом первой десятки. И это Льюис, который славится умением пилотировать при недостаточном уровне «держака», достаточно вспомнить его успехи в Монако, Монреале, да том же Мельбурне!
О недостатке сцепления говорил и партнер Льюиса, Дженсон Баттон, но почувствуйте разницу! Дженсон не только пробился в Top-10, но и квалифицировался на четвертой позиции, разбив пару Ferrari! Дженсон по-прежнему улыбается, по-прежнему приятен в общении, но он работает изо всех сил. Надо просто понять одну простую вещь – этот сезон: самый важный и самый сложный в уже довольно долгой карьере Баттона в Ф1.
Завершая рассказ о квалификации, отметим третий результат Фернандо Алонсо, который был очень близок к временам пилотов Red Bull, а также то, что Нико Росберг второй раз подряд ненамного опередил Михаэля Шумахера – пилоты Mercedes GP квалифицировались, соответственно, на шестой и седьмой позициях.
Незадолго перед стартом гонки над «Альберт Парком» начался дождь, и стало окончательно ясно, что скучать в этот день уж точно не придется. Правда существовали определенные опасения, что старт могут дать за пейс-каром, как повелось в последнее время при дождевых Гран При, но к счастью, старт был дан, как и положено, с места, и сохранил всю свою драматичность.
Феттель выиграл старт, - и, наверно, он был единственным, кто мог себя чувствовать в тот момент достаточно спокойно. Позади же события разворачивались калейдоскопически стремительно. Алонсо провалил старт, излишне пробуксовав, Масса же напротив, среагировал идеально. Уже к первому повороту бразилец оставил позади себя и партнера по команде, и Баттона, который также не сумел избежать пробуксовки. А вскоре Фелипе легко разобрался и с Марком Уэббером, что выглядело особенно впечатляюще!
Алонсо же явно не повезло, сражаясь в первом повороте бок о бок с Баттоном, он слегка коснулся McLaren британца и потерял контроль над болидом, Ferrari развернуло поперек трассы, в результате алый болид задел атаковавшего по внешней траектории Михаэля Шумахера. Уже в самом начале гонка двух знаменитых чемпионов была испорчена… Фернандо откатился на последнее место, Михаэль направился в боксы, высекая перекосившимся передним крылом своего Mercedes искры из асфальта…
На этом события первого круга далеко не исчерпывались. Сражение Камуи Кобаяши с Себастьяном Буэми привело к вылету последнего с трассы. Впрочем, и японец не задержался в гонке намного дольше, так как потеряв контроль над болидом из-за поврежденного переднего крыла он въехал по касательной в одну из стенок, ограждающих трассу, после чего его уже неуправляемый Sauber протаранил еще и Williams Нико Хюлкенберга. Разумеется, подобный масштаб событий не мог не привести к выезду на трассу пейс-кара, и великолепный Mercedes SLS AMG, «Крыло чайки» в современной интерпретации, открыл свой гоночный сезон.
В свете всех вышеперечисленных событий следует отметить также отменный старт Роберта Кубицы, поднявшегося с девятого на четвертое место и Виталия Петрова, который с 18-го места на старте переместился на десятое. Бруно Сенна поднялся на 14 место – вот результат подобных «бурных» стартов!
Как только пейс-кар покинул трассу, Марк Уэббер, не откладывая дела в долгий ящик, атаковал и прошел Фелипе Массу. Два Red Bull возглавили гонку, восстановив статус-кво. Вскоре произошло и еще одно довольно яркое и любопытное событие – в борьбе за позицию Льюис Хэмилтон, до того добившийся хорошего прогресса на старте Гран При, опередил партнера по команде, Дженсона Баттона. Маневр в первом повороте вышел убедительным и красивым. Вот она, принципиальнейшая схватка: Дженсон опередил Льюиса в квалификации, сравняв счет квалификационных дуэлей, но в гонке, в непосредственной схватке на трассе Льюис оказался сильнее. Здесь можно поставить по выбору любой знак препинания: «?» или «!», как вам больше нравится…
| |
Дождь тем временем уже прекратился, трасса стала быстро высыхать. На шестом круге гонки Дженсон Баттон устремляется в боксы, меняя промежуточные шины на слики. Вернувшись на трассу, Дженсон значительно уступает своим непосредственным соперникам, более того, в третьем повороте поскальзывается и вылетает за пределы трассы, но возвращается… «Это было мое решение – рано перейти на слики. Гонщику всегда намного проще оценить состояние трассы, чем команде. В начале гонки у меня были проблемы с балансом в дождевых условиях, и я решил рискнуть. Я решил раньше поехать в боксы за сликами, - трасса уже подсохла, вода оставалась только на некоторых участках».
Всего двумя кругами спустя на пит-лейне наблюдается столпотворение. Все устремились за сликами. Дольше других на трассе задерживаются Марк Уэббер, возглавивший гонку, и Адриан Сутиль. Марк в боксах на 11 круге, на четыре круга позже Баттона, и на два – всех остальных. Судя по всему, австралиец затянул с принятием решения – на трассу он вернулся шестым.
Увы, к этому моменту в гонке уже не было Виталия Петрова. Россиянин не смог заправить болид в один из поворотов третьего сектора, который провоцирует недостаточную поворачиваемость, и застрял в гравийном поле…
Марк Уэббер не сильно смутился проигранными позициями, и сходу, только-только прогрев покрышки, взялся за дело. Все же Red Bull RB6 выглядел в «Альберт Парке» просто безупречно. Уэббер явно быстрее Массы, и на торможении перед первым поворотом выходит вперед. Сидящий на заднем крыле австралийца Льюис Хэмилтон последовал его примеру, и также проехал мимо бразильца – Фелипе разом теряет две позиции. Но на этом эпизод еще не закончен. На торможении перед третьим поворотом Льюис атакует Уэббера, Марк вылетает за пределы трассы, теряя позиции и время в гравийной полосе безопасности. Сам Льюис теряет скорость, чем тут же пользуется Масса, возвращая себе позицию впереди.
За событиями, происходящими в гуще пелетона телекамеры редко показывают другой Red Bull RB6, а ведь Себастьян Феттель безупречно лидирует в гонке. Казалось, все эти события остаются в стороне от него, он уверенно идет к победе, несмотря на переменчивые погодные условия, машину безопасности и т.д. Но кто же на втором и третьем местах? Дженсон Баттон – второй, Роберт Кубица – третий! Риск Дженсона оправдался, и он разом оставил позади себя целую группу конкурентов. Что касается Роберта, он все сделал вовремя, безупречно пилотируя при этом свой Renault R30 в скользких мельбурнских условиях.
Гонка миновала первую треть, и кто же ставит лучшее время на круге? Фернандо Алонсо! Испанец блестяще прорвался из хвоста пелетона, и вернулся в борьбу. Как же обстоят дела у другого участника инцидента на первом круге, Михаэля Шумахера? Увы, Шуми не демонстрирует прыти, подобно Алонсо. Он прошел целую группу пилотов, но это все в основном обладатели гораздо более слабых машин, и нельзя сказать, что Михаэль сделал это с огромной уверенностью. Не то что стремительный красный ураган Алонсо! Забегая вперед, скажу, что практически до самого финиша Михаэль вел упорную борьбу с Хайме Альгерсуари, и испанец, которому здесь, по ходу уик-энда исполнилось 20, показал себя молодцом.
Впрочем, достижение Алонсо не продержалось долго. Всего кругом позже рекорд круга бьет Марк Уэббер – с его Red Bull все в порядке! Вскоре Марк вплотную настигает Алонсо.
Парой кругов спустя Льюис Хэмилтон все же нашел возможность для результативной атаки на Массу, и практически синхронно, Марку Уэбберу удается обгон Алонсо! Вы еще помните «Сахир»?..
Самая большая драма Гран При происходит практически на середине дистанции. Себастьян Феттель вылетает с трассы с дымом из-под колес, и замирает посреди гравийной ловушки. Гонка для безупречного лидера на этом, к сожалению, окончена.
И в лидеры выходит уже Дженсон Баттон!
Как практически сразу рассказал Себастьян Феттель, его вылет стал следствием разрушения левого переднего тормозного диска. Как же обидно, уже вторую гонку подряд великолепный немецкий пилот лишается победы из-за технических неисправностей!
А гонка на этом не заканчивается. Великолепную борьбу ведут Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Льюис протискивается по внутреннему радиусу в скоростной секции круга, но Нико контратакует, McLaren и Mercedes бок о бок мчатся на протяжении пары поворотов, но Хэмилтон остается впереди, заняв более выгодную внутреннюю траекторию при подходе к третьему сектору.
И практически сразу же Марк Уэббер в очередной раз обходит Фелипе Массу.
А потом начинается тактическая борьба. Михаэль Шумахер совершил пит-стоп, обув свежий комплект сликов, и вскоре ему удается лучший круг гонки. Это как сигнал для многих! Боксы посещает Марк Уэббер, кругом спустя переобувается Нико Росберг. Когда Нико выехал на непрогретых покрышках на трассу, сзади его настигал Уэббер, уже успевший прогреть свой комплект шин. На том же круге последовала результативная атака.
А в боксах тем временем уже Льюис Хэмилтон. Выезжая на трассу он вновь оказывается по соседству с Уэббером. Они вновь, уже который раз по ходу австралийского Гран При, нашли друг друга! И вновь безусловно следует атака, Уэббер опережает Хэмилтона, но Льюис контратакует, и успешно!
И только лидеры не стремятся в боксы. Положение Баттона можно понять – его отрыв весьма велик, но по поводу плотной группы, состоящей из Кубицы, Массы и Алонсо возникают большие сомнения. Уж больно стремительно мчатся в «Альберт Парке» Уэббер с Хэмилтоном!
Любопытный момент, когда Фернандо Алонсо запрашивает боксы, когда же ему все-таки ехать на пит-стоп, и получает ответ, что это в общем-то нецелесообразно, так как сменившие резину не особо-то и быстрее. При этом на обеих Ferrari резина порядком изношена. Возникают мысли, что в «Скудерии» после ухода Росса Брауна в тактическим плане наблюдается легкий бардак, хотя, например, инженер Фелипе Массы Роб Смедли всякий раз демонстрирует оригинальное мышление, и в этот раз очень толково советовал бразильцу, как ему вести борьбу в картинговом стиле. Спасибо Ferrari и за то, что командная тактика пока спрятана глубоко в шкаф. Алонсо по ходу большей части дистанции был быстрее Массы, атаковал его, но Фелипе не уступал, и не получил приказа из боксов. Это важно, и это повышает акции Массы в данной внутрикомандной борьбе.
А Хэмилтон и особенно Уэббер очень быстры. За 10 кругов до финиша Марк в очередной раз обновил лучшее время круга австралийской гонки. За 5 кругов до финиша Льюис с Марком достают группу из Кубицы и двух Ferrari. И если до Роберта еще нужно добраться, то Алонсо – вот он, практически на блюдечке! И Льюис начинает свои атаки. Кажется, что McLaren и Red Bull экспрессом промчатся мимо пары Ferrari. Но что это? Хэмилтон жалуется боксам, что его резина уже «убита»! Что же тогда можно сказать о Ferrari?
На предпоследнем круге Льюису удалось подготовить атаку, в той же скоростной секции, где он уже обходил по ходу этой гонки Росберга. Британец занял внутреннюю траекторию на торможении, но Алонсо оставил ему минимум места, и лезть Хэмилтону было уже практически некуда. Льюис сбросил скорость, и в этот же момент его протаранил Марк Уэббер… Finite la comedia!..
В конце десятки, тем временем, Михаэль Шумахер все же смог провести решающие атаки, последовательно пройдя Альгерсуари и де ла Росу. Таким образом, Михаэль все же попадает в Top-10, гарантирующую очки.
На подиуме «Альберт Парка» в этот день собрались сплошь триумфаторы, ни одного проигравшего! Великолепный Дженсон Баттон – кажется теперь с серьезностью его намерений придется считаться всем. Его слово в борьбе за место под солнцем (в истории Ф1) оказалось весомым, теперь слово за Льюисом. Роберт Кубица – подиума от Renault уже во второй гонке в сезоне никто не ждал! Впрочем, это Мельбурн, здесь всякое бывает. И, наконец, Фелипе Масса, который вторым подиумом подряд блестяще начинает этот сезон. Фелипе одерживает очень убедительную победу над напарником по команде, в первую очередь в моральном плане.
Великолепный Гран При Австралии окончен. Можно поздравить всех настоящих поклонников Ф1 – это был настоящий классический Гран При, из разряда тех, за которые любят «Королевскую Формулу»! В нем было все: борьба на трассе, непредсказуемость погодных условий, тактические решения, обгоны. Не стоит забывать и о технических новинках, рождаемых инженерами Формулы-1, о которых я упоминал в начале статьи.
Остается вопрос: так что же было исключением, «Сахир» иль Мельбурн?
«Большой цирк» спешно собирает шатры, отправляясь в Куала-Лумпур, знаменитый своими башнями-близнецами Petronas, где уже на следующей неделе пройдет Гран При Малайзии. В чемпионате мира нас ждут также два «близнеца»: творения Германа Тильке «Сепанг» и Международный автодром Шанхая. Вот там мы и узнаем больше о тенденциях сезона-2010. Ох, честно говоря, хочется мне, чтобы и на эти трассы пролился дождь!
28.03.2010
Тэги: австралия, альберт парк, виталий петров, воздуховод, дженсон баттон, заубер, корректировка дорожного просвета, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, мельбурн, ред булл, роберт кубица, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари