После долгих трех недель летнего перерыва чемпионат мира Ф1 возобновился в последние выходные августа в Спа-Франкошам. Уик-энд с самого начала проходил по классическим канонам легендарной бельгийской трассы. Дожди лили на протяжении всех дней, то начинаясь, то заканчиваясь, соответственно ни одна сессия не обходилась без мокрого асфальта.
К старту Гран При, тем не менее, трасса была в сухом состоянии, а небо пусть и было затянуто облаками, но дождя не было. Марк Уэббер, на победной пресс-конференции в Будапеште говоривший о том, что победить в Спа и Монце будет подобно мечте, накануне как раз завоевал очередной, уже пятый в сезоне поул-позишн. При этом его партнер и соперник Себастьян Феттель уступил не только австралийцу, но пропустил вперед также известного мастера по трассе в Спа Льюиса Хэмилтона и Роберта Кубицу, на Renault R30 которого в Бельгии появился долгожданный воздуховод. Однако долго удерживать позицию №1 Марку не пришлось. Уже на первых метрах дистанции, от стартового поля к шпильке La Source, мимо Уэббера промчалось несколько соперников, и проваливший старт австралиец оказался на шестом месте. В лидеры же выбился Хэмилтон, возглавивший пелотон, опережая Кубицу и отлично стартовавшего с пятой позиции Дженсона Баттона.
Небеса решили долго не тянуть, и уже по ходу первого круга на трассу упали первые капли дождя. И тут же произошла первая драма этой гонки. Проводивший беспрецедентный 300-й старт в своей карьере Рубенс Баррикелло, накануне отлично квалифицировавшийся на седьмом месте, потерял контроль над своим Williams на торможении перед шиканой Bus stop, и со всего размаху влетел в Ferrari Фернандо Алонсо. Юбилейная гонка ветерана-рекордсмена закончилась едва начавшись, а для одного из претендентов на чемпионский титул также оказалась полностью испорченной. Правда Алонсо повезло – его Ferrari F10 оказалась повреждена не сильно, он вернулся в боксы, где ему одним из первых поставили промежуточную резину, и после короткой проверки и небольшого ремонта выпустили обратно на трассу. Но вернулся Алонсо лишь на 18 месте, и ему оставалось надеяться лишь на серьезное усиление дождя.
Под дождем произошли некоторые изменения в головке пелотона. Роберт Кубица, славящийся блестящим пилотажем при ограниченном сцеплении с трассой, на этот раз ошибся, соскользнув с траектории в Eau Rouge – Raidillion, чем немедленно воспользовался Дженсон Баттон. Два McLaren возглавили пелотон. Марк Уэббер, уверенным маневром опередив Фелипе Массу, поднялся на пятое место, чуть-чуть компенсировав стартовую неудачу. Эти перестановки успели произойти до того момента, как гонку нейтрализовал сейфти-кар – ситуация в Bus Stop потребовала появление на трассе автомобиля безопасности. Алонсо не повезло, а дождь тем временем, смочив немного полотно, утих. Фернандо пришлось возвращаться на пит-лейн за сухим комплектом шин.
На рестарте, который произошел после третьего круга, Хэмилтон уверенно выиграл, а не менее голодный до успеха Себастьян Феттель на торможении в La Source опередил Кубицу. Поляк откатился уже на четвертое место, в то время как Феттель стал третьим, - и впереди него только соперники в борьбе за титул из McLaren.
Интересное дело – великой трассе Спа обязательно требуется выделить одного из пилотов над остальными, короновать его, сделать своим Властелином. Таким был Сенна, потом Шумахер. Михаэль еще выступал в Ф1 (имею в виду его основную карьеру, а не нынешнее возвращение), когда блистать в Спа начал Райкконен. А после ухода Шуми Кими регулярно демонстрировал, что здесь – уже безраздельно его территория, он – Король Спа. Теперь Кими постигает нелегкую раллийную науку, а на роль лидера в Спа неуклонно выбивается Льюис Хэмилтон. Он вел жесткую борьбу за победу в 2008 году как раз с Райкконеном, после чего выиграл гонку, но был дисквалифицирован за срез шиканы Bus Stop. Теперь на этом месте поставили стеночку из шин, чтобы ни у кого не возникло соблазна. Официальным победителем был назван Фелипе Масса, но все же бразилец большой мастер на других трассах, а среди величественных холмов и лесов Арденн теряется в общей группе пелотона. Льюис демонстрировал, что Спа – это его трасса, и пусть он еще не Король, но Принц точно.
Льюис лидировал, а Баттон начал отставать – проблемы с передним антикрылом. Запах крови немедленно учуял Феттель, насевший на англичанина, но все-таки повреждения были не настолько серьезны, чтобы Дженсон терял слишком много. Баттон уверенно сдерживал пилота Red Bull позади себя. До поры до времени. На 17 круге Себастьян пошел в решительную атаку на подступах к Bus Stop, но потерял контроль над своим Red Bull RB6 на торможении, машину резко дернуло вправо, прямо в болид Дженсона, пробив ему радиатор. McLaren MP4/25 Баттона застыл на обочине, а Феттель был вынужден направиться в боксы для замены носового обтекателя. Ему еще повезло – болид оказался практически не поврежден. Впрочем, стюарды имели другое мнение, решив что Себастьяну надо еще разок наведаться на пит-лейн, чтобы отбыть штраф. Что ж, немец действительно был виноват в этом происшествии, вина целиком и полностью лежит на нем. Да Феттель и не отрицал этого после гонки, принеся извинения Баттону. Тому, конечно, было не легче.
Так или иначе, но еще два претендента на титул оказались выбитыми из борьбы за высокие места. Ведь хоть Феттель и продолжил гонку, и показывал неплохую скорость, в один момент даже перебив результат лучшего круга Льюиса Хэмилтона (хотя окончательный лучший круг все равно остался за Льюисом), но после всех лишних посещений боксов Себастьян оказался далеко позади. У него еще оставались некоторые шансы на очки, но после жесткой дуэли с Витантонио Лиуцци опять же в Bus Stop, Себастьян получил прокол задней шины, после чего был вынужден еще целый круг плестись на поврежденной машине по направлению к боксам! Теперь его шансы на очки были окончательно потеряны. Что и говорить, но демонстрируя блестящую скорость, Феттель часто проявляет излишнюю импульсивность, слишком дергается. Уже два столкновения с непосредственными соперниками в борьбе за титул, произошедших при сражениях за высокие позиции (Турция с Уэббером, Бельгия с Баттоном), оба – по вине Феттеля, и огромное количество потерянных очков. Честно – я сильно удивлюсь, если Себастьян все-таки станет в 2010-м чемпионом мира.
В момент плановых пит-стопов, проходивших примерно на середине дистанции, Льюис Хэмилтон спокойно, с запасом сохранил лидерство. Интереснее было в ситуации с Кубицей и Уэббером, поднявшимися перед этим на, соответственно, вторую и третью позиции после инцидента между Феттелем и Баттоном. Марк останавливался раньше, на 23 круге, Кубица совершил пит-стоп кругом позже, и этого одного-единственного круга хватило австралийцу чтобы прогреть резину и приблизиться. Роберт выехал буквально перед носом Red Bull, Уэббер прессинговал в Eau Rouge, и затем, на протяжении всего подъема Kemmel, но поляк удержался, сохранив вторую позицию. Впрочем, дуэль здесь еще была не закончена.
Очередная драма началась на 34 круге, когда на трассу обрушился довольно сильный дождь. Ряд пилотов сразу же направились в боксы за дождевой резиной, но лидеры остались еще на один круг. Однако на втором секторе уже было слишком много воды, и Льюис Хэмилтон вылетел за пределы трассы. Тем не менее, Льюис не потерял контроль над машиной, к тому же ему просто повезло. Проскочив по гравийной ловушке, его болид McLaren MP4/25 едва-едва разминулся со стеной. Еще чуть-чуть, - и гонка Льюиса была бы окончена. Но везет, как известно, сильнейшим. Вернувшись на трассу, Хэмилтон даже не утратил лидерства, - настолько велик был его отрыв от Кубицы.
А вот Роберт свою позицию все-таки утратил, но случилось это немного позже, а именно в момент, когда лидирующая группа пилотов во главе с Хэмилтоном отправилась друг за другом в боксы. Кубица, по его собственным словам, отвлекся на переключатели на руле, корректируя режим работы, из-за чего совершил ошибку на торможении перед боксами, чуть не посбивав своих механиков. К счастью, все обошлось, но потеря времени на пит-стопе привела к тому, что Уэббер все-таки смог опередить поляка в борьбе за вторую позицию.
Вскоре окончательно закончилась гонка для одного из претендентов на титул. Фернандо Алонсо, поднявшийся уже на восьмую позицию, потерял контроль над своим болидом на спуске к Rivage, где было слишком много воды, и разбил Ferrari об отбойник. Алая F10 перегородила трассу поперек, что привело ко второму за гонку выезду автомобиля безопасности. Все же это был не день Алонсо, как и не день Феттеля, и не день Баттона…
Рестарт был дан на 41 круге, и вновь Льюис все держал под контролем. Осталось еще четыре круга по промокшей трассе Спа, после чего Льюис Хэмилтон наконец завоевал свою первую официальную победу в Гран При Бельгии. Случилось это на глазах Рона Денниса, фактически давшего Льюису путевку в гоночную жизнь, который присутствовал в Спа в боксах McLaren. Марк Уэббер финишировал вторым, что было в сложившихся условиях максимально возможным результатом, а Роберт Кубица завоевал заслуженный подиум. Renault R30 с воздуховодом поехала в Спа просто здорово!
Одержав победу в Спа, Льюис Хэмилтон вышел в лидеры чемпионата мира, отодвинув Марка Уэббера на вторую строчку. При этом Red Bull опережает McLaren в Кубке конструкторов всего на одно очко!
Теперь о нашем парне. Когда в субботу Виталий Петров, заехав на самом первом круге на мокрый бордюр девятого поворота, потерял контроль над своим болидом, который, уткнувшись в отбойник, замер на обочине, думаю, далеко не у одного болельщика в России екнуло сердце. Так и не показав квалификационного времени, Виталий отправился на последнюю позицию, с которой поднялся на предпоследнюю после штрафа Педро де ла Росы. Но Виталий не собирался сдаваться.
Блестящий старт и отличный первый круг переместили Петрова уже на 11 место, на самых подступах к очковой зоне. При этом прямо позади Виталия находился Великий Мастер Спа-Франкошам Михаэль Шумахер! Дальше больше. Виталий подобрался вплотную к Нико Росбергу, атаковав его слипстримом на прямой Kemmel. Росберг упорно защищался, но Петров пошел до конца, атаковав Нико снаружи на входе в Les Combes. Росбергу пришлось отступить. Чем тут же воспользовался его напарник, Шумахер, следом за Петровым преодолев Росберга. При этом не обошлось без легкого контакта между партнерами по Mercedes.
Виталий отлично проводил эту гонку в переменных погодных условиях, и все же пилотам Mercedes удалось его опередить. Погода сыграла на руку гонщикам Трехлучевой звезды. В расчете на то, что во второй половине гонки все же пойдет дождь, Росберг и Шумахер до предела оттягивали момент своих пит-стопов, и все-таки своего дождались. В результате пит-стопы на 34 круге стали для гонщиков Mercedes единственными по ходу гонки, тогда как Петров был вынужден тогда же совершать свой уже второй пит-стоп, и, таким образом, остался позади. Точно также Виталия смог опередить и Камуи Кобаяши. Однако Виталию не о чем было грустить! Очередная зрелая гонка, проведенная на одной из сложнейших трасс в мире, принесла Петрову очередные очки в зачет чемпионата мира. Да что там – с 23 места на старте на девятое на финише, - говорит само за себя!
Теперь, после бельгийской классики классика итальянская. «Аутодромо Национале ди Монца» ждет в начале сентября.
Тэги: бельгия, виталий петров, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, рено, роберт кубица, рубенс баррикелло, себастьян феттель, спа, ф1, фернандо алонсо