Конец июля. Гран При Германии, Хоккенхайм. Сезон только-только перевалил за свой экватор, и находится на самом летнем пике. Нет, нельзя сказать, что сейчашние этапы значительно важнее других, в конце концов, очки на любом Гран При дают одинаковые. Но важен тот результат, тот импульс, с которым команды уйдут на августовский перерыв. Положение перед летними каникулами во многом определит, на что те или иные команды и пилоты будут рассчитывать осенью.
Поэтому «гонка вооружений» продолжается. Модернизация ведется в прежнем темпе. В Германию важнейшие обновления привезли Ferrari и McLaren, которые по-прежнему полны решимости догнать по скорости Red Bull с их великолепными RB6. На F10 был представлен усовершенствованный «выдувной» диффузор, на который «Скудерия» возлагала особые надежды. Не зря после ряда неудачных гонок, когда скорость у Ferrari в общем-то была, не было только положительного результата, Стефано Доменикали громкими словами поднимал команду на борьбу. «Если вы не верите, что мы можем побороться в этом году за чемпионство – увольняйтесь!» Громкие, пафосные слова, но форма Ferrari в Хоккенхайме действительно оказалась хороша с самых первых тренировок.
McLaren – другое дело. Первая попытка внедрения «выдувного» диффузора на домашнем этапе в Сильверстоуне провалилась, к Хоккенхайму были сделаны необходимые доработки, и на этот раз система нижнего выхлопа на MP4/25 заработала. Однако, это были лишь первые шаги, гонщики пока только привыкают к пилотированию модернизированной машины, инженеры учатся работать с новой системой, - впереди еще долгий путь. К тому же, погода в Хоккенхайме не слишком способствовала… После изнуряющей жары, измучившей почти всю Европу, в федеральную землю Баден-Вюртемберг на неделе, предшествующей Гран При пришла долгожданная прохлада, дожди, и это в определенной степени принесло облегчение как участникам Гран При, так и его зрителям. Но дождь, продолжавшийся по ходу первой пятничной практики, конечно помешал работе McLaren. На мокрой трассе практически невозможно заниматься испытанием аэродинамических новинок по причине того, что сцепление с трассой в любом случае слишком низкое, чтобы позволить получить сколько-либо объективные результаты. Вдобавок, Льюис Хэмилтон поскользнулся на бордюре второго поворота трассы, который с этого года носит гордое имя «Берни Экклстоун», после чего стал пассажиром в собственной машине, болид был разбит. Механики смогли восстановить MP4/25 №2 лишь к концу второй тренировки, и большой пользы, увы, Льюис команде в пятницу принести не смог. Почти вся испытательная работа легла на плечи Дженсона Баттона, итогом чего стало утверждение использования нового диффузора в квалификации и гонке. Пожалуй, единственно правильное решение!
Кстати, продолжает модернизацию и Williams. В Хоккенхайме на FW32 Рубенса Баррикелло появилась новейшая версия «выдувного» диффузора, что потом принесло результат в квалификации. Об этом ниже, но постоянное усовершенствование болида в Williams вызывает уважение. Единственная проблема британцев, их слабое звено, - судя по всему моторы Cosworth. Не самые мощные в пелотоне, но, самое главное, резко теряющие характеристики по ходу жизненного цикла.
Расклад сил перед квалификацией говорил о том, что на этот раз главными соперниками Red Bull станут Ferrari, а McLaren окажется немного в тени. Прогноз полностью оправдался. Более того, именно Фернандо Алонсо задавал темп на протяжении всей квалификации. Испанец установил лучшие результаты и в первой, и во второй сессии, и почти доминировал в третьей, решающей. Ближе всего к Алонсо были напарник Масса и два пилота Red Bull, причем Себастьян Феттель на домашней земле (да после шоу, устроенного неделей ранее в родном городе пилота Хеппенхайме) смотрелся поувереннее Марка Уэббера.
Решающая попытка Алонсо была отличной, принеся ему вновь промежуточный поул. Да вот только последнее и решающее слово вновь осталось за Феттелем! Заключительный круг Себастьяна был просто великолепным, и позволил ему выиграть поул-позишн с преимуществом в 0,002 секунды! Феттель выиграл уже шестой поул по ходу сезона, и 11-й в карьере. И это не только блестящая квалификационная форма Red Bull RB6, - на счету команды уже 10 поулов в одиннадцати гонках сезона! В действиях Феттеля, в его способностях вырывать поул-позишн в решающие мгновения есть что-то magic, лично мне напоминающее Хуана Пабло Монтойю образца 2002 года. Тогда в чемпионате доминировала Ferrari, но в квалификациях раз за разом Монтойя творил чудеса, вырывая поул-позишн из рук соперников, выступая за Williams. Это был последний сезон, когда квалификации в Ф1 проводились по классическим правилам, пилот мог проехать 12 кругов в любой момент в течение квалификационного часа, с любым количеством топлива, и Хуан Пабло «настрелял» за сезон семь поул-позишн. Сейчас, когда квалификация проводится по системе «нокаут», в решающей сессии гонщики вновь могут выезжать с минимумом топлива на борту, и потому квалификации вновь стали соревнованием в чистой скорости. И Феттель хорош в этих условиях, очень хорош!
Партнеры Себастьяна и Фернандо разыграли между собой второй ряд стартового поля. Фелипе Масса не смог собрать в решающей попытке все секторы трассы, поэтому был третьим, прилично уступив времени поула. Марк Уэббер испортил себе заключительную попытку ошибкой в первом повороте, слишком широко выйдя из него, а потому остался четвертым.
В паре McLaren, занявших весь третий ряд, быстрее на этот раз был Дженсон Баттон. Однако британца расстроило, что он проиграл времени поула целых 0,7 секунды. Да, McLaren проигрывали в Хоккенхайме и Red Bull, и Ferrari, особенно явно это проявилось в условиях квалификации.
Очередное уверенное выступление Роберта Кубицы никого уже не удивляло. Поляк снова уверенно отобрался в Top-10, где стал седьмым, проиграв лишь пилотам трех ведущих команд. На мой личный взгляд, Кубица – на данный момент главное открытие этого сезона, наряду с Баттоном. Зато удивили Williams. Рубенс Баррикелло блеснул по ходу второго сегмента, показав шестой результат! Не зря команда внедряла новинки. В итоговом сегменте, правда, опытнейший бразилец был не столь быстр, из-за гранулирования мягких шин. Нико Хюлкенберг тоже произвел впечатление, пробившись в Top-10, для чего ему пришлось вытеснить из десятки лучших самого Михаэля Шумахера! Для Mercedes домашний уик-энд не задался, хотя ожидания были велики, и девятый квалификационный результат Нико Росберга никак не тянет на успех…
Что касается Виталия Петрова, - к сожалению, в Top-10 пробиться россиянину не удалось, он показал 13 время, не избежав помарки по ходу решающей попытки, но 0,5 секунды проигрыша опытному и очень быстрому напарнику, - вполне в пределах нормы для новичка.
Старт гонки выдался богатым на события. Себастьян Феттель, вновь стартуя с поула, в очередной раз перемудрил. По словам немца, машина резко дернулась на первых метрах, из-за чего он потерял в динамике разгона. Так или иначе, но действия Феттеля на старте домашнего Гран При выглядели весьма неуверенными. Себастьян, явно проиграв в динамике старта обеим Ferrari, резко устремился направо, прижимая, Алонсо, но Фернандо удалось вырваться вперед перед апексом первого поворота. А по внешней траектории обоих прошел Фелипе Масса, прекрасно реализовавший старт с третьей позиции. Правда, Масса слишком широко вышел из первого поворота, используя обочину, видимо, не решившись зауживать траекторию, опасаясь, что там могут находиться соперники. Не он один таков, - при старте в Хоккенхайме использование внешней обочины первого поворота давно считается в пределах нормы.
Из событий первого круга следует отметить провал Баттона, уступившего Хэмилтону, и еле удержавшегося впереди Кубицы, и уверенный прорыв Льюиса. Хэмилтон не только на первых метрах обошел партнера по команде, но затем атаковал Марка Уэббера, уверенно и жестко опередив его на торможении перед «Шпицкер». На выходе Льюис забирал максимально широко, не давая Марку не единого шанса. Два, возможно, самых жестких гонщика в современном пелотоне, не считая Михаэля Шумахера.
Михаэль сумел опередить на первом круге Нико Росберга, Баррикелло и Хюлкенберг провалились, зато Петров поднялся на 12 место (как раз сразу позади Рубенса). Но более всех начудили в Toro Rosso и Force India. Себастьян Буэми как раз стартовал очень хорошо, но на торможении перед «Шпицкером» его нагнал собственный партнер Хайме Альгерсуари, на чем гонка для швейцарца, собственно говоря, была завершена. Адриан Сутиль и Витантонио Лиуцци тоже не обошлись без контакта, и это после столь неудачной для Force India субботы. Уик-энд в Германии был явно не их…
|
В первой фазе гонки Фелипе Масса уверенно развивал завоеванное на старте преимущество. Алонсо был поблизости, пилоты Ferrari обменивались быстрейшими кругами, ведя гонку. На комплекте шин SuperSoft бразилец чувствовал себя превосходно, и Алонсо приходилось непросто, преследуя партнера. Проблема была лишь в том, что Bridgestone привез в Хоккенхайм диаметрально противоположные составы резины, SuperSoft и Hard, и как раз с жесткими шинами Масса не находил общего языка на протяжении всего нынешнего сезона. Но на мягких Фелипе пилотировал блестяще, и даже сумел создать небольшой задел. Единственный пилот, державшийся за лидирующими Ferrari, был Себастьян Феттель, и как раз он первым из лидеров отправился на пит-стоп, чтобы заменить поизносившуюся мягкую резину на комплект жесткой. Все остальные гонщики, начиная с Льюиса Хэмилтона, уже порядочно отставали, и после пит-стопа, совершенного на 13 круге гонки, Себастьян смог вернуться на трассу шестым, впереди Роберта Кубицы.
В Ferrari не стали затягивать с пит-стопами. Уже через круг после Феттеля свою смену резины произвел Алонсо, а еще кругом спустя Масса, выпустивший, таким образом, в лидеры гонки Дженсона Баттона, так как к этому моменту свои пит-стопы уже успели совершить и Хэмилтон, и Уэббер.
Этот момент и стал критическим для Массы. Алонсо сразу же смог привести жесткие шины в рабочие кондиции, практически тут же нагнав Фелипе. У бразильца с прогревом резины начались явные проблемы. На следующем, после пит-стопа, круге Масса скользил в управляемом заносе в «Шпицкере», потом еще несколько раз отлавливал машину, которая стала напоминать норовистого жеребца… Нет, не зря Фелипе рассказывал, что ему никак не удается добиться эффективности от шин спецификации Hard: болид на них, по его словам, скользит, как на льду…
Алонсо был явно быстрее после пит-стопов, и мертвой хваткой вцепился в товарища по команде. На 21 круге ситуация между партнерами по Ferrari доходила до критической, когда в трафике, обходя на достаточно коротком кольце Хоккенхайма отстававших на круг, Фернандо попытался атаковать Фелипе. Масса смог отбиться. Гонка продолжалась.
Фелипе атаковал, и ему удалось наконец прогреть шины. Вскоре он смог показать быстрейшее время круга, и хотя Алонсо ответил, теперь испанец уже не выигрывал столь явно. Партнеры по команде обменивались лучшими кругами, и прорывались сквозь трафик, рискованно, стараясь не потерять ни мгновения, проходя круговых.
Дополнительный фактор опасности возник, когда гонка давно перевалила через свой экватор. Себастьян Феттель взвинтил темп, несколько кругов подряд показывая лучшее время гонки, и немножко приблизился к паре лидирующих Ferrari. Что это были за гонки – две Ferrari впереди и преследующий их Red Bull!
К сожалению, в самой Ferrari думали иначе. Алонсо что-то нервно запрашивал у мостика, Роб Смедли подгонял Фелипе, но на 48 круге, вскоре после того, как Алонсо в очередной раз установил лучшее время прохождения круга, Роб Смедли медленно, почти по слогам, проговорил: «Фернандо быстрее тебя. Ты понял сообщение?» На следующем круге Масса приподнял ногу с педали газа на выходе из «Шпицкера», и Алонсо проехал мимо, выйдя в лидеры гонки. Собственно говоря, гонки на этом кончились. Смедли извинился…
После образцов внутрикомандной борьбы в McLaren и Red Bull, где-то джентльменской, где-то не слишком, в Ferrari в первой решили определиться со своими приоритетами. Стоит ли удивляться? Однако примеров столь явной командной тактики в Ф1 не было уже давно, гонщик буквально отдал победу в руки партнера. Что с того, что Алонсо был быстрее Массы, если ты столь быстр, возьми, и обойди! Но нет, в Ferrari предпочли не рисковать, хотя гонки были и остаются риском. Все это довольно явно напомнило приснопамятный 2002 год и скандал на Гран При Австрии. Как утешение, можно сказать, что в этот раз все было проделано не столь явно и скандально, не на последнем повороте последнего круга. Как оправдание, - тогда у Ferrari вообще не было повода прибегать к командной тактике, так как преимущество команды, как в той гонке, так и в том чемпионате было неоспоримым, и у Баррикелло просто-напросто украли заслуженную победу. Теперь, конечно, было по-другому. Ferrari нужно было подниматься после ряда неудач, возвращаться в борьбу за титул, а тут опасность столкновения, и быстрый гонщик, который догонял их сзади. Все так, но сути дела это не меняет. Командная тактика есть командная тактика. Да, Ferrari взяла дубль, а Алонсо, взяв вторую победу в Гран При в сезоне, вернулся в борьбу за титул, о чем он давно говорил. Однако, все эти жесты Доменикали, когда он обоих гонщиков повторно вывел на подиум, демонстрируя единство команды и что-то в этом роде, ничего не стоят. Учитывая, что командная тактика запрещена FIA, представителям Ferrari, и Алонсо, и Доменикали, приходилось лгать в лицо публике, но это не меняло дела. После гонки представителей «Скудерии» вызвали к стюардам, и поделом, что им впаяли штраф. Это правильно.
На пресс-конференции в субботу был поднят вопрос, что Формула-1 имеет как спортивную составляющую, так и развлекательную. В Ferrari сделали так, чтобы соблюсти спортивную составляющую, с их точки зрения. Интересы команды всегда были для Ferrari всем, ради этого можно и пожертвовать интересами одного из гонщиков. С другой стороны, как на это посмотреть, спортивная составляющая была нарушена Ferrari, когда спор двух гонщиков за победу был решен указанием руководства. И, конечно, развлекательная сторона действа была полностью испорчена. Ведь что это были за гонки, две сражающиеся Ferrari впереди, догоняющий их Феттель сзади. Три гонщика могли побороться за победу в Гран При Германии. Возможно Алонсо смог бы опередить Массу, возможно нет. Может быть один из них вылетел бы с трассы, может быть, они столкнулись бы. Но это были бы настоящие гонки, то, что хочет видеть публика.
Алонсо был быстр до финиша, с этим не поспоришь. На предпоследнем круге гонки он установил очередной лучший результат круга, который был быстрее, чем результат Ника Хайдфельда в 2008 году. Но прекрасно то, что на последнем круге этот результат Алонсо смог побить Феттель! Что ни говорите, каким бы быстрым ни был Фернандо, эта победа – с душком. И, возможно, один из двух главных итогов Гран При Германии (первый – Ferrari вернулась в борьбу): отныне Масса определенно второй номер. Ставка теперь делается на Алонсо. До поры до времени Фелипе везло, и ему не приходилось явно играть вторую роль ни при Кими Райкконене, ни даже при Михаэле Шумахере. Теперь, при Алонсо, Фелипе ждет роль «нового Баррикелло»…
В этой гонке было и еще несколько интересных сражений. Как уже говорилось выше, Дженсон Баттон останавливался на пит-стоп позже ближайших конкурентов, причем англичанину удалось оттянуть момент своего пит-стопа значительно, на 7 кругов позже партнера. Дженсон сумел превосходно сохранить мягкие шины, и, более того, перед пит-стопом он атаковал, его темп рос. В результате, когда Баттон вернулся на трассу после смены резины, ему удалось опередить Уэббера, пусть Хэмилтон и остался впереди. К финишу пилоты McLaren катили слетанной парой, а Марку было уже не до них. Проблема с масляной системой на его Red Bull заставила австралийца сосредоточиться на том, чтобы довести гонку до финиша и набрать очки.
За счет более позднего пит-стопа Росбергу удалось опередить Шумахера. Непросто пришлось Роберту Кубице, который останавливался позже Михаэля, но раньше Нико, после выезда из боксов поляку пришлось отразить настойчивые атаки Шумахера, но он справился и удержался впереди.
Это был удачный день для Renault! Виталий Петров провел отличную гонку! Уверенно разобравшись на старте и улучшив свою позицию, Виталий долгое время преследовал Баррикелло, показывая хороший темп на дистанции. Петрову удалось сохранить мягкие шины в работоспособном состоянии, остановившись на 8-9 кругов позже, чем находившимся непосредственно перед ним Шумахеру, Кобаяши и Баррикелло. Выехав после пит-стопа сразу позади Камуи, Виталий, едва прогрев шины, атаковал пилота Sauber, по внешней стороне плавной дуги Parabolica, для этого он даже слегка съехал на обочину трассы, но твердо занял место внутри на торможении перед «Шпицкер». Жесткая уверенная атака, - и Петров вышел вперед, устремившись в погоню за Шумахером. Затем, на протяжении оставшейся дистанции, Виталий то приближался к Михаэлю, то Шумахеру удавалось слегка оторваться, иногда Петров пытался атаковать, но Михаэль успешно оборонялся. При этом Виталию приходилось не забывать о Кобаяши, который был тут как тут, в позиции атаки. Два молодых волка…
После поздних пит-стопов Хюлкенберга и де ла Росы, - причем Нико дольше всех продержался на мягких шинах, но упустил правильный момент для пит-стопа, убив шины, а Педро провел блестящий стартовый отрезок на жестких покрышках, после чего в конце гонки атаковал на свежих мягких, но испортил гонку столкновением с круговым Хейкки Ковалайненом, - Петров прошел в призовую зону, поднявшись на десятое место. Так, преследуя Шумахера, проводившего не лучшую свою гонку на родной земле, и отбиваясь от Кобаяши, Виталий завоевал очки. Второй раз в сезоне, и первый раз в гонке, проходившей в сухих условиях. С этим отрадным фактом его следует поздравить, а также всех его многочисленных поклонников.
Гран При Германии завершился, хотя его отголоски наверняка еще будут слышны. Ferrari вызвали на Всемирный Совет FIA, где еще раз будет обсуждаться вопрос командной тактики и поведение «Скудерии».
Но гонки продолжаются, и нас уже на следующей неделе ждет Гран При Венгрии под Будапештом. Заключительная гонка перед летними каникулами «Королевы автоспорта».
Тэги: виталий петров, выдувной диффузор, германия, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ред булл, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, хоккенхайм