Возвращение Формулы-1 в Канаду безусловно стало радостным событием. Это традиционный Гран При с богатыми историей и традициями, таким обязательно должно быть место в календаре. Радость от возвращения в Канаду испытывали все в паддоке. Во-первых, атмосфера канадского Гран При в Монреале во все времена была одной из самых ярких, в дни гоночного уик-энда весь город живет Формулой-1, и, конечно, выступать в подобной атмосфере доставляет особенное удовольствие. Во-вторых, примешивались и корпоративные интересы спонсоров и владельцев команд: Формула-1 вернулась-таки на важнейший североамериканский рынок.
Трасса имени Жиля Вильнева, расположенная на острове Нотр-Дам уникальна. К ней наиболее подходит эпитет «полугородская». Не только потому, что автодром расположен практически в центре канадского мегаполиса, до трассы можно дойти пешком из офисного центра Монреаля, перейдя по одному из мостов через реку Святого Лаврентия. Трасса является стационарной, но фактически используется в году для гонок очень редко, из-за чего асфальт имеет все особенности временных городских трасс, как говорят гонщики, он «зеленый». Плюс близость бетонных стен почти на всем протяжении гоночного кольца. Ни малейшего шанса на ошибку. Но надо атаковать поребрики в быстрых шиканах, и, как говорил Роберт Кубица, один из лучших специалистов по монреальскому кольцу, если атаковать буквально в 20 миллиметрах от стен, это позволит выиграть до 0,2 секунды по сравнению если проезжать в полуметре от отбойника. И очень, очень скользкое покрытие.
Формула-1 последний раз была в Монреале в 2008 году, и в нынешний приезд с самого начала уик-энда начались проблемы с шинами. Bridgestone привез на Гран При Канады свою «мягкую» пару составов: SuperSoft и Medium, которая должна была лучше подходить к гладкому, неабразивному асфальту трассы на острове Нотр-Дам. Но погода по ходу уик-энда установилась достаточно прохладная, теплая, но совсем не жаркая, и с прогревом резины начались явные проблемы. McLaren с его воздуховодами называли главным фаворитом Гран При Канады, но на свободных заездах и Дженсон Баттон, и Льюис Хэмилтон столкнулись с явными проблемами в области баланса и прогрева покрышек. Даже на протяженных прямых, где преимущество от воздуховодов должно было быть особенно ощутимым, болиды порой скрежетали днищем по асфальту. Какое уж тут преимущество… Кстати, о воздуховодах. В отличие от первоначальных планов, Red Bull Racing так и не привез в Монреаль доработанный вариант воздуховода для RB6. Сражение за чемпионат принуждает к определенному консерватизму…
Главной проблемой стали именно шины. Они не прогревались как следует, а потому и необходимый слой резины не накатывался на гоночную траекторию, как это должно происходить на трассах, которые используются редко. От покрышек просто отрывались куски резины, и шины быстро приходили в негодность, особенно состав SuperSoft. В общем, перед квалификацией и особенно гонкой это была проблема.
Интересна была тактика команд в квалификации. Ведь первая десятка должна стартовать в гонке на тех же шинах, на которых проходила третья квалификационная сессия, и с учетом особенностей покрытия монреальской трассы, выбор становился тяжелым. Большинство, тем не менее, решило стартовать в Top-10 на шинах мягкого состава, но в Red Bull и Renault сочли по-другому. Поэтому Себастьян Феттель и Марк Уэббер начинали квалификацию на составе SuperSoft, чтобы к решающим заездам подойти на покрышках Medium. Такого же выбора придерживался и Роберт Кубица.
На Гран При Канады ждали, что невероятная серия из семи поул-позишн в семи гонках этого сезона команды Red Bull наконец прервется. Ждали, в основном, из-за того, что на трассе имени Жиля Вильнева ожидалось преимущество McLaren. Но не только это ожидаемое преимущество сказалось; сказалось и то, что Хэмилтон был на мягких шинах, в то время как Феттель и Уэббер поставили резину более жесткого состава. И тем не менее, Марк Уэббер боролся за поул-позишн, и вполне мог ее выиграть! На протяжении довольно долгого временного отрезка третьей квалификационной сессии Марк возглавлял протокол. Но решающее слово осталось за Хэмилтоном, проехавшим блестящий заключительный круг! Таким образом, Льюис прервал череду поул-позишн Red Bull, и добился невероятного показателя: три поул-позишн в трех Гран При Канады, в которых чемпион мира 2008 года участвовал. Ни разу в Монреале Хэмилтон не стартовал ниже первого места!
На круге возвращения в боксы в баках McLaren MP4/25 Льюиса почти закончилось топливо, и команда попросила британца остановить машину, чтобы в баках осталось немного для сдачи образца в FIA. Этот эпизод позволил Хэмилтону порадовать болельщиков: заглушив мотор, он некоторое время ехал по инерции, встав в кокпите и приветствуя многочисленных болельщиков, а потом некоторое время вручную толкал машину. Эмоциональные моменты, которые потом еще вспомнят, но пока Льюису впаяли штраф в 10000$ за превышение допустимого лимита времени возвращения в боксы. Кажется, однажды один человек сказал, что FIA и штраф – это синонимы…
В то время как Марк Уэббер на протяжении всего третьего сегмента боролся за поул, и лишь немного уступил Хэмилтону, для Феттеля все складывалось сложнее. Он круг за кругом пытался прогреть резину, и освободить себе место от трафика, и лишь заключительная попытка пройти быстрый круг ему удалась. Но удалась неплохо: третье место, пусть и позади Уэббера, но впереди многих пилотов на мягких покрышках.
Себастьяну удалось опередить и Фернандо Алонсо, а ведь Ferrari F10 в Монреале поехала, и испанец стал одним из тех, кто всерьез боролся за поул-позишн. Разочарования Турции удалось оставить позади.
Из событий квалификации необходимо отметить двойное попадание в Top-10 пилотов Force India, причем в решающей сессии Витантонио Лиуцци удалось значительно опередить Адриана Сутиля! А вот две топ-команды не смогли провести в десятку лучших обе машины. И если в Renault это могли ожидать – все-таки Виталий Петров впервые выступал в Монреале, в сложных условиях, и его невыход в Top-10 нельзя назвать экстраординарным событием. 14 время русского гонщика – это вполне в духе его дебютного сезона. Mercedes GP – совсем другое дело, и невыход в Top-10 Михаэля Шумахера – настоящий провал. Михаэль в итоге разделил седьмой ряд стартового поля как раз с Петровым! Но и Нико Росберг не смог показать выдающихся секунд, хотя и в очередной раз сумел оставить позади именитого напарника. Нико замкнул десятку лучших. У Mercedes были ну очень серьезные проблемы с прогревом шин! Ведь и другие испытывали подобные проблемы, но смогли найти какие-то решения. Полностью провалились с резиной лишь Mercedes и (уже не BMW) Sauber.
Уже незадолго перед гонкой предстартовая диагностика Red Bull показала определенные проблемы с коробкой передач на болиде Уэббера, и ее на RB6 австралийца пришлось заменить. Как следствие: штраф в пять позиций на стартовом поле, теперь вместо второго Марку приходилось стартовать седьмым, а Феттель поднялся на первый ряд стартовой решетки. Поднялись и те, кто был сразу за ним. Но кто об этом вспоминал уже после старта гонки?
|
Старт в Монреале всегда чреват различными происшествиями, особенно коварная «эска» Сенны, следующая сразу после стартовой прямой. Не обошлось и на этот раз: Фелипе Масса оказался зажат посередине между Баттоном и Лиуцци, в сложной второй части «эски», медленном правом повороте Дженсон был внутри, а Витантонио снаружи, Фелипе было некуда деваться, Ferrari и Force India трижды соприкоснулись, прежде чем Force India итальянца наконец развернуло против движения. Но и F10 Массы была повреждена: оба были вынуждены посетить своих механиков уже по завершении первого круга. В остальном позиции в лидирующей группе сохранились, Льюис Хэмилтон возглавил пелотон. Здорово стартовал Михаэль Шумахер, прорезавший пелотон уже на стартовом поле, и вырвавшись, по итогам круга на 8 позицию. Блестяще стартовал Камуи Кобаяши, с 18 места на старте переместившийся на 10-е. Пытался хорошо стартовать и Виталий Петров, но, в то время как Шумахер впереди него разрезал ряды пелотона, неплохо среагировавший на стартовый сигнал Виталий рванул по правому краю, объехал было двух соперников, но, выехав двумя колесами на обочину, потерял контроль над болидом. Его Renault R30 «заплясала», ее развернуло поперек трассы, и Педро де ла Роса не смог уйти от столкновения. Педро стал еще одним, кому понадобился пит-стоп уже по завершении первого круга дистанции – на Sauber C29 испанца сменили переднее антикрыло.
Драматичные события старта не закончились после первых поворотов. На длинной прямой возвращения в конце первой десятки затеяли плотную борьбу Шумахер, Нико Хюлкенберг и Камуи Кобаяши. На входе в заключительную шикану у японца уже не осталось большого выбора траектории, Sauber подпрыгнул на поребрике, и стены на выходе избежать не удалось. Стены Чемпионов… Той, надпись на которой гласит: «Добро пожаловать в Квебек!»..
Шины SuperSoft начали разрушаться уже на самых первых кругах, и Red Bull оказались на высоте. Уже на пятом круге Уэббер преспокойно прошел Баттона за 4 позицию, а Феттель вцепился мертвой хваткой в лидирующего Хэмилтона. Казалось, что судьба Льюиса предрешена, но лидер гонки решил сам свернуть в боксы, не дожидаясь, когда мимо промчится Red Bull немца.
На том же круге в боксы свернул и Фернандо Алонсо: шины на Ferrari испанца также были порядком изношены. Механики Scuderia на этот раз оказались проворнее коллег из McLaren, а потому отставание удалось отыграть, и на пит-лейн Хэмилтон вернулся уже бок о бок с Алонсо. Льюис оставил достаточно места, два болида двигались параллельными курсами, но на выезде на более выгодной траектории оказался Фернандо, благодаря чему вышел вперед. Льюис не стал излишне рисковать, он прекрасно помнит, что на пит-лейн в Монреале следует быть особенно внимательным…
Уже на 10 круге в боксы заехал Роберт Кубица – покрышки Medium тоже оказались недолговечны. А вот гонка его напарника совсем не складывалась: Виталия Петрова наказали проездом по пит-лейн. Оказалось, что Виталий совершил фальстарт…
Прекрасно стартовавший Шумахер тоже вскоре начал испытывать серьезный износ шин (что и следовало ожидать, учитывая форму W01 в Монреале), и на 13 круге ветеран заруливает в боксы. На трассу Михаэль вернулся прямо перед Кубицей, Роберт был быстрее, но Шумахер закрыл ему траекторию. Роберт не оставил своих намерений, Mercedes и Renault продолжили сражение, и на торможении перед скоростной шиканой оба, чуть не контактируя, срезали обочину. Михаэль остался впереди, а сзади накатывал уже Сутиль. Но все это не прошло даром. Небольшое повреждение переднего крыла на Renault R30 поляка и дополнительный пит-стоп Шумахера, повредившего свежие покрышки.
Вышедшие было на оперативный простор Red Bull кругу к 15-му исчерпали запас своего Medium. Первым в боксах остановился Марк Уэббер, на второй отрезок гонки отправившийся на новом комплекте опять же более жестких шин, а Феттель, совершивший пит-стоп следом, следовал другой тактике, выбрав на второй отрезок мягкие покрышки.
Интересно, что после пит-стопа Феттеля в лидеры вышел другой Себастьян на другом болиде в цветах Red Bull – Буэми, оттянувший момент своего первого пит-стопа. Швейцарец впервые в карьере лидировал в Гран При! Позади на Toro Rosso стремительно накатывали Алонсо и Хэмилтон, но атака на торможении перед шпилькой Casino не принесла успеха Фернандо. Буэми жестко защищался. На следующей далее прямой возвращения в роли обороняющегося оказался уже сам Алонсо – Льюис Хэмилтон воспользовался слипстримом и более высокой максимальной скоростью McLaren MP4/25, благодаря чему вышел вперед. Следующий круг Льюис начинал уже снова лидером – Буэми свернул в боксы.
Следующий раунд сражения за лидерство развернулся накануне второй волны пит-стопов. Алонсо сумел лучше сохранить шины, и приступил к настойчивым атакам на позиции Хэмилтона. И вновь Льюис решил не испытывать судьбу, свернув в боксы под давлением Фернандо. Алонсо ненадолго возглавил гонку.
Захватывающее сражение разворачивалось и позади. Уже несколько кругов подряд Адриан Сутиль шел по трассе быстрее Кубицы, но Роберту удавалось до поры до времени успешно защищаться. На 27 круге слипстрим на прямой возвращения принес успех Адриану, который вышел было вперед, Роберт казалось контратаковал, но свернул на пит-лейн. Это был опасный эпизод, Роберт подрезал Сутиля, уходя на пит-лейн с правого края трассы налево, прямо перед носом пилота Force India, к счастью, контакта не произошло. Но борьба с Кубицей видимо не прошла даром: вскоре Сутиль был вынужден остановиться в боксах из-за прокола задней правой покрышки.
Началась вторая волна пит-стопов. Вслед за Хэмилтоном в боксы на 27 круге свернули Феттель, получивший на заключительный отрезок гонки шины более жесткого состава, и Баттон. Еще пару кругов на трассе продержался Фернандо Алонсо, затем уступивший лидерство Марку Уэбберу. На трассу Фернандо вернулся прямо впереди Баттона, но позади Хэмилтона. Таким образом, лишние два круга не позволили Алонсо сохранить выигранную у Хэмилтона позицию. Да, эта гонка была очень сложна из-за шин, и из-за трафика.
Болиды McLaren оказались очень хороши в этой фазе гонки, так как Баттон и Хэмилтон обменялись лучшими временами кругов. Дженсон вплотную приблизился к Алонсо, а Хэмилтон неуклонно сокращал отставание от лидирующего Уэббера, жесткие шины которого постепенно приходили в негодность. Уэббер или Хэмилтон, Red Bull или McLaren? Чья тактика окажется все-таки правильной? Австралиец продолжал упираться, продолжал бороться на все более приходившей в негодность резине, но стоило ли это делать?
На 50 круге Льюис, к этому моменту вплотную приблизившийся к Уэбберу, прошел Марка, в очередной раз по ходу гонки вернув себе лидерство. Австралиец просто уже ничего не мог поделать с гораздо более быстрым McLaren. На следующем круге Уэббер свернул наконец в боксы за комплектом SuperSoft для заключительной части дистанции. В общем то понятно, почему Марк так долго не ехал в боксы: с его тактикой, поставив мягкие шины раньше, он серьезно рисковал износить этот комплект шин задолго до финиша, и быть вынужденным проводить дополнительный пит-стоп. Зато, вернувшись на трассу на 5 позиции, Марк бросился в атаку, приближаясь к лидирующей тройке. Вот только этих пилотов еще надо было пройти, и первым на его пути должен был оказаться Феттель, безуспешно пытавшийся атаковать Баттона.
Дженсон сам не сплоховал. Когда впереди идущий Алонсо уперся в медленного кругового, и потерял в разгоне на следующей прямой, Баттон максимально приблизился к Ferrari и, воспользовавшись слипстримом, вышел вперед. McLaren заняли две лидирующие позиции в гонке, а Фернандо оставалось сожалеть об упущенных возможностях. В этот день он на равных боролся с пилотами McLaren, но каждый раз был вынужден уступить.
Не менее яркая борьба происходила в пелотоне позади. Здесь одним из главных героев стал Фелипе Масса. Пилот Ferrari провел великолепное сражение с Лиуцци, своим «напарником» по стартовому инциденту. Да-да, они встретились на трассе вновь! Поначалу Витантонио смог блестяще отбить атаки Фелипе, но затем, воспользовавшись плотной борьбой в трафике, Масса сумел выйти вперед. Фелипе просто «рвал и метал», оказавшись по воле обстоятельств в группе представителей команд-середнячков. Красиво обошел Хайме Альгерсуари, атаковал Сутиля, которого опять же обошел, воспользовавшись обгоном кругового Lotus. Show must go on! Увы, закончил прорыв Фелипе его старший друг и наставник. Михаэль Шумахер в заключительной части гонки потерял темп, видимо, комплект шин совсем пришел в негодность. Михаэля прошел Себастьян Буэми, проводивший в этот день просто блестящую гонку. Затем пришла очередь Массы. Пилот Ferrari догнал Mercedes, и на прямой возвращения атаковал слипстримом. Так-то оно так, но Михаэль по-прежнему остается одним из самых жестких пилотов в истории Ф-1. Жесткая блокировка, контакт, и Масса лишается своего переднего антикрыла. Вынужденный дополнительный пит-стоп, и прощайте очки! Впрочем, и Михаэлю воздалось – он так и не получил за эту гонку очков. За пару кругов до финиша его догнал Лиуцци, борьба была жесткой, и Витантонио все-таки удалось выйти вперед, несмотря на контакт на самом последнем круге. Шумахер был вынужден срезать шикану, и его обошла и вторая Force India, пилотируемая Адрианом Сутилем. Как и мечтал перед стартом гонки Виджай Малья, оба его пилота набрали в Канаде очки.
Но вернемся к нашим лидерам. Дженсон Баттон, опередивший Алонсо, бросился вдогонку за Хэмилтоном. В концовке Дженсону удалось лучше сохранить свои шины, но Льюису удавалось сохранять небольшой отрыв в районе 3 секунд. Два McLaren так и мчались друг за другом, прорываясь сквозь трафик, позади них Алонсо, а далее отставший Феттель, и постепенно догонявший группу лидеров Уэббер. В таком порядке они и финишировали.
Льюис Хэмилтон выиграл второй подряд Гран При, а McLaren взял второй подряд победный дубль. Естественно, «серебристые» упрочили свое лидирующее положение в Кубке конструкторов, но и в личном зачете лидер сменился – им впервые по ходу сезона стал Хэмилтон. Закончивший гонку на пятом месте Марк Уэббер в чемпионате переместился на третье, пропустив вперед и Баттона. Рон Деннис, бывший в Монреале в боксах McLaren мог быть доволен. Оптимистичен был и Фернандо Алонсо, Ferrari которого позволяла бороться за победу. Испанец по-прежнему в борьбе за титул, о чем он не устает повторять.
Старая добрая трасса на острове Нотр-Дам подарила нам еще одну великолепную гонку, вновь подтвердив, что достойна носить имя человека, в честь которого названа.
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, канада, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, монреаль, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, феррари, шины