Будапешт, куда Формула-1 перебралась сразу из Хоккенхайма, не мог внести кардинальных изменений в расклад сил. Конечно, ряд новинок появился на болидах. В Force India по ходу пятницы тестировали на одной из машин «выдувной диффузор», сделанный пока в единственном экземпляре. Естественно, в квалификации и гонке решение не использовалось – пятница на «Хунгароринге» была использована, как тестовый день. Но куда больше разговоров было о новой «модной» в паддоке теме: оказывается, торцевые пластины передних антикрыльев Red Bull RB6 и Ferrari F10 во время движения по трассе располагаются гораздо ближе к асфальту, чуть ли не касаясь его, чем это оговорено требованиями регламента. Тем не менее, и Red Bull, и Ferrari успешно проходят все тесты FIA на жесткость антикрыльев, поэтому их болиды соответствуют регламенту. Данный вопрос вызвал бурные дискуссии, так как подобное решение позволяет получить значительный выигрыш во времени, хотя представители McLaren заявили, что не представляют, каким образом Red Bull и Ferrari удалось добиться подобного эффекта. Безусловно, тема еще получит продолжение, как и все, что связано с интересными новинками в этом сезоне. Но это совершенно нормальная для Ф1 ситуация, когда ведется непрерывный инженерный поиск на грани соблюдения технического регламента.
В любом случае, уже с первых тренировок стало ясно: Red Bull на «Хунгароринге» невероятно быстры, а следующие по скорости – Ferrari, значительно опережающие McLaren и всех остальных. Кстати, по итогам пятницы в Ferrari решили снять систему воздуховодов, так как на извилистом венгерском кольце, где есть лишь одна протяженная прямая, а вся остальная трасса состоит из поворотов, переходящих один в другой, система не могла принести ощутимой пользы, при этом мешая концентрироваться при прохождении поворотов.
В квалификации очередное представление собственных способностей устроил Себастьян Феттель, выигравший уже седьмой поул в сезоне и 12-й в карьере. Все это не вызывает уже никакого удивления, кроме, разве что, впечатляющего преимущества над собственным партнером по команде. Марк Уэббер показал второй результат, но уступил Себастьяну почти 0,5 секунды – значительно на таком коротком кольце, как трасса в пригороде Будапешта. Однако преимущество пилотов Red Bull над всем остальным пелотоном выглядело просто устрашающим! Показавший третье время Фернандо Алонсо отстал от результата поул-позишн уже более чем на секунду! Оставалось надеяться, что на дистанции гонки разница между болидами двух команд будет не столь велика, иначе многого ждать от воскресенья не приходилось. Четвертое время Фелипе Массы показало, что Ferrari действительно имеет преимущество над всеми остальными. Для Фелипе это был эмоциональный уик-энд – год спустя страшного инцидента, произошедшего с ним здесь, он встретился с медиками, спасшими ему жизнь и здоровье. Но с точки зрения результатов на трассе, Масса не показал ничего особо выдающегося.
Позади Ferrari сложно было бы выделить какую-либо команду. Льюис Хэмилтон показал пятое время, но Дженсон Баттон столкнулся по ходу второго сегмента с ухудшением баланса его McLaren MP4/25, и оказался за бортом решающей сессии. Для действующего чемпиона мира это был неприятный момент. Тому, что за бортом Top-10 в очередной раз оказался Михаэль Шумахер, - удивляться уже не приходилось…
Зато, что приятно, форма Renault на «Хунгароринге» оказалась весьма неплохой, позволив обоим пилотам пройти в третий сегмент. И у Роберта Кубицы, и у Виталия Петрова на трибунах собралось немало поклонников: венгерский Гран При географически наиболее близок и для Польши, и для России. Но, что особенно приятно, форма Виталия в этот уик-энд была очень хороша, и ему к моменту начала квалификации уже удавалось опередить Роберта. Петров опередил Кубицу и по ходу второго сегмента, где показал очень высокое четвертое время. Но самое главное – в решающей сессии Виталий опередил Роберта, показав седьмой результат против восьмого у поляка. Впервые по ходу сезона Петров выиграл квалификацию у безошибочного Кубицы, причем Роберт и на этот раз не допустил каких-либо ошибок, не имел каких-либо проблем с машиной.
Как отметили на субботней пресс-конференции опытные Алонсо и Уэббер, успех в квалификации на «Хунгароринге» и удачный старт – это 70-80% дела. Оставшиеся почти 70 кругов гонки – это уже остальная, весьма незначительная доля. Счастливый Феттель лишь надеялся, что уж на этот раз ему удастся реализовать преимущество своей поул-позишн.
И поначалу все получилось! Себастьян удачно стартовал, хотя Алонсо был еще быстрее, опередив начинавшего гонку с грязной стороны трассы Уэббера, и поравнявшись с Феттелем на входе в первый поворот. Но все дело в том, что Себастьян был внутри, а Фернандо снаружи, поэтому Феттель уверенно возглавил гонку уже на выходе из первого поворота. Марк мог быть доволен тем, что удержался третьим, как Масса – сохранением четвертой позиции. Ожидавшегося прорыва Хэмилтона увидеть не удалось. На подходе к первому повороту Льюис уперся в боровшихся впереди него Уэббера и Массу, был вынужден чуть уйти наружу, чем воспользовался блестяще стартовавший Петров. На выходе из первого поворота Виталий был уже пятым!
В начале второго круга Виталий не очень уверенно прошел первый поворот, на выходе его слегка занесло, чем мгновенно воспользовался Льюис Хэмилтон, получивший лучший разгон. Британец атаковал и прошел Петрова по внешнему радиусу второго поворота, зато Нико Росберг, Роберт Кубица и другие быстрые пилоты по-прежнему были позади Виталия.
Головокружительный старт продемонстрировал Камуи Кобаяши, который после неудачи в субботу начинал гонку с 23-й позиции. Выиграв восемь позиций по ходу первого круга, японец уперся в пару, состоящую из Михаэля Шумахера и Дженсона Баттона, для которых, напротив, старт сложился неудачно.
Итак, 70-80% гонки? Разобравшись на старте, Себастьян Феттель втопил так, что мало никому не показалось. Державшийся вторым Алонсо отставал от лидирующего немца все дальше, а в зеркалах у него маячил Уэббер. Масса держался за этой парой на почтительном расстоянии, Фелипе, в свою очередь, пытался догонять Хэмилтон, но не очень успешно. Далее Виталий уверенно держал позади себя группу, состоящую из Росберга, Кубицы, Рубенса Баррикелло и Нико Хюлкенберга. Это было приятно, но в остальном навевалось ощущение, что теперь так и будет продолжаться до самого финиша, и нас еще ждет около полутора часов, не будем кривить душой, откровенно скучной гонки…
Плавненько гонка докатилась до 15 круга, и тут-то и подошло время для начала экшена. На трассе оказались обломки переднего антикрыла Force India Витантонио Лиуцци, и дирекция гонки приняла решение выпустить на трассу сейфти-кар.
В этот момент Себастьян Феттель уже входил в последний поворот, и в самый последний момент, перепрыгнув поребрик, устремился на пит-лейн. За ним – обе Ferrari, Хэмилтон, Петров, Росберг, Кубица… К боксам устремились почти все. Марк Уэббер остался на трассе, и возглавил гонку.
В Red Bull оперативно обслужили Феттеля, и выпустили его на трассу на второй позиции, позади напарника. Но настоящую виртуозность продемонстрировали механики «Скудерии», поочередно обслужив Алонсо и Массу без потери времени для последнего. Фернандо выезжал с площадки, когда на нее уже въезжал Фелипе!
Почти также здорово сработали и в Renault, сначала проведя пит-стоп для Петрова, а затем – для Кубицы. Но – смазали концовку. Шеф-механик поднял леденец, Роберт стартовал на пит-лейн, а в этот самый момент к своим механикам на соседнюю площадку заруливал Адриан Сутиль! Неизбежное, - то есть столкновение, - случилось… К счастью, никто из персонала не пострадал, но для Кубицы гонка на этом была фактически закончена, как и для Сутиля. К счастью, обошлось без серьезных жертв и в другом инциденте, случившемся парой секунд позже. Нико Росберг только-только провел пит-стоп, выехал на пит-лейн, как у него отвалилось заднее правое колесо, которое помчалось, мимо уворачивающихся механиков Sauber, прямо к боксам Williams, где все-таки задело одного из парней. Бывший механик Нико в Williams (здоровяк Найдж, по словам Росберга), был доставлен для обследования в клинику, но обошлось без серьезных травм.
Следующая драма произошла на рестарте. У Себастьяна Феттеля барахлила радиосвязь, и он не был вовремя предупрежден о приближающемся рестарте. Себастьян отпустил Марка, прогревая резину, а когда увидел, что пейс-кар уходит на пит-лейн, а Марк ускорился – было уже поздно. Нет, Феттель никому не проиграл позиции, но получил от стюардов штраф в виде проезда через пит-лейн за нарушение правил рестарта (отпустил впереди идущую машину более, чем на 10 корпусов). Себастьян до самого финиша не знал, за что же его все-таки наказали, у него началась буквально истерика. Шансы на победу он утратил…
Зато неплохие шансы на победу оказались, - у кого бы вы подумали, - у Фернандо Алонсо. Впереди него был только Уэббер, но Марку еще предстоял пит-стоп для переобувки в жесткие шины. Казавшаяся столь неизбежной победа для Red Bull оказалась в подвешенном состоянии…
Но Марк принялся за работу. Каждый круг он атаковал, словно в квалификации, и раз за разом информационное табло извещало “Mark Webber – best lap”. Ему требовалось 20 секунд преимущества над Алонсо для совершения пит-стопа, но Марк хотел, чтобы преимущество было чуть больше, - чтобы у механиков был чуть больше запас времени. Время шло, гонка продолжалась, Уэббер атаковал, преимущество над Алонсо росло… На этом фоне почти незамеченным остался сход Льюиса Хэмилтона, занимавшего на тот момент четвертое место, за счет опережения во время пит-стопов Фелипе Массы. На McLaren MP4/25 лидера чемпионата неожиданно отказала коробка передач…
Гонка перевалила за свой экватор, мягкие шины на Red Bull австралийца износились, но Уэббер продолжал атаковать, - и ставил очередное лучшее время круга, ведь в баках его RB6 оставалось все меньше топлива… Пит-стоп был проведен на 43 круге гонки из 70. Марк выехал впереди Алонсо, сохранив лидерство в Гран При, а Фернандо к тому времени уже вплотную прессинговал догнавший его Феттель.
Контраст между двумя пилотами Red Bull: взмахивавший руками во время проезда через пит-лейн Феттель, кричавший в радио: «Я не понимаю, за что меня наказали?!», и короткое «Understood» Уэббера, продолжавшего штамповать лучшие круги. Одному повезло, другому – нет. Один – мужчина, уверенно делающий свою работу, другой – пока еще мальчишка, очень талантливый, но которому еще предстоит дорасти до зрелого мастера…
Преимущество Феттеля над Алонсо было видно невооруженным взглядом. Себастьян прессинговал, атаковал, но на «Хунгароринге» практически невозможно обгонять. Один раз Феттеля занесло на выходе из последнего поворота, но он удержал машину, один раз он съехал на обочину. В конце концов, поняв тщетность попыток, Себастьян отпустил Фернандо перед последним кругом, и выдал лучший круг гонки, отобрав это достижение у Уэббера. Партнер и так выиграл гонку, что позволило ему стать новым лидером чемпионата. Red Bull, кстати, перехватил также лидерство в Кубке конструкторов у McLaren. Будапешт сложился уж очень неудачно для «серебряных»…
Насчет обгонов и их сложности. Рубенс Баррикелло после своего позднего пит-стопа (бразильский ветеран провел протяженный отрезок гонки на жестких шинах), выехал на свежих мягких шинах позади Михаэля Шумахера, который к тому времени испытывал явные проблемы и с резиной, и с тормозами на его Mercedes. Рубенс был явно быстрее своего бывшего товарища, но Михаэль умудрялся перекрывать траектории. Обгон состоялся лишь когда Шумахер допустил ошибку при выходе из последнего поворота, что позволило Баррикелло воспользоваться гораздо лучшим разгоном на стартовой прямой. Дальше произошел крайне жесткий эпизод, когда Шумахер резко сместился вправо, блокируя Баррикелло, чуть не впечатав его в пит-уолл, но Рубенс не снял ноги с педали газа и вырвался вперед, подняв пыль с обочины. Михаэля, кстати, оштрафовали за эту «оборону» потерей десяти позиций на старте следующего этапа. Он по-прежнему остается крайне жестким гонщиком.
Но вернемся к самому позитивному итогу этого уик-энда. Виталий Петров провел просто безупречную гонку, ровно, в высоком темпе пройдя всю дистанцию. После пит-стопа Виталий долгое время преследовал оттянувшего свою смену резины Рубенса Баррикелло, опережая при этом Нико Хюлкенберга. После того, как на 56 круге Рубенс свернул на пит-лейн, Виталий вышел уже на пятое место, вырвавшись на оперативный простор. Впереди были только пара Red Bull и пара Ferrari. На пятом месте Петров и завершил эту гонку, добившись лучшего на данный момент результата в карьере, и продемонстрировав значительный прогресс. На летний перерыв русский гонщик уходит на подъеме.
Кстати, Нико Хюлкенберг, финишировавший сразу позади Виталия, тоже добился лучшего, на данный момент, результата в карьере. И нельзя не отметить еще одного новичка – Камуи Кобаяши. Начинавший гонку 23-м, пилот Sauber поднялся к финишу на девятое место. Просто удивительно в условиях «Хунгароринга»! Между прочим, для швейцарской команды гонка сложилась очень успешно, так как их опытный пилот Педро де ла Роса очень ровно и уверенно прошел дистанцию, также набрав очки.
После летнего перерыва, который завершится в последние выходные августа в Спа, чемпионат ждут решающие сражения в борьбе за титулы; и что ни трасса – так изюминка!
Тэги: будапешт, венгрия, виталий петров, гибкие крылья, льюис хэмилтон, марк уэббер, михаэль шумахер, ред булл, роберт кубица, рубенс баррикелло, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, хунгароринг