Все-таки интересное место проведения Гран При Турции, экзотическое такое. Полуевропейский-полуазиатский Гран При. Собственно говоря, сама страна, Турция, занимает территорию и в Европе, и в Азии, и древний Стамбул раскинулся по обоим берегам Босфора. При этом по своей культуре Турция – страна, конечно, азиатская, восточная. Но это нисколько не мешает Турции играть в футбол в зоне УЕФА и стремиться к вступлению в Евросоюз. Вот и с Гран При ситуация примерно такая же. Конечно, если смотреть с формальной точи зрения, то трасса «Истанбул Парк», раскинувшаяся на холмах района Тузлы, находится как раз в азиатской части Стамбула. Но с точки зрения команд Формулы-1 – это просто далекий выезд в Восточную Европу. Ну что там – мост через Босфор и еще сколько-то километров? Грузовики с оборудованием гонят через всю Европу, кое-кто пригнал в Стамбул личный моторхоум, и все это нельзя считать настоящим выездным этапом, как другие Гран При, проводящиеся в Азии. Да и с точки зрения телезрителей, гонка проходит в обычное время по Европе.
Что касается самой трассы, построенной все тем же Германом Тильке, «официальным архитектором» Формулы-1, то лучше всего ее проиллюстрирует, пожалуй, пример, на котором я сам себя недавно поймал. Если положить рядом изображения конфигураций трасс Тильке, таких как «Сепанг», «Сахир», автодром в Шанхае, положить также изображения классических трасс, таких как Спа, Интерлагос, Сузука, и рядом со всем этим еще и изображение стамбульской трассы. Посмотрите, и скажите, к какому типу трасс относится «Истанбул Парк»? Ответ на этот вопрос и ответит лучше всего о том, какую трассу построил Тильке в окрестностях Стамбула. Отличный автодром, вписанный в естественный рельеф местности с огромным перепадом высот (46 метров). Жаль только, его трибуны зачастую заполнены совсем не так, как хотелось бы. Хотя российские триколоры на трибунах «Истанбул Парка» можно увидеть нередко.
Пилотажная трасса требовательно относится к машинам, к уровню прижимной силы, и к Турции многие подготовили новинки. Новые версии антикрыльев у McLaren, новое переднее крыло у Renault – и Роберт Кубица, и Виталий Петров отметили, что уровень прижимной силы Renault R30 значительно возрос. Были представлены и новые вариации на тему воздуховодов. Ferrari усовершенствовала свою систему, чтобы теперь регулировать воздушный поток гонщик мог не локтем левой руки, а коленкой, как и в McLaren, - дополнительно загружать руки в болиде Ф1 чревато, учитывая, что и на руле расположено огромное количество органов управления, всяких там кнопочек и рычажков. Привезли свои варианты воздуховодов Red Bull и Force India. Соперники не скрывали опасений, что с воздуховодом Red Bull RB6 станут и вовсе недосягаемыми, но после тестов в пятницу от системы пока решили отказаться, чтобы доработать ее к Монреалю. На излишний риск руководство «Красных быков» решило не идти.
Интересно было наблюдать, как в квалификации болиды Red Bull имели преимущество в 8-м повороте – сложнейшем, скоростном вираже с четырьмя апексами. Здесь аэродинамика Red Bull RB6 работала превосходно, позволяя своим пилотам идти с пустыми баками газ в пол, нисколько не сомневаясь. Напротив, McLaren, проигрывая относительно Red Bull на втором секторе, отыгрывался на третьем, с двумя протяженными прямыми, почти на 10 км/ч превышая показатели максимальной скорости Red Bull. Воздуховод от его первых изобретателей в действии.
В итоге небольшого преимущества добился все-таки Марк Уэббер, взявший таким образом уже третий поул-позишн подряд. Зато практически идеальный круг Льюиса Хэмилтона, - британец потом нахваливал отличный баланс своего McLaren MP4/25, - позволил показать второе время. Льюис впервые квалифицировался на первом ряду в этом сезоне. Хотя может быть ему и не удалось бы оттеснить Себастьяна Феттеля, если бы молодому немцу опять не повезло. Темп Себастьяна позволял бороться с Уэббером за поул-позишн, но на решающей попытке в медленном 12-м повороте внезапно заблокировалось переднее левое колесо, и попытка оказалась испорченной. Следующая попытка – и вновь колесо блокировалось. Как оказалось, на RB6 Феттеля вышел из строя стабилизатор поперечной устойчивости. Учитывая неисправность, третье место Феттеля следует признать удачным.
Из событий квалификации надо отметить, что Михаэль Шумахер во второй раз в сезоне опередил в квалификации Нико Росберга. Пилоты Mercedes заняли третий ряд стартового поля, но впереди был Михаэль. Учитывая, что Mercedes второй раз в сезоне привез длиннобазную версию W01, и, как и в Барселоне, лучшее время осталось за Шумахером, - делайте выводы. Во время заключительной попытки Михаэль, атаковавший в 8-м повороте, слишком широко заехал на бордюр, и вылетел с трассы (желтые флаги из-за этого эпизода помешали, кстати, Дженсону Баттону подняться выше четвертой позиции). Если бы не эта ошибка, Михаэль, по словам Норберта Хауга, мог бы показать третье время, а так остался пятым.
А вот Ferrari в квалификации к 800-му Гран При в своей истории (о чем свидетельствовало изображение на кожухе двигателя Ferrari F10) не блистали. И если Фелипе Массе, всегда любившему трассу в Стамбуле, все же удалось пройти в десятку лучших, где он, правда, не смог подняться выше восьмого места, то Фернандо Алонсо и вовсе остался за пределами Top-10 с 12-м результатом. Зато в десятку впервые в карьере попал Виталий Петров. Русский гонщик любит «Истанбул Парк», в прошлом году он выиграл здесь в GP2, возглавив тогда личный зачет чемпионата, начиная с пятничных тренировок показывал времена в пределах первой десятки, будучи довольным балансом своей Renault R30, в квалификации уверенно прошел через два сегмента. Четвертый в первой сессии, седьмой – во второй, и девятое место в итоге. Нельзя не отметить и Камуи Кобаяши. Быстрый японец из Sauber вновь пробился в Top-10, и учитывая форму его команды, это не может не вызывать уважения и удивления.
Борьба в гонке завязалась уже с самого старта. На этот раз Марк Уэббер был безупречен, но прекрасно стартовал позади него и Себастьян Феттель. В то же время Льюис Хэмилтон, начинавший гонку с грязной стороны трассы, не смог быстро сорваться с места, и вторую позицию уступил. Два Red Bull возглавили гонку. Позади было не менее интересно. На входе в первый поворот, который, как и в Интерлагосе, ныряет влево вниз, Михаэль Шумахер смог протиснуться снаружи мимо Дженсона Баттона, вырвавшись, таким образом, на четвертое место. Бок о бок, почти цепляясь колесами, первый поворот прошли Кубица, Масса и Петров, но при этом порядок остался прежним.
|
Таким образом, на самом старте McLaren оказались немного отброшены назад, по сравнению с квалификацией, но ненадолго. Вскоре Хэмилтон подобрался вплотную к Феттелю и атаковал его на входе в медленный поворот. Один Red Bull остался позади, и Льюис бросился вдогонку за вторым. Преимущество McLaren на третьем секторе Istanbul Park продемонстрировал Баттон, когда уверенно прошел Шумахера, вернувшись на четвертую позицию. Замечу, все это произошло по ходу первого круга гонки, и по его итогам статус-кво был возвращен.
Темп McLaren при заполненных баках был очень хорош, и Льюис Хэмилтон быстро смог догнать лидирующего Марка Уэббера. После этого Льюис уже не отставал, создавал давление на лидера, раз за разом подбираясь на дистанцию атаки. Но саму атаку произвести не удавалось. Соотношение сил между Red Bull и McLaren осталось прежним: Уэббер чуть-чуть отрывался в 8-м повороте, перед тем, как в конце длинной прямой Льюис вновь догонял его.
Началась волна пит-стопов, которую открыл Фернандо Алонсо уже на 12 круге. Фернандо, между прочим, на старте гонки не смог ничего поделать, оставшись позади Кобаяши и Сутиля.
В лидирующей группе первым на пит-стоп отправился Феттель, сменивший шины на 15 круге. На следующем круге на пит-лейн синхронно устремились Уэббер и Хэмилтон, теперь дело было за механиками Red Bull и McLaren. По словам Марка Уэббера на пресс-конференции после гонки, его механикам не удался идеальный пит-стоп, но у Хэмилтона все сложилось гораздо хуже. Механики закопались при смене одного из задних колес, в результате разрыв между Марком и Льюисом заметно вырос. Более того, если Уэббер вернулся на трассу впереди Феттеля, что и следовало ожидать, то Льюис оказался позади Себастьяна! Хэмилтон второй раз за гонку проиграл позицию Феттелю: после неудачного старта и неудачного пит-стопа.
На трассе тем временем все внимание было приковано к Дженсону Баттону, который незадолго перед пит-стопом взвинтил темп, показав быстрейший круг на том самом 16 круге гонки, когда Уэббер и Хэмилтон посещали своих механиков. Спустя два круга Баттон совершил свой пит-стоп, но тактика оттянутой, по сравнению с лидерами, смены резины не принесла пользы Дженсону. На трассу он вернулся четвертым, не отыграв ни одной позиции. Одно изменение: теперь непосредственно впереди действующего чемпиона мира располагался не Феттель, а его собственный напарник.
Между прочим, как и после старта Льюис не стал откладывать дело в долгий ящик, и сразу же попытался атаковать Себастьяна в 12-м повороте. Но на этот раз попытка не прошла. Тем временем Марк Уэббер показал новое лучшее время круга, на которое почти сразу же ответил Хэмилтон. Лидеры так и шли, словно приклеенные друг к другу, в одном темпе. На 28 круге лучшее время установил Феттель, на 31 ему ответил Баттон.
Дистанция гонки давно перевалила за половину, а борьба на трассе и не думала остывать. Фернандо Алонсо, разобравшийся в конце концов с Адрианом Сутилем и Камуи Кобаяши, догнал наконец Виталия Петрова, которого начал прессинговать в сражении за девятую позицию. До того, в начале гонки Виталий долго преследовал Массу, пытался оказывать на него прессинг, но постепенно шины на Renault россиянина поизносились, и Фелипе удалось оторваться. Теперь началось сражение с другой Ferrari, и на этот раз Виталий предстал в роли обороняющегося. Фернандо был настойчив, но Петров упорно сопротивлялся. Борьба Ferrari и Renault была хороша, и приятно было видеть, как русский гонщик демонстрирует зрелый пилотаж и зрелый подход к борьбе на трассе.
Впрочем, вскоре телеоператоры отвлеклись от сражения между Алонсо и Петровым, так как впереди пелотона началось нечто. Себастьян Феттель резко взвинтил темп относительно Уэббера, на 41 круге он быстрее прошел 8-й поворот и следующую за ним шикану, и приблизился к Марку на дистанцию атаки на первой протяженной прямой. Далее шел сверхбыстрый 11-й поворот, левый изгиб, соединяющий между собой две прямые. Себастьян смело ринулся внутрь, и протиснулся мимо Уэббера вперед. То, что произошло дальше, поставило крест на гонке Red Bull Racing и всех надеждах «энергетической» команды на победный дубль. Марк не собирался уступать. А что, Себастьян рассчитывал на что-то другое, на то, что Уэббер так и будет предупредителен и мягок, как уже было один раз в этом году, на первом круге в Малайзии? У двух гонщиков Red Bull после Монако было равное количество очков, они возглавляли таблицу личного зачета, и было очень наивно надеяться, что Уэббер так запросто отдаст победу. Марк остался на своей траектории, не уступая Феттелю, Себастьян же, обойдя соперника на полкорпуса, внезапно дернулся вправо, налетев на болид австралийца. Столкновение, болиды на огромной скорости вылетели с трассы, и машина Феттеля с пробитой задней шиной застыла на обочине. Себастьян, импульсивно жестикулируя в сторону Уэббера, покинул кокпит. Марк вернулся на трассу, направившись к своим механикам…
На самом деле вина в столкновении была 50 на 50. Преимущества уже добился Феттель, вышедший вперед на полкорпуса, но Марк не обязан был ему уступать. Он не имел права захлопывать калитку, но не был обязан и посторониться, уходить вправо, расширяя траекторию. Его вина лишь в том, что он не уступил, не оставил достаточно места Себастьяну, учитывая интересы команды. Феттель же хотел занять лучшую траекторию на подходе к 12-му повороту, но слишком рано дернулся вправо, полагая, что Марк уже отстал или оставил ему достаточно места. Опрометчивое решение. В общем-то, обычный гоночный инцидент, но учитывая контекст, то, что это напарники, и то, что оба борются за чемпионский титул… После гонки выяснилась и причина, почему Феттель оказался на этом круге быстрее Уэббера. Марк перевел двигатель в экономный режим, в то время как Феттель собирался сделать это позже, сэкономив некоторое количество топлива в «воздушном мешке» позади McLaren Хэмилтона, и шел на максимальных оборотах двигателя.
| |
Первые две позиции неожиданно свалились в руки пилотов McLaren, и Льюис Хэмилтон, накануне говоривший о том, что он готов к битве за победу, возглавил гонку. Тем временем Марк Уэббер заехал к своим механикам, которые поменяли ему шины и поставили новый носовой обтекатель.
Два McLaren лидируют, когда давно обещаемый дождь, наконец пошел. Но дождик оказался слабеньким, лишь слегка намочив горячий асфальт стамбульского автодрома. Тем временем, и в стане McLaren не все спокойно, хотя обоих гонщиков предупреждают о том, что им надо беречь топливо.
Это не мешает Дженсону Баттону, когда на 48 круге он быстрее вышел из 8-го поворота, приблизиться на дистанцию атаки к Хэмилтону, и атаковать его в 11-м! Новая схватка партнеров по команде, и новая схватка за победу! Дженсону удалось выйти вперед в 12-м повороте, но Льюис не отставал и не сдавался, два серебристых McLaren бок о бок, меняясь позициями, промчались через пять поворотов подряд, пока, наконец, Хэмилтон не вернул себе лидерство в первом повороте трассы, уходя уже на новый, 49 круг гонки. Потрясающая, и предельно корректная при этом борьба, ставшая настоящим украшением Гран При. Напряжение на капитанском мостике McLaren было неимоверным, на Мартине Уитмарше просто не было лица; еще бы, только что перед их глазами был пример, как можно потерять победный дубль. Пилотов повторно попросили сберегать топливо, - судя по всему, это была проблема для многих в заключительной части гонки после агрессивного пилотажа на большей части дистанции.
Настоящим украшением гонки стала и дуэль теперь уже за восьмое место между Петровым и Алонсо. Фернандо вновь активизировал свои атаки, на 53 круге они были особенно настойчивы. Сражаясь бок о бок в течение нескольких поворотов, в начале 54 круга Алонсо все же удалось выйти вперед. Петров защищался максимально упорно, но при этом и максимально корректно. Увы, легонького контакта избежать не удалось, обе машины скользили, и это привело к проколу покрышки у Виталия. К сожалению, на этом об очках можно было забыть. Петров долго возвращался в боксы, - целых две трети круга, но сумел добраться до своих механиков. За два круга до финиша они поставили ему свежий комплект шин, чтобы на самом последнем круге гонки Виталий неожиданно жахнул быстрейшим кругом!
Интересны были лица призеров после финиша гонки. И Льюис, и Дженсон были предельно сосредоточены и серьезны, они не приветствовали друг друга на круге почета, они все еще были там, в борьбе. И строгий, слегка взбудораженный, но при этом заметно разочарованный Марк Уэббер, который смог финишировать третьим. После того, как претендовал на победу в Гран При. На этом фоне контрастно выглядел сияющий Падди Лоу, пришедший получать за McLaren командный трофей. Его команда, их команда победила, выиграла победный дубль! И Баттон, и Хэмилтон в борьбе за титул, они совсем немного проигрывают оставшемуся лидером Уэбберу. Но и Феттеля нельзя сбрасывать со счетов.
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ред булл, себастьян феттель, стамбул, турция, ф1, фернандо алонсо, феррари