Городское кольцо в Валенсии в третий раз в истории принимало гонку с титулом Гран При Европы, однако на этот раз этап перенесли с конца августа, когда в южной Европе сезон отпусков традиционно находится в самом разгаре, на июнь. Следует отметить, это ничуть не повлияло на изменение погодных условий по ходу Гран При, которое в предыдущие два года запомнилось одной из самых красивых телевизионных картинок в сезоне и весьма скучными гонками. Как в августе было жарко, без малейших признаков дождя, так и на этот раз, в июне.
После выездного этапа в Канаде в Валенсии Формулу-1 ожидала новая волна внедрения технических новинок. В Red Bull Racing решили, что откладывать внедрение воздуховода на RB6 уже некуда, тем более что по ходу свободных заездов Себастьян Феттель был доволен работой этой сложной аэродинамической системы. Валенсия – не Монако, здесь есть как минимум две протяженные прямые, и воздуховод мог сыграть важную роль. В то время как Red Bull наконец довел до ума решение, впервые апробированное McLaren, другие команды копировали разгаданный секрет Red Bull. Речь о хитроумном устройстве, примененном на Red Bull RB6, окрещенном «выдувным диффузором». Речь о том, что система выхлопа на RB6 расположена таким образом, что раскаленные газы направлены вниз, к диффузору, создавая дополнительную прижимную силу. Интересно, что в данном случае прижимная сила увеличивается с нажатием на акселератор, когда выхлоп идет с большей интенсивностью. В Валенсии свои варианты «выдувных диффузоров» представили Ferrari, Renault и Mercedes. McLaren, как и другая старейшая британская команда – Williams, отложили внедрение данной новинки до домашнего Гран При в Сильверстоуне. Важный момент: если изначально McLaren рассматривался чуть ли не как главный фаворит Гран При в Валенсии, так как конфигурация данного временного автодрома наилучшим образом подходит именно MP4/25, то затем, по ходу уик-энда и по причине того факта, что крупное обновление ждет McLaren только в Сильверстоуне, в то время как главные соперники привезли значительные обновления в Валенсию, шансы McLaren стали казаться довольно призрачными… Что касается Williams, они без некоторых доработок не обошлись, работая с обновленными антикрыльями и системой воздуховодов.
Квалификация показала, что для Mercedes внедрение «выдувного диффузора» пользы, по крайней мере на данном этапе, не принесло. Немецкая команда полностью провалила субботу, испытав большие проблемы с шинами и перегревом тормозов. Как результат – и Нико Росберг, и Михаэль Шумахер остались за бортом Top-10, и если 12-й результат для Росберга – это еще куда ни шло, то 15 место для Михаэля выглядело просто унизительным. Зато доработки Williams оказались как нельзя кстати, позволив обоим гонщикам квалифицироваться в первой десятке, при этом и Рубенс Баррикелло, и Нико Хюлкенберг не уставали нахвалить свои FW32. Кроме Williams полными составами прошли в Top-10 Red Bull, McLaren, Ferrari и Renault. То есть все три топ-команды, борющиеся за чемпионские титулы, а также Renault, которая все более убедительно показывает себя в роли лидера второго эшелона, и Williams, на это место претендующий.
В итоге в Валенсии все дело пришло к уже ставшему традиционным соперничеству за поул-позишн между партнерами по Red Bull Racing Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером. И верх на этот раз взял Феттель, завоевавший четвертый поул по ходу сезона (сравнявшись, таким образом, с Уэббером), и первый – с апрельского этапа в Шанхае. Марк на этот раз был вторым.
Несмотря на отсутствие новинок на McLaren MP4/25, команда все-таки была в хорошей форме, чему доказательством стало третье время Льюиса Хэмилтона, который, при определенных условиях, мог бы даже зацепиться за первый ряд. Дженсон Баттон был только седьмым, но, по его же словам, сделал пару ошибок по ходу решающей попытки. Не обошлось без помарок и у Хэмилтона, который сумел отловить наметившееся скольжение своего McLaren, на чем, конечно, были потеряны какие-то доли секунды. Иначе Льюис возможно был бы выше.
Фернандо Алонсо, уверенно проведший свободные заезды, по итогам которых вполне мог претендовать на высокие позиции по ходу своего второго домашнего Гран При, в квалификации оказался несколько в тени пилотов Red Bull и Льюиса Хэмилтона, тем не менее, опередив Фелипе Массу он квалифицировался четвертым. Нельзя не отметить Роберта Кубицу, в очередной раз уверенно квалифицировавшегося – на этот раз шестым. Персонал Renault F1 не может нарадоваться на своего польского гонщика. Отличная квалификация удалась и Виталию Петрову. Русский гонщик второй раз в карьере прошел в Top-10, и хотя так и не смог подняться выше десятой позиции, его прогресс по ходу уик-энда впечатлил. Поначалу Виталий с трудом приспосабливался к модифицированной Renault R30, но затем прибавил, и в квалификации выглядел очень здорово. Конечно ему помогло отличное знание трассы, на которой он дважды выигрывал в GP2, да и тот факт, что Виталий уже несколько лет постоянно проживает в Валенсии не мог не прибавить комфорта во время участия в европейском Гран При.
Старт Гран При Европы получился довольно бурным, пилоты обменивались позициями по ходу всего первого круга, что не могло не радовать болельщиков, в большом количестве собравшихся на трибунах валенсийского street-course. Феттель смог удержать лидерство, хотя стартовавший позади Хэмилтон был в дебюте очень стремителен, мгновенно обошел Уэббера и попытался атаковать Себастьяна. Пилоты Red Bull и McLaren даже поравнялись в один миг, при этом болид Льюиса стало слегка сносить на наружную траекторию, и небольшого контакта избежать не удалось. Оба продолжили гонку, сохранив позиции, но на McLaren Хэмилтона оказалось повреждено переднее антикрыло. Марк Уэббер старт провалил. Мимо него вслед за Хэмилтоном промчались и Алонсо, и Масса. Кубица и Баттон, боровшиеся колесо в колесо добрую половину первого круга и вовсе одновременно прошли Марка, объехав его с двух сторон! В общем, не заладился старт у Уэббера. К большому сожалению, тоже самое можно сказать и о Виталии Петрове. Причем сам стартовый рывок Виталию вполне удался, он сохранил свою позицию, но затем не очень удачно выбрал место на трассе, и его успешно атаковали и прошли несколько пилотов. По словам Петрова, пилоты Force India атаковали очень агрессивно, и он предпочел отпустить их, нежели устраивать завал по ходу первого круга. Все верно, опыт гонок полезнее.
Впрочем, уже на втором круге Петров вернул себе одну позицию, красиво опередив Хайме Альгерсуари, и опровергнув тезис о том, что в Валенсии нельзя обгонять.
Феттель и Хэмилтон вели гонку, преследуемые плотной группой пилотов, претендующих на высокие позиции в Гран При. Увы, Марк Уэббер с трудом мог отнести себя к их числу. Гран При в Валенсии уже третий год кряду оказывался для австралийца весьма неудачной гонкой…
Откатившийся по итогам первого круга на девятое место, Уэббер первым из пилотов, претендовавших на высокие места, отправился в боксы – уже на восьмом круге. Увы, его и здесь ждала неудача: смена одного из колес прошла дольше положенного, и на трассу Марк вернулся с огромным проигрышем, пропустив вперед всех серьезных игроков, и уступив позицию даже Хейкки Ковалайнену из Lotus. Финн, кстати, в этот уик-энд выглядел очень неплохо, достойно вел 500-ю гонку в Ф1 в истории марки Lotus, опережая всех других представителей команд-новичков. Но Уэбберу он, понятное дело, был не соперник, и Марк почти мгновенно проглотил отставание, отделявшее его от Ковалайнена. Хейкки тем не менее не собирался просто так сдаваться, и, в общем-то, имел полное право побороться за позицию. На протяженной прямой Ковалайнен «крылся» изо всех сил, смещаясь так, чтобы закрыть Уэбберу выгодную траекторию на подходе к повороту. Марк дергался влево-вправо, пытаясь найти лазейку, он значительно превышал в скорости пилота Lotus. На первый взгляд показалось, что вот она – гигантская разница в скорости между болидами ведущих команд и медленными машинами команд-новичков, но роковым моментом стало то, что Хейкки оттормозился там, где Марк этого никак не ожидал – на 80 метров раньше предполагаемой точки торможения Уэббера. В это мгновение австралийцу уже просто некуда было деваться, и его Red Bull налетел левым передним колесом на заднее правое Lotus. Болид взмыл в воздух, словно выброшенный катапультой, совершил полное сальто, и приземлился на асфальт, сначала вверх колесами, но после повторного переворота уже на днище. После этого Red Bull RB6, а точнее его остатки, его основа, пересек заасфальтированную полосу безопасности, и уткнулся в барьер из шин на все еще остававшейся значительной скорости. Авария выглядела по-настоящему страшно, особенно с бортовой камеры, где видно, как нос болида просто задирается в небо, - я так летал в компьютерных симуляторах, но оказывается, порой такое бывает и в реальности. Многие схватились за сердце в тот момент по всему миру, и с огромным облегчением увидели, как сначала Марк вышвырнул руль из кокпита, а потом, после некоторой паузы, - а сразу покинуть болид было невозможно, ряд мощных ударов безусловно привел к шоку, - самостоятельно выбрался из кокпита. Да, видеть Уэббера, шагающего на собственных ногах, было очень приятно. Это шасси, разбитое Марком в Валенсии, приносило австралийцу удачу. На нем он выиграл в Барселоне и Монако, а теперь эта машина спасла его от возможных гораздо более тяжелых последствий. И Марк может готовиться к Сильверстоуну, хотя в таких случаях весьма вероятен вариант, когда будешь готовиться к гораздо более тяжелым и неприятным вещам, таким, как долгое восстановление…
На трассу был выпущен пейс-кар, - между прочим, впервые за время проведения Гран При Европы в Валенсии; пилоты в массовом порядке бросились в боксы. Те, кто в момент происшествия находились на подходе к пит-лейну, отправились совершать пит-стоп сразу же, это группа пилотов, начиная с Дженсона Баттона; лидеры – Феттель, Хэмилтон и пара Ferrari заехали в боксы на следующем круге.
Эта гонка, сама по себе достаточно интересная, а по меркам Валенсии – и вовсе искрометная, предоставила немало возможностей поразмышлять. Например о том, что современные городские трассы, построенные Германом Тильке не так уж плохи на самом деле; пусть все кому не лень критиковали достаточно широкие зоны безопасности городского кольца Валенсии, утверждая, что на настоящем street-course такого быть не может, и Валенсия скорее напоминает стационарный автодром. Тем не менее, зона безопасности, пересеченная неуправляемым болидом Уэббера, сыграла большую роль, дополнительно погасив скорость. Если представить, что нечто подобное произошло бы где-нибудь в Монако, где никаких зон выбега в принципе нет, то, думается, несмотря на всю безопасность современных болидов, так легко отделаться бы не удалось.
Интересны были варианты с тактикой. Так, Михаэль Шумахер не поехал вместе со всеми в боксы, оставшись на трассе, он поднялся на третье место, сразу позади Феттеля и Хэмилтона, но спустя пару кругов под пейс-каром его все же зазвали в боксы. В этот момент гонка для семикратного чемпиона мира была окончательно проиграна – на выезде с пит-лейна он был вынужден остановиться на красный сигнал светофора, чтобы пропустить пелотон, идущий за машиной безопасности. В Mercedes такого никак не ожидали, ведь правила гласят, что красный свет на пит-лейн включается лишь тогда, когда пейс-кар собрал за собой весь пелотон, а в тот момент этого еще не произошло. У Mercedes возникли серьезные вопросы к FIA по поводу данных обстоятельств. Несколько кругов спустя Михаэля повторно зазвали в боксы, поставив ему мягкие шины, чтобы позволить проехать оставшуюся часть дистанции в высоком темпе, заодно дополнительно протестировав болид.
Напротив, удачный пример рискованной тактики мы увидели в исполнении Камуи Кобаяши. Японец, как и Шумахер, не поехал в боксы, поднявшись сначала на четвертое, а после пит-стопа Михаэля, и на третье место. Но Камуи действительно отложил пит-стоп на заключительную часть дистанции, и он прекрасно справился с продолжительным отрезком на шинах более жесткой спецификации. К этому вернемся немного позже.
Совершенно странное решение было принято стюардами Гран При по поводу гонщиков, заехавших на пит-лейн сразу же после аварии Уэббера с Ковалайненом. Разбирательство началось еще по ходу гонки, но окончательное решение вынесли только вечером. Девять пилотов наказали прибавкой 5 секунд к финишному результату: Дженсона Баттона, Рубенса Баррикелло, Нико Хюлкенберга, Роберта Кубицу, Виталия Петрова, Адриана Сутиля, Себастьяна Буэми, Педро де ла Росу и Витантонио Лиуцци. И если Баттон, Баррикелло, Кубица и Сутил все равно сохранили заработанные места с третьего по шестое, а Нико Хюлкенберг к этому времени уже сошел с трассы, из-за разрыва задней покрышки, в то время как перемещение Петрова с 11-й финишной позиции на 14-ю, а Лиуцци с 13-й на 16-ю, не имело никакой роли, то перемещение Буэми с восьмого места на девятое и де ла Росы с 10-го на 12-е напрямую отразилось на заработанных этими гонщиками очках. А ведь они провели отличную гонку. Так в чем же провинились вышеназванные пилоты?.. Оказалось, что в момент, когда дирекция гонки объявила о режиме автомобиля безопасности, пилоты должны были перейти в режим FIA ECU, проходя круги не быстрее определенного времени. Так то оно так, но по данной логике вышеперечисленные гонщики должны были чуть ли не остановиться на трассе, чтобы уложиться в выделенный FIA промежуток времени. Что тут сказать?.. Если правила идиотские – их надо исправлять. Относительно режима автомобиля безопасности в Ф1 царит откровенный бардак, и если с ситуацией в Монако худо-бедно разобрались на последнем перед Валенсией заседании Всемирного Совета по автоспорту, оговорив, что при уходе сейфти-кара на последнем круге гонки обгонять запрещено, в то время как в остальных случаях борьбу можно вести, начиная со второй линии автомобиля безопасности (въезд на пит-лейн), то случаи в Валенсии с Шумахером, вынужденным стоять на пит-лейн под красным сигналом светофора и штрафами за несоблюдение скоростного режима, просто вопиющие!
Кстати, по ходу Гран При Европы был еще один момент, когда в принципе можно было бы выпустить на трассу автомобиль безопасности. Когда гонка уже перевалила за середину дистанции, на трассе неожиданно оказался посторонний предмет, бутылка или что-то вроде того. Чем не debris caution?.. Предмет опасно валялся рядом с траекторией, мимо на высокой скорости пролетали болиды, и не дай Бог кто-нибудь налетел бы на эту штуковину… Затем один отважный валенсийский комиссар сделал стремительный забег за этим предметом, и обратно, удалив мусор с трассы. Видно бега вместе с быками и прочим зверьем в крови этого народа…
Впрочем, был еще один эпизод с машиной безопасности, в котором стюарды разобрались правильно, чтобы там ни говорили в Ferrari. Речь о Льюисе Хэмилтоне, который в момент выезда пейс-кара, опередил его, в то время как следовавшие позади Алонсо и Масса были вынуждены терять время позади автомобиля безопасности. Сам Льюис утверждал, что по его ощущениям он был впереди до первой линии автомобиля безопасности (выезд с пит-лейн), а значит не должен был пропускать пейс-кар. В Ferrari думали совершенно иначе, их можно понять, так как в этот момент они практически потеряли шансы на высокий результат в гонке, и стюарды согласились с данной позицией. Льюиса оштрафовали проездом через пит-лейн, лишив его возможности реально побороться за победу с Феттелем, но отрыв, который успели к этому моменту создать два лидирующих пилота относительно шедшего третьим Кобаяши и его преследователей, позволил Хэмилтону вернуться на трассу на той же второй позиции, на которой он шел и до отбывания штрафа. Поэтому в Ferrari и возмущались, настаивая на том, что санкции к Хэмилтону должны были быть более серьезными. Впрочем, известно что стюардам для вынесения решения требуется определенное время, и если Льюис Хэмилтон сумел воспользоваться этим временным отрезком для того, чтобы создать достаточный задел, - значит он молодец, и не его это проблемы. Кобаяши, кстати, ехал в очень хорошем темпе, отнюдь не блокируя преследователей, просто лидеры – Феттель и Хэмилтон, гнали уж очень быстро!
Впрочем, перед этим был еще один любопытный эпизод, чуть не ставший одним из ключевых в гонке. Когда на 15 круге дали рестарт, возглавлявший пелотон Себастьян Феттель отпустил сейфти-кар, притормозил пелотон, а затем рванулся вперед, чтобы с заделом пересечь линию. Однако Себастьян немного не рассчитал, и не учел, что шины успели остыть, а потому в крутой шпильке, являющейся последним поворотом трассы в Валенсии, его Red Bull понесло боком. Феттель смог удержать ситуацию и болид под контролем, но Хэмилтон был очень близок к тому, чтобы воспользоваться оплошностью Себастьяна.
Затем Хэмилтон серьезно прессинговал Феттеля в сражении за первую позицию, но после объявления штрафа вся борьба за победу, собственно говоря, завершилась. С этого момента Себастьяну Феттелю уже никто не угрожал. Да, Льюис Хэмилтон атаковал, постепенно приближался к лидеру гонки, но для того, чтобы догнать, уже не оставалось времени.
В Гран При Европы был и еще один герой, которого необходимо упомянуть. Речь, конечно, о Камуи Кобаяши. Рискованная тактика. Великолепное ее исполнение. Комплект более жестких шин Medium выдержал большую часть дистанции, 54 круга из 57, при этом позволяя пилоту Sauber держать довольно высокий темп. Во всяком случае, преследовавший его Баттон так и не смог обозначить ни одной атаки. Чем дольше Камуи оставался на трассе, тем больше шансов у него было на высокий результат, - пелотон растягивался, и вероятность вернуться после пит-стопа на трассу в очках увеличивалась. Переобувшись в SuperSoft, японец вернулся на девятом месте, впереди Педро де ла Росы и Виталия Петрова, борющихся за единственное очко десятого места. Однако Камуи смог сразу же взвинтить темп и догнать впереди идущую группу, в которой незадолго до этого происходили весьма интересные события. Фернандо Алонсо долгое время преследовал Адриана Сутиля в сражении за восьмую позицию, но произвести атаку на пилота Force India никак не удавалось. Впереди этой пары дуэлянтов располагался Себастьян Буэми, которому удавалась очередная убедительная гонка за рулем Toro Rosso. В итоге именно Сутиль блестящим маневром опередил Буэми на 39 круге дистанции, после чего сумел оторваться, а Алонсо так же безуспешно преследовал теперь уже Буэми.
Зато когда пару Буэми – Алонсо догнал Кобаяши, борьба пошла уже просто искрометная! Пилот Sauber был явно быстрее на мягких шинах, и на предпоследнем круге он великолепным маневром опередил двукратного чемпиона мира! Для Кобаяши просто не существует авторитетов. На этом Камуи, разумеется, не успокоился, и взялся за швейцарца. Сражение на последнем круге увенчалось опасной атакой в заключительной шпильке, и атака в последнем повороте гонки дала результат – Кобаяши прорвался на седьмое место. В самом последнем повороте самого последнего круга гонки!
Себастьян Феттель, выиграв в Валенсии, вернулся на высшую ступень пьедестала. Себастьян одержал вторую в сезоне победу после Гран При Малайзии, и теперь у него их столько же, сколько и у других основных претендентов на победу в чемпионате этого года: Льюиса Хэмилтона, Дженсона Баттона и Марка Уэббера. Феттель поднялся на третье место в чемпионате, и проигрывает находящимся впереди него Хэмилтону и Баттону самую малость. Победа в Валенсии должна прибавить Себастьяну уверенности.
Но и пилоты McLaren, финишировавшие вдвоем на подиуме, добились максимального результата, минимизировав потери при отсутствии обновлений на MP4/25. Баттон, между прочим, установил лучшее время круга в гонке. Чемпионат мира приближается к своему экватору, и ситуация в чемпионате накаляется до предела.
Тэги: валенсия, виталий петров, воздуховод, выдувной диффузор, гп европы, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, хейкки ковалайнен