Итак, начало европейской части сезона Ф1 в этом году выдалось плотненьким. Спустя всего неделю после Гран При Испании «Большой цирк» раскинул шатры на набережной княжества Монако, и пилоты вышли на самую знаменитую трассу в календаре чемпионата.
Гран При Монако, безусловно, остается главной достопримечательностью в календаре чемпионата мира Ф1. Временная трасса, проложенная по узеньким улочкам миниатюрного княжества, в наибольшей степени сохранила ауру прошлого, себя саму в сравнении с другими традиционными, историческими автодромами, на которых проводятся гонки Формулы-1. В этом, конечно, огромная заслуга Автомобильного клуба Монако, но и администрации Ф1. Традиции сохраняют в маленьком княжестве, и это особенно ценно.
Одна из таких традиций – свободные заезды начинаются в Монако в четверг, а не в пятницу, как на всех остальных трассах, пятница же – выходной день для Ф1 в Монте-Карло. В этом году в четверг была знаменательная дата – 13 мая. 13 мая 1950 года состоялась первая гонка в истории чемпионата мира в классе «Формула-1» Гран При Великобритании и Европы в Сильверстоуне. Таким образом, была вторая возможность отпраздновать шестидесятилетие Формулы-1, после открытия сезона в Бахрейне. Интересный факт – команда Scuderia Ferrari провела первую гонку в рамках чемпионата мира в классе «Формула-1» именно в Монако, по ходу второго этапа сезона 1950 года и в истории вообще, пропустив Гран При в Сильверстоуне. Так что именно здесь, в Монте-Карло «Скудерия» с полным на то правом отмечала шестидесятилетие собственного участия в чемпионате мира Ф1. И выступления в четверг Ferrari начала на праздничной ноте. Фернандо Алонсо устанавливал лучшее время в обеих сессиях свободных заездов в четверг, Фелипе Масса отставал ненамного, и тоже вовсю нахваливал поведение болида Ferrari F10 на мягкой паре составов Bridgestone: Medium и SuperSoft. В Гран При Монако у Ferrari появилась великолепная возможность потеснить немного уверенно обосновавшиеся в последних Гран При на лидирующих позициях Red Bull. Тем более, что в условиях городской трассы в Монако на первый план выходит не аэродинамическая эффективность, в которой на данный момент сильно выигрывает Red Bull RB6, а скорее механическое сцепление с трассой и общая сбалансированность автомобиля. Не зря уже протоколы тренировок отличались большой плотностью, и от больших отрывов Red Bull в Испании не осталось и следа. Кстати, о сбалансированности. В четверг прошел хороший урок на тему баланса гоночного болида в Монако. Лидеры GP2 во главе с возглавившим протокол тренировки венесуэльцем Пастором Мальдонадо опередили самых медленных представителей Ф1: Лукаса ди Грасси на старой версии Virgin VR01 и обоих пилотов HRT F1 – Бруно Сенну и Каруна Чандхока. Таким образом, наглядно было показано, что на отлично настроенном, сбалансированном болиде GP2 в условиях Монте-Карло можно показать лучшее время, чем на болиде Ф1 с отвратительным балансом, который того и гляди выйдет из под контроля пилота.
Раз уж мы заговорили о необходимых в Монако качествах гоночного болида, немного о технике. Некоторые новинки в Монако были. Так, например, Williams «обновила» заднее антикрыло FW32. Но в основном в Монте-Карло команды Ф1 произвели своего рода «откат», вернувшись к предыдущим версиям конструкций своих болидов. В Ferrari отказались от использования воздуховода, регулирующего аэродинамический поток на заднем антикрыле, мотивируя это тем, что в условиях медленной трассы, закрученной в княжестве, от этого новшества практической пользы не будет. В Mercedes GP были вынуждены вернуться к короткобазной версии Mercedes W01 из-за особенностей требований, предъявляемых в Монте-Карло к подвеске гоночной машины.
Как обычно, главные баталии развернулись в Монако в субботу. Обгонять на узких улочках почти невозможно, прорыв из задних рядов здесь – это своего рода mission impossible, поэтому квалификация приобретает особое значение, еще большее, чем на других трассах.
И вот здесь-то непростительную ошибку совершил фаворит после заездов в четверг Фернандо Алонсо, разбивший болид уже на шестом круге по ходу утренней тренировки. Из-за ошибки в пилотировании двукратного чемпиона мира алая Ferrari F10 оказалась буквально размазанной по стенке от коварного поворота Massenet до площади «Казино». Правую часть болида будто бы срезало, но самое худшее – как выяснило обследование повреждений, произведенное командой, был поврежден монокок. Болид для Алонсо пришлось собирать вокруг запасного монокока, что означало многочасовую потерю времени, а также обязывало испанца стартовать в воскресной гонке с пит-лейна согласно правилам закрытого парка. В общем, невыполнимую миссию на этот раз предстояло выполнять Фернандо, хотя Стефано Доменикали напомнил, что один пилот «красных» однажды, а точнее в 2006 году уже прорвался с пит-лейна аж на пятую позицию. Алонсо должен был хорошо это помнить. Сам Фернандо говорил о намерениях пробиться в призовую десятку.
По-хорошему удивлял в Монако Роберт Кубица. И в четверг он уступал Алонсо всего ничего, и утром в субботу отметился лучшим временем, и по ходу всей квалификации постоянно обосновывался в первой тройке, тревожа фаворитов и всерьез претендуя на поул-позишн до самой последней минуты. Лично на мой взгляд, поляк проводит сейчас лучший сезон в своей карьере. Но не Роберту довелось выиграть столь ценный поул в Монако. Марк Уэббер сейчас тоже на подъеме, после блестящего выступления в Барселоне, и его лучшая квалификационная попытка была превосходной. Да что там – 1:13,826 – время поул-позишн Уэббера, - это новый рекорд трассы в Монте-Карло!
Феттель вновь проиграл партнеру, и был не очень доволен, тем не менее, даже сам Себастьян не мог отрицать, что третья позиция на старте в Монако весьма удачна. Довольно удачно выступил и Фелипе Масса, единственной машиной представлявший Ferrari по ходу квалификации. Четвертое время, весьма неплохо. А вот пилоты McLaren, - пятое время для Хэмилтона, и восьмое – для Баттона, - своими результатами были совершенно недовольны, особенно Дженсон. Болид McLaren MP4/25 не отличался удовлетворительным балансом, задок машины был слишком нестабилен.
Нико Росберг после того как уступил в квалификации в Барселоне Михаэлю Шумахеру, в Монако вновь выиграл у своего именитого партнера. Казалось бы, вот оно – подтверждение того факта, что короткобазный вариант Mercedes W01 лучше подходит Нико, но справедливости ради, Росберг выиграл у Михаэля самую малость, при этом, из-за несогласованных действий внутри команды, по ходу одной из попыток заблокировал Шумахера. Так что кто знает, кто знает…
В Top-10 пробились также ветеран Рубенс Баррикелло, знающий трассу в Монте-Карло как свои пять пальцев, и Витантонио Лиуцци, что было довольно неожиданно. Болид Force India вообще-то говоря в первой десятке ждали, но не Тонио, а Адриана Сутиля, в последние годы завоевавшего репутацию специалиста по Монако.
Лучшим из новичков стал в итоге Нико Хюлкенберг, показавший 11-й результат, а Виталий Петров оказался 14-м. Виталий, вообще-то говоря, здорово вкатился в трассу Монте-Карло, показывал уверенные результаты по ходу свободных заездов, и в квалификации выглядел неплохо, но некоторый недостаток опыта видимо дал себя знать. Внеся изменения в настройки баланса тормозов по ходу второй квалификационной сессии, Виталий стал терять контроль над задней частью Renault R30, что привело к заносу на входе в коварный St.Devote, и контакту с отбойником. Хорошо хоть болид был несильно поврежден, но квалификация на этом для русского гонщика завершилась.
Следующая важная часть Гран При Монако – это старт. Здесь можно улучшить или ухудшить завоеванное в квалификации, дальше возможностей будет уже меньше. Особенно в этом году, когда тактические игры, связанные с топливным фактором, все эти возможности «пересидеть» соперника на трассе, сошли на нет. Еще перед стартом Себастьян Феттель говорил о намерении опередить Кубицу уже на старте, Роберту предстояло начинать гонку с ненакатанной траектории, так что у Себастьяна был хороший шанс при старте с третьего места.
Первым в St.Devote вошел уверенно стартовавший Уэббер, а Феттелю действительно удалось лучше среагировать на погасшие огни стартового светофора, чем Кубице. Себастьян уверенно опередил Роберта, хорошо стартовал и Фелипе Масса с четвертой позиции, и в первом повороте шло уже сражение за третье место между Кубицей и Массой. Ferrari и Renault поравнялись бок о бок, но на лучшей траектории был Кубица, и Массе пришлось уступить.
Поменялись позициями гонщики Mercedes GP – Шумахер опередил Росберга, а Рубенс Баррикелло буквально реактивным рывком на старте поднялся с девятого на шестое место, опередив и оба Mercedes.
Улучшил свое положение Виталий Петров, поднявшись на одну позицию вверх, в то время как лавры лучшего новичка остались за Хюлкенбергом только в субботу, на старте гонки Нико провалился. Все как всегда: пелетон в реве движков, звук которых отражался от зданий, устремился вверх по Beau Rivage к площади Casino, далее, минуя знаменитую кочку, через Mirabeau, шпильку Loews и двойной Portier на набережную… В тоннеле внимание к себе приковал Нико Хюлкенберг, чей Williams сошел с накатанной траектории и по касательной ударился об стену. Разбитый болид вылетел из тоннеля на набережную, гонщик, к счастью, не пострадал, но застывшая в неудобном месте машина, а также обилие обломков привели к тому, что гонку по итогам первого круга возглавил пейс-кар. Роберт Кубица по ходу уик-энда говорил: «Раньше мы всегда шли в тоннеле газ в пол, но сейчас, при полностью заправленных баках на первом круге это может быть затруднительно…»
Пейс-кар повел пелетон, надо сказать, AMG Mercedes SLS смотрелся на улочках Монте-Карло просто великолепно. В то же самое время, пройдя всего два круга по трассе, на набережной вынужден был запарковаться Дженсон Баттон, из-под кожуха двигателя McLaren тянулся дымок… Гонка для лидера чемпионата закончилась очень скоро, и надежды на сохранение лидерства после гонки в Монако были очень слабыми.
Фернандо Алонсо отправившийся в гонку с пит-лейн, в общем-то, должен был быть доволен выездом машины безопасности. Пелетон спрессовался, лидеры не могли уезжать уже на первых кругах, в то время как Фернандо заехал на пит-стоп уже по итогам первого круга. Рискованная тактика, но имеющая шанс на успех – теперь только оставалось продержаться на свежем комплекте шин до самого финиша, еще 77 кругов.
Хюлкенберг разбил свой Williams уж в очень неудобном месте, расчистка трассы, несмотря на оперативную работу маршалов в Монте-Карло, являющуюся образцовой для всех остальных трасс в мире, затянулась, так что рестарт был произведен только на седьмом круге. Гонка возобновилась в нормальном режиме, и два Red Bull устремились вперед.
Алонсо в это самое время напротив должен был прорываться с хвоста, утыкаясь в медленные болиды команд-новичков. Долго Фернандо разбирался с неуступчивым Лукасом ди Грасси из Virgin, его оборона напомнила сражение 2001 года, когда Дэвид Култхард тщетно пытался обойти другого бразильца, Энрике Бернольди. Порой Virgin Лукаса заносило, было опасно, так как убраться могли оба, но в конце концов, после очередного скольжения ди Грасси, Алонсо поймал его, и опередил на торможении перед шиканой. Дальше мгновенно был съеден отрыв, отделяющий его от Ярно Трулли, снова борьба на грани на этих узких улочках, но старый приятель Ярно, пилотирующий сейчас не слишком конкурентоспособный Lotus не стал сильно упираться.
Алонсо вновь бросается в атаку, чтобы вскоре достать Тимо Глока на новом варианте Virgin VR01. Тимо не пропускал Фернандо без боя, вновь пришлось потрудиться, но спустя три круга Алонсо нашел ключ и к этой Virgin. Затем погоня за Lotus Хейкки Ковалайнена, новая дуэль, блестящая атака по внешней траектории на входе в шикану, и вновь Алонсо вышел победителем. Надо отдать должное и Хейкки – финн предельно корректно боролся с Фернандо в шикане, хотя контакт здесь был весьма возможен, Алонсо атаковал рискованно.
А что же впереди пелетона? Все идут достаточно плотно, но Уэббер – быстрее всех, пару раз установив лучшее время круга.
На 18 круге Льюис Хэмилтон открыл волну пит-стопов. Марк Уэббер останавливался позже ближайших преследователей: Феттеля, Кубицы и Массы, так что даже совершив пит-стоп, Марк вернулся на трассу лидером. Из быстрых пилотов к тому времени не переобувался только Нико Росберг, несколько раз обновивший на легчающей машине лучший круг, но отрыв от Нико был у Марка достаточным, чтобы вернуться на трассу впереди него. Росберг как раз и закрыл первую волну пит-стопов, сменив резину на 29 круге.
По итогам пит-стопов все в основном сохранили свои позиции, но обмен позициями все же произошел. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло заезжали в боксы почти одновременно, Михаэль позади Рубенса, но на выезде с пит-лейна впереди уже оказался пилот Mercedes.
Тем временем Фернандо Алонсо совершил впечатляющий прогресс, уверенно обосновавшись по ходу пит-стопов в первой десятке. Теперь ему следовало беречь резину, чтобы не пришлось совершать лишнюю остановку в боксах.
Не обходилось и без сходов. После затянувшегося пит-стопа вынужден был покинуть кокпит Педро де ла Роса, а Тимо Глок остановился на набережной в районе «Бассейна» из-за того, что на его Virgin перекосило задний мост. Машину просто резко вело в сторону, так что гонщик еле справлялся с ней. На Набережной Принцессы Грейс пришлось парковаться и второму Virgin, - болид Лукаса ди Грасси резко потерял темп.
Но все это мелочи, по сравнению с тем, что произошло с Рубенсом Баррикелло на 32 круге. Williams бразильца внезапно резко сорвало с траектории в одном из самых скоростных участков трассы, на подъеме Beau Rivage. Двойной, очень жесткий удар об отбойники, следующие позади соперники еле увернулись от неуправляемого болида Баррикелло. Очень опасный был момент. Подъем Beau Rivage засыпало обломками Williams, и на трассе во второй раз появился пейс-кар.
Я, конечно, понимаю, Рубенс был страшно разозлен, разочарован произошедшим, но он все-таки опытный гонщик, чтобы позволять себе такие эмоции, как выбрасывание руля из машины. По этому рулю вскоре проехался лидер гонки Марк Уэббер, а проезжать там было особенно негде – узкая полоска асфальта между развернутым поперек дороги разбитым Williams и рельсом безопасности слева.
Увы, на обломках аварии Баррикелло проколол заднюю правую покрышку Виталий Петров. До этого момента наш гонщик уверенно проводил гонку, шел на пороге первой десятки, так что вполне мог подняться в призовую зону, но дополнительный пит-стоп выбросил Виталия из лидирующего круга, резко перечеркнув шансы на высокий результат.
Во второй раз маршалы справились гораздо быстрее, и рестарт был дан уже на 34 круге. Williams Баррикелло быстро эвакуировали краном, одним из тех, что расставлены вдоль трассы в разных местах (а вот Williams Хюлкенберга маршалам пришлось толкать вручную почти от самого выезда из тоннеля до ближайшего «окна» в рельсах безопасности).
Но видно больно здорово смотрелся серебристый Mercedes SLS на улочках Монако, так что пришлось его выпускать и в третий раз, на 44 круге, чтобы привести в порядок трассу на участке перед Massenet. Сейфти-кар вновь поводил пелетон в течение пары кругов.
Однако, несмотря на выезды машины безопасности, съедавшие все образовавшиеся к тому моменту отрывы в пелетоне, позиции на трассе не менялись, - в Монако крайне сложно воспользоваться рестартом для результативной атаки. Это можно сделать, но очень сложно. Как? Об этом чуть ниже.
После ухода с трассы машины безопасности, гонка стремительно идет к концу. Топливные баки болидов пустеют, и гонщики взвинчивают темп. Быстрее всех идет Марк Уэббер, раз за разом улучшающий время лучшего круга в гонке. Однако, после того как на 63 круге Марк установил очередное лучшее время, на 71 круге его результат был побит партнером по команде. Таким образом, лучший круг забрал себе Себастьян Феттель. Тем временем Уэббера попросили немного сбросить темп, поберечь машину, чтобы не рисковать возможным сходом, когда победа уже практически в кармане. Марк не стал отвечать Феттелю, лишившись, таким образом, возможного «Большого шлема», - практически недостижимого в наше время результата (поул-позишн+победа в гонке+лидирование от старта до финиша+лучший круг в гонке).
Но эта гонка просто не могла закончиться так спокойно. На этот раз шоу устроили аутсайдеры. Ярно Трулли, застрявший позади HRT, не собирался мириться с такой ситуацией, и на 75 круге совершил рискованную атаку на Каруна Чандхока в шпильке Rascasse. Индиец похоже просто не ожидал такого варианта развития событий, не оставив Трулли достаточно места, Lotus и Dallara столкнулись, причем темно-зеленый болид зрелищно перелетел через машину-конкурента, разбив на мелкие осколки кожух двигателя Dallara F110. К счастью, Чандхок, находившийся в нижнем болиде, не пострадал. А на трассу был вынужден вновь выехать автомобиль безопасности.
Mercedes SLS покинул трассу на последнем, 78 круге гонки, позволив пелетону, возглавляемому Марком Уэббером ходом устремиться к клетчатому флагу. Интересно, что в этом году правила ухода с трассы машины безопасности изменились. Теперь борьбу можно вести после того, как пейс-кар пересечет белую линию на въезде на пит-лейн, а не с пересечением финишной линии, оканчивающей очередной круг. Именно поэтому на Гран При Китая не был оштрафован Льюис Хэмилтон, который начал борьбу с Марком Уэббером и вытолкнул его еще до того, как завершился круг. Раньше до окончания круга гонщики должны были сохранять свои позиции. Теперь их фактически ждала гонка в боевом режиме от шпильки Rascasse через заключительный поворот трассы, носящий имя Антони Ноге к финишной черте. Это удивительно – три предыдущих рестарта не принесли никаких изменений в позициях на трассе, теперь же, на этом коротком финишном броске был обгон. Фернандо Алонсо, поднявшийся благодаря блестящей реализации тактики на шестое место, допустил легкое скольжение в Rascasse, Ferrari зависла в легком красивом заносе, но этим мгновенно воспользовался Михаэль Шумахер. Серебристый Mercedes немца протиснулся слева в «Антони Ноге», Ferrari и Mercedes бок о бок устремились к черте, но впереди на мгновение оказалась серебряная машина. Таким образом, Михаэль в самый последний момент отнял шестое место у Фернандо Алонсо. Красивый финал красивой гонки.
Ну а победителей ждал заслуженный триумф. Red Bull завоевал в Монако победный дубль, блестящий пилот Renault Роберт Кубица поднялся на третью ступень подиума. Марк Уэббер впервые праздновал победу на самом престижном этапе сезона. На пресс-конференции после субботней квалификации Марку напомнили, что предыдущим австралийцем, завоевавшим поул-позишн в Монако в Формуле-1 был Джек Брэбем в 1967 году. Предыдущим австралийцем, выигравшим Гран При Монако тоже был Джек Брэбем, только было это еще раньше, в 1959-м. Теперь на верхнюю ступень ложи Князя Монако поднялся Марк. Марк Уэббер.
После этого логичным выглядит тот факт, что настойчивый австралиец Марк Уэббер после Монако возглавил таблицу личного зачета чемпионата мира, при равенстве очков с партнером по команде, Себастьяном Феттелем. Red Bull Racing с третьего места в Кубке конструкторов поднялся на первое, где обосновался с уверенным отрывом.
P.S. По итогам гонки стюарды Гран При Монако оштрафовали Михаэля Шумахера за обгон Фернандо Алонсо, прибавив к его времени 20 секунд, что отбросило пилота Mercedes на 12 место в финишной классификации. Команда Mercedes GP подала протест на решение стюардов, мотивируя это тем, что в новой редакции правил о машине безопасности (статьи 40.7 и 40.11 Спортивного регламента) рестарт производится от линии въезда на пит-лейн, а не от линии начала следующего круга, при этом маршалы показывали зеленые флаги и были включены зеленые сигнальные огни. Однако позже Mercedes GP отозвала апелляцию, после того как стюарды разъяснили нынешние правила финиша за машиной безопасности. После того как автомобиль безопасности покидает трассу на последнем круге, гонка завершается в режиме нейтрализации и обгоны запрещены (статья 40.13 Спортивного регламента). При этом FIA признала причины трактовки Mercedes GP, ситуация была спорной, так как впервые гонка завершалась за машиной безопасности после принятия новой редакции правил, и уточнение данных правил будет произведено в рамках заседания Спортивной рабочей группы.
Тэги: виталий петров, марк уэббер, михаэль шумахер, монако, монте-карло, ред булл, роберт кубица, рубенс баррикелло, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, феррари