Невероятный чемпионат 2010 года безусловно получил подходящую сцену для финального аккорда. Поблизости, всего в 400 км отсюда, в Королевстве Бахрейн сезон стартовал, и теперь в Эмирате Абу-Даби завершался. Восемь месяцев потрясающей борьбы за чемпионский титул, закольцованные между двух стран Ближнего Востока…
Впервые в истории чемпионатов мира Формулы-1 целых четыре пилота в финальной гонке сезона претендовали на титул. Развязка должна была наступить в Абу-Даби, в эффектной обстановке. Я хочу сказать, автодром Yas Marina выглядит впечатляющим в первую очередь для зрителей. Фантастический комплекс сооружений, словно специально созданный для Джорджа Лукаса, для экранизации очередного эпизода «Звездных войн». С точки зрения пилотов, трасса не настолько впечатляет. К слову, Роберт Кубица заявил, что автодром в Йонаме интереснее, и бросает больший вызов гонщику. Вот и сравнили две трассы, сданные для Ф1 в течение последних двух лет и созданные бюро Германа Тильке! Хотя Себастьян Феттель и говорил, что все-таки что-то такое есть, когда проезжаешь под отелем, а он сверху переливается разноцветными огоньками. Но, трасса хороша в первую очередь для зрителей. И все же это впечатляющая трасса для финального этапа потрясающего чемпионата: гонка, стартующая на закате, переходящая в мгновенно падающую арабскую ночь… Что-то такое в этом есть…
Наверно, специально чтобы подчеркнуть неординарность происходящего, погода в пятницу утром преподнесла сюрприз, обрушив на трассу неслабый ливень, разом перекрывший все нормы выпадения осадков в ноябре в данных местах. Разумеется, под жарким арабским солнцем все быстро просохло, и в дальнейшем прогноз оправдывался: жарко, сухо и солнечно.
Себастьян Феттель уже в пятницу оправдывал мнение, что именно он является быстрейшим пилотом нынешнего чемпионата. Хорошую скорость продемонстрировал и McLaren. По словам Льюиса Хэмилтона, в Абу-Даби заднее антикрыло, впервые представленное еще в Сузуке, наконец дало тот эффект, который изначально ожидался.
|
Итоги квалификации были с одной стороны, ожидаемыми, с другой – неожиданными, и дали большую пищу для размышлений о раскладе на старте 19-й гонки сезона. Блестящий пилотаж Себастьяна Феттеля вкупе с великолепной формой его болида Red Bull принес немцу очередной, уже 10-й в сезоне поул-позишн. При этом тот проигрыш, который был у Марка Уэббера в ходе свободных практик, оказался неслучайным, и не временным явлением – в квалификации Марк снова уступил, так и не сумев реализовать весь заложенный потенциал своего болида. Уэббер по итогам квалификации был только пятым. McLaren подтвердили свою скорость. Льюис Хэмилтон всерьез боролся за поул, но все-таки уступил Феттелю, квалифицировавшись, однако, на первом ряду стартового поля. Хорошо проехал и Дженсон Баттон, показавший четвертый результат. Был доволен квалификацией и Фернандо Алонсо – показав третье время, испанец в первую очередь оставил позади себя ближайшего преследователя в чемпионате мира: Марка Уэббера.
Таким образом, вся пятерка пилотов, сражавшихся вплоть до гонки в Бразилии за титул, вновь квалифицировалась общей плотной группой. Дженсон Баттон, пусть и утратив шансы на защиту титула, все же мог сказать весомое слово в воскресной гонке. Ну а «оруженосец» Алонсо Фелипе Масса квалифицировался по соседству с Уэббером, на третьем ряду.
Следует отметить, что Михаэль Шумахер, пробившись в Top-10, опередил на этот раз партнера по Mercedes Нико Росберга, пусть и уступил немного «старинному другу» Рубенсу Баррикелло. Кстати, сам Михаэль, впервые пилотировавший в Абу-Даби, сказал, что трасса ему понравилась.
Порадовал своих болельщиков и Виталий Петров. Второй раз в сезоне опередив Роберта Кубицу, русский гонщик второй раз подряд квалифицировался в Top-10. Роберт на этот раз жаловался на баланс машины, и нескольких долей секунды ему не хватило для попадания в десятку лучших.
Напряжение перед стартом заключительной гонки сезона зашкаливало, пусть главные действующие лица и старались сохранять спокойствие. Небольшого «взрыва» на старте, наверно, нельзя было избежать, пусть претенденты на титул не оказались замешаны в нем.
Себастьян Феттель выиграл старт. Льюис Хэмилтон тоже среагировал хорошо, и на входе в первый поворот максимально приблизился к Себастьяну, но все же был позади. Почти срезая поворот по поребрику, McLaren Хэмилтона чуть подпрыгнул, из-за чего Льюис забеспокоился о состоянии передней части машины. Второй McLaren также был хорош на старте. Дженсон Баттон опередил Фернандо Алонсо. Но, - и это главное! – Алонсо удержал позади себя Марка Уэббера, и мог быть относительно спокоен.
| |
Теперь о том самом «взрыве», упоминавшемся выше. Михаэль Шумахер бок о бок боролся с Нико Росбергом в шикане 5 и 6 поворотов, и на выходе из 6 поворота оказался снаружи. Сцепления оказалось недостаточно, Mercedes ветерана развернуло на 180˚… Это было крайне опасно, учитывая плотную толпу, идущую позади. Ближайшие гонщики благополучно объехали Михаэля, поток словно разделился на два течения, но Витантонио Лиуцци, находившийся чуть дальше, и потому не видевший начало эпизода за спинами впереди идущих гонщиков, увернуться не смог. Force India словно на трамплине подскочила на Mercedes, но к счастью, масса болида прошла в стороне от головы пилота. Слава Богу, никто в этой жутковато выглядящей аварии не пострадал.
Разумеется, на трассу сейчас же был выпущен сейфти-кар, слегка охладивший пыл. Машина безопасности долгие 5 кругов водила за собой пелотон, пока маршалы подчищали место столкновения: убирали обломки Mercedes и Force India, посыпали специальным раствором, нейтрализующим вытекшие на полотно жидкости. Михаэль и Тонио тем временем вдвоем успели вернуться на пит-лейн, и ослепительная улыбка Шумахера успокоила публику.
Под пейс-каром ряд гонщиков из середины пелотона отправился на пит-лейн, чтобы сменить резину. Рискованное решение, учитывая что на жестком комплекте шин им предстояло ехать до самого финиша. Возглавил эту группу Нико Росберг, в их числе был и Виталий Петров, на старте уступивший Камуи Кобаяши и Адриану Сутилю. Роберт Кубица, еще сильнее провалившийся на старте, в боксы не поехал, решив следовать первоначальной стратегии.
Рестарт был произведен на 6 круге. Феттель, задававший темп, тщательно прогревал резину, в один момент Хэмилтон видимо не выдержал рваного темпа, и оказался на обочине, бок о бок с Феттелем. Но так как обочины автодрома Yas Marina ровные и не пыльные, шины Хэмилтона не пострадали. Себастьян благополучно удержал лидерство, даже немного оторвавшись от пелотона в первом повороте. Его ближайшие преследователи также сохранили статус-кво. Интереснее было позади. Роберт Кубица очень красиво опередил по внешнему радиусу Адриана Сутиля, а Кобаяши смело атаковал Баррикелло, но опытный Рубенс грамотно перекрестил траектории. В глубине пелотона Виталий Петров прорывался, опережая Тимо Глока, пилотов Lotus, а между ними и Хайме Альгерсуари, тоже совершившего ранний пит-стоп. Хотя говорят, что в Абу-Даби обгоны крайне затруднены, Нико Росберг уверенно опередил тезку Хюлкенберга.
Все-таки Марк Уэббер чувствовал себя в Абу-Даби довольно неуверенно. Не зря он жаловался на недостаток сцепления, не зря раз за разом уступал ближайшим соперникам. Преследуя Алонсо, Марк не мог приблизиться к нему на дистанцию атаки, но, атакуя, совершил непростительное: задел стену. После этого выход из строя задней правой покрышки был лишь вопросом времени… Время настало на 11 круге, когда Марк сообщил боксам, что резина выходит из-под контроля. Получил ответ, что надо продержаться до въезда на пит-лейн. Продержался, сменил шины, - и откатился далеко назад… Слишком ранний пит-стоп для претендента на титул…
Интересно, что впереди тем временем Льюис Хэмилтон на McLaren мог идти в более высоком темпе, чем Феттель на Red Bull, и постепенно приближался к лидеру гонки. McLaren действительно смог прекрасно подготовиться к Абу-Даби!
Оказалось, что в принципе пит-стоп Уэббера не был таким уж выдающееся ранним. Уже через пару кругов Ferrari зазвала в боксы Фелипе Массу, а ведь бразилец занимал высокое пятое место, и не слишком много уступал лидеру команды, Фернандо Алонсо. Марк в это самое время был занят напряженной борьбой с Хайме Альгерсуари. Пилот «юниорской» команды Red Bull проявлял неуступчивость и обладал высокой скоростью в конце прямых, а потому сразу справиться с ним Уэбберу не удалось. Через пару кругов Хайме вдруг стал гораздо покладистее, и уступил Уэбберу, но какое-то время было Марком потеряно.
Дурные примеры заразительны, или как там это называется? Не ограничившись Массой, который, к слову, в свою очередь застрял за Альгерсуари, в Ferrari зазвали в боксы Алонсо. Как объяснил после гонки Фернандо, смысл был в том, чтобы «не упустить» Уэббера. И что же? Первоначальный план удался – Фернандо вернулся на трассу прямо перед носом Марка, который в этот момент, как говорится, «валил на все деньги», показав на предыдущем круге быстрейший круг гонки. Но время, потерянное позади Альгерсуари сказалось, и какой-то секунды Уэбберу не хватило, чтобы опередить Алонсо.
Все дело в том, что пара претендентов на титул оказалась в начале второй десятки, и пусть Уэббера Алонсо контролировал, лидеры гонки из-под контроля испанца ушли.
Лидирующий Феттель смог взвинтить темп и немного оторваться от Хэмилтона. Льюис совершил свой пит-стоп на 24 круге, но, обладая очень быстрой машиной, вернулся на трассу несколько неудачно – позади пары сражающихся Кобаяши и Кубицы. Феттель не стал откладывать дело в долгий ящик, в свою очередь отправившись к своим механикам кругом спустя, передавая лидерство, словно по эстафете, Баттону. Блестящая работа механиков Red Bull и созданный небольшой задел позволили Себастьяну извлечь максимум из ситуации – на трассу он вернулся прямо перед носом Кобаяши, при том, что пару гонщиков Sauber и Renault к этому моменту вплотную достал Хэмилтон. Боевой Камуи попытался сходу атаковать Феттеля, выехавшего с пит-лейн на свежих шинах, но атака не прошла. Зато маневр японца позволил в следующем повороте атаковать уже Кубице, Sauber и Renault шли бок о бок на протяжении двух поворотов подряд, Камуи отчаянно оборонялся, но поляку удалось пройти Кобаяши. Феттель же, оставив эту горячую пару позади себя, смог выйти на оперативный простор и атаковать в своем темпе, пока Хэмилтон был вынужден идти в темпе впереди идущих соперников.
Кобаяши не стал большим затруднением для Хэмилтона, все же Sauber уступал в скорости McLaren, и один соперник был оставлен Льюисом позади. Однако с Кубицей все вышло сложнее. Renault R30 была очень быстра на прямых, и хотя Хэмилтон держался вплотную, на прямых ему не удавалось приблизиться достаточно, чтобы атаковать на торможении. Темп самого Роберта был выше, чем у Кобаяши: пара Кубица – Хэмилтон быстро оторвалась от японца, но Льюис мог идти еще быстрее. Британец пробовал атаковать, пробовал разные траектории, но хладнокровный поляк удерживал его позади.
Еще одно сражение с участием другого гонщика Renault к тому времени уже вовсю продолжалось. Фернандо Алонсо вскоре после пит-стопа догнал Виталия Петрова и сходу попытался пройти его, но Виталий, ученный дуэлью в Турции, жестко, но корректно закрыл траекторию, так что Фернандо пришлось срезать трассу – вписаться в поворот на такой скорости он уже не успевал. Далее круг за кругом, каждую прямую Фернандо пытался приблизиться к Виталию. Ferrari испанца была быстрее в поворотах, но на прямых русскому гонщику удавалось удерживать минимальный достаточный отрыв, чтобы не позволить Алонсо атаковать на торможении. Фернандо снова и снова готовил атаку и пытался пройти вперед на торможении, но максимум, чем заканчивались эти попытки – очередным съездом претендента на титул на обочину. Благо они в Абу-Даби широкие и чистые. Уже Андреа Стелла увещевал Алонсо по радио: «мы верим в тебя, используй весь свой талант, атакуй!», и все в таком роде. Но Виталий держал свою позицию, как скала. Он, находясь на десятом месте, удерживал претендентов на титул Алонсо и Уэббера на 11-й и 12-й позициях!
К слову, с Уэббером творилось что-то странное. Учитывая, что Алонсо застрял за Петровым, Марку были созданы все условия, чтобы, воспользовавшись данным фактом, максимально приблизиться к Алонсо и попытаться пройти его. Но австралиец все равно удерживался на некоторой дистанции от испанца, словно турбулентность позади Ferrari F10 мешала ему приблизиться. Даже командный мостик Red Bull просил Уэббера попытаться пройти Алонсо, но создавалось впечатление, что Марк и так атакует, но не может приблизиться…
Себастьян Феттель же, тем временем, раз за разом обновлял результат быстрейшего круга. Здорово пилотировал и лидирующий Дженсон Баттон. Оставаясь на стартовом комплекте мягких шин, англичанин шел в очень высоком темпе, постоянно улучшая свое время на круге. Только Феттель на свежем комплекте резины был быстрее его.
Интересно, что пилоты, выбравшие тактику поздних пит-стопов, в итоге добились разных результатов. Быстрый Баттон после смены резины, произведенной на 40 круге, вернулся на четвертой позиции, сразу позади Хэмилтона. Практически соотношение, бывшее между гонщиками McLaren до пит-стопов, осталось неизменным и после. Роберт Кубица, остановившийся в боксах на 46 круге, вернулся на трассу впереди Петрова, но уступая Росбергу. Впрочем, на старте гонки он был позади обоих, так что тактику в исполнении поляка следует признать успешной. Как и в случае с Баттоном. Что касается Кобаяши, сменившего шины на 34 круге, и Адриана Сутиля, остановившегося в боксах на 48 круге, оба провалились, откатившись во вторую десятку. Впрочем, удалось бы им достичь большего успеха, останавливайся они раньше – большой вопрос…
Интересно, что уже на круге, когда Кубица нырнул на пит-лейн, Льюис Хэмилтон обновил результат быстрейшего круга гонки. В дальнейшем Льюис был попросту сверхбыстр, постепенно приближаясь к Феттелю, но Себастьян к тому времени сумел создать некоторый задел, уверенно двигаясь ко второй подряд победе в Гран При.
Алонсо по-прежнему безуспешно атаковал Петрова, впереди которого на некотором отдалении мчал Кубица. При таком раскладе Фернандо «пролетал» мимо чемпионства, и даже помощи Уэббера, который все также не мог удержаться вплотную за Алонсо, не требовалось.
Дважды могло потребоваться вмешательство пейс-кара в ход гонки. Один раз, когда Тимо Глок запарковался рядом со стеной на длинной прямой по ходу 46 круга. Стюарды могли признать, что машина стоит в достаточно опасном месте. Другой раз был более опасным – на Lotus Ярно Трулли, у которого в начале гонки уже ломалось переднее антикрыло, за пару кругов до финиша отвалилось заднее, на протяженной прямой, так что обломки оказались разбросанными на трассе. Появление автомобиля безопасности в данном эпизоде было очень вероятным, возможно, даже необходимым, но судьи решили не вмешиваться в борьбу, решавшуюся на этих заключительных кругах гонки.
Поэтому Феттель по-прежнему лидировал, удерживая достаточный отрыв от более быстрого Хэмилтона, а Алонсо от безнадежности однажды так затянул с торможением, что чуть не врезался в заднее антикрыло машины Виталия.
Гонка стала апофеозом сезона. Феттель, никогда не испытывавший проблем со скоростью, наконец, решил проблемы с надежностью, стабильностью, да и просто везением, выиграв под занавес чемпионата две гонки подряд. Если учитывать последние четыре гонки сезона, то в них Себастьян одержал три победы. Триумф в Гран При Абу-Даби стал пятым по ходу сезона 2010. Вслед за Феттелем, добившимся победы в своем фирменном стиле, на подиуме финишировали два британских пилота McLaren, на высокой ноте завершившие чемпионат. Один из них – Дженсон Баттон, передал Себастьяну звание чемпиона мира, а другой – Льюис Хэмилтон, - рекорд самого молодого чемпиона мира в истории Формулы-1. Алонсо, который так и не смог обойти великолепного Петрова, доказавшего в Абу-Даби свой истинный уровень сомневающимся, после финиша нервно и неспортивно грозил кулаком Виталию. Тем не менее, Фернандо и Ferrari следует отдать должное. После провала поздней весной – ранним летом, они поднялись, вцепились мертвой хваткой и до конца держали интригу. Однако выиграть титул в первый же год выступлений за «Скудерию» и стать самым молодым трехкратным чемпионом мира в истории Ф1 Алонсо не удалось. Увы, неубедительно выступил в Абу-Даби Уэббер, но это не должно бросать тень на сезон Марка, который в любом случае стал самым успешным в карьере австралийца.
Триумф Себастьяна Феттеля в ходе заключительной гонки сезона стал в немалой степени удивительным, учитывая все взлеты и падения, которые довелось пережить молодому немцу по ходу этого чемпионата. Впрочем, кого из претендентов взлеты и падения миновали? Никого. Удивителен и тот факт, что рекорд самого молодого чемпиона мира Формулы-1 удерживался Эмерсоном Фиттипальди с 1972 года вплоть до 2005 года, когда его побил Фернандо Алонсо. А затем уже в 2008 году рекорд Алонсо побил Льюис Хэмилтон, и теперь, в 2010-м, - Себастьян Феттель. Эпоха в 33 года, и всего 3 и 2 года соответственно. Чемпионы мира молодеют. Но сама карьера Себастьяна Феттеля вела его к тому. Дитрих Матешиц, Хельмут Марко, Кристиан Хорнер не прогадали. Чемпионом мира стал в высшей степени достойный молодой человек!
Тэги: абу даби, виталий петров, витантонио лиуцци, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, михаэль шумахер, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, феррари, яс марина