Гран При Сингапура. Гонка при искусственном освещении на городской трассе Марина Бэй в 2010 году проходила только лишь в третий раз, но за это время уже успела завоевать себе устойчивую репутацию и место в календаре Формулы-1. Не только благодаря завораживающей ночной ТВ-картинке, далеко не только. Этот новейший street course действительно удался! Сложная, предъявляющая максимальные требования к концентрации трасса протяженностью более 5 км. Здесь есть большая вероятность приезда в отбойник, что роднит Сингапур с Монако, а жара и влажность – также как и в соседней Малайзии, - на максимальных значениях. Итак, Монако + Сепанг + ночь = Сингапур, и это, что называется, внушает…
Как и в два предыдущих приезда Ф1 в это удивительное азиатское государство-мегаполис, прогнозы обещали ливневые грозы на протяжении всех дней гоночного уик-энда. Но оба предыдущих раза получалось так, что дождевую и промежуточную резину даже расчехлять не пришлось – дожди проходили уже поздно ночью, а все сессии гоночного уик-энда проходили посуху. В 2010-м пилоты Ф1 впервые опробовали трассу Марина Бэй во влажных условиях. Каждый раз это происходило уже после ночных дождей, на утренних тренировках в пятницу и субботу. Основные событий уик-энда все равно прошли посуху, а того, что так опасались все гонщики – то есть ливня в условиях искусственного освещения (неизведанное всегда пугает, а такого в истории Ф1 еще не было), - удалось избежать и на сей раз. Но выяснились новые интересные подробности – оказывается, новый асфальт, уложенный в наиболее кочковатых местах трассы по прошлогодним просьбам участников, очень долгое время высыхал, оставаясь влажным и спустя несколько часов после прошедшего дождя… Что характеризует и местный уровень влажности, как и особенности данного сорта асфальта.
В Сингапур многие привезли новинки. И если одни уже сворачивают программу доработки болидов нынешнего года, как Mercedes, а другие, как Williams или Toro Rosso, вовсю гонявшие здесь с воздуховодом и нижним выхлопом, продолжают ее для того, чтобы решить свои насущные задачи в Кубке конструкторов, то о трех ведущих командах и речи быть не может. Борьба пяти пилотов и их команд сейчас находится в самом разгаре, разрывы минимальны, и практически все в этой борьбе зависит от темпов доработки болидов.
Ferrari произвела очередную точечную доработку аэродинамики, а главный вопрос, который решался по ходу свободных заездов, - использовать или не использовать воздуховоды. Решили не использовать, так как в условиях городской трассы от них не было особого прока, а на концентрации работа с воздуховодом сказывается. Последний раз в сезоне Ф1 гонялась в условиях максимальной прижимной силы, поэтому от средства по ее уменьшению решили отказаться. Разгон-торможение и атака бордюров, - таковы особенности пилотирования на Марина Бэй, и это по нынешнему году вполне «итальянские» условия. «Скудерия» должна была здесь быть на высоте.
Но главным фаворитом в Сингапуре оставался Red Bull. «Энергетическая» команда составляла и одну из главных интриг: после ужесточения тестов на гибкость антикрыльев и днища в Сингапуре должен был настать момент истины. Действительно ли изменение правил замедлит Red Bull RB6, фигурально выражаясь, подрежет крылья, или секрет гения Эдриана Ньюи все-таки в чем-то другом, о чем еще так и не догадались соперники? И Марк Уэббер, и Себастьян Феттель были единодушны: в Сингапуре они не медленнее, чем в Будапеште, на предыдущей медленной трассе чемпионата, где они имели подавляющее преимущество. Результаты тренировок только подтверждали их слова.
Что касается McLaren, - для парней из Уокинга Сингапур оставался проблемной трассой. McLaren MP4/25 не любит неровности на трассе, и несмотря на доработки, с этой проблемой пока не удалось справиться в полной мере.
Неудивительно, что главная борьба в квалификации развернулась между представителями Ferrari и Red Bull. Правда, начало для «Скудерии» вышло просто обескураживающим. Не успев показать никакого времени, на трассе был вынужден остановиться Фелипе Масса. Отказала электроника коробки передач. Единственный из представителей топ-команд, уже не имеющий реальных шансов на титул, выбыл из борьбы, зато оставшаяся пятерка разыграла позиции впереди между собой.
И победителем из этого сражения вышел Фернандо Алонсо! Второй поул подряд, после Монцы, второй поул-позишн за «Скудерию»! Просто поразительно, как испанцу удалось опередить на этот раз парней из Red Bull. Сингапур – это все-таки его территория, Фернандо. Путь испанца не был таким уж простым. По ходу второго сегмента пришлось поволноваться, когда засбоила электроника управления двигателем. Показав пристрелочное время, Фернандо вернулся в боксы, где ему перепрограммировали электронику, после чего проблем уже не возникло. Отличная первая попытка в третьем сегменте принесла ему поул-позишн, как и в Монце.
Себастьян Феттель был очень близок к очередному поулу, да и прошедшие тренировки продемонстрировали, насколько быстр и нацелен на успех Себастьян. Но в первой попытке ему помешал Шумахер, которого «бэби Шуми» слишком быстро нагнал, не рассчитав дистанцию, а турбулентность, «грязный воздух», - это в современной Ф1 очень серьезный фактор, здесь вполне можно потерять несколько ценнейших долей секунды. По ходу второй попытки Фететль атаковал, - все или ничего, - и задел стенку в текучей связке поворотов. Машину не повредил, но еще какое-то мгновение времени потерял.
Марк Уэббер не смог собрать все три сектора в рамки одного быстрого круга, в некоторых поворотах у австралийца были явные проблемы. В итоге только пятый результат, позади пары McLaren, разделивших второй ряд стартового поля. Атакующие действия Льюиса Хэмилтона позволили ему уверенно опередить Дженсона Баттона, но подняться выше третьего места ему все равно не удалось. При этом вся пятерка уложилась в 0,6 секунды.
Необходимо отметить успех Рубенса Баррикелло, ставшего лучшим из остальных на подходящей Williams сингапурской трассе. Шестое время – просто потрясающая работа! На этом фоне Нико Хюлкенберг потерпел явную неудачу. Другой новичок – Камуи Кобаяши, напротив, выступил просто здорово, прорвавшись в Top-10. Его партнером до конца сезона стал Ник Хайдфельд, сменивший в кокпите Sauber Педро де ла Росу, но Нику не удалось максимально проявить себя по ходу квалификации.
Для Виталия Петрова квалификация сложилась сложно. Выучить новую трассу было непросто, и влажные условия по ходу двух тренировок только усложняли ситуацию, но к квалификации Виталий смог вкатиться в ритм сингапурского кольца. Первая попытка во втором сегменте была довольно удачной, а во второй Петров всерьез атаковал, но не избежал заноса в пятом повороте, из-за чего Renault R30 развернулась вокруг своей оси и задним колесом ударилась-таки об отбойник. Удивительно, что после этого Виталий остался на 13 месте, - все же первая попытка действительно была неплохой, а потенциал болида позволял пробиться в десятку лучших.
Впрочем, перед стартом Петрову еще удалось немного улучшить свою стартовую позицию – за счет неудач конкурентов. Показавший 12 квалификационное время Нико Хюлкенберг был отправлен на 5 позиций назад за смену коробки передач, - об этом было известно еще до старта квалификации. А вот Хайме Альгерсуари, квалифицировавшийся 11-м, и говоривший, что это была лучшая квалификационная попытка в его жизни, потерпел фиаско перед самым стартом, когда на его Toro Rosso STR5 обнаружили утечку охлаждающей жидкости, и доблестному каталонцу пришлось стартовать с пит-лейн, так как он попросту уже не успевал занять место на стартовом поле… Обидно.
Фелипе Массе перед стартом установили новый двигатель, который стал уже девятым в сезоне, - и вышел за предел в 8 моторов на сезон. За это Фелипе полагался штраф в 10 позиций на старте, но на этот раз для бразильца это роли не играло. Заменив заодно и коробку передач, для надежности, Масса должен был вообще потерять 15 позиций на старте, но мест ниже последнего не существует.
Старт, как и квалификация, важнейший момент городских гонок, и вся первая пятерка постаралась. Никто своей позиции не потерял, как, впрочем, и не улучшил. Феттель был очень настойчив позади Алонсо, но Фернандо жестко защищался, заблокировав немца, и не пустил его вперед.
Потерял пару позиций Рубенс Баррикелло, герой квалификации. Его прошли Росберг и Кубица. Выиграл еще одну позицию Виталий Петров, уже на старте пройдя Камуи Кобаяши. Виталий ворвался в первую десятку несмотря на неудачную квалификацию. Но это был большой аванс. Не поделили трассу Ник Хайдфельд и Тонио Лиуцци. Немец был вынужден направиться на пит-лейн за новым носовым обтекателем, - первый Гран При после возвращения складывался непросто, - а Лиуцци со сломанной подвеской остановился на трассе. Итальянец запарковался в крайне неудобном для маршалов месте, и это привело к появлению на трассе автомобиля безопасности. Это привычное для Гран При Сингапура событие произошло на 3 круге гонки, но еще до этого Фелипе Масса планово совершил пит-стоп – уже после первого круга, - установив жесткий комплект шин на оставшиеся 60 кругов.
Несмотря на крайне раннее появление машины безопасности на трассе, это вызвало бурную реакцию на происходящее. Первым сориентировался Марк Уэббер, занимавший пятое место в гонке, и отправившийся на пит-стоп первым из лидирующей группы. За Марком на пит-лейне оказалась еще толпа пилотов, но в основном из хвоста пелотона. Что для нас важно, - среди них остановился Виталий Петров и несколько его ближайших соперников, в числе которых Нико Хюлкенберг и Адриан Сутил. К этому мы еще вернемся, а пока перейду к лидерам.
Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель. После старта они следовали друг за другом, и первым тревожным моментом стало появление пейс-кара. Еще до этого Феттель в переговорах с командой говорил, что может идти быстрее, но, однако, именно Фернандо ставил в начале гонки лучшее время на круге. Рестарт, прошедший на 6 круге, Фернандо провел уверенно, Феттель остался вторым.
В дальнейшем Алонсо оставался быстрейшим на трассе пилотом. Фернандо совсем ненамного, но был быстрее Себастьяна. Пит-стоп они провели на 30 круге, синхронно. Стартуя от боксов, Феттель немного замешкался, возможно из-за некоторых проблем со сцеплением, но это особой роли не сыграло. Механики Ferrari были быстрее.
Алонсо вернулся на трассу лидером, в то время как Феттель оставался вторым, а совсем скоро на трассу во второй раз за гонку выехал сейфти-кар, нарушив ставший несколько монотонным ход гонки.
Здесь необходимо от нашей пары лидеров немного отвлечься, упомянув о причине появления автомобиля безопасности. Михаэль Шумахер и Камуи Кобаяши долго сражались в хвосте десятки, и японец был очень настойчив, а главное, его темп был выше, чем у пилота Mercedes. Наконец, на 31 круге Кобаяши удалось нанести одну из неотразимых атак в своем стиле. Шумахер до конца пытался удержаться впереди, и его занесло, Mercedes W01 задней частью ударился о мягкое ограждение, которым была выложена стена. На этот раз Михаэлю повезло, машина позволяла добраться до боксов и провести ремонт. Камуи же сразу бросился атаковать, и вскоре «приехал» в отбойник, прямо в том месте, где трасса ныряет в тоннель под трибуной. Несколько пилотов смогли разъехаться со вставшим неудобно в этом узком месте Sauber, но Бруно Сенна не смог, и Hispania Racing ткнулась в отбойник по соседству. Для разбора завала потребовалось присутствие на трассе автомобиля безопасности, и перед Берндом Майландером зажгли зеленый свет.
Сейфти-кар уже не мог оказать влияния на стратегию пит-стопов лидеров, а на рестарте Феттель попытался вцепиться в Алонсо. Но Фернандо и на этот раз все сделал грамотно, сохранив лидирующую позицию. Гонка за победу между пилотом Ferrari и Red Bull продолжалась, пару раз Феттелю удавалось обновить лучшее время на круге. Но и здесь точка осталась за Фернандо Алонсо, который установил лучшее время на 58 круге гонки. Фернандо в блестящем стиле выиграл эту тяжелую в физическом и психологическом отношении ночную гонку, которая всего нескольких минут недобрала до двухчасового лимита. Вторая подряд после Монцы, четвертая в сезоне победа. Алонсо на ходу, и Алонсо – один из главных претендентов на титул. Как, впрочем, и Феттель. Нельзя не отметить, что Сингапур очень благоволит испанцу. Достаточно вспомнить дебютный Гран При, и казавшуюся невозможной победу Фернандо за рулем Renault. Для нее было необходимо чудо, и оно свершилось, это чудо, пусть и руками Флавио Бриаторе, Пэта Симондса и, конечно, Нельсиньо Пике. Но через год Алонсо вновь был на подиуме за рулем не слишком резвой Renault в самый разгар скандала, в который оказалась втянута команда, а теперь – победа, полновесная победа, которую сделало еще более сладкой поистине историческое достижение – Большой шлем. Этого мы на трассах Ф1 не видели уже давно.
Теперь о других претендентах на титул. Итак, Марк Уэббер совершил пит-стоп уже в самом начале этой длинной, требовательной к гонщикам и изнашивающей резину гонки. Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон придерживались более консервативной тактики, оставшись под пейс-каром на трассе и следуя за Алонсо с Феттелем. Но McLaren в Сингапуре были несколько медленнее, поэтому Льюис и Дженсон постепенно от Фернандо с Себастьяном отставали. А для Марка нашлось много интересной работы.
Обгон Кобаяши сразу после рестарта не был легким – Марку пришлось вынудить японца на ошибку, Камуи слегка занесло, и Уэббер воспользовался более широкой траекторией пилота Sauber, нырнув внутрь. Следующим был Шумахер, и битва с Михаэлем была еще более непростой. Тем более, что сражения Уэббера и Шумахера уже становятся традицией в этом сезоне.
Несколько кругов подряд вплотную преследуя Михаэля, - темп Red Bull был выше, чем у Mercedes, - Марк все-таки вынудил Шумахера допустить помарку. Михаэля, как и Кобаяши ранее, занесло, он широковато вышел из поворота, и этого было достаточно австралийцу, чтобы выйти вперед. Уэббер бросился в погоню, теперь за Рубенсом Баррикелло. Догнать бразильца не составило большого труда, но атаковать его пришлось долго. Темп Williams был неплохим, а Рубенс не допускал ошибок. Один раз ошибку допустил сам Марк, которого слегка занесло при входе в тоннель, но Уэббер профессионально отловил машину.
А далее начались пит-стопы. Льюис Хэмилтон останавливался первым в лидирующей группе, на 29 круге, и, - важнейший момент! – вернулся на трассу позади Уэббера. Рискованный план австралийца сработал. Надо ли говорить, что находившиеся до пит-стопа позади Льюиса Баттон, Росберг, Кубица, не говоря уже о Баррикелло, на хвосте которого сидел Марк, после своих пит-стопов возвращались на трассу позади Уэббера. Как, впрочем, и самого Хэмилтона, в этом плане он свою позицию не потерял, но, главное, план Марка сработал великолепно.
Уэббер поднялся на третье место. Потом было появление на трассе пейс-кара. Рестарт на 36 круге Марк принимал, будучи отделенным от пары лидеров двумя круговыми болидами команды Virgin. Это в некоторой степени упрощало задачу Алонсо и Феттелю, но Марку – усложняло, ведь впереди него торчали два медленных болида, а сзади вплотную наседали жаждавшие отыграться гонщики McLaren, возглавляемые Льюисом Хэмилтоном.
Глока Уэббер прошел быстро, а с ди Грасси пришлось повозиться. Лукас не сразу освободил дорогу Марку, австралиец потерял в разгоне на длинной прямой, а из-за его спины, воспользовавшись слипстримом выскочил Льюис Хэмилтон. Лучший разгон, и лучшая максимальная скорость позволили Льюису подойти к точке торможения впереди Уэббера. В резкий левый поворот Хэмилтон входил уже впереди Марка, с внешней стороны. Что и говорить, - это была блестящая атака! Но Уэббер не собирался сдаваться. Льюис думал, что он оставил Марку достаточно места, и вообще оставил его позади. Но позднее торможение австралийца и нахождение его на внутренней траектории привели к жесткому контакту. Марк ударил в заднее левое колесо Льюиса, британца занесло, и Марк вернул себе позицию впереди. Но McLaren потерял скорость, мимо промчались еще несколько гонщиков, а Льюис был вынужден остановиться на обочине. На этот раз, в отличие от Монцы, это была не сломанная подвеска, а прокол… Смелая атака привела к очередному столкновению и очередному сходу. Шансы на титул таят… А кто говорил, что в этой фазе чемпионата будет легко, будет иначе? Каждый из первой пятерки сейчас будет драться за каждую позицию, за каждый метр трассы.
На рестарте произошло и еще одно жесткое сражение, приведшее к жесткому столкновению. Михаэль Шумахер против Ника Хайдфельда. Ник, опередивший было Шумахера, оказался вправлен в стену, где первая гонка в этом году была для него закончена, а Шумахер отправился в боксы, высекая перекошенным передним антикрылом своего Mercedes искры из асфальта…
Red Bull Уэббера оказался не поврежден, но его шины были значительно изношены по сравнению с Баттоном. Дженсон не только провел пит-стоп почти на 30 кругов позже, Дженсон еще и старался сохранять шины в начале каждого из отрезков. Перед финишем Баттон вплотную вцепился в Уэббера, не отпуская его ни насколько. Но Марк держался, держался… Проведя эту гонку безошибочно, смело, жестко, Марк Уэббер приехал на подиум, оставив Баттона в шаге позади, и сохранил лидерство в чемпионате. Несмотря на то, что Red Bull не смог одержать победу в гонке, которая им прекрасно подходила, итог для команды был очень убедителен. В первую очередь – в плане борьбы в обоих зачетах.
И под занавес – о Петрове, а также его партнере по Renault F1 Роберте Кубице. Мы оставили Виталия после раннего пит-стопа, проведенного им за машиной безопасности. На рестарте Петров оказался позади Тимо Глока, который на пит-стоп не останавливался. Медленный Virgin, но Глок, прекрасно знающий сингапурскую трассу, компенсировал недостатки машины. Виталию не удалось сразу же пройти Глока, который грамотно оборонялся, но не удалось ему и быстро прогреть жесткие шины. Преследователи оказались быстрее в данный момент гонки, и другой новичок сезона – хорошо знакомый Петрову Нико Хюлкенберг, не стал откладывать с атакой. Хюлкенберг атаковал, Петров защищался, они на торможении контактировали колесами, но Нико удалось выйти вперед, а Петрова слишком широко вынесло в повороте. Следом промчались Адриан Сутил, который заодно смог опередить Хюлкенберга, и Фелипе Масса, прорывающийся наверх после пит-стопа на первом круге.
Виталий все же смог удержаться впереди пары пилотов Toro Rosso, а через некоторое время сумел и прогреть шины, подняв темп. Группа все еще следовала за Глоком, а потому Виталию не составило труда догнать впереди идущего Массу. Через некоторое время оборона Глока дала трещину, и мимо промчался Сутил, а вскоре следом за ним и Хюлкенберг, Масса, Петров, Буэми, Альгерсуари…
Инциденты впереди привели к тому, что Виталий Петров поднялся на 10 место, на котором уже был сразу после старта. Одна загвоздка, - произошло это сразу после пит-стопа Кубицы, который до этого спокойно шел на 7 месте, опережая Баррикелло, но был вынужден во второй раз заехать в боксы из-за подозрения на прокол шины. Из-за внепланового пит-стопа Роберт оказался на 12 месте, позади Хайме Альгерсуари. Но у поляка было преимущество свежих мягких шин. Хайме оборонялся упорно, что было на руку впереди идущему Петрову, но в конце концов каталонец был вынужден уступить.
А далее шоу Роберта Кубицы развернулось по полной программе. Виталия он прошел довольно быстро, переиграв на торможении. Это была борьба за 10 место. Не следует забывать, Петров к тому времени прошел на этом комплекте жестких шин почти всю гонку. Как и впереди идущие Масса, Хюлкенберг, Сутил, которых Роберт прощелкал одного за другим, как орешки, не тратя на каждого более одного круга. Адриана прошел красиво, атаковав по внешнему радиусу! Красавец!
Разобравшись с Сутилом, Кубица умчался вперед, но Баррикелло был слишком далеко. А Петров, следующий вплотную за Сутилом, Хюлкенбергом и Массой за круг до финиша посторонился перед догнавшими группу лидерами, Алонсо и Феттелем. К сожалению, вышеперечисленную троицу Фернандо и Себастьян на круг обойти уже не успели, это было просто рискованно, из-за борьбы между гонщиками, к тому же на стартовой прямой вывесили желтые флаги. Хейкки Ковалайнен, проведший за Lotus хорошую добротную гонку, успевший пообороняться от атак Шумахера и Себастьяна Буэми, перед финишем загорелся, разжег настоящий пожар на своем Lotus. Маршалы еще не успели добраться до остановившегося у пит-уолл Lotus, когда Хейкки собственноручно пустил в ход огнетушитель. Но обгонять на стартовой прямой было нельзя. Да Алонсо и не горел желанием обходить всю эту горячую группу из трех гонщиков, которую замыкал партнер по команде. Петров поступил по-джентльменски, уступив дорогу лидерам, но, к сожалению, он оказался первым, кто проиграл лидеру круг… И это не сработало в его пользу. Уже после финиша на Адриана Сутила и Нико Хюлкенберга были наложены штрафы, заключавшиеся в прибавке 20 секунд к их итоговому времени гонки, за срезку трассы на старте. Увы, Виталий так и не смог подняться выше своего 11 места…
Гонка в Сингапуре не разочаровала. Длинная, сложная, она смогла потрепать нервы фирменными инцидентами и традиционными выездами автомобиля безопасности. В фокусе сражения за чемпионские титулы она лишь укрепила интригу в преддверии Гран При Японии на легендарной Сузуке.
Тэги: виталий петров, льюис хэмилтон, марк уэббер, ред булл, роберт кубица, себастьян феттель, сингапур, ф1, фернандо алонсо, феррари