Гран При Китая, прошедший в сложнейших переменных погодных условиях, завершился блестящей победой Дженсона Баттона – второй в четырех гонках за McLaren. Русский гонщик Виталий Петров впервые финишировал в Гран При Формулы-1, благодаря яркому и зрелому пилотажу набрав первые очки в зачет чемпионата мира.
Безусловно, Shanghai International Circuit – одно из наиболее грандиозных сооружений, которые мы встречаем по ходу чемпионата мира Ф1. Когда в 2004 году Гран При Китая был впервые проведен на этом новейшем автодроме, уже тогда мы с уверенностью могли заглянуть в будущее – и увидеть, что нам предстоит в 2008-м, на Олимпиаде в Пекине. Конечно, в определенных аспектах китайские организаторы очень высоко подняли планку.
Как и «Сепанг», гонки на котором прошли двумя неделями ранее, для пилотов трасса в Шанхае – интересная и сложная, благодаря большому разнообразию поворотов она позволяет получить удовольствие от пилотирования, позволяет обгонять, но при этом обладает и облегчающими факторами: такими как большая ширина дорожного полотна и широченные заасфальтированные полосы безопасности.
Однако, в отличие от Куала-Лумпура, - да и вообще первых трех мест, принявших Формулу-1 в 2010 году, где стояла прекрасная жаркая погода, - Шанхай встретил участников «Большого цирка» весьма прохладно. На неделе, предшествующей Гран При в Шанхае было просто откровенно холодно, моросили отвратительные дожди, и гости из мира Ф1 были вынуждены кутаться в осенние куртки. Зато как на заказ с началом гоночного уик-энда погода резко пошла на потепление, и в субботу с воскресеньем стало по-весеннему тепло. Но это не отменяло прогнозов, которые обещали достаточно большую вероятность дождя на протяжении всех трех дней уик-энда.
Кстати, о погоде. Внезапно проснувшийся исландский вулкан спутал карты многим путешественникам, перемещающимся по миру с помощью авиатранспорта, не стала исключением и Формула-1. Как известно, на заокеанские этапы чемпионата, особенно следующие один за другим, как в начале нынешнего сезона, сотрудники команд зачастую не только добираются сами с помощью коммерческих авиарейсов, но и везут в личном багаже новые детали, проходящие по габаритам. И далеко не всем удалось вырваться из объятий транспортного коллапса, сковавшего аэропорты Европы. Рассказывали об одном механике McLaren, который не смог вылететь из лондонского аэропорта, но не растерялся, и на личной машине проехав под Английским Каналом, вовремя добрался до аэропорта имени Шарля де Голля, успев вылететь из Европы последним рейсом перед тем, как авиационное сообщение полностью прекратилось. Этот механик доставил в Шанхай не только себя, но и ценную необходимую деталь для своей команды. Поистине д’Артаньяновские подвиги, ничего не скажешь. Говорили, что на этом же самолете успел вылететь на Гран При Китая и свежеиспеченный Кавалер Ордена Почетного Легиона, владелец Lotus Racing Тони Фернандес, получивший награду за вклад в развитие авиационной промышленности…
Если говорить о технических новинках, то, учитывая что Гран При Китая завершал длительный цикл из четырех выездных гонок, не стоит удивляться, что значительных обновлений в Шанхае не было. Тем не менее, работа продолжалась, и на свободных заездах ряд команд: Ferrari, Mercedes, Williams тестировали свои варианты на тему воздуховода, - задачки, которую всем задали парни из McLaren. В условиях запрета на тесты, свободные заезды перед Гран При стали практически полноценными тестами, на которых испытываются перспективные технические новинки; не всегда подобные испытания проходят успешно. Так, в пятницу на Toro Rosso Себастьяна Буэми почти мгновенно развалилась передняя подвеска, это произошло в самом скоростном месте трассы, в конце длинной 1,2-километровой прямой, когда швейцарец начал жесткое торможение, и оба колеса болида опасно оторвались. К счастью, никто не пострадал…
Квалификация, которая прошла в сухих погодных условиях, завершилась уже традиционным для сезона-2010 образом. Двум пилотам болидов Red Bull RB6 вновь не было равных. Четыре поул-позишн для команды в четырех Гран При, вундеркинд Себастьян Феттель взял три из четырех! Блестящая попытка принесла Себастьяну поул, благодаря которой он смог опередить Марка Уэббера, - Red Bull занял весь первый ряд. У Феттеля были определенные проблемы с прохождением первого сектора трассы, но в решающей попытке он, по его же словам, попробовав другую траекторию на основании своего уже имеющегося победного опыта, установил лучшее время сектора! Лучшим Себастьян был и на третьем секторе трассы, который удавался ему с самого начала, за Уэббером остался лучший результат на втором, но в сумме Феттель был быстрее. Конечно, скорость Red Bull RB6, что называется, внушает, но мы прекрасно помним, что квалификационные подвиги совсем не гарантировали «быкам» успехов в гонках…
Впечатлил Фернандо Алонсо, который отстал от пары Red Bull совсем ненамного, удивил и Нико Росберг, благодаря отличной попытке прорвавшийся на четвертую позицию, вплотную за Алонсо и впереди обоих McLaren. В паре McLaren, занявшей весь третий ряд стартового поля, Дженсон Баттон уже в который раз опередил Льюиса Хэмилтона, - пламенный привет критикам чемпиона мира 2009 года. Что касается вторых Ferrari и Mercedes, - они не блистали. Седьмое время Массы и только девятое Шумахера, которое не сказать, что далось ему легко. Как Михаэль проявит себя в гонке, - вот был еще один интригующий вопрос. Именно здесь, в Шанхае он завоевал последнюю на данный момент победу в Гран При, но, положа руку на сердце, отношения Шуми с шанхайской трассой всегда складывались непросто…
Состав Top-10, откровенно говоря, был традиционным: гонщики ведущих четырех команд плюс Роберт Кубица и Адриан Сутиль – очень быстрые парни из Renault и Force India. Польский пилот умудрился опередить и один из Mercedes – как раз Шумахера. Прогресс Renault налицо. Прогрессировал и второй пилот команды французского производителя. Виталий Петров уверенно, с большим запасом отобрался во второй квалификационный сегмент, в котором установил четырнадцатое время, - лучший пока квалификационный результат Петрова в Ф1 посуху. Очень приятный факт для российских болельщиков!
Но квалификация квалификацией, а то что ждало нас в воскресенье, в день Гран При – совсем другое дело!
Шанхай, как известно, город приморский, расположившийся на берегу Тихого океана, и это конечно влияет на то, что погода здесь может меняться довольно быстро. Особенно изменчивой весной, когда дожди здесь льют особенно часто. И, конечно, переменчивая погода становится одним из самых захватывающих факторов гонок Гран При.
Перед стартом небо над Shanghai International Circuit затянуло грозными тучами. Тем не менее, до того момента, как погасли стартовые светофоры, на асфальт не упало ни капли дождя, но то что дождь пойдет – было неминуемо.
Феттель старт, откровенно говоря, прозевал. Мимо стремительно пронесся Фернандо Алонсо, с хорошим отрывом возглавивший гонку к первому повороту, а Себастьян откатился на третье место, после того, как его достаточно жестким маневром оттеснил назад напарник по команде. Реванш за «Сепанг». Впрочем, как вскоре выяснилось, Алонсо совершил фальстарт, - довольно редкое в современных гонках Гран При событие, - а значит его ждал штраф в виде проезда через пит-лейн и неминуемая потеря лидерства. Однако это был лишь один из небольших эпизодов грандиозной гонки, практически затерявшийся на задворках памяти.
Что касается пилотов Renault, то они к первому повороту оказались практически по соседству. Кубица слегка провалился, откатившись на десятую позицию, а Петров опять выиграл старт, поднявшись на 12 место, - пусть это был и не такой значительный прорыв, к которым Виталий успел приучить в своих первых гонках.
Коварная послестартовая «улитка», переходящая в медленную шпильку обошлись без столкновений, несмотря на то, что борьба здесь была жаркой, но завала миновать не удалось – на подходе к четвертому повороту, шпильке, перед которой следует жесткое торможение. Здесь свою гонку завершил целый ряд пилотов второго эшелона, каждый из которых надеялся на гораздо более лучший результат: Витантонио Лиуцци, Камуи Кобаяши, Себастьян Буэми… Собственно, эпизод и начался с Лиуцци, Force India которого стало разворачивать в зоне торможения.
На трассу сразу же выехал сейфти-кар, так как трассу пришлось основательно расчищать, а на пит-лейне практически тут же началась волна пит-стопов. Дождь пошел.
Это был первый из решающих эпизодов гонки. Алонсо, Уэббер, Феттель один за другим нырнули на пит-лейн. Льюис Хэмилтон «отмочил». Оказалось, что у британца были неполадки с радио, и он слишком поздно услышал команду: «пит-стоп на этом круге!» Льюис уже проехал въезд на пит-лейн, но решительно свернул, и срезав по гравийной полосе безопасности (с которыми он в Шанхае очень близко знаком) устремился-таки в боксы!
Однако группа пилотов предпочла остаться на трассе на сликах, не заезжая в боксы! Гонку возглавил Нико Росберг, за ним следовал Дженсон Баттон, далее гонщики Renault, Роберт Кубица и Виталий Петров. Как говорилось, «безумству храбрых поем мы песню», но в этот раз это оказалось не безумством, а действительно правильным вариантом. Дождь был не слишком сильным, и мягкий слик позволял идти по трассе в приемлемом темпе. На четвертом круге дали рестарт, и поначалу гонщики, сменившие резину на промежуточную, были быстрее. Так Виталий Петров уступил несколько позиций, однако Росбергу, Баттону и Кубице удавалось удерживаться в голове пелетона. И уже на шестом круге на пит-лейне показалась первая ласточка – Михаэль Шумахер понял, что нужно менять обратно на слики. Дождь закончился, трасса оказалась не слишком мокрой и стала быстро подсыхать, и делать на промежуточной резине было нечего. Пелетон дружно опять рванул на пит-лейн.
Тут-то Алонсо и аукнулся фальстарт, так как ему пришлось лишний раз заехать на пит-лейн для отбытия штрафа, проехать лишний круг на промежуточных шинах, и только потом сменить на слики. Тем временем Льюис Хэмилтон уверенно осваивался с ролью «плохого парня». Пока Себастьян Феттель в порядке «общей очереди» спокойно въезжал на пит-лейн, через этот узкий въезд, которым известна трасса в Шанхае, Льюис рванул наперерез, прямо через белую линию (за которую почему-то на въезде не штрафуют, в отличие от выезда), и опередил немца прямо на въезде на пит-лейн. Льюис ворвался прямо перед носом Себастьяна! После пит-стопа Льюис рванул обратно на пит-лейн, когда по нему уже катился совершивший свою смену резины Феттель. McLaren британца занесло на белой линии, отделяющей участок непосредственно перед боксами от дорожки пит-лейна, но Хэмилтон поймал машину и бок о бок с Феттелем поехал к выезду. Понятное дело, Себастьяну все это представление не понравилось, и он коротким движением руля попытался поставить Льюиса на место, но это не оказало никакого действия. Вообще-то все эти маневры выглядели опасно, все же здесь, на пит-лейне работало в тот момент множество людей, и вскоре появилось сообщение от стюардов, о разбирательстве инцидента после гонки. Вот это не очень хорошо, что после гонки, уж лучше впаять штраф по ходу дистанции, чем после финиша пересматривать протоколы. Но, забегая вперед, парни отделались предупреждением. Интересно, сколько нужно предупреждений Хэмилтону, чтобы в отношении него начали предприниматься какие-то реальные действия?..
Льюису не пришлось долго ждать, чтобы в очередной раз показать, какой он крутой парень. На трассе он лихо и совершенно спокойно опередил Марка Уэббера. Отметим, это была борьба за десятое место.
Полномасштабные боевые действия развернулись парой кругов спустя, когда Себастьян Феттель вплотную занялся Адрианом Сутилем. Пилот Red Bull был явно быстрее, на длинной прямой он тщательно готовил атаку, Сутиль занимал оборонительную позицию, и Себастьян пошел снаружи на торможении перед шпилькой. Адриан был вынужден также тормозить поздно и распрямлять траекторию, чем тут же воспользовался Хэмилтон, который был тут как тут. Льюис спокойненько объехал обоих внутри, в то время как Себастьян так и уперся в заднее антикрыло Force India упорного соотечественника.
Всего кругом спустя Феттелю удалась атака, на этот раз по внутренней траектории шпильки. Сутиль оборонялся до последнего, но это пошло только на пользу Марку Уэбберу, который воспользовался тем, что пилот Force India слишком ушел наружу. Два Red Bull синхронно прошли вперед. А мгновенно оторвавшийся от преследователей Хэмилтон тут же установил лучший круг в гонке!
Стремительный прорыв Хэмилтона задержал только Михаэль Шумахер. Это было как раз то, о чем Льюис давно мечтал – сразиться на трассе с семикратным чемпионом мира. И дуэль вышла на загляденье! Несмотря на то, что McLaren выглядел ощутимо быстрее Mercedes, Шуми несколько кругов подряд аккуратно и жестко оборонялся от атак британца. Льюис пытался строить наступление, но все его атаки упирались в подвижные оборонительные редуты опытнейшего немца. Браво, Михаэль! Но браво и Льюис! Хэмилтон все-таки нашел ключ к обороне Шумахера, на 17 круге гонки, и это было опять там же, в шпильке после длинной прямой.
А вот Феттель смог опередить Шумахера гораздо быстрее, так же как и Сутиль недолго смог сопротивляться Хайме Альгерсуари. Вообще вся эта борьба выглядела просто здорово!
Таким образом, Хэмилтон поднялся уже на пятое место, в то время как Феттель стал шестым. Не обошлось и без обгонов за первое место. Нико Росберг долго возглавлял гонку, но время первой победы Mercedes видимо еще не настало. Как раз после почти двадцати кругов гонки слик на его Mercedes стал гранулироваться, и удерживаться на траектории Нико становилось все труднее. Росберг не смог избежать ошибки, совершив небольшую экскурсию по обочине, вернулся на трассу, но Баттон подъехал уже вплотную. Как и в Австралии, Дженсону гораздо успешнее удалось сохранить слик в сложных мокрых условиях, его McLaren гораздо лучше держал трассу, и Баттон спокойно вышел вперед. Лидер Гран При вновь сменился.
И дождь пошел вновь. Интенсивность его была не намного выше, чем в первый раз, но теперь, судя по показаниям метеодатчиков, дождевой фронт пришел на трассу на более долгий временной отрезок.
Первыми за intermediate в боксы отправились Шумахер и Уэббер. За ними тут же последовали Альгерсуари, Сутиль, Масса и Алонсо. Фернандо еще один явный претендент на роль «плохого парня» в современном пелетоне Ф1. Ну где это видано, чтобы на узкой дорожке, ведущей на пит-лейн шанхайской трассы, где все едут друг за другом, одна Ferrari, почти выезжая на обочину, нагло объехала другую Ferrari?!.. А ведь Массе в результате пришлось ждать, пока «переобуют» болид Фернандо!.. На этот раз представители FIA молчали – внутрикомандные разборки.
Кругом спустя (это был 21-й круг гонки из 56) в боксы направились те, кто в первый раз предпочел остаться на слике. Лидеры Гран При – Баттон, Росберг, Кубица. На этом же круге Виталий Петров, до того момента продолжавший удерживаться на великолепном четвертом (!) месте, ошибся на мокрой трассе, вылетел на обочину, но смог вернуться. Виталий поехал за своим комплектом промежуточной резины на том же круге – в Renault успели оперативно обслужить обоих своих пилотов. На этом же круге в боксы поехали и Хэмилтон с Феттелем.
Все переобулись в промежуточные шины – на этот раз дождь зарядил надолго. Скучать не приходилось. Вновь проводивший боевую гонку Хайме Альгерсуари (юный каталонец уже вовсю освоился в Ф1) был вынужден вновь отправиться в боксы, после того как задел одного из круговых пилотов, опережая его в шлейфе брызг. Переднее антикрыло Toro Rosso STR5 опасно подломилось, Хайме с трудом удерживал контроль над болидом, но самое опасное – по трассе разлетались обломки крыла итальянского «бычка». В конце концов крыло так и осталось лежать на въезде на пит-лейн после атаки бордюра, в то время как Альгерсуари благополучно доехал до своих механиков. Но на трассе во второй раз по ходу Гран При появилась машина безопасности. Mercedes SLS AMG под управлением Бернда Майландера разом ликвидировал все образовавшиеся к этому времени отрывы.
Интересный выбор сделал под пейс-каром Нико Хюлкенберг. Дебютант из Williams на 24 круге заехал в боксы чтобы поменять резину на слики, но эксперимент оказался неудачным. Дождь только усилился.
Немного странный маневр за машиной безопасности совершил Петров, когда значительно отстал от тройки лидеров: Баттона, Росберга и Кубицы. Но ничего такого – вскоре Виталий, а с ним и весь пелетон, догнали лидеров.
Рестарт был дан на 26 круге. Баттон сильно притормозил в шпильке, так что пелетон собрался просто толпой, после чего англичанин резво разогнался, увлекая пелетон за собой. Партнер Дженсона тем временем вытворил нечто просто невообразимое – Хэмилтон просто-таки выдавил Уэббера на обочину, когда еще не зажглись зеленые светофоры, в результате рестарт для Марка был просто потерян. Этот эпизод был оставлен без внимания судьями.
Практически сразу Льюис вновь сошелся в схватке с Шумахером, но на этот раз очень быстро расправился с Михаэлем. Впрочем, пилот Mercedes явно потерял темп, так как на следующем круге его разом прошли Сутиль и Алонсо. Но каков Хэмилтон! На 27 круге он уверенно прошел Петрова за четвертую позицию. На 29 круге Льюис уверенно обошел Кубицу, и вышел уже на третье место! Впервые с момента первых пит-стопов состав лидирующей тройки изменился.
Критический момент гонки настал для Виталия Петрова на 33 круге, когда русский гонщик Renault въехал в большую лужу в конце прямой, тут же потеряв контроль над болидом. Виталий вылетел с трассы, и совершил двойной разворот. Виталий – молодец, он избежал удара об отбойник и не заглушил мотор. Понятное дело, время было упущено, две позиции проиграны, - вперед вышли Алонсо, к тому времени опередивший Сутиля, и Феттель, - но главное, Петров вернулся в гонку на неповрежденной машине.
Интересные сражения идут на всех фронтах. Если позади Петрова упорную оборону от Шумахера держал Сутиль, так что эту пару пилотов быстро догнал Фелипе Масса, то впереди стремительный Льюис Хэмилтон догнал Росберга, но Нико оказался крепким орешком, и не давал Льюису ни шанса.
Сражаться можно было бы долго, но промежуточные шины все-таки не столь устойчивы к нагрузкам, как бриджстоуновские слики. Новую волну пит-стопов открыл Михаэль Шумахер, сделав это на 36 круге. Парой кругов спустя в боксы направились Хэмилтон, Кубица, Феттель и Рубенс Баррикелло. Трасса очень мокрая, поэтому все, естественно, ставят просто свежий комплект intermediate. Остальные не задержались надолго, отправившись на пит-лейн на 39 круге: Баттон, Росберг, обе Ferrari, но на этот раз между Алонсо и Массой больший отрыв, и механики «Скудерии» успевают обслужить обоих пилотов без задержек; Сутиль, Петров… Интересно, что по итогам пит-стопов Хэмилтон все-таки опередил Росберга – в пользу Льюиса сыграл один лишний круг, на который Нико остался на трассе на старом комплекте.
И вот эндшпиль гонки. Поначалу Петрову не удалось сразу же поехать быстро на новом комплекте резины. Тем временем в борьбу возвращается Хайме Альгерсуари, и вот уже настырный каталонец опережает Виталия в сражении за девятое место. Нечто похожее Альгерсуари уже совершал в «Сепанге». Но на этот раз последнее слово не за ним.
Скорость Виталия постепенно возрастает, и за десять кругов до финиша Петров вплотную достает Альгерсуари. Темп испанца явно падает, и эту пару пилотов догоняет Фелипе Масса. Петров оказывается между двух, но это не создает ему особых проблем. На торможении в шпильке Виталий проходит Хайме, а следом пилота Toro Rosso объезжает и Масса. Темп Альгерсуари упал, так как кругом спустя его достаточно спокойно опередил еще и Сутиль.
А Петров мчится навстречу новым подвигам, спокойно оторвавшись от Массы! Вот впереди уже замаячил серебристый Mercedes Михаэля Шумахера… Виталий достает немца просто семимильными шагами. На одном из кругов не обошлось без ошибки, Петров переусердствовал с торможением в конце длинной прямой, и съехал на обочину, - но обочина в этом месте широкая и безопасная, и не один Виталий грешил подобным.
52-й круг, - всего четыре до финиша, - Виталий грамотно занимает позицию атаки на длинной прямой, и на торможении уверенно опережает Шумахера. Опередив Михаэля в борьбе за восьмое место, Виталий тут же умчался вперед, - на заключительных кругах он – один из быстрейших на трассе! Тем временем Михаэлю приходится действительно непросто, так как его догоняет Фелипе Масса, - «младший брат», - и настроен бразилец серьезно. За пару кругов до финиша Фелипе атакует Михаэля в шпильке по внешней траектории, Шуми спокойно защищается, - и шутки эти не проходят. Массе приходится проехать чуть-чуть по травке.
55-й круг гонки, - всего один до финиша, - и просто роскошная борьба на трассе, которая уже значительно подсохла. Петров стремительно догоняет Уэббера, Марк ощутимо медленнее и, пытаясь защититься, прибавить, он допускает неминуемую ошибку. Это вход во вторую «улитку», которая стремительно раскрывается, переходя в «бэнкинг», в свою очередь выводящий на длинную прямую. Марка заносит, его Red Bull зависает в красивом скольжении, и мимо проезжает Петров. Красивейший момент, достойный многих и многих замедленных повторов, а Виталий уже седьмой! И разборка Шумахера с Массой на том же круге. Дуэль в шпильке переходит в сражение в последнем повороте, в котором на лучшей траектории оказывается Фелипе. Михаэль, пытаясь контратаковать, скользит, и в заносе съезжает на обочину, но возвращается…
Но вернемся к лидерам. Дженсон Баттон все же не избежал небольшой ошибки, заблокировав колеса на торможении перед шпилькой, и совершив небольшую экскурсию по обочине. И без того изношенная промежуточная резина была повреждена, бороться на мокрой трассе было все сложнее, а сзади стремительно накатывал Льюис. Но покрышки Хэмилтона тоже порядком износились, и последний шаг чемпиону мира 2008-го не удался. Льюис атаковал вплоть до последнего поворота. Но пилотирование Баттона принесло действующему чемпиону мира победу. Вторую в сезоне, после четырех прошедших гонок! Дубль у McLaren, второй подряд подиум для Нико Росберга и Mercedes GP.
Такие ярчайшие герои Гран При, как Алонсо, Кубица и Феттель, финишировали следом. Блестящая гонка Виталия Петрова, который в сложнейших, переменных условиях на трассе проявил зрелость и мастерство, завершилась первыми очками в Ф1 – за седьмое место, впереди Уэббера и Массы. Михаэль Шумахер на этот раз только десятый. А парень из Lotus Хейкки Ковалайнен, отстав от победителя на круг, опередил, тем не менее, Нико Хюлкенберга.
Для нас, конечно, герой – Виталий Петров, но, учитывая бесконечные подвиги Хэмилтона или Алонсо (этих «плохих парней»), не могу не восхититься Дженсоном Баттоном! Уже вторую подряд гонку в сложнейших переменных погодных условиях (после Австралии) англичанин выигрывает, сделав правильный тактический выбор и в блестящем стиле сохранив резину! И, следует отметить, очень близок к Баттону в тактических решениях Роберт Кубица.
Выездная часть чемпионата завершилась на позитивной ноте и, будем откровенны, прошла на высочайшем уровне. Три из четырех гонок смотрелись на едином дыхании, причем Гран При Китая в Шанхае прошел просто-таки по классическим канонам Формулы-1, напомнив такую классику, как Донингтон’93. Те гонки нельзя, конечно, повторить и, тем более, превзойти, но такие гонки, как Шанхай’2010 способны напомнить о них и поддержать традицию.
Теперь на очереди – старая добрая Европа. Как дела пойдут там?
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, исландский вулкан, китай, льюис хэмилтон, нико росберг, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, шанхай