Год спустя Гран При Великобритании все-таки вернулся в Home of British motorsport, в Сильверстоун. Проект реконструкции Донингтон-Парка провалился, и «Дом британского автомотоспорта» гостеприимно раскрыл двери участникам и гостям национального Гран При Ф1. Как раз в Сильверстоуне стараниями BRDC и, в первую очередь, его президента Дэймона Хилла, реконструкция проходит полными темпами, и на этот раз участникам Гран При впервые пришлось соревноваться на обновленной конфигурации трассы, подготовленной в первую очередь для мотогонок: MotoGP и World Superbike. Благодаря новому комплексу поворотов, получившему название Arena, длина кольца в Сильверстоуне выросла с 5141 м до 5901 м, но организаторы сделали все, чтобы исконный характер трассы, проложенной на территории бывшего аэродрома RAC, остался прежним. Быстрые повороты, быстрые связки поворотов, не очень протяженные прямые, и всего пара серьезных торможений. Королевство Скорости, и большая потребность в прижимной силе.
Изначально было ясно, что характер Сильверстоуна идеально подходит для болидов Red Bull RB6, наиболее аэродинамически совершенных в нынешнем пелотоне. Остальным требовалось отыгрываться, и многие команды привезли в Сильверстоун серьезные обновления.
Начать, впрочем, все равно имеет смысл с Red Bull Racing, главных фаворитов Гран При Великобритании. После тяжелой аварии Марка Уэббера в Валенсии, выяснилось, что шасси все-таки пострадало не настолько сильно, чтобы его не было возможности восстановить. Все главные структурные элементы выдержали, и вокруг шасси было решено построить запасную машину. Марку же отдали предыдущее шасси Себастьяна Феттеля, которое ему заменили после Гран При Монако из-за обнаруженных неисправностей в подвеске. С машиной разобрались, все неисправности были устранены, и «Сладкая Лиз», окрещенная так Себастьяном, перешла в руки Уэббера. Сам Феттель, напомню, укрощает нынче «Буйную Мэнди».
В Сильверстоуне Red Bull опробовал новый вариант переднего антикрыла, да вот незадача, - новая конфигурация трассы отличается парой приличных кочек, на которых машину порядочно встряхивает. По этой причине, по ходу субботних свободных заездов на прямой между Club и Abbey новое крыло на машине Феттеля просто-напросто отвалилось. И остался в распоряжении команды из Милтон-Кинса всего один-единственный экземпляр – на машине Марка Уэббера. Далее команда приняла странное решение, охарактеризованное Кристианом Хорнером, как «трудное». Оставшийся единственным экземпляр антикрыла просто-напросто переставили на болид Феттеля, объяснив это лишь тем, что Себастьян ненамного опережает Марка в чемпионате. Надо ли говорить насколько Уэббер был разочарован?!.. После этого именно напарники по Red Bull рубились в квалификации за поул-позишн, практически не имея реальных соперников, но надо ли удивляться тому, что отличная попытка принесла поул именно Феттелю? Марк был ненамного, но медленнее.
Вызов Red Bull в Сильверстоуне собирался бросить McLaren, подготовивший для домашней гонки серьезный пакет аэродинамических обновлений, включая новомодный «выдувной диффузор». Пятницу пилоты «серебряных» посвятили испытаниям новинок, и, к сожалению для коллектива из Уокинга, оказалось, что новая версия диффузора еще слишком сырая. Сколько раз вылетал с трассы один Льюис Хэмилтон!.. А все дело в том, что нынешняя система McLaren слишком резко зависит от нажатия педали акселератора, и при сбросе газа перед поворотом уровень прижимной силы резко падал, задок машины становился нестабильным. Но окончательный крест на использовании «выдувного диффузора» McLaren в Сильверстоуне поставило то, что поток раскаленных газов опасно разогревал рычаги задней подвески и корпус самого диффузора, что приводило к повреждению деталей. Это было уже опасно.
К субботе в McLaren срочно переделали конструкцию задней части MP4/25, но новое переднее антикрыло оставили. Для нахождения настроек в новой конфигурации автомобиля для Сильверстоуна, в ночь с пятницы на субботу на симуляторе в Уокинге работал тест-пилот «серебряных» Гэри Паффет. Тем не менее, субботний день принес разочарование для действующего чемпиона мира. Дженсон Баттон жаловался, что автомобиль абсолютно не держал трассу; как результат – совершеннейший провал в квалификации, только 14 время. Льюис Хэмилтон все же смог заставить шины работать. На этом фоне его четвертое время по итогам квалификации выглядит просто фантастическим, а сам Льюис утверждал, что решающий квалификационный круг стал лучшим в его жизни.
В станах Ferrari и Mercedes на фоне McLaren все было в порядке. И Ferrari F10, и Mercedes W01 в нынешних аэродинамических конфигурациях неплохо подошли для требовательной трассы в Сильверстоуне. Фернандо Алонсо был близок к тому, чтобы навязать борьбу Red Bull, и квалифицировался в итоге третьим, у Фелипе Массы возникли некоторые проблемы с прогревом покрышек на единственном быстром круге, - как результат бразилец был только седьмым. Весьма уверенно выглядел Нико Росберг, который показал пятый результат. Михаэль Шумахер неплохо выступил по ходу второй сессии, но в решающей совершил несколько ошибок, не сумев собрать единый хороший круг, и квалифицировался десятым, уступив, в том числе, и сенсации квалификации – Педро де ла Росе на Sauber.
Следует отметить серьезные обновления на болиде Williams FW32. На домашнем Гран При одна из старейших британских команд представила доработанную версию воздуховода и «выдувной диффузор». Новинки позволили Рубенсу Баррикелло уверенно отобраться в Top-10, где он сумел навязать борьбу.
Роберт Кубица уже традиционно высоко квалифицировался – шестым, хотя на фоне соперников Renault привезла не так много доработок, установив на R30 только модифицированное переднее антикрыло. Некоторая несогласованность и ошибки в пилотаже не позволили пробиться в десятку лучших Виталию Петрову, который, к тому же, испытывал боли в шее. Одна из попыток Виталия по ходу второго сегмента была испорчена тем, что в баках его Renault просто закончилось топливо; Виталий был вынужден накатом доехать до боксов. Заключительная квалификационная попытка позволила подняться на пару позиций, но до Top-10 было слишком далеко…
В воскресенье, как и в предыдущие дни уик-энда, в Сильверстоуне было жарко, и ничто не предвещало дождя. Быть может, это не слишком типично для здешних мест, зато следующий факт был вполне типичным для британского Гран При: с самого воскресного утра в сторону Сильверстоуна потянулись толпы фанатов, на местных шоссе скапливались пробки, ожидался привычный ажиотаж. Было отчего: очередное издание классического британского Гран При, и какие имена: чемпионы мира Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон в McLaren, их главные соперники на сверхбыстрых Red Bull, один из которых, Марк Уэббер, тоже является подданным Королевы (Австралия входит в Британское Содружество), Михаэль Шумахер за рулем Mercedes… Публике явно было на что посмотреть.
Старт вышел потрясающим, и, честно говоря, его результаты отражали высшую справедливость. Забуксовавший обладатель поул-позишн проиграл старт напарнику; Марк Уэббер на первых метрах был явно быстрее Феттеля. Юный немец попытался было заблокировать австралийца на входе в первый поворот, скоростной Copse, но Марк жестко держал свою траекторию, и Себастьян не стал нарываться на неприятности. Заняв наивыгоднейшую траекторию, Уэббер вышел в лидеры, и на выходе пошел широко, оттесняя Феттеля. В этот момент показалось, что Марк просто выдавил Себастьяна за пределы трассы, и многие не смогли сдержать восторга! Так его, так, Марк, молодец! История с антикрылом получила достойное продолжение. На деле, однако, оказалось, что все было не настолько жестко. Конечно, Марк почти не оставил места Себастьяну, но второе место было его, если бы не одно «но». На подходе к Copse Феттель и хорошо стартовавший Хэмилтон боролись очень плотно, и, как выяснилось, не обошлось без контакта именно в этой паре. Малейшего контакта хватило для того, чтобы задняя покрышка Red Bull была проколота, и Себастьян вылетел с трассы, проехавшись по обочине, вернувшись на трассу, и вылетев снова в Maggots. Механики в боксах Red Bull уже ждали Феттеля…
Прекрасно стартовал Кубица, прошедший Росберга и Алонсо, а благодаря вылету Феттеля, вышедший уже на третье место. Фернандо напротив полностью провалил старт с третьей позиции, провалившись вглубь десятки. Более того, Масса стартовал достаточно неплохо, и по ходу первого круга поравнялся с партнером по команде, но это привело лишь к контакту и проколу заднего колеса на Ferrari бразильца. Фелипе, как и Феттель, был вынужден совершить пит-стоп уже по итогам первого круга.
Следует отметить, что неплохо разобрались по ходу первого круга Михаэль Шумахер, Дженсон Баттон и Виталий Петров, выигравшие по несколько позиций.
В дальнейшем гонка разбилась на борьбу в паре лидеров, и всех остальных. Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон стремительно отрывались от пелотона, обмениваясь результатами лучших кругов. Конечно, Red Bull RB6 австралийца был в Сильверстоуне просто в прекрасной форме, а сам Марк настроен сверхрешительно, но следует отдать должное Льюису и McLaren. На дистанции гонки, с заправленными баками MP4/25 оказалась вполне конкурентоспособна, а сам Хэмилтон перед своей публикой выкладывался по полной. Тем не менее, после 24 кругов (из 52) и первых пит-стопов, разрыв между парой претендентов на победу вырос до 5 секунд.
Старт оказался ключевым моментом гонки для Фернандо Алонсо. До этого испанец рассказывал, что в Сильверстоуне он рассчитывает на высокий результат, собирается отыграться после неудачных гонок в Монреале и Валенсии, что машина это позволяет. И результат в квалификации это вроде подтверждал. Но проваленный старт испортил Фернандо всю песню. Вырвавшийся на третье место Роберт Кубица не мог поддерживать высокий темп лидеров; более того, следующие за пилотом Renault Росберг и Алонсо тоже были явно быстрее. Фернандо пытался прессинговать Нико, Росберг, соответственно, Кубицу, но все без особого толку. В Сильверстоуне обгонять крайне сложно; так было раньше, так осталось и сейчас, даже с новым участком Arena.
Обратим внимание на стратегию пит-стопов. Первым в боксах остановился Михаэль Шумахер, после 11 кругов дистанции, рассчитывая таким образом избавиться от плотного трафика впереди. А уже кругом спустя в боксы синхронно завернули Алонсо, Рубенс Баррикелло и Камуи Кобаяши. Интересно, что если перед пит-стопами Михаэль находился впереди японца, то выехав из боксов, Камуи поравнялся с Шумахером, навязал борьбу и вышел вперед. Кобаяши совершенно не признает авторитетов, что доказал в очередной раз. Если в его руках быстрая машина – ждите хорошее гоночное шоу. В Сильверстоуне Камуи вновь сумел обратить на себя внимание.
Кубица не стал надолго откладывать свой пит-стоп, «переобувшись» на круг позже Алонсо, - и выехал вновь прямо перед его носом. Зато перед Росбергом освободилась чистая трасса. Пары кругов немцу хватило, чтобы стремительно взвинтить темп. Показав новое лучшее время круга, Нико направился в боксы. После четкого пит-стопа Mercedes Росберг вернулся на трассу впереди поляка.
А Алонсо вновь приходилось атаковать. Фернандо был явно быстрее Роберта, Renault понемногу теряла темп. Наконец, Алонсо совершил решительное действие. Перед Vale, резким изгибом влево, Фернандо пошел снаружи, затянув со своим торможением, и в следующей части связки, раскрывающемся правом повороте Club оказался на более выгодной внутренней траектории, бок о бок с Renault. Но поляк решительно захлопнул калитку, выдавив испанца за пределы трассы, однако, на выходе именно Алонсо оказался впереди.
Теперь был вопрос: Фернандо совершил обгон с нарушением правил, срезав трассу по обочине, по логике вещей ему следовало пропустить Кубицу обратно. Нандо запросил команду о дальнейших действиях, судя по всему, внятного ответа от мостика не дождался. Алонсо, не теряя времени даром, резко взвинтил темп, бросившись вдогонку за Росбергом. В это же самое время, Кубица резко потерял в темпе и заехал на внеплановый пит-стоп, после чего пилот Renault попросту запарковался в боксах. Теперь у Алонсо не было даже физической возможности пропустить Роберта вперед.
А ответ от коллегии стюардов пришел – Алонсо все-таки совершил обгон не по правилам, и должен был совершить штрафной проезд через пит-лейн. Маленькая проблемка состояла лишь в том, что если обгон Алонсо Кубицы произошел на 17 круге гонки, то решение стюардов появилось только по ходу 26 круга. Что можно сказать о столь долгом разбирательстве такого, казалось бы, явного инцидента?.. Тут как раз подошло время сейфти-кару появиться на трассе, под машиной безопасности Алонсо не разрешили отбыть свое наказание, он вынужден был сделать это позже, сразу после рестарта. Потерял, конечно, уйму позиций, но после финиша претензий судьям не предъявлял, говорил, что решение они вынесли справедливое.
| |
Что касается появления на трассе автомобиля безопасности, связано это было с борьбой Педро де ла Росы и Адриана Сутиля. Оба боролись за очки, причем, если Сутиль в последнее время делает это регулярно, то испанскому ветерану представилась редкая реальная возможность открыть счет очкам в этом сезоне. Попытка обгона на стартовой прямой слипстримом вышла в исполнении Адриана довольно поспешной, в результате чего он повредил себе переднее антикрыло, и разрушил де ла Росе заднее крыло и диффузор, что стоило Педро схода. Большой обломок аэродинамического оперения остался лежать посреди стартовой прямой, что вызвало появление на трассе сейфти-кара.
На рестарте Хэмилтон усердно прессинговал лидирующего Уэббера, но опытный Марк все сделал верно. Когда надо – придерживал пелотон, когда надо – отпустил вожжи, эффективно разогнавшись и отстояв лидерство. Как признавался сам австралиец позже, момент с появлением на трассе пейс-кара и последующим рестартом заставил его понервничать; до этого гонка находилась полностью под его контролем.
Пейс-кар, конечно, съел все отрывы, но после рестарта гонка продолжалась в прежнем духе. Льюис улучшал время быстрейшего круга, Марк отвечал ему, делая это убедительней. Отрыв постепенно возрастал. Третье место уверенно держал Нико Росберг, а вот по пятам его преследовал Дженсон Баттон, поднявшийся на четвертую позицию с 14 стартового места. После отличного старта Дженсон выбрал отличную от основных претендентов стратегию, остановившись гораздо позже. Перед пит-стопом Баттон был уже третьим, переобувшись, он откатился на шестое место, но после штрафа Алонсо и пит-стопа выбравшего идентичную тактику Нико Хюлкенберга, Дженсон поднялся на четвертую позицию.
По-настоящему феерическая борьба шла в конце десятки и на подходе к ней. Адриан Сутиль мастерски опередил старейшину германского гоночного цеха Михаэля Шумахера на новой секции трассы. Зрелищно выглядела борьба в группе, где Петров атаковал Хюлкенберга, попутно отражая атаки Альгерсуари. Но настоящее шоу устроил Себастьян Феттель, чей Red Bull RB6 по имени Randy Mandy просто летел по трассе. Феттель друг за другом опередил Массу, оказавшегося в схожей ситуации после первого круга гонки, Альгерсуари, Петров сам ошибся, попылив по обочине и облегчив задачу Себастьяну, но следующего впереди Хюлкенберга Феттель обогнал с боем. Дальше настала очередь Шумахера. Михаэль пытался жестко защищаться, занимал предельно выверенные оборонительные траектории, но все тщетно. Далее отчаянное сражение с Сутилем, Адриан защищался предельно жестко, но, не без контакта, Себастьяну и здесь удалось взять верх.
На впереди идущих Баррикелло и Кобаяши у Феттеля просто не хватило кругов. Может и к лучшему: ветеран-бразилец и новичок-японец в этот день тоже показали себя героями, ударно проведя Гран При для своих команд.
Но главным героем дня был все-таки победитель. Марк Уэббер выиграл Гран При Великобритании на глазах заполненных трибун Сильверстоуна, первым в сезоне 2010 добившись третьей победы в Гран При. Триумф австралийца в этот день выглядел высшим проявлением справедливости, на фоне чего меркли все подвиги Феттеля. Но и соседи по подиуму у Марка были достойными. Льюис Хэмилтон и Нико Росберг выжали из своих машин все. После захватывающего гоночного представления появление среди персон, награждавших победителей и призеров гонки, сэра Стирлинга Мосса выглядело очень в тему. Жаль только, что легенда британского автоспорта вручал приз второму призеру Хэмилтону, а не победителю Уэбберу. При всех достоинствах Льюиса, именно Марк в этот день в очередной раз доказал, что является истинным олицетворением спортивного духа в этом виде спорта, носящем имя «Формула-1».
Тэги: великобритания, виталий петров, выдувной диффузор, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, нико росберг, переднее крыло, ред булл, себастьян феттель, сильверстоун, ф1, фернандо алонсо