Классическая японская трасса занимает особое место в сердцах поклонников Формулы-1. Захватывающие концовки чемпионатов мира прошлых лет и великолепные пилотажные качества сформировали репутацию Сузуки. Спроси любого гонщика Ф1 о том, какую трассу он считает любимой и самой интересной, - и услышишь в ответ: Спа или Сузука. Лучше о качествах Сузуки наверно ничего не скажет. К сожалению, в бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. В ходе реконструкции автодрома, прошедшей два года назад, не только инфраструктура трассы была приведена в соответствие современным нормам, но и по сформировавшемуся в последние годы обычаю, ряд зон безопасности закатали в асфальт. На выходе из первого поворота, в Spoon, на внешней стороне 130R… Следует отметить, что даже повышая уровень безопасности, можно было бы найти более удачное решение, как, например, «композитные» зоны безопасности в австралийском Филлип Айлэнд Парке.
Немного непривычным было ощущение, что до конца чемпионата остается еще довольно много. Японский этап чемпионата мира традиционно был последней или предпоследней гонкой сезона, от того здесь и случались развязки сражений за титул столь часто. Несколько раз Япония находилась за две гонки до финала, что также очень близко. Но в 2010-м после Сузуки должно состояться еще три этапа, включая Корею, все еще находящуюся в неопределенном состоянии. По меркам Японии, это все-таки далековато до финала. Но напряженная борьба пятерки претендентов это в какой-то мере компенсирует.
Ожидаемое преимущество Red Bull в скоростных виражах Сузуки подтвердилось. Свободные практики в пятницу были уверенно выиграны гонщиками «Красных быков». Льюис Хэмилтон, признаваясь в любви Сузуке, говорил о том, что это одна из немногих оставшихся трасс без заасфальтированных зон безопасности, где вылет может стоить дорого. Слова Льюиса не очень совпадают со сказанным в первом абзаце, но, тем не менее, большая доля истины в них есть, и британец подтвердил слова делом, когда вылетел в коварном Degner. Там отбойники действительно близко подступают к трассе, отделенные от полотна только полосой травы (подобные участки также в зоне знаменитых «эсок»), и Льюис разбил свой McLaren MP4/25, разнеся вдребезги заднее антикрыло новейшей модификации, привезенное как раз на Сузуку.
Оказалось, что нормально поработать командам удалось только в пятницу. Суббота преподнесла полновесный сюрприз, когда с утра на Сузуку обрушился ужасный ливень, затопивший трассу и окрестности. Лишь толпам японских фанатов все было нипочем, они терпеливо продолжали сидеть на трибунах. Гонщикам не удалось быть столь же успешными в своем деле. Субботняя практика свелась к нескольким попыткам показать хоть какой-то результат, что удалось только Хайме Альгерсуари и Тимо Глоку. Остальные и вовсе не показали никакого времени. Тот же Льюис Хэмилтон сказал, что атаковать практически невозможно. Он едет по трассе, не извлекая из машины и 50% ее возможностей, а потом внезапно становится просто пассажиром, когда поток воды под днищем становится слишком «полноводным». В итоге по ходу квалификации на трассу выезжал только Бернд Майландер на Mercedes SLS, отчитывавшийся о состоянии трассы перед Чарли Уайтингом. Несколько раз квалификацию переносили на полчаса с последующей инспекцией, и, в конце концов, окончательно перенесли на воскресное утро.
Решение об отмене стало правильным. Гонщикам все равно не удалось бы показать толком ничего, и такая квалификация была бы интересна только с точки зрения случайных результатов, приведшим потом к порядочному хаосу в гонке. Интересно, весело, но не отражает истинных сил. В любом случае, гонщики, по словам Хэмилтона, не могли бы толком атаковать, а просто ехать, стараясь не вылететь. Сейчас у Bridgestone есть только один вид резины для дождя, и он, естественно, рассчитан на обычный, не слишком сильный дождь. Еще есть промежуточный тип резины. Но резины для сильного дождя, типа «муссон» сейчас нет. Обычная дождевая резина просто не способна отвести такое количество воды, как было в субботу в Сузуке.
Именно в Сузуке был прецедент переноса квалификации на утро воскресенья, когда в 2004 году в сторону трассы в субботу шел мощнейший тайфун. Тогда эксперимент прошел успешно, и в 2010 его не менее успешно повторили.
В воскресенье с утра стояла прекрасная солнечная погода, поэтому итоги квалификации не преподнесли ничего неожиданного, просто отразив истинную расстановку сил. Red Bull не было равных, а Себастьян Феттель вернулся на первую строчку квалификации, завоевав восьмой поул-позишн в сезоне. Марк Уэббер был несколько медленнее партнера, но уверенно обосновался на первом ряду.
Льюис Хэмилтон показал третий результат, делом демонстрируя привязанность к сильным качествам Сузуки, но штраф за замену коробки передач отбросил его на 5 позиций назад. Как оказалось, коробка передач была повреждена в столкновении с Уэббером в Сингапуре. Прекрасно показал себя Роберт Кубица, еще в пятницу демонстрировавший отличную скорость. В квалификации он был четвертым, опередив Фернандо Алонсо. Дженсон Баттон показал шестое время, будучи единственным в Top-10, квалифицировавшимся на жестком типе резины. Дженсон выбрал другую тактику на стартовый отрезок.
В финал квалификации вновь прошли оба Williams, а также Михаэль Шумахер, что в последнее время с ним случалось нечасто. Виталий Петров был тринадцатым, проиграв во втором сегменте 0,4 секунды партнеру по команде. Нормально для новичка.
Еще до старта из числа участников гонки выпал один из пилотов. Лукас ди Грасси по ходу установочного круга вылетел в 130R и разбил свой Virgin о внутренний отбойник.
Старт оказался драматичным. В Red Bull на этот раз решили проблемы, преследовавшие команду на протяжении нескольких стартов подряд, и Себастьян Феттель на первых метрах дистанции уверенно сохранил лидерство. Марк Уэббер не мог похвастаться тем же, начиная гонку с четной стороны, но австралиец проиграл только одну позицию. Кому? Роберту Кубице, ракетой пролетевшему по стартовому полю. Поляк с третьей позиции сразу же вырвался на вторую и догонял Феттеля перед входом в первый поворот, но для атаки уже не осталось места. Начал Кубица просто блестяще!
Алонсо и Баттон сохранили свои позиции позади первой тройки, а Льюис Хэмилтон легко расправился с парой конкурентов, вернувшись на позиции сразу позади основных соперников. Но самое интересное происходило в плотной группе на пороге первой десятки.
Виталий Петров резко сорвался с места, объехав Фелипе Массу, и устремился вслед за Ником Хайдфельдом в узкую щель между Массой и Нико Хюлкенбергом. Практически пройдя Хюлкенберга, Виталий, по его словам, увидел смещавшегося в его сторону Хайдфельда и тоже сместился влево. К сожалению, Хюлкенберг еще не был полностью пройден, и Виталий налетел своим задним колесом на переднюю часть Williams. От удара Renault русского гонщика была полностью дестабилизирована и стрелой полетела в отбойник. Авария выглядела серьезно, болид прилично пострадал. Хюлкенберг сошел тоже. Позже Виталия признали виновником аварии и наложили штраф, выражающийся в потере пяти позиций на старте следующей гонки. Конечно, определенная вина Виталия в инциденте была, но стоила ли она такого наказания, когда в неразберихе стартовых метров решения принимаются мгновенно, в доли секунды. Одно неверное движение любого из участников может привести к аварии, цепной реакции и завалу.
Вина другого участника горячих событий первого круга была намного очевиднее. Масса, накануне проваливший квалификацию, неудачно стартовал и, приближаясь к первому повороту, соскочил на обочину трассы, на траву. После этого Фелипе потерял контроль над своей Ferrari, которая, подлетев на внутреннем поребрике первого поворота, вернулась на трассу поперек спокойно входившим в него участникам гонки, и влетела в бок Force India ничего не подозревавшего Витантонио Лиуцци. Авария выглядела серьезно и, к счастью, ее участники не пострадали, хотя для обоих гонка, конечно же, была закончена. Ошибка Массы, попросту говоря, была достойна новичка.
Неудивительно, что на трассу был сразу же выпущен сейфти-кар, нейтрализовавший гонку на несколько кругов, пока разбирали последствия стартовых инцидентов. Но и в таких условиях гонка продолжала терять участников. Сход Роберта Кубицы был очень обидным. На Renault поляка отвалилось заднее колесо из-за злополучной колесной гайки, и Роберту не оставалось более ничего, как запарковаться на обочине. Гонка, так прекрасно начинавшаяся, в которой у Кубицы были хорошие шансы, учитывая его высокую скорость на Сузуке, была так рано, так глупо и так обидно закончена… Renault оставалось паковать вещи, а ведь у французских болидов была хорошая скорость на японской трассе, был шанс на высокий результат.
Рестарт на шестом круге не принес каких-либо изменений. После схода Кубицы Red Bull завладели двумя позициями впереди, и начали свой уверенный поход к дублю. Себастьян демонстрировал свою огромную уверенность, несколько раз обновляя лучшее время на круге. Машина работала прекрасно, и Феттель в приподнятом настроении двигался навстречу победе.
Пит-стопы в лидирующей группе начались незадолго до середины дистанции, когда на 23 круге Льюис Хэмилтон отправился в боксы. Феттель и Алонсо не стали затягивать, остановившись на 25-м. Марк Уэббер вышел в лидеры гонки, но ненадолго, буквально на один круг. Лидером в свою очередь стал Дженсон Баттон, и это было уже интереснее.
Напомню, в отличие от главных соперников, Дженс находился на другой тактике, стартовав на жестких шинах, тогда как все остальные – на мягких. Расчет основывался на том, что шин спецификации Hard хватит на более длинную дистанцию, и когда соперники, потеряв сцепные качества Soft, будут вынуждены перейти на Hard, Дженсон на прикатанной резине и с пустеющими баками будет быстрее, и сумеет создать отрыв. На финальной части дистанции Баттон опять же должен был быть быстрее за счет более мягких шин, которые к тому же не будут значительно изнашиваться из-за полегчавшей машины и трассы, на которой образовался слой резины на траектории.
Дженсон совершил пит-стоп на 39 круге. По большему счету, тактика не сработала. Конечно, Red Bull были очень быстры на стартовом отрезке дистанции, но и Алонсо с Хэмилтоном Баттону пройти не удалось, вернувшись на трассу на пятом месте. В дальнейшем Дженсон был быстр, несколько раз обновляя результат лучшего круга гонки (хотя последнее слово здесь осталось за Марком Уэббером на последнем, 53 круге гонки), но добиться весомого преимущества не удалось. Единственное – Баттон догнал и обогнал Хэмилтона, поднявшись на четвертую позицию, но дело здесь было не в тактике, а в том, что на McLaren Льюиса по ходу второй половины дистанции выключилась третья передача, и это на новой коробке! В общем, в Сузуке полоса невезения Хэмилтона продолжилась. Вылет в пятницу, смена коробки передач, неполадки в новой коробке… Еще тот набор. Льюис все-таки сделал то, что было в его силах – доехал до финиша, хотя машина могла остановиться в любой момент.
На этом интрига в лидирующей группе закончилась. Лидерству Феттеля ничего не угрожало, Фернандо Алонсо не мог сильно приблизиться к Уэбберу, Баттон шел четвертым, Хэмилтон доезжал пятым. В итоге Себастьяну удалось вернуться на верхнюю ступень пьедестала, вновь выиграв, как и год назад, Гран При Японии на Сузуке. Японская трасса отвечает взаимностью на чувства Феттеля. Вся пятерка претендентов на титул финишировала на первых пяти позициях. Дубль Red Bull позволил «энергетической» команде значительно оторваться в Кубке конструкторов, но в личном зачете не все так просто. И если Уэббер был явно доволен – он усилил свои позиции на верхней строчке личного зачета, то Феттель максимально приблизился, сравнявшись по очкам с Алонсо. Фернандо также мог быть доволен, так как на Сузуке, в условиях, когда явное преимущество было за Red Bull, он добился лучшего из достижимых результата. Оба отстают от Уэббера на каких-то 14 очков. Пилоты McLaren не смогли сделать то, что удалось Алонсо – они отстали больше, и это уменьшает их шансы в чемпионате. И Хэмилтон, и Баттон выпали из расстояния в одной победе от лидера, - соответственно 28 и 31 очко отставания. Но шансы еще есть.
Настоящим героем гонки стал Камуи Кобаяши – японец просто не мог выступить по-другому перед родными трибунами! Еще в первой половине дистанции Камуи, пробившийся после старта на десятое место, прессинговал и атаковал Адриана Сутиля, пока, наконец, не прошел его блестящей атакой в Spoon. Следует отметить, что Кобаяши выбрал на стартовый отрезок жесткие шины, и собирался останавливаться поздно, а Сутил был на мягких.
Единственный момент, когда Кобаяши кого-то пропустил, был на 25 круге, когда его слипстримом на главной прямой прошел Льюис Хэмилтон. Но Льюис только что сменил резину, в то время как комплект Камуи прошел приличную дистанцию. Льюис не мог себе позволить потерять много времени позади Кобаяши, так как после пит-стопа стремился вернуться как можно ближе к лидерам.
Кобаяши совершил свой пит-стоп на 39 круге, как и Баттон, и вернулся в гонку на 12 месте.
На 45 круге Камуи блестящим маневром прошел Хайме Альгерсуари, атаковав его по внешней траектории в шпильке! Хайме проявил себя весьма жестко, защищаясь вплоть до контакта, Sauber и Toro Rosso дважды соприкоснулись, но Кобаяши удержался впереди на выходе. Его болид был немного поврежден в зоне левого понтона, к счастью, это не сказалось как на способности доехать до финиша, так и на скорости.
Вскоре Кобаяши удалось догнать группу, где Рубенс Баррикелло пытался прессинговать напарника Камуи Ника Хайдфельда. Больших проблем с Рубенсом не возникло. На этом Камуи не успокоился, и принялся за атаки на партнера по команде. Следует учитывать, что у Кобаяши был комплект мягких шин, в то время как у Хайдфельда – жесткие. Японец был попросту быстрее, и на 50 круге прошел Ника по внутренней траектории в шпильке. В отличие от борьбы с Альгерсуари, в данном случае мы увидели пример предельно корректной борьбы.
Учитывая сходы: Сутиля из-за взрыва мотора и Росберга из-за жесткого вылета на подъеме к 130R, Кобаяши поднялся уже на седьмое место. Впереди был Михаэль Шумахер, но до него оставалась приличная дистанция, а гонка стремительно близилась к завершению.
Шестое место Шумахера можно, наверно, занести ему и Mercedes в актив, но по ходу гонки он долго прессинговал Нико Росберга, которого, несмотря на определенное преимущество в скорости, так и не мог пройти, и вышел вперед только тогда, когда Нико вылетел из-за отвалившегося заднего колеса. Так что и для Mercedes не все было так удачно.
Нельзя сказать, что Сузука преподнесла какие-то большие сюрпризы (за исключением переноса квалификации). Напротив, в основном все было вполне ожидаемо. Такова эта трасса, которая много требует не только от гонщиков, но и от их машин.
Впереди теперь Ф1 ждет открытие новых стран – Корея присоединяется к кругу тех, кто причастен.
Тэги: виталий петров, витантонио лиуцци, дженсон баттон, льюис хэмилтон, марк уэббер, нико хюлкенберг, ред булл, роберт кубица, себастьян феттель, сузука, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, япония