Третий этап чемпионата мира Ф1 завершился долгожданной и убедительной победой Себастьян Феттеля и дублем Red Bull Racing. Оружие Эдриана Ньюи наконец выстрелило.
Гран При Малайзии является одним из «новых» этапов Формулы-1, появившихся в календаре «Королевских гонок» с началом экспансии Берни Экклстоуна в «новые земли». Тем не менее, первый малайзийский Гран При прошел еще в 1999 году, и за прошедшее десятилетие гонка успела приобрести некоторые традиции. Этап в окрестностях Куала-Лумпура никак нельзя упрекнуть в безликости, у этой гонки создался весьма яркий имидж.
В силу местного климата Гран При Малайзии изначально стал одной из тяжелейших в физическом отношении гонок Ф-1, сочетание жары и влажности здесь неимоверное, и никак не предрасполагает к повышенным физическим нагрузкам; кроме того, непредсказуемость погоды в экваториальном климате сделала трассу «Сепанг» одной из самых предрасположенных к дождевым гонкам, в этом отношении малайзийская трасса может дать фору даже Спа. «Сепанг» стал первым автодромом Ф1, построенным Германом Тильке с нуля, первым в целом длинном ряду, но именно тогда герр Тильке сделал свою работу выше всяких похвал. Конфигурация гоночного кольца получилась очень органичной, и «Сепанг» можно назвать трассой, на которой гонщики получают удовольствие от пилотирования. При этом ширина дорожного покрытия трассы позволяет как проводить обгоны на самых различных участках кольца, так и несколько облегчает задачу пилотирования – это ярко проявилось во время дождевой квалификации, когда с onboard камер можно было видеть, как дополнительная ширина асфальтового покрытия позволяла пилотам удерживать машины в пределах трассы.
Как уже говорилось выше, без темы погоды Гран При Малайзии обойтись просто не может. Как известно, в прошлом году был проведен эксперимент с переносом времени старта квалификации и гонки на более позднее время, чтобы сделать время трансляции более удобным для европейских телезрителей (в предложении слово «время» упоминалось аж 3 раза: что делать – время тоже ключевой фактор!). В итоге гонка так и не прошла большей части дистанции. Из-за шторма Гран При был остановлен, а возобновить гонку попросту уже не успели: солнце закатилось. Поэтому в 2010-м время старта квалификации и гонки перенесли на час вперед: на 16:00 по местному времени. Однако прогноз обещал дожди в каждый из дней уик-энда, причем с наибольшей вероятностью именно после 16 часов!
Что такое дожди по-малайзийски в очередной раз убедились участники Гран При по ходу квалификации. Дождь пошел еще перед началом квалификационных заездов, однако по метеорадару выходило, что ближе к окончанию первой сессии он завершится. Поэтому далеко не все участники выехали на трассу с самого начала. Большинство фаворитов предпочло остаться в боксах. Однако есть такое выражение, «ждать у моря погоды». Очень хорошо его проиллюстрировала квалификация малайзийского Гран При! Что делать, прогнозы погоды не всегда бывают верными, тем более, в таком переменчивом климате, как близ экватора. В результате, когда дождь стал усиливаться к концу первого квалификационного сегмента, всем пришлось срочно выезжать на трассу, и те, кто проехали какое-то количество кругов, показав результат, имели преимущество. А у признанных фаворитов сразу же начались проблемы.
В результате оба пилота Ferrari: Масса и Алонсо, а также Льюис Хэмилтон барьер первого круга так и не преодолели, обосновавшись на, соответственно, 21-й, 19-й и 20-й позициях, поблизости от Lotus и Hispania F1, а другой представитель McLaren, Дженсон Баттон показал время, необходимое для прохождения во вторую сессию, после чего вылетел с трассы, завязнув в гравии, и во втором сегменте не смог проехать ни круга, так и оставшись 17-м… Зато во вторую квалификационную сессию впервые прорвались представители команд-новичков: Хейкки Ковалайнен из Lotus и Тимо Глок из Virgin. Уже это тянуло на полновесную сенсацию!
Во втором сегменте игры с погодой продолжились. Поначалу по мокрой трассе борьбу за лучшее время вели Михаэль Шумахер и Виталий Петров (вот было зрелище!), но затем трасса стала подсыхать, и на первые роли вышли другие гонщики, а Виталия постепенно вытеснили за пределы первой десятки. Но его результат: 11 время – пока лучшее квалификационное достижение российского гонщика. Михаэль Шумахер все же в Top-10 пробился, но закончил вторую сессию буквально на грани – на десятой позиции.
К началу третьей сессии дождь еще разгулялся, все выстроились на выезде с пит-лейна, ожидая зеленого сигнала светофора. Тут насмешил Роберт Кубица, проехавший справа от всех, и возглавивший пелетон, как только зеленый светофор зажегся. Однако все это было без особого толку, так как гонщики не успели проехать и одного круга по «Сепангу», как над трассой вывесили красные флаги. Как сказал позднее Себастьян Феттель, решение стюардов FIA было верным. По асфальту текли целые потоки воды, и болиды Ф1 с их минимальным клиренсом (особенно Red Bull, отметим для себя) скорее плыли, чем ехали.
Позже, когда погода слегка улучшилась, квалификацию возобновили. Практически все гонщики сделали ставку на резину для сильного дождя, кроме одного. Марк Уэббер рискнул, - и не прогадал! Его попытка на промежуточных шинах была на грани, но в нужное время и в нужном месте, принеся австралийцу первый поул-позишн в сезоне – и уже третий в трех Гран При команде Red Bull Racing. Вторым в итоге, - и лучшим на дождевых шинах, - стал Нико Росберг, в то время как его именитый партнер расположился на восьмой позиции, более привычной по первым двум этапам этого года. Наконец, Себастьян Феттель оказался третьим, лишь самую малость уступив Росбергу. Были в этой квалификации и еще сюрпризы, такие как Top-10 для обоих болидов Force India (и отличное четвертое время Сутиля), блестящий пятый результат дебютанта Нико Хюлкенберга и первая Top-10 в карьере Камуи Кобаяши.
Главным же послевкусием было: «гонка нас ждет ого-го!»
Можно было ожидать, что и гонка пройдет при такой же погоде. По крайней мере, прогноз привычно сообщал о повышенной вероятности осадков во второй половине дня. Тем не менее, перед стартом Гран При небо было ясным. Что, конечно, не исключало того факта, что ливень мог хлынуть несколько позже.
Старт вновь вышел веселеньким. Обладатель поул-позиции Марк Уэббер допустил небольшую пробуксовку, как и Нико Росберг, зато Себастьян Феттель был безупречен. Уже на входе в первый поворот Феттель оттеснил соотечественника на третье место, а во втором протиснулся мимо Уэббера. Два Red Bull устремились к третьему повороту, но Феттель сумел затвердить первую позицию за собой. Как и подобает партнерам по команде, оба были очень корректны по отношению друг к другу.
Позади тем временем Роберт Кубица объехал Адриана Сутиля, поднявшись на четвертое место, Михаэль Шумахер поднялся на шестую позицию, Виталий Петров вновь отлично стартовал, переместившись на девятое место, а Рубенс Баррикелло задержался на стартовом поле, отправившись в гонку последним. К этому моменту в гонке уже не было одного из участников: Sauber Педро де ла Росы отказался двигаться еще по пути к стартовому полю…
Нас интересовали также пилоты, начинавшие гонку издалека. Здесь Льюису Хэмилтону удался отличный старт, когда он сместился на внутреннюю сторону трассы, объехав сразу нескольких соперников. Дженсон Баттон напротив немного провалился, заняв невыгодную позицию, - и оказался в кругу ближайших конкурентов: Фелипе Массы и Фернандо Алонсо. Нельзя сказать, что дальнейшее продвижение наверх этой группы пилотов выдалось простым, - возможно и потому, что им приходилось отвлекаться друг на друга, зато оказавшийся впереди Хэмилтон прорезал пелетон, словно нож сквозь масло.
Пока лидеры постепенно уходят в отрыв, наиболее интересное – это именно прорыв быстрых пилотов из хвоста пелетона. Особенно интересно стало на шестом круге, когда стремительный Хэмилтон достал нашего Виталия Петрова. Виталий как раз несколько неудачно вошел в заключительную шпильку, слишком широко, и Льюис спокойненько проехал мимо, внутри. Но не на того парня напал Льюис! Виталий сумел подобраться на дистанцию атаки по ходу главной прямой, и на входе в первый поворот контратаковал Хэмилтона!
Эта дуэль продолжалась, на очередном круге Хэмилтону все же удалась атака по внутренней траектории заключительной шпильки, но в этот раз Петров до конца оборонялся, и легко Льюису не было. Далее Виталий вновь оказался вплотную к Льюису, но британец, изо всех сил пытаясь удержать позицию впереди, зигзагом мчался по стартовой прямой, не давая Петрову занять удобную траекторию для атаки. Виталий все же контратаковал Льюиса в первом повороте, некоторое время McLaren и Renault мчались бок о бок, но верх все же остался за чемпионом мира 2008 года. Тем не менее, похоже Петрову удалось несколько сбить спесь с Хэмилтона, а может из-за этих напряженных атак резина британца значительно износилась, и в дальнейшем прорыв Льюиса был уже не таким стремительным, как ранее. А за зигзаги на стартовой прямой британец получил предупреждение от стюардов гонки.
Интересную и принципиальную борьбу вели между собой представители Lotus и Virgin, так что это дважды приводило к столкновениям. В первом случае Тимо Глок пошел в слишком оптимистичную атаку на Ярно Трулли, развернув того на торможении перед последней шпилькой, что, правда, привело не только к повреждению Lotus T127, но и к сходу Тимо; во втором случае Хейкки Ковалайнен обогнал было Лукаса ди Грасси, но контакт привел к проколу колеса у финского пилота Lotus и повреждению аэродинамики Virgin VR01 бразильского гонщика.
Тем временем, первым из сильнейших пилотов в боксы отправился Дженсон Баттон – уже на 10 круге. Как и в Австралии, правда при совершенно других погодных условиях, Дженсон понял, что поведение болида не позволяет ему атаковать в полную силу и прорываться наверх, и решил внести коррективы в ритм гонки, сменив резину.
Малайзийская гонка тяжела не только для пилотов, но и для техники. Начинаются сходы. Сходит единственный оставшийся на трассе Sauber – Камуи Кобаяши, затем на обочине припарковывается Михаэль Шумахер, имевший шансы на неплохой результат в этом Гран При. Как позже выяснилось, причина была до обидного глупой – разболталась гайка, держащая одно из задних колес. Когда Льюис Хэмилтон догоняет идущего восьмым Витантонио Лиуцци, внезапно замедляется и Force India итальянца. Добыть очки в третьей подряд гонке ему не удается…
А Виталий Петров на 14 круге в боксах, причем его пит-стоп проходит синхронно со старым соперником – Нико Хюлкенберг заехал одновременно. На выезде с пит-лейна Виталий вплотную подтянулся к Williams немца, но атаковать не получилось.
Постепенно начинают заезжать в боксы пилоты из лидирующей группы. Адриан Сутиль на 21 круге, затем Роберт Кубица кругом позже. Тем временем машины становятся легче, что сразу дает о себе знать – Льюис Хэмилтон показывает лучшее время круга. Но этот результат будет еще неоднократно побит.
Останавливаются в боксах и гонщики «второго эшелона». Так, Хайме Альгерсуари явно идет на тактику двух пит-стопов, меняя покрышки мягкой спецификации на такие же. Его партнер по Toro Rosso Себастьян Буэми придерживается той же тактики. При этом юный испанец, которому всего неделю назад исполнилось 20 лет, на трассу выезжает впереди останавливавшегося ранее Буэми, - и вплотную позади Петрова.
И опять на наших глазах завязывается интереснейшее сражение. Только-только прогрев покрышки, Хайме оказывается быстрее русского гонщика, идущего на твердом комплекте резины, и приступает к атакам. Как мы уже видели, Виталий умеет не только атаковать, но и грамотно защищаться, и до поры до времени россиянин удерживает испанца позади. Пилоты меняются позициями, сражаются бок о бок, пока на 22 круге Альгерсуари не выходит окончательно вперед. В этой фазе гонки Toro Rosso прекрасно идут по трассе, Буэми также быстрее Петрова, и вскоре результативная атака удается и швейцарцу. К сожалению, Виталий оказался отброшен назад…
Постепенно приближается середина дистанции, и на пит-лейн заглядывают пилоты лидирующей тройки. Сначала, - на 23 круге, - Нико Росберг, постепенно подотставший от пары Red Bull, затем, кругом спустя в боксах останавливается лидер гонки Себастьян Феттель, после четко проведенного пит-стопа возвращающийся на трассу прямо перед носом стремительного Хэмилтона. Льюис пытается атаковать не успевшего прогреть резину Феттеля, но немец грамотно перекрывает траектории, железно удерживая британца позади. А как Себастьян влетал на пит-лейн! Он тормозил в самый последний момент, и чуть не съехал на траву с узкой дорожки въезда на пит-лейн, стремясь затратить на пит-стоп как можно меньше времени!
На 25 круге гонки, когда перед боксами Red Bull останавливается Марк Уэббер, наступает второй решающий момент Гран При, после старта. Фактически это единственная возможность австралийца вернуть потерянное лидерство. Но после заминки с гайковертом переднего левого колеса становится понятно, что опередить Феттеля Уэбберу не удастся. На трассу он выезжает позади Хэмилтона, и разрыв между напарниками увеличивается.
После пит-стопов Росберг и Феттель синхронно, друг за другом, только прогрев резину ставят лучшее время круга этой гонки.
Тем временем начинаются пит-стопы тех быстрых парней, которые на старте оказались далеко от лидирующих позиций. Так, Фелипе Масса остановился на 27 круге, чтобы сменить свой комплект Hard на Soft. Сравните с 10 кругом Баттона! Спустя четыре круга в боксах наконец останавливается творец блестящего прорыва через пелетон Льюис Хэмилтон. Его тактика другая, противоположная Ferrari: он меняет стартовый комплект Soft на Hard. Интересное воплощение стратегий работы с покрышками Bridgestone. Разная последовательность составов, разное время проведения пит-стопов. Надо сказать, японские шинники хорошо справились со своей работой, так как их покрышки обеих спецификаций успешно проявили себя на абразивном покрытии «Сепанга», при исполнении самых разных вариантов стратегии.
Так, Фернандо Алонсо и вовсе совершил свой единственный пит-стоп только на 37 круге, когда середина дистанции осталась далеко позади! Стартовый комплект жестких шин Bridgestone прекрасно справился с работой, и на оставшийся финальный отрезок гонки испанец оставил Soft, который должен был прекрасно взаимодействовать со становившейся все более легкой машиной. Интересно, что всего кругом спустя после пит-стопа Льюис Хэмилтон установил очередное лучшее время круга, и тоже самое совершил Фернандо Алонсо, едва покинув боксы! Скорость McLaren MP4/25 и Ferrari F10 становилась все выше, чем ближе приближался финиш. К двум чемпионам мира мы скоро вернемся, но сейчас я должен упомянуть об еще двух эпизодах гонки.
31 круг Гран При Малайзии подарил нам еще одну великолепную дуэль, закончившуюся блестящим обгоном. Хайме Альгерсуари в этой фазе гонки был быстрее Нико Хюлкенберга, догнал его, прессинговал и нанес решающую атаку, ставшую результативной по внешнем радиусу скоростного пятого поворота! После Мельбурна и длительной дуэли с Михаэлем Шумахером, которая окончилась все-таки в пользу опытнейшего немца, Хайме признался, что получил от Михаэля великолепный урок. Теперь Альгерсуари демонстрировал нам, что действительно многому научился!
Другой эпизод, о котором необходимо упомянуть – это, увы, сход Виталия Петрова на 34 круге. Renault R30 внезапно замедлилась, Виталию не оставалось ничего более, как запарковаться на обочине… Причиной оказался отказ коробки передач.
| |
Но вернемся к гонщикам Ferrari и McLaren. Льюис Хэмилтон догнал своего друга Адриана Сутиля, начав плотный прессинг в борьбе за пятую позицию, но немец грамотно оборонялся. Его Force India развивала прекрасную скорость на прямых, мощность двигателей у обоих была одинаковой, - на болидах «индийской» «конюшни» ведь тоже установлен Mercedes, Льюису не оставалось ничего, как сообщать боксам в ответ на призывы команды атаковать жестче: «Этот парень слишком быстр на прямых!» Force India и McLaren как связанные одной нитью проходили поворот за поворотом, круг за кругом… Позади, тем временем, Фелипе Масса вплотную догнал Дженсона Баттона, приступив к атакам. Вот они, две тактики в действии, они начинали гонку друг рядом с другом, потом разошлись из-за разных стратегий в боксах, и вот, вновь сошлись. Но Масса на мягких шинах был в финале быстрее. А позади их стремительно догоняла другая Ferrari, Фернандо Алонсо, который несколько кругов подряд улучшал результат лучшего круга гонки! Фернандо вообще выглядел настоящим героем. Уже после финиша выяснилось, что на его Ferrari еще до старта отказало сцепление, и каждый раз переключаясь вниз, Нандо был вынужден делать перегазовки. И, тем не менее, прекрасное время на круге, погоня за Баттоном и Массой…
На 44 круге, когда Алонсо догнал пару Баттон – Масса, Фелипе удается результативная атака в первом повороте. Бразилец тут же бросается в отрыв, а Дженсон вынужден переключиться на защиту от другой Ferrari, от Алонсо.
Всего за три круга до финиша лучший круг у Алонсо отнял Марк Уэббер, поставив окончательную точку в этом споре. Алонсо же был сконцентрирован на борьбе с Баттоном, это действительно было отличное сражение. Фернандо наносил атаки, порой практически проходил Дженсона, но тот перекрещивал траектории, Ferrari и McLaren двигались бок о бок…
На 55 круге на затяжном торможении перед первым поворотом Алонсо опередил Баттона, но его вынесло на внешнюю сторону поворота, и Дженсон в очередной раз вернул позицию впереди. А из хвоста Ferrari F10 Фернандо пошел дымок, затем густой дым, все усиливаясь… Техника не выдержала бешеной гонки, которую выдержал гонщик. Бесконечные переключения без включения сцепления, бесконечные перегазовки на каждом торможении… Двигатель из Маранелло испустил свой дух на далекой малайзийской земле…
То же, что творилось впереди, было верхом справедливости. Себастьян Феттель выигрывал гонку, до того выиграв старт, проведя блестящий пит-стоп, проведя весь Гран При в отличном темпе, от старта и до самого финиша. В этот раз все сошлось, снаряд попал в цель. Феттель стал третьим победителем Гран При в трех гонках этого сезона. А ведь победителем всех этих гонок мог быть один пилот. Он, Себастьян. Марк Уэббер финишировал вторым, неудивительно, что когда у Red Bull наконец все заработало, гонщики принесли своей команде победный дубль. И символично, что командный трофей на подиуме получал для Red Bull Эдриан Ньюи, человек, создавший великолепный Red Bull RB6.
Нико Росберг принес Mercedes GP первый подиум в домашней гонке титульного спонсора команды Petronas.
Необходимо отметить и следующих пилотов: Кубицу, который провел вторую подряд после Австралии отличную гонку, добившись высокого результата для Renault; Сутиля, открывшего счет своим очкам в этом сезоне и все-таки удержавшего позади себя своего друга, Льюиса Хэмилтона. Хэмилтон, Масса и Баттон финишировали следом, показав отличный прогресс по ходу Гран При после старта из глубины пелетона. Хайме Альгерсуари завоевал первые очки в карьере пилота Ф1; тоже самое следует сказать о Хюлкенберге.
Наконец, пилоты HRT F1 Карун Чандхок и Бруно Сенна добились первого двойного финиша для своей команды, Лукас ди Грасси принес первый финиш Virgin Racing. Пилоты всех трех команд-новичков, а не только Lotus, демонстрировали по ходу Гран При вполне приличный темп, уступая лидерам меньше, чем аутсайдеры Формулы-1 середины 90-х вроде Forti. А сколько было разговоров! Команды-дебютанты тоже показали реальный прогресс!
В какой-то степени хотелось дождевой гонки, но дождь в воскресенье по ходу Гран При так и не пошел, мы увидели гонку в сухих условиях, и не были разочарованы. Мы увидели отличный Гран При, в лучших традициях Формулы-1. Только лидеры разобрались между собой довольно быстро, в остальном мы увидели много борьбы, много разнообразных обгонов, различную тактику в отношении шин, реальную работу шин, наконец. Шин, которые изнашивались по ходу дистанции, в отличие от событий первого этапа сезона, на другом детище Тильке, «Сахире».
Теперь нас ждет Гран При Китая через две недели, Шанхай и его Международный автодром, который я бы назвал «гипертрофированным» «Сепангом».
Тэги: виталий петров, куала-лумпур, льюис хэмилтон, малайзия, марк уэббер, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, сепанг, ф1, эдриан ньюи