Начало сентября, Монца, «Аутодромо Национале». Традиционный уик-энд в Королевском парке. Вечная территория Scuderia Ferrari.
Что ж, «ферраристы» могли быть довольны. На прошедшем в минувшую среду заседании Всемирного совета FIA было решено не наказывать Ferrari дополнительно за применение командной тактики в Хоккенхайме, оставив в действии денежный штраф. Самого ценного – победы и очков, - ни у гонщиков, ни у команды не отобрали, а значит «Скудерия» по-прежнему в борьбе.
Монца. Последний оставшийся в календаре сверхскоростной автодром, где команды вынуждены применять конфигурацию с минимальной прижимной силой. Роберт Кубица интересно описал это состояние. «Первое впечатление, что машина стала легче. Что вообще управляешь другой машиной. Потом привыкаешь, но надо быть очень внимательным и точным на торможениях. Прижимной силы меньше, и значительно возрастает значение механического сцепления». Особенно сложно стало сейчас – раньше за неделю до Гран При в Монце проводились трехдневные тесты, где можно было подобрать идеальные настройки, а гонщикам привыкнуть к пилотированию болида в минимальной аэродинамической конфигурации. Теперь тестов нет, а значит привыкать приходится в пятницу. Впрочем, зато теперь есть воздуховоды.
Благодаря применению воздуховодов теперь была возможность отвернуть крылья на больший уровень прижимной силы, облегчив тем самым пилотирование в поворотах. На прямых благодаря воздуховодам аэродинамическое лобовое сопротивление нивелировалось.
Даже Toro Rosso привезла в Монцу воздуховоды, а также «нижний выхлоп», впервые в сезоне. Впрочем, все эти новинки тестировались в пятницу, а в субботу болиды предстали уже в привычной конфигурации. Зато те, кто имели опыт работы с воздуховодами, конечно их применяли. Особняком стоял McLaren, в котором, собственно говоря, воздуховод и изобрели. В пятницу «серебряные» поразили всех, когда выпустили на трассу болид с хорошо развернутым большим задним антикрылом. Такого в Монце еще не видывали! И ведь благодаря воздуховоду все это работало! Впрочем, затем на болиде Льюиса Хэмилтона воздуховод и вовсе сняли, поставив минимальную конфигурацию заднего крыла. А ведь McLaren ездил с воздуховодами на протяжении всего сезона! Самое интересное, что McLaren в двух разных конфигурациях позволял показывать практически одинаковые результаты. И если Дженсон Баттон предпочел конфигурацию с воздуховодом, то Льюис Хэмилтон решил отказаться от него на квалификацию и гонку! Такой вариант позволял добиваться большей максимальной скорости в конце прямых, но в поворотах и на торможениях машина была менее стабильной, более нервной. Но Льюис так решил. И, видно, просчитался.
Именно Дженсон Баттон боролся за поул-позишн с гонщиками Ferrari. Ferrari тоже выглядела здесь в отличной форме. Не только потому, что это ее домашняя территория. На протяжении всего сезона Ferrari F10 хорошо выглядела при атаке бордюров и на трассах с протяженными прямыми и медленными поворотами. А ведь в Монце почти нет затяжных скоростных поворотов. Есть шиканы, есть среднескоростные Lesmo, есть Parabolica – затяжной быстрый поворот, но в нем траектория постепенно расширяется, а на входе приходится прилично сбрасывать скорость. И Ferrari отлично выглядела в этих условиях.
| |
В итоге Фернандо Алонсо к радости тиффози, Луки ди Монтедземоло и всех, кто имеет отношение к «Скудерии», вырвал-таки поул, а Дженсон оказался вторым, проиграв совсем немного. Фелипе Масса показал третий результат. Льюис Хэмилтон был только пятым, на Гран При, которое он надеялся выиграть. И после квалификации разочарованно отзывался о выбранной конфигурации болида. Но было уже поздно – машина перешла в режим закрытого парка.
Это был всего лишь второй Гран При в сезоне, когда поул-позишн достался не гонщикам Red Bull. Первый такой был в Монреале, когда поул достался Льюису Хэмилтону. Впрочем, для Ferrari это был первый поул аж с Гран При Бразилии 2008 года, когда его завоевал Фелипе Масса. Долго пришлось ждать «ферраристам»!
Red Bull не попал в тройку квалификации впервые в сезоне. Себастьян Феттель был только шестым, а Марку Уэбберу удалось показать четвертый результат, опередив Хэмилтона, и это было воспринято как успех. В Монце, после усложнения теста на гибкость крыльев, попали под запрет и подвижные сочлененные элементы днища. Поговаривали, что в этом был один из секретов Red Bull RB6, но так сразу и не скажешь. Изначально было понятно, что Монца Red Bull не подходит. Поэтому удивляться невысоким результатам не приходилось.
Не очень здорово выглядела в Монце и Renault. Даже Роберт Кубица не смог подняться выше девятого места, пропустив вперед и Нико Росберга на Mercedes, и Нико Хюлкенберга на Williams (оказывается, они называют друг друга Халк и Бритни!:-)) ). Виталий Петров же испытывал проблемы с тормозами и балансом, и не смог подняться выше 15 места. После квалификации Виталия еще и оштрафовали стюарды Гран При, отправив его пятью позициями ниже, за блокировку в первой сессии Тимо Глока. Видно это была демонстрация того, что закон един для всех. В общем, при старте с 20 места сложно было на что-то рассчитывать.
Старт отлично удался пилотам McLaren, но и Ferrari не сплоховали. Баттон среагировал явно лучше Алонсо, и Фернандо стал отжимать соперника вправо, к обочине, но без особого толку. Дженсон твердо занял свою траекторию, и на торможении перед Variante Alta оказался на более выгодной траектории, внутри первой части шиканы. Обыграв на торможении Алонсо, Баттон возглавил гонку. Масса тоже среагировал хорошо, выбирал траекторию то справа, то слева, и в итоге пристроился за Дженсоном, поравнявшись на выходе с Фернандо, который задел заднюю часть McLaren лидера. У MP4/25 отлетела какая-то деталь, но, как выяснилось позже, это не повлияло на ход гонки Дженсона. Льюис Хэмилтон прорвался на четвертую позицию, сразу позади двух Ferrari, оставив Марка Уэббера, вновь провалившего старт, далеко сзади.
Через Curva Grande к шикане Roggia две Ferrari устремились бок о бок, Хэмилтон сразу за ними. Тормозили Ferrari тоже бок о бок, но на более выгодной траектории оказался Алонсо. Льюис искал лазейку, и в конце концов пристроился за Фернандо, попытавшись атаковать Фелипе. Левое заднее колесо Ferrari бразильца и правое переднее McLaren соприкоснулись. Колесо Льюиса сразу пошло вкривь и вкось. Шикану Хэмилтон смог пройти, устремился за Массой к Lesmo, но уже в первом повороте знаменитой пары поехал прямо – болид отказался поворачивать направо… На этом гонка для одного из претендентов на титул была завершена.
Дальнейший ход гонки лидеров был таков. Баттон лидировал, Алонсо сидел у него на хвосте, Масса вблизи, но чуть поодаль. То один, то другой, то третий обновлял результат лучшего круга гонки, разрыв колебался, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Ferrari была настроена на низкую прижимную силу, и Алонсо каждый раз приближался к Баттону по ходу длинных прямых, перед шиканами. Но Дженсон, благодаря большей прижимной силе, отрывался на третьем секторе: сначала в скоростной шикане Ascari, благодаря чему получал преимущество на обратной прямой при подходе к Parabolica, а затем уезжал от Фернандо в протяженной Parabolica.
| |
Вопреки первоначальным прогнозам, пит-стопы большинства пилотов начались далеко не в районе 14 круга. Дженсон отправился к своим боксам на 37 круге. Для Ferrari и в первую очередь Алонсо это был великолепный шанс. Проехав еще один круг на шинах мягкой спецификации, Фернандо устремился к своим механикам. Покидая пит-лейн, Алонсо выехал прямо перед носом McLaren. Дженсон попытался атаковать, воспользовавшись тем, что уже прогрел свой комплект Hard против непрогретого у Фернандо, жестко прессинговал на торможениях перед шиканами, но испанец выстоял. А выстояв, начал отрываться.
Как сказал сам Фернандо на пресс-конференции после гонки, это была заслуга механиков. «Заключительный круг перед пит-стопом был не блестящ. Неплох, но ничего выдающегося. А вот команда в боксах сработала просто фантастически!» Эти лишние пару отыгранных десятых и сыграли роль в определении победителя.
Масса, оставшись на трассе, показал лучшее время круга, в то время как Алонсо отправился на пит-лейн, но в Ferrari решили не задерживаться с пит-стопом Фелипе, зазвав его уже на следующем, 39-м. Бразилец вернулся на трассу третьим, позади Баттона. А то, чем черт не шутит, опередил бы не только Дженсона, но, чего доброго, еще и Фернандо. Это в планы высшего руководства Ferrari не входило.
Ferrari в Монце все-таки были быстрее, пусть McLaren и считался записным фаворитом. На заключительном отрезке гонки, на шинах жесткой спецификации, Алонсо смог оторваться от Баттона, который, в свою очередь, оторвался от Массы, но Фелипе уже берег машину, понимая, что реальных шансов опередить Дженсона у него нет. Ferrari и тиффози не могли мечтать о большем. В Монце «Скудерия» вернулась на верхнюю ступень подиума, которую так здорово дополнил Масса на третьем месте. Подобно Михаэлю Шумахеру в 1996-м, Фернандо Алонсо выиграл свой первый же Гран При Италии за рулем Ferrari. По эмоциям это было сравнимо с выигрышем домашнего Гран При Испании в 2006-м, по словам Фернандо. Как Кими Райкконен Алонсо выиграл свою первую гонку за Ferrari, как Шумахер – свою первую же Монцу. Символично. Отмечу и еще кое-что – Монца стала первой по-настоящему трудовой победой Фернандо в Ferrari. В Бахрейне немало повезло, когда на болиде Феттеля начались неполадки, ну а с Хоккенхаймом и так все ясно.
Вернемся к тем, кто был чуть позади. Уэббер просто провалился, как и в Спа, откатившись на 10 место после старта, поднявшись на девятое после схода Хэмилтона. Себастьян Феттель тоже не блеснул. После того, как Льюис застыл в гравийной полосе Lesmo, ситуация была такова: на четвертое место блестящим стартом пробился Нико Росберг, на пятое – не менее отличившийся Роберт Кубица. Нико Хюлкенберг был шестым, Феттель – седьмым, далее хорошо стартовавший Шумахер на восьмом и Уэббер на девятом.
Разумеется, Уэббер не мог так это оставить, и на 6 круге, подобравшись на торможении перед первой шиканой, атаковал Шумахера внутри. Михаэль жестко защищался, на разгоне к Roggia пытался контратаковать, Red Bull и Mercedes шли бок о бок, но во второй шикане Марк окончательно вышел вперед. Все же Red Bull имел явно более высокий потенциал.
Драматичный момент произошел на 21 круге, когда Себастьян Феттель пожаловался по радио на проблемы с мотором. Молодой немец резко потерял темп, из-за чего его влегкую прошел напарник, который до этого держался на минимальном отдалении, то приближаясь к партнеру, то чуть отставая. В очередной раз вздохнулось о невезении Себастьяна, казалось, что его ждет сход, ну или как минимум, Шумахер его сейчас пройдет. Но (надо же!) через несколько кругов темп Феттеля восстановился, машина пришла в норму! После анализа телеметрии выяснилось, что барахлил не мотор, а заблокировался один из тормозных дисков, притормаживавший колесо, но после нескольких нажатий на педаль, отпустил. На этот раз Себастьяну повезло.
Отдав должное Росбергу, Кубице и Хюлкенбергу за отличное начало гонки, перейдем к пит-стопам. На пит-стопе Роберта произошла заминка, и пилот Renault проиграл Хюлкенбергу. Впрочем, в Red Bull тоже не особо отличились, так как Марк вернулся на трассу прямо позади Кубицы. Нико Росберг же с хорошим запасом остался впереди всей этой группы.
Уэббер сразу же приступил к атакам на Кубицу, но хороший момент ему представился, когда прямо перед ними на трассу с пит-лейна вернулся Нико Хюлкенберг. Роберт пытался наскоком пройти немецкого дебютанта, но тот смог отразить атаку в Variante Alta. Уэббер же воспользовался, выбрав лучшую траекторию, и в Curva Grande нанес атаку на поляка. К Roggia австралиец был уже впереди.
А вот с Хюлкенбергом Уэбберу пришлось повозиться. Нико отличался большой неуступчивостью, и, испытывая проблемы с тормозами, несколько раз срезал первую шикану, чувствуя, что не вписывается в поворот. При этом позицию Марку не уступал, о чем Уэббер запросил свои боксы. Но стюарды ответили, что пропускать Марка Нико не обязан (очень странно после принципиальности стюардов в ситуации Петров – Глок в предыдущий день). В конце концов, на 50 круге атака Марка в Roggia все-таки удалась.
Себастьян Феттель, когда его болид пришел в чувство, из возможно главного неудачника, чуть не превратился в главного героя Гран При Италии. Себастьян оставался на трассе дольше всех, пилотируя на мягких шинах, и комплект выдержал! После пит-стопов впереди идущих пилотов Феттель поднялся на четвертое место, и в районе 40 круга уже приближался к Массе, сбросившему темп. Конечно, остановка в боксах ему еще предстояла, но совершил ее Себастьян только после 52 круга из 53! Еще один круг остался у Себастьяна на жестком комплекте, после чего он пересек финишную линию на четвертом месте, опередив Уэббера, а заодно и Росберга, и Хюлкенберга, и Кубицу! Просто потрясающая тактика.
Несколько слов о Виталии Петрове. Как уже говорилось выше, при старте с 20 места на многое претендовать русскому гонщику не приходилось. Виталий преспокойно разобрался с представителями команд-дебютантов в самом начале гонки, а потом долгое время преследовал Хайме Альгерсуари. Опередить пилота Toro Rosso он никак не мог, так как итальянские «красные быки» имели очень высокую скорость в конце прямых, выбрав конфигурацию с минимальной прижимной силой, а вот Renault максимальной скоростью не отличалась. Виталий приближался к Хайме в поворотах, но что толку? Зато Петров сделал интересное наблюдение: следуя позади машины Альгерсуари максималка его Renault R30 хоть ненамного, но вырастала.
В конце концов, Хайме свернул в боксы, а потом еще и получил штрафной проезд через пит-лейн за срез трассы на старте гонки (!). В боксах останавливались Педро де ла Роса, Витантонио Лиуцци, Себастьян Буэми, Рубенс Баррикелло, а Петров продолжал свою гонку на жестком комплекте шин (который после середины дистанции все-таки, по его словам, стал терять сцепные свойства – сравните с мягким комплектом Феттеля). После пит-стопа Рубенса на 38 круге, Петров поднялся уже на десятое место, но очки, прямо скажем, ему не светили. Отрыв от ближайших пилотов был слишком невелик. Проведя пит-стоп на 50 круге (дольше на трассе оставался только Феттель), Виталий вернулся на 13-й позиции, впереди де ла Росы и Альгерсуари, но позади Баррикелло, Буэми и Лиуцци. Нормальная, трудовая гонка, в которой шансы изначально были невелики…
В заключение вернемся к претендентам. Единственный из них – Хэмилтон, - провалился, слишком агрессивно атаковав на старте, но остальные выступили на высоком уровне. Алонсо, конечно, красавец после победы в домашнем Гран При «Скудерии», но он теперь к тому же еще и третий в чемпионате, и отставание не так велико. Баттону тоже не следует особенно огорчаться после проигранной гонки, так как Дженс тоже возвращается в число ближайших претендентов. Феттель был просто великолепен, справившись с проблемами на его Red Bull RB6, и он тоже в игре. Проигрыш 24 очков вновь вышедшему в лидеры чемпионата Уэбберу – это в пределах одной победы в Гран При по новой системе подсчета очков. А сойди Себастьян – и из сражения за титул он бы выпал. Наконец, Марк, несмотря на не самую удачную гонку, как уже было сказано выше, вернулся на вершину таблицы. Red Bull всего на 3 очка опережает McLaren в сражении команд, и это – вообще ничего.
Долгая европейская часть сезона завершилась, но это, собственно говоря, основа Формулы-1, ее базис, если кто не помнит (да-да, Берни!). Теперь впереди протяженный выезд за пределы Европы, где все и решится. Борьба впереди – интересная и напряженная. А ближайшая гонка – экзотический Гран При Сингапура через две недели после Монцы. Отдадим должное Герману Тильке и организаторам: трасса там действительно интересная и сложная, а ночная картинка просто потрясающая!
Тэги: виталий петров, воздуховод, дженсон баттон, италия, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, монца, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари