Старый добрый Интерлагос, переместившись из начала календаря в самый конец, раз за разом в течение последних пяти сезонов определял имя чемпиона мира. Оба титула Фернандо Алонсо были завоеваны здесь, также как и неожиданное чемпионство Кими Райкконена в 2007-м, драматичный триумф Льюиса Хэмилтона годом спустя и логичная и долгожданная победа Дженсона Баттона в прошлом году. Мог чемпион мира досрочно определиться и в этом году. Естественно, стать им мог только лидер чемпионата – Фернандо Алонсо. Пожалуй, триумф Алонсо вполне вписался бы в вышеприведенную статистику, но в сценарий нынешнего чемпионата досрочный финал в Интерлагосе не вписывался никак. Напряженная борьба нескольких претендентов на титул должна была разрешиться только на последнем этапе, как об этом еще поздней весной говорил вышеупомянутый Алонсо.
Слова «старый добрый» в отличие от Интерлагоса вряд ли можно применить к Сан-Паулу, городу, который принимал Гран При. Он может быть и старый, но вряд ли оставляет впечатление доброго для своих гостей. Вот в этот раз, возвращаясь с трассы в гостиницу после субботней квалификации, подвергся атаке местных преступников пока еще действующий чемпион мира Дженсон Баттон вместе со своими спутниками. Только умелые действия водителя-полицейского, управлявшего Mercedes, в котором находились Баттон, его отец, менеджер и физиотерапевт, позволили выйти из этой экстремальной ситуации. Инженерам Sauber так не повезло. Их все-таки ограбили… Хроника подобных инцидентов продолжается из года в год, но совсем другое впечатление оставляют трибуны Интерлагоса – заполненные до предела горячими фанатами, пылающими страстью и энтузиазмом к автоспорту.
Отличная погода в пятницу позволила благотворно поработать над настройками. Правда, некоторым не удалось избежать цейтнота. Так, Виталий Петров вылетел с трассы и разбил машину по ходу первой тренировки. Авария произошла из-за неполадки в воздуховоде, отчего Renault R30 не получила в повороте прибавки прижимной силы. После этого механикам пришлось срочно восстанавливать машину, а времени на ознакомление с трассой и работу с настройками становилось все меньше… Red Bull, как и год назад, прекрасно чувствовали себя в условиях Интерлагоса, в то время как пилоты McLaren жаловались на проблемы с балансом при минимальном уровне топлива в баках. Однако с заполненными баками MP4/25 вели себя неплохо.
Все эти расклады мало чего значили в субботу, когда с утра зарядил дождь. В мокрых условиях прошла субботняя тренировка, позволив подготовиться к квалификации, ну и сама квалификация началась при дожде. В первой сессии все сразу выехали на трассу, так как прогноз обещал усиление дождя, а все, кажется, Маньи-Куром образца 1999 учены. Но дождь закончился. Шлейфы позади болидов становились все меньше, скорости росли, но, как и первая, вторая сессия прошла на промежуточных шинах.
Самое интересное началось в финале. Первую попытку гонщики провели на промежуточных шинах, но траектория уже успела высохнуть, а потому один за другим рискнули переобуться в слики. И время на сликах сразу оказалось лучше! Фишка была в том, что за пределами траектории трасса по-прежнему оставалась мокрой, а потому требовалось безошибочно следовать траектории, не отклоняясь от идеальной линии более чем на 10 см. И вот здесь-то грянула полноценная сенсация! Первая попытка на сликах лучше всех удалась Нико Хюлкенбергу, дебютанту Williams! Нико успел пойти еще на один круг, как и некоторые из его преследователей. И следующая попытка оказалась еще лучше! Никто из соперников, ни Феттель, ни Уэббер, ни Хэмилтон или Алонсо не смогли проехать лучше новичка из Германии! Показавшего второе время Себастьяна Феттеля Хюлкенберг опередил более, чем на секунду. Чудеса порой случаются в Интерлагосе! Тем более, что погода решила потрепать нервы в течение последних трех Гран При. Что ж, я еще года 3 назад знал, что новый протеже Вилли Вебера – гонщик, что надо! Тогда Нико еще громил соперников в кубке мира по автоспорту A1 Grand Prix. Затем уже было доминирование в Евросерии Ф3, и выигрыш дебютного сезона в GP2. Дебютный сезон в Ф1 складывался непросто, но Нико добился исторического достижения, принеся Williams первый поул с Гран При Европы 2005 года. Удачным был день и для другого гонщика Williams – Рубенс Баррикелло в сложных условиях родного Интерлагоса квалифицировался шестым.
Другой фаворит местной торсиды, - Фелипе Масса, - отличиться не смог. На Фелипе лежало огромное давление, дело дошло до того, что местный прокурор пригрозил, что если Масса в ходе гонки пропустит Алонсо, то с автодрома может уехать в наручниках. Но в финальном сегменте квалификации Фелипе просто не удалось как следует прогреть шины, а потому он был далековато от Алонсо. Мелких ошибок не удалось избежать во время попыток на сликах никому, кроме Хюлкенберга, но Масса проехал особенно неудачно. В Top-10 ему уступил лишь Виталий Петров, перед этим уверенно отобравшийся в десятку лучших. Но Виталий стал единственным гонщиком, которому на сликах не удалось превзойти собственное время на промежуточных шинах, а потому он замкнул десятку.
В воскресенье над Интерлагосом вновь светило яркое солнце, что обещало, что на этот раз 71 круг Гран При Бразилии пройдет при ясной погоде.
Хюлкенберг допустил сильную пробуксовку на старте, чем мгновенно воспользовался Себастьян Феттель. В Red Bull к концу сезона решили проблемы, которые мучили пилотов команды на стартах ранее, на этот раз и Феттель, и Уэббер безупречно провели старт. Себастьян первым нырнул в эски Сенны, Марк Уэббер же вплотную уперся в заднее антикрыло Williams Хюлкенберга. Терять время позади немца Марку ни в коем случае было нельзя – напарник уже уходил вперед бодрым темпом. Уэббер был ощутимо быстрее Хюлкенберга, это было видно невооруженным взглядом. Подготовив атаку на обратной прямой - Reta Oposta, Марк нанес неотразимую атаку в четвертом повороте, Descida do Lago. Нико затягивал с торможением до предела, - и промахнулся мимо апекса, уйдя на внешку. Уэббер был тут как тут, уверенно пройдя внутри. Теперь цель австралийца была одна – напарник по команде, который успел создать небольшой задел.
К сожалению, десятая стартовая позиция не позволила Виталию Петрову развить успех на старте гонки. В принципе Виталий стартовал неплохо, по его собственным словам он оставил достаточно места соперникам на входе в эски, чтобы избежать повторения Сузуки, а на выходе старался занять гоночную траекторию, но уж слишком сильно упирался Хайме Альгерсуари, в результате Петрова вытеснили на поребрик на подъеме к третьему повороту. Дальше Виталий просто оказался вне игры: толпа плотно проехала мимо, потеряв темп он не мог вклиниться в борьбу. Оказавшись на 23 месте, Петров был вынужден отыгрываться, и если с представителями команд-новичков больших проблем не возникло, то дальше русского пилота ждал сценарий по мотивам Сильверстоуна. То есть ему приходилось бороться в группе сильных участников, которым также в той или иной мере не повезло на той или иной стадии гонки, бороться далековато от призовой десятки. Разумеется, просто так его пропускать никто не собирался, и о реальных шансах на очки говорить не приходилось. Можно было выиграть пару позиций, или проиграть пару позиций, но не более.
|
Первые круги охарактеризовались красивой борьбой. Субботний сюрприз Нико Хюлкенберга конечно добавил перчинки в борьбу претендентов на титул. Льюису Хэмилтону не удалось сразу же, наскоком подобно Уэбберу, пройти Нико, и он сам оказался под прессингом Фернандо Алонсо, чья Ferrari была быстрее McLaren. Фернандо пробовал так и эдак, в конце концов, подготовив решительную атаку на Reta Oposta, испанец заставил Льюиса совершить помарку в Descida do Lago. Хэмилтон заскользил на внешнюю сторону виража, ныряющего вниз. Только это и было нужно Алонсо, который уверенно нырнул внутрь. Это было только начало гонки, но фактически стало одним из ключевых моментов. Льюис Хэмилтон, который на протяжении всей гонки будет жаловаться команде на ужасный баланс и отсутствие должного сцепления, пропустил вперед Фернандо Алонсо, лидера чемпионата, которому в Бразилии просто не имел права уступать. Проигрыш в Интерлагосе Алонсо означал для Хэмилтона то, что его шансы зацепиться за титул резко устремились вниз.
В то время как Себастьян Феттель во главе пелотона показывал лучшее время круга, Фернандо Алонсо взялся за Хюлкенберга, который отделял его от лидирующих Red Bull. Следует отдать должное Нико – он защищался блестяще. Грамотно выбирал траектории, но при этом вел себя по-спортивному честно. Урок Монцы не прошел зря, на этот раз Хюлкенберг выглядел зрелым гонщиком.
Несколько кругов прошло, пока, наконец, на 7 круге гонки Алонсо удалось опередить Хюлкенберга все в том же месте, в Descida do Lago. Фернандо взвинтил темп, бросившись в погоню за Red Bull, а за Хюлкенберга взялся уже Хэмилтон. Нико возглавлял плотную группу пилотов, где вслед за Льюисом шли Кубица, Баррикелло, Масса, Шумахер… И опять оборона Нико была честной и красивой. Льюис, несмотря на воздуховод, ничего не мог поделать с гонщиком Williams. Забегая вперед, скажу, что Нико не только так и не пропустил Льюиса, но и после пит-стопов, которые прошли синхронно для Хюлкенберга и Кубицы, до самого финиша удерживал позади себя Роберта, несмотря на то, что поляк кажется имел некоторое преимущество в скорости.
Кроме сражений, в которых одну из главных ролей сыграл Нико Хюлкенберг, была и другая борьба, достойная внимания. Так, красивую дуэль провели Шумахер с Баттоном, дважды обменявшись позициями.
Пит-стопы, которые пришлись на промежуток с 11 по 26 круги, внесли некоторые коррективы в положение пелотона на трассе. Хэмилтон смог выйти на четвертое место, оба Mercedes опередили Хюлкенберга и Кубицу, а Баттон из хвоста десятки смог подняться в первую пятерку, сразу позади Льюиса. При этом Масса и Баррикелло выбыли из числа участников, оспаривающих позиции в Top-10. У обоих случились заминки в ходе пит-стопов, кроме того, Рубенс пострадал в борьбе с неуступчивым Альгерсуари. Оба бразильца были вынуждены совершать дополнительные, вынужденные пит-стопы. И лишь в первой тройке смена резины никоим образом не изменила расклад.
Определенное напряжение было внесено в гонку, когда на 47 круге Себастьян Феттель, опережавший Уэббера примерно на 2,5 секунды, догнал хвост группы пилотов, боровшихся между собой, которых лидерам предстояло проходить на круг. Вся группа из восьми машин шла в темпе возглавляющего её Сутиля, а замыкал её Масса. Здесь были возможны всяческие неожиданности, которые могли дать шанс как Уэбберу догнать Феттеля, так и Алонсо приблизиться к пилотам Красных быков. Себастьян, за ним Марк, а затем Фернандо стали постепенно пробираться сквозь эти дебри. Кто-то пропускал крайне корректно, например, Масса, а кто-то проявил неуступчивость, как Ник Хайдфельд, схлопотавший затем штраф в виде проезда через пит-лейн. Но вся интрига данных маневров завершилась с аварией Витантонио Лиуцци. Из-за технической неисправности Тонио потерял контроль над своей Force India VJM03 на выходе из эсок, жестко врезавшись в ограждение внутри Curva do Sol. Авария, в которой пилот, к счастью, не пострадал, вызвала появление на трассе автомобиля безопасности.
Пейс-кар внес определенные коррективы в борьбу, но расклад в лидирующей группе был нейтрализован. Часть пилотов совершили пит-стоп под пейс-каром, решив сменить покрышки, изношенные протяженным отрезком дистанции. В их числе были и пилоты McLaren: Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон остановились в боксах, учитывая, что отрыв перед Михаэлем Шумахером был достаточно велик, чтобы не потерять позиций. Расчет был на то, что если покрышки лидеров окажутся изношенными настолько, что они начнут терять темп, Хэмилтон и Баттон получат преимущество. Пит-стоп не стали проводить Феттель, Уэббер и Алонсо, а также Шумахер. Но после рестарта Михаэль не стал удерживать Росберга на свежей резине, который имел преимущество в темпе, и пропустил Нико. Пилотам Mercedes выезд сейфти-кара пошел явно на пользу. Феттель не успел опередить их на круг, и пока Себастьяна сдерживала машина безопасности, мерседесовцы компенсировали круг, пристроившись в хвост пелотона.
В итоге последними, уступившими круг лидеру, оказались Хюлкенберг и Кубица. Рестарт всегда достаточно нервное дело, Феттель что-то мудрил с темпом, пытаясь прогреть покрышки и задергать пелотон. Шедшие вплотную к нему Хюлкенберг и Кубица были вынуждены на некоторых участках образовывать другие ряды, а там и Уэббер был поблизости, но когда Себастьян наконец втопил педаль газа в пол, пелотон выстроился друг за другом вслед ему. Гонка возобновилась. Внеся интригу в борьбу в средней группе, пейс-кар фактически закрыл вопрос с борьбой в первой тройке. Так как на рестарте перед Феттелем была свободная трасса, в то время как Уэбберу еще предстояло опередить пару пилотов, а Алонсо – гораздо больше.
В конце гонки они правда вновь шли с небольшими разрывами друг от друга, но реальной возможности обострить борьбу не было, кроме вносивших определенную нервозность сообщений team-radio Уэббера о перегреве на его Red Bull. Опять же, покрышки были изношены, но не настолько, чтобы темп кого-то из первой тройки упал настолько, чтобы появилась опасность атаки со стороны гонщиков McLaren.
Следует отметить Камуи Кобаяши, вновь выбравшего нестандартную тактику. Стартовав на жестких шинах, Камуи продержался аж до 50 круга. Конечно на более жестких шинах, особенно по мере их износа, Камуи уступал в темпе преследователям, сменившим резину, а потому раз за разом был вынужден проигрывать борьбу на торможении перед эской Хэмилтону, Баттону, Росбергу. Но проведя по ходу гонки всего один пит-стоп, Кобаяши вернулся в борьбу за очки. Выехавший практически сразу пейс-кар лишил Камуи преимущества свежих, только что прогретых мягких шин, но, тем не менее, Хайме Альгерсуари стал его добычей. Японец несколько кругов терзал испанца со всех сторон, пока, наконец, не прошел его в сражении за 10 место.
Интересная борьба происходила за пределами первой десятки. Сражения Хайдфельда и Буэми, дуэль Буэми и Массы, повторявшаяся дважды. В первый раз Себастьян, жестко защищаясь в Descida do Lago, вытеснил героя местных трибун с трассы. Виталий Петров отличным маневром прошел другого кумира Интерлагоса, ветерана Рубенса Баррикелло. Затем Виталий атаковал Массу, но на входе в эску Сенны между Ferrari и Renault произошел контакт. Баррикелло вновь вырвался вперед русского гонщика, но заканчивалось и вовсе феерично, когда два друга бразильца устроили дуэль между собой. Фелипе выскочил на обочину перед Curva do Sol, его последовательно прошли Баррикелло и Петров, но Масса вновь смог отыграться. Посмотреть в этой гонке было на что, но, повторюсь, эта борьба шла вне контекста борьбы за какие-то очки.
Впереди же всё осталось без изменений. Себастьян Феттель, блестяще пилотировавший в Интерлагосе, добился-таки четвертой победы по ходу сезона, а Марк Уэббер, финишировав вторым, принес четвертый дубль в этом сезоне для Red Bull Racing. Фернандо Алонсо проехал эту гонку не менее здорово, сочетая решительность и расчетливость, и, пожалуй, выжал всё из своей Ferrari F10. Все-таки Red Bull в сухих условиях Интерлагоса были быстрее. Но Алонсо, финишировав третьим, как это обычно говорится, минимизировал потери. С точки зрения борьбы за чемпионство это была образцовая гонка. Льюис Хэмилтон финишировал четвертым, а замкнул пятерку Дженсон Баттон. Таким образом, вся пятерка претендентов на титул финишировала на первых пяти позициях. Но Баттон после Гран При Бразилии из борьбы за титул выпал. Год назад в Интерлагосе Дженсон стал чемпионом мира, теперь, год спустя, он здесь же официально перестает считаться действующим чемпионом мира. Мечте о защите титула сбыться было не суждено…
Впрочем, Хэмилтон, финишировавший четвертым, теперь замыкает и первую четверку в таблице личного зачета. Уступая Алонсо 24 очка, он может считаться претендентом лишь математически. Выиграть второй чемпионский титул через неделю ему может помочь только чудо. От него требуется не только победа в гонке, но и много еще чего должно произойти, что было бы слишком большим везением. К тому же, испытывая проблемы с машиной в Интерлагосе, Льюис говорит о том, что и на следующей неделе McLaren никак не будет быстрейшей машиной. Но он все равно будет бороться.
Зато первая тройка: Алонсо, Уэббер и Феттель теперь расположена компактнее. В Red Bull вновь были верны спортивному принципу. Себастьян Феттель был быстрее, он лидировал, и он выиграл. Никаких игр с пропусканием вперед Уэббера. Теперь Феттель, как и Уэббер, вполне реальный претендент на выигрыш титула.
Но самый главный итог Интерлагоса – команда Red Bull Racing за этап до окончания чемпионата выиграла Кубок конструкторов! Поистине историческое достижение, и, как бы ни завершилась чемпионская гонка через неделю, эта победа – самый справедливый итог сезона 2010. Команда, построившая лучшую машину чемпионата – Red Bull RB6, команда великолепного, великого, гения Эдриана Ньюи выиграла командный трофей Формулы-1. Приз, который некоторые считают главным в Ф1. С этим можно спорить, но что-то в этой точке зрения есть. Победа в Кубке конструкторов только подчеркивает то, что мы и так знали. Red Bull – лучший конструктор Ф1 в 2010 году!
А нам остается только дождаться развязки чемпионата. Абу-Даби на следующей неделе.
Тэги: бразилия, виталий петров, дженсон баттон, интерлагос, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, нико хюлкенберг, ред булл, сан-паулу, себастьян феттель, уильямс, ф1, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи