Нудный дождь заливал трассу. Старт и так отложили на 10 минут, затем пелотон все-таки стартовал за машиной безопасности. Но, проехав 3 круга, все остановились, заняв свои места на стартовом поле; стюарды вывесили красный флаг… Еще целый час зрители только и могли наблюдать, как гонщики, члены команд, руководители от FIA ходили туда-сюда, переговаривались, другими словами, тянули резину. На трибунах новейшего корейского автодрома собралось 130 тысяч зрителей, ждавших зрелища, забравшихся в этот дальний уголок южнокорейского государства со всех концов страны. А гонщики, члены команд, руководители только ходили и говорили, говорили, говорили… Наконец, в 16:05 (в нормальных условиях старт должен был пройти в 15:00) по местному времени пелотон стартовал, вновь за машиной безопасности. Бернд Майландер водил пелотон на протяжении еще 14 кругов, казавшихся бесконечными… Уже и Льюис Хэмилтон буквально кричал по радио: «условия просто замечательные, можно переходить на промежуточную резину, пора гоняться!..» Все, конечно, понятно, безопасность превыше всего, а свежий асфальт корейского автодрома очень скользкий, обочины трассы, проложенной на месте высушенного болота, страшно грязные; но… Зрители: 130 тысяч на трибунах и те, кто включили ранним европейским утром телевизоры (или ночью на американском континенте), хотели видеть гонку. Те же кто гоняются здесь, те, кто строят эти сверхбыстрые машины, те, кто руководят командами, - все они знают правила игры. И можно сколько угодно твердить о безопасности, но может тогда следует просто отменить гонки?.. Человек с ярко выраженной восточной внешностью из числа корпуса стюардов вышел из судейской башни, долго глубокомысленно смотрел ввысь, в мрачное, серое корейское небо, подставляя ладонь каплям, падающим с небес, и, наконец, ушел. По окончании 17 круга ушел с трассы и сейфти-кар, погасив огни. Гонка, наконец, началась…
Гран При Кореи состоялся. Мог ли он не состояться? Слишком большие деньги крутятся там, где дело касается Гран При в «новых странах», слишком уж важным рынком представляется Республика Корея, достаточно сказать, что одним из главных партнеров FOM является корейский промышленный гигант LG. Если бы гонка все-таки была бы отменена в 2010-м, со слишком большими проблемами было бы связано включение ее в календарь 2011-го. А потому большого количества вариантов у организаторов Гран При и администрации Ф1 не было.
Говорили, что Гран При состоится, даже если последние строительные работы будут проводиться прямо накануне гонки. Подобное часто можно увидеть на Олимпиадах, когда и церемония Открытия Игр уже состоялась, а некоторые сооружения только-только покрашены, дорожки только-только выложены плиткой, а вокруг нет положенного газона, а только свежая грязь. Работы идут вплоть до самого последнего момента. Так что трасса в провинции Йонам (400 км к юго-западу от Сеула на побережье Восточно-Китайского моря) имела вид вполне олимпийский. В четверг накануне Гран При рабочие доводили до ума объекты инфраструктуры и внешний вид автодрома, работы продолжались и в пятницу, даже во время свободных заездов, и в ночь на субботу, когда пришлось доделывать бордюры в 16-м и 18-м поворотах.
Титаническими усилиями трассу удалось сдать к положенному сроку (для укладки верхнего слоя асфальта Герман Тильке прислал рабочих из Германии!), но всей обещанной инфраструктуры, всей этой красоты в виде бухты с яхтами у причалов, небоскребов бизнес-центра, расположенного прямо на территории автодрома соорудить к проведению первого Гран При Кореи не удалось. Трасса в Йонаме ведь должна была стать вторым Абу-Даби. Но денег у корейцев меньше, чем у арабских шейхов, а климат менее стабильный, чем в ОАЭ. Что ж, будет в чем развернуться к следующему году.
|
В последнее время для Берни Экклстоуна в трассах, принимающих Гран При, явно важно не содержание, а форма (кроме, естественно, суммы контракта). Ярчайший пример – Yas Marina в Абу-Даби, являющаяся выдающимся архитектурным сооружением, однако, как гоночную трассу ее вряд ли можно наградить таким эпитетом, как «выдающаяся». Городские трассы в Валенсии и Сингапуре в меньшей степени, но также относятся к этому ряду, когда на первом плане – красивая телевизионная картинка, а все остальное – потом. Проекты городских Гран При Рима или Гран При России в Сочи – из того же числа. Вот и корейский автодром по большему счету создавался по тем же канонам.
Трасса явно создана по мотивам Абу-Даби. Два быстрых сектора с тремя длинными прямыми, протяженность одной из них – свыше 1,1 км. Есть скоростные повороты, связки быстрых виражей, затяжные повороты, а также жесткие торможения в конце прямых – для создания предпосылок для обгонов. Все по канонам Германа Тильке. Но, как и в Абу-Даби, - третий сектор контрастный, узкий, с медленными поворотами, следующими один за другим, отбойниками, примыкающими вплотную к трассе. Спрашивается, зачем? Ведь медленный сектор сбивает ритм, найденный на первых двух, а также заставляет применять высокий уровень прижимной силы, что уменьшает вызов, бросаемый первыми двумя. Но по проекту третий сектор является как бы городским, трасса петляет между небоскребами делового центра (которые пока еще не успели возвести). В этом должна заключаться изюминка трассы, которая частично становится как бы городской. Но не надо забывать, что имитация и реальность – не одно и то же…
Но, так или иначе, Формула-1 приехала в Страну Утренней Свежести, которая стала очередной в списке «новых стран» Ф1 вслед за Малайзией, Бахрейном, Китаем, Турцией, Сингапуром и Эмиратом Абу-Даби.
Надо сказать, в том, что трасса была сдана только-только, были и определенные плюсы. Очень скользкий асфальт предъявил к гонщикам более высокие требования, а грязные обочины не оставляли шансов, что выезд за пределы гоночной трассы пройдет столь безболезненно, как это повелось со времени появления асфальтовых полос безопасности. Вот пример: Виталия Петрова развернуло на первом быстром круге заключительной попытки во второй квалификационной сессии. Атакуя, русский пилот перестарался с заездом на бордюр. Но, загрязнив шины, Петров не смог показать хорошего времени и на втором быстром круге… Как итог, остался пятнадцатым, а с учетом штрафа, наложенного на Сузуке, вынужден был стартовать лишь 20-м… Или Льюис Хэмилтон, заезжавший на пит-лейн, попал на кочку, вылетел на обочину и поднял тучу пыли, что не прошло без последствий для его шин. Автодром в Йонаме требовал от пилотов точности, аккуратности в пилотировании.
Поул-позишн в Корее разыграли, как водится, между собой гонщики Red Bull, сместившие после своих заключительных попыток с первой строчки Фернандо Алонсо. При этом Себастьян Феттель вновь был ненамного быстрее Марка Уэббера. 14-й поул в 17 прошедших Гран При для Red Bull Racing, как и 9-й поул в сезоне Феттеля – это, без сомнения, выдающиеся показатели. Алонсо в итоге оказался третьим, разделив второй ряд стартового поля с показавшим четвертое время Хэмилтоном. Дальше был сюрприз в виде Нико Росберга, показавшего пятый результат, и опередившего представителя Ferrari Фелипе Массу, претендента на титул из McLaren Дженсона Баттона и Роберта Кубицу, который обладал очень быстрой в Корее Renault. На пятом ряду стартового поля Михаэль Шумахер опередил Рубенса Баррикелло, причем Рубенс в очередной раз умудрился поворчать и пожаловаться на Михаэля, дескать тот его блокировал. Выяснилось же, что круг, на котором Шумахер действительно немного придержал Баррикелло, если и был боевой попыткой Рубенса, то крайне неудачной с самого начала, так что, в любом случае, бразилец не мог претендовать на этом круге на улучшение результата. Думаю, если Баррикелло все-таки напишет книгу мемуаров, рассказав о своей богатейшей различными событиями карьере в Ф1, Михаэлю Шумахеру в этой книге будет уготовано немало места…
| |
…На 18-м круге гонка, наконец, началась по-серьезному. Себастьян Феттель спокойно выиграл на рестарте, а позади блеснули пилоты Mercedes, судя по всему их W01 подходили для данных погодных условий: Шумахер прошел Кубицу на торможении в 1-м повороте, а в 3-м повороте, тоже на торможении, Нико Росберг опередил Льюиса Хэмилтона. Нико немного отодвинул Льюиса от его главных соперников в борьбе за титул, но это было только начало.
Шел всего второй круг в боевом режиме, когда находившийся на второй позиции лидер чемпионата Марк Уэббер опрометчиво сильно заехал на бордюр, в результате чего его Red Bull RB6 резко повело в сторону. Австралиец пытался отловить скользивший болид, но с заносом в таких условиях оказалось невозможно справиться, и на выходе Red Bull ждала стена. Мимо благополучно проскочил Алонсо, а здорово начавший Нико Росберг не сумел избежать столкновения с неуправляемым болидом австралийца. Двое сошли, и в этом месте Уэббер, как выяснится позже, утратил лидерство в чемпионате.
На трассу снова выехал пейс-кар – у Бернда Майландера было много работы в этот воскресный день! Столкновением Уэббера с Росбергом, после которого трассу расчищали в течение четырех кругов, дело, разумеется, не ограничилось. Вылетов, контактов было еще много, особенно отличался Адриан Сутиль, зацепивший, наверно, всех соседей по пелотону. После того, как на 31 круге с трассы жестко вылетел Себастьян Буэми, зацепивший заодно Тимо Глока, пейс-кар был вынужден нейтрализовать гонку вновь.
Дождь к этому времени утих, трасса подсыхала, и в режиме автомобиля безопасности многие совершили пит-стопы, сменив шины для сильного дождя на промежуточные. Кое-кто, правда, сделал это раньше, и если для Виталия Петрова выбор оказался правильным, он, застряв в хвосте пелотона, где видимость гораздо хуже, чем впереди, должен был предпринять что-нибудь; то для Дженсона Баттона это был очередной неверный шаг. Впрочем, Дженсон после гонки жаловался, что болид совершенно не держал трассу, так что это был возможный вариант улучшить ситуацию, но не удалось. Еще до пит-стопа Дженса уверенно прошел Шумахер, ну а после Баттон оказался в плотной группе середняков вместе с представителями Toro Rosso, Force India и Sauber. В конце концов, в пылу борьбы Сутиль и выдавил Дженсона на обочину, ухудшив и без того невыгодные позиции англичанина. До финиша Баттон сумел добраться, но вне очковой зоны, и это означает, что его и без того не слишком большие шансы на защиту титула теперь стремятся к нулю.
Что касается Петрова, то вскоре после пит-стопа он опередил ряд пилотов и совершил красивый обгон Нико Хюлькенберга, только что в свою очередь поставившего промежуточную резину. После пит-стопов, проведенных большинством гонщиков в режиме пейс-кара, Виталий и вовсе поднялся на седьмое место.
На 33 круге Феттель и Алонсо синхронно совершили пит-стоп в режиме автомобиля безопасности. Но если Себастьян вернулся на трассу лидером, то в ходе пит-стопа Фернандо была допущена заминка при смене переднего правого колеса, и испанец проиграл позицию Хэмилтону, который к тому моменту уже сменил шины. На 35 круге был дан рестарт, который вновь уверенно выиграл Феттель. Льюис перед этим жаловался команде по радио на ухудшившийся баланс, и, видимо, не зря. На торможении в 1-м повороте британец не смог заправить машину на апекс, испытав резкую недостаточную поворачиваемость, и выехал на обочину. Алонсо вернулся на второе место. Льюис проиграл только одну позицию, вернувшись на трассу, но, как стало ясно позже, это был один из ключевых моментов его гонки.
Трасса все больше подсыхала, и Алонсо с Хэмилтоном несколько раз обменялись лучшими кругами. В первой половине гонки лучшее время круга штамповал только Феттель, однако он и теперь сохранял полный контроль над гонкой, которую проводил просто безукоризненно. Единственное, Себастьян пожаловался команде, что видимость резко ухудшилась: в 1-м повороте, связке 11-го и 12-го, а также на всем последнем секторе. Чему тут удивляться – солнце быстро стремилось к горизонту. В 17:47 по местному времени произошел закат, в этот момент проходил 50 круг гонки. Тем не менее, стюарды позволили состояться всем запланированным 55 кругам гонки. В этих широтах тьма не наступает резко, как на экваторе, так что гонка завершалась в сгущающихся сумерках.
| |
Начался 46 круг гонки, когда лидирующий Феттель стал терять скорость. Алонсо стремительно догнал соперника, и уверенно прошел его в 1-м повороте. Казалось, будто бы Себастьян ошибся на торможении, но на длинной прямой он не разгонялся как следует, и тут из задней части его Red Bull резко повалил столб дыма. Внезапный взрыв мотора Renault досрочно остановил гонку Феттеля… Гран При Кореи, начинавшийся с первого ряда стартового поля, завершился для Red Bull Racing катастрофой.
На этот раз сейфти-кар не выезжал на трассу, - Себастьян припарковал захворавший болид в безопасном месте. Не пришлось выпускать AMG Mercedes SLS и в предыдущем, очень обидном для нас эпизоде. К сожалению, на 41 круге гонки Renault Виталия Петрова резко сорвало с траектории в последнем повороте. Болид пересек полосу безопасности и жестко ударился об ограждение. Русский гонщик не сразу смог покинуть кокпит… Его разочарование легко понять, - он шел седьмым, и мог финишировать на пятом или шестом месте. Увы, не сложилось…
|
Любопытно, что в итоге Гран При Кореи во многом повторил сюжет Гран При Бахрейна, открывавшего сезон. Как и тогда Алонсо выиграл, в то время как лидировавший Феттель лишился победы, бывшей практически в его руках, из-за технического отказа. После победы в Бахрейне Алонсо возглавил чемпионат, и теперь, после выигрыша дебютного Гран При Кореи вернулся на верхнюю строчку личного зачета чемпионата мира. Льюис Хэмилтон финишировал вторым, в концовке гонки британец так и не смог противопоставить Алонсо что-либо весомое. Льюису оставалось лишь сожалеть о том злополучном эпизоде на рестарте… Тем не менее, Хэмилтон, в отличие от Баттона, сохраняет значительные шансы на титул. Поднявшись на третью строчку чемпионата, Льюис, конечно, значительно уступает Фернандо, но все еще может поменяться. Себастьян Феттель теперь замыкает первую четверку чемпионата, проигрывая Алонсо 25 очков, и, фактически, именно первая четверка сейчас сохраняет реальные шансы побороться за титул. Баттон, несмотря на то, что сохраняет минимальные математические шансы, практически не считается.
Фелипе Масса, приехавший на подиум впервые после Гран При Италии (впрочем, Хэмилтон был на подиуме и того раньше – в Спа, но на верхней строчке), дополнил успех Scuderia Ferrari в Гран При Кореи. Следует отметить, что благодаря удачному выступлению Ferrari, подиуму Хэмилтона, а также из-за провала Red Bull, первая тройка Кубка конструкторов значительно уплотнилась. Однако, в командном зачете Red Bull все же удалось удержать лидерство.
Также следует отметить Михаэля Шумахера, который, финишировав четвертым, добился лучшего в сезоне результата; Витантонио Лиуцци, для которого гонка завершилась на шестом месте после всех перипетий, а также Williams и Sauber, обе команды финишировали в первой десятке обеими машинами.
P.S. и все же не устанешь удивляться организаторам Гран При Кореи, которые решили построить автодром в такой глуши. Беспрестанные дожди минувшим летом чуть не сорвали все планы проведения Гран При, когда отставание от графика работ стало просто катастрофическим. А дождь в воскресенье добавил, чуть не сорвав и первую гонку Ф1 в Южной Корее.
Тэги: берни экклстоун, виталий петров, дженсон баттон, йонам, корея, льюис хэмилтон, марк уэббер, нико росберг, новые страны, ред булл, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари