На открывавшем 60-й чемпионат мира Формулы-1 Гран При Бахрейна максимального результата добились гонщики Scuderia Ferrari, Фернандо Алонсо и Фелипе Масса, завоевавшие дубль, опередив отчаянно сражавшегося Себастьяна Феттеля. Отличный дебют удался русскому гонщику Виталию Петрову.
Итак, нынешний сезон Формулы-1 стартовал в Бахрейне. Не лучший, на мой взгляд, вариант, все-таки Королевство Бахрейн не имеет таких традиций в качестве открывающей сезон стороны, как, например, Австралия или Бразилия. Тем более, календарь 2010 года венчает Гран При в Абу-Даби, и таким образом, сезон Формулы-1 оказывается «закольцованным» между двумя гонками на Ближнем Востоке, проводящимися в этих двух соседних государствах. Регион Ближнего Востока далеко не традиционный для Ф-1, но у Берни Экклстоуна на сей счет другое мнение – это те самые «новые рынки», о которых он говорит постоянно.
Впрочем, необходимо уточнить, что один раз Бахрейн уже открывал сезон Ф-1. Было это в сезоне 2006 года, связано с проведением в тот же временной промежуток Игр Содружества в Австралии, но более интересен для нас другой факт. Тогда, в 2006 году самый успешный пилот Ф-1 современности Михаэль Шумахер решил завершить свою карьеру в гонках Королевской Формулы. Окончательно для себя решил это Михаэль, конечно, уже позже по ходу сезона, но тот чемпионат стартовал именно на острове в Персидском заливе. И вот теперь, когда в 2010 году Михаэль решил вернуться в Формулу, так получилось, что Бахрейн вновь открывает сезон! Теперь их судьбы, - Михаэля и гонки в Бахрейне, похоже связаны неразрывно!..))
Однако, следует отдать должное представителям данного небольшого арабского государства. Подготовились к открытию чемпионата Ф-1 они на славу! Бахрейн серьезно отнесся к тому, что нынешний сезон Формулы юбилейный, шестидесятый, и подготовил достойное подобной годовщины празднование. В маленькое островное государство были приглашены все живущие на данный момент чемпионы мира Формулы-1 (приехали все, за исключением скандалиста Нельсона Пике и Кими Райкконена, не любящего публичные мероприятия под прицелом фото и видео камер), была привезена уникальная коллекция гоночных болидов Гран При прошлых лет, большая часть которых принесла в свое время своим пилотам чемпионские титулы. Вся эта красота участвовала в торжественном параде, проходившем субботним утром. И, право, событие заслуживало быть подробно освещенным в prerace перед трансляцией непосредственно Гран При!
К открытию сезона в Бахрейне приготовили и еще один «выпендреж», - изменили конфигурацию автодрома «Сахир», добавив медленный и извилистый участок на втором секторе, который ранее использовался только для гонок на выносливость. Благодаря дополнительной секции протяженность гоночного кольца возросла до 6,299 км, став второй в календаре Ф-1 после легендарной Спа-Франкошам. В общем, во всем старались удивить мир! Но уже в пятницу, когда новая секция была впервые опробована болидами Формулы-1, из уст пилотов можно было услышать только критику. Новая секция была слишком медленной, слишком узкой и кочковатой, сбивала ритм прохождения круга в отличие от динамичной традиционной конфигурации кольца Grand Prix.
Из-за перемены регламента до самого первого Гран При сезона невозможно было с уверенностью говорить о раскладе сил в пелетоне. Единственное в чем все приходили к согласию - основная борьба в 2010-м развернется между представителями четырех команд: McLaren. Ferrari, Red Bull и Mercedes GP – бывший чемпионский Brawn GP. Но судить о соотношении сил среди топ-команд можно было только по итогам первой квалификации и гонки сезона, - на предсезонных тестах результаты могли значительно колебаться в зависимости от программы, по которой работала та или иная команда. Перед началом Гран При Бахрейна на позицию основного фаворита вышел McLaren, - по мнению разбирающихся людей британская команда могла претендовать чуть ли не на дубль! В четверг болид McLaren MP4/25 успешно прошел техническую инспекцию, несмотря на косые взгляды ряда конкурентов. Причина? В McLaren нашли простое до гениальности решение, позволяющее регулировать аэродинамический поток, направляемый на заднее крыло!
Через отверстие в передней части монокока воздушный поток попадает в кокпит McLaren MP4/25, откуда направляется на заднее антикрыло, увеличивая прижимную силу. Гениальность решения в том, что потоком управляет гонщик, который может прикрывать воздуховод, уменьшая, таким образом, прижимную силу, что позволяет достигать на прямых больших скоростей. Нет никакого механизма, - пилот в данном случае управляет воздушным потоком с помощью своей коленки! Фактически, в McLaren гонщик становится «подвижным аэродинамическим элементом», - до такого еще никто не додумывался!
Впрочем, и другие команды находятся в поиске оригинальных решений, пусть и не настолько гениальных, как в McLaren. Так, после запрета колесных колпаков в Ferrari ведут работы над профилированными колесными дисками, служащими той же цели, что и колпаки ранее, - упорядочить возмущенный аэродинамический поток вокруг колес болида.
Учитывая, что и в среднем эшелоне команд Ф-1, - Renault, Williams, Sauber, Toro Rosso, Force India, - сюрпризов можно было ожидать чуть ли не от любого, какая бы то ни было определенность перед Гран При Бахрейна наблюдалась только среди команд-дебютантов. Так, уже заранее было ясно, что пока Lotus и Virgin не смогут бороться с корифеями Гран При, - их задача была яснее: проехать как можно большую дистанцию по ходу уик-энда, чтобы собрать как можно более информации в условиях, когда тестов катастрофически не хватало. Дабы на основе этой информации готовить модернизации машин уже к европейской части сезона. Еще проще обстояли дела с HRT F1. Болиды первой испанской команды Формулы-1 до уик-энда в Бахрейне ни разу не выходили на трассу, поэтому гоночный уик-энд превращался для «гишпанцев» в длительную обкатку. Причем если Бруно Сенна смог проехать минимальную дистанцию по ходу свободных заездов, то Каруну Чандхоку неисправности машины не позволили сделать и этого, свой первый круг индийский дебютант Ф-1 проехал только по ходу квалификации!
Квалификация позволила, наконец, сделать первые выводы «кто есть кто» в 2010-м, по крайней мере с пустыми баками. По крайней мере, поул-позишн Себастьяна Феттеля, выигранный юным (все еще, не стоит об этом забывать!) немцем в блестящем стиле, еще раз заставил вспомнить, что машины, построенные Эдрианом Ньюи не могут не оставить след в истории. И к Red Bull RB6 это тоже относится в полной мере. Себастьян установил лучшее время уик-энда по ходу второй квалификационной сессии, а в Top-10 уверенно поставил победную точку. Не стоит забывать, что никто иной, как Берни Экклстоун назвал Феттеля своим фаворитом в споре за чемпионский титул 2010. По крайней мере, заявка сделана.
Подтвердила репутацию и Ferrari. Не зря по итогам зимних тестов в Хересе и Барселоне к «Скудерии» сформировалось самое серьезное отношение – уже в Бахрейне ее пилоты показали, что включаться в борьбу с самого первого этапа. Интересно и то, что в первой квалификации в роли напарников Фелипе Масса смог опередить Фернандо Алонсо. Ну а вообще, две машины в первой тройке по итогам квалификации, - такого успеха у Ferrari не было с 2008-го.
McLaren напротив немного провалился, - по крайней мере, по сравнению с теми ожиданиями, что связывались с британскими «серебряными стрелами» перед началом уик-энда. Решение McLaren с гонщиком в роли «аэродинамического элемента» оказалось не таким уж «смертельным оружием». И хотя McLaren действительно демонстрировал лучшие показатели по максимальной скорости в конце прямых, четвертое место Льюиса Хэмилтона и восьмое – Дженсона Баттона, это совсем не то, что ожидали от McLaren. Камнем преткновения стала новая секция на втором секторе. По словам Хэмилтона, на втором секторе они потеряли целую секунду, а Мартин Уитмарш рассказывал, что чтобы настроить машину к новой кочковатой секции, инженерам команды пришлось пойти на компромиссы, сказавшиеся в потерях на остальных частях трассы.
Марк Уэббер, показавший 6-й результат, конечно провалился по сравнению с Феттелем. К этому привела пара ошибок, допущенных обычно безупречным в квалификациях Марком по ходу решающей попытки. Зато порадовал Нико Росберг, опередивший Михаэля Шумахера. Это говорит о том, что рано списывать Нико со счетов, и, вообще-то говоря, так и должно быть. Нельзя просто прийти в гонки после трехлетнего перерыва, и начать сразу все выигрывать. Эти парни, которые гонялись все это время, тоже чего-то стоят.
Наконец, следует отметить достойное выступление Виталия Петрова. «Первый русский в Формуле-1» уверенно вкатился по ходу тренировок, в квалификации не менее уверенно прошел во второй сегмент, но там, увы, остался лишь 17-м, совершив ошибку в решающей попытке. Тем не менее, с почином!..
На старте Гран При Себастьян Феттель стремительной ракетой оторвался от пелетона, и с большим запасом возглавил гонку в первом повороте. Зато позади Феттеля творилось немало интересного. Фернандо Алонсо, стартовавший с «чистой» стороны, практически опередил партнера по команде к первому повороту, Фелипе занимал более выгодную внутреннюю траекторию на входе, но Алонсо продолжал хладнокровно атаковать, находясь снаружи, и к следующему излому трассы уже Фернандо оказался внутри, оставив Массу позади. Отличная и очень корректная атака, не в пример тем горячим сражениям, которые случалось вести между собой двум пилотам в 2007 году, когда они еще находились по разные стороны баррикад. Но теперь Фелипе и Фернандо напарники в составе самой знаменитой команды.
Любопытная перепалка произошла на субботней официальной пресс-конференции FIA, где на вопросы отвечали трое лучших по итогам квалификации. Корреспондент задал вопрос Алонсо, собирается ли он атаковать Массу уже в первом повороте, на что Фелипе тут же стал возражать, мол, не стоит этого делать. Фернандо благоразумно ответил, что так как их ждет только первая гонка сезона, возможно он действительно не станет атаковать напарника, и вообще будет действовать исходя из ситуации. Себастьян Феттель, решив подначить соперников: «Давай, тебе следует обогнать Фелипе!» Реакция Алонсо была мгновенной: «Лучше мы вдвоем пройдем тебя и возглавим гонку». Потом повернулся к Себастьяну и добавил: «Третье место тоже неплохое!»
Однако на деле Алонсо удалось атаковать Массу и обойти его. Допустил ошибку в первой связке поворотов Льюис Хэмилтон, за что сразу же был наказан решительным Нико Росбергом. Выиграл одну позицию и напарник Нико по Mercedes Grand Prix – Михаэль Шумахер воспользовался неудачно выбранной траекторией Марка Уэббера в первом повороте, и сразу же вышел вперед. Уэббер же стал причиной легкой паники, произошедшей на старте гонки. Избытки масла попали на кожух мотора его Red Bull, трассу мгновенно заволокло облаком дыма, и большая часть пелетона ввинчивалась в первую связку поворотов буквально вслепую. В результате Адриан Сутиль налетел на Роберта Кубицу, обоих развернуло поперек трассы, и гонка для них была фактически проиграна. Очень жаль, ведь накануне оба квалифицировались в первой десятке. Более того, Сутиль единственным из Top-10 выбрал для решающей попытки в квалификации шины более жесткой спецификации Medium, и было очень интересно, как ему удастся стартовый отрезок на этих шинах, против соперников, квалифицировавшихся на SuperSoft (напомню, первая десятка по итогам квалификации в 2010-м выходит на старт на тех же шинах, на которых была проведена решающая квалификационная попытка). Жаль и Кубицу, который дальнейшим прорывом из самого хвоста пелетона продемонстрировал, что в этой гонке мог претендовать на очень хороший результат.
| |
Нам же интересен в первую очередь Виталий Петров. И «Выборгская ракета» не подвела ожиданий болельщиков! На старте Виталий стремительно прорвался с 17 на 11 место, благополучно миновав опасный участок, который заволокло облаком дыма. Это был, безусловно, один из самых ярких эпизодов старта.
После первого круга весь action, собственно говоря, и закончился. Началась продолжительная тактическая борьба, пелетон растягивался по трассе. Феттель, блестяще пилотируя свой Red Bull RB6 на мягких шинах, стремительно уходил вперед, дальше шла пара Ferrari друг за другом и так далее. Никто не собирался рисковать чрез меры в этой фазе гонки, когда болиды были еще тяжелыми, а резину нужно было сохранить до единственного пит-стопа, который ждал где-то ближе к середине дистанции. Одной необдуманной атаки сейчас было достаточно, чтобы стереть шины в порошок, и потерять все шансы. И лишь сходы представителей команд-дебютантов оживляли общую нудноватую картину.
Первым самоустранился индийский дебютант Карун Чандхок, недостаточно ознакомившийся с трассой накануне и не усвоивший опасность кочки, находившейся на новой секции гоночного кольца. Немногим дольше продержался представитель Virgin Racing Лукас ди Грасси, но это были технические неполадки, вновь связанные с гидравликой. Напарники – Тимо Глок и Бруно Сенна продержались дольше, миновав треть дистанции Гран При, но и они были вынуждены парковаться в боксах. Впрочем, по ходу их выступления команды хотя бы могли собрать значительный объем информации. И лишь пара темно-зеленых Lotus T127 (да-да, тот самый British racing green!) упорно продолжали продвигаться к финишу. И если Ярно Трулли все-таки оказался вынужден припарковать свой болид на обочине за 3 круга до финиша, то Хейкки Ковалайнен добрался до отмашки клетчатым флагом! Накануне Майк Гаскойн утверждал, что финиш станет для новичков сродни подиуму, и перед командой Lotus Racing действительно стоит снять шляпу!
Что касается пилотов-новичков, то Нико Хюлкенберг продемонстрировал, что пилотирование тяжелого болида в подобных жарких условиях далеко непростая задача, когда его развернуло на новом участке трассы. Зато Виталий Петров демонстрировал заслуживающую большого уважения зрелость, стабильно проходя один круг за другим, отбив атаки преследователей и всё более уверенно наседая на впереди идущего ветерана Рубенса Баррикелло, а ведь бразилец шел уже десятым, что означает в 2010 году очки. Петров даже продемонстрировал пару раз настойчивые попытки атаки, но, увы, вскоре ему пришлось завершить свою гонку в боксах. При атаке бордюров русский гонщик повредил правую переднюю подвеску своей Renault R30, - как выяснило разбирательство внутри команды, причиной была недоработка конструкции, проявившаяся при пилотировании тяжело заправленного болида, но отчего-то не выявленная по ходу зимних тестов. Тем не менее, дебют Петрова произвел отличное впечатление!
Любопытное зрелище представляли собой пит-стопы без дозаправок. Смена резины, производимая за четыре секунды, - теперь у механиков нет временного запаса, связанного с заправкой болида, которая всегда в любом случае занимала больше времени, чем «переобувка». Теперь потеря времени при смене колес может привести к значительной потери на трассе. Следует отметить отменную работу пит-бригад McLaren: и Хэмилтон, и Баттон отыграли на пит-стопах по одной позиции, опередив, соответственно, Росберга и Уэббера. Жаль только, что виртуозную работу механиков мы видим теперь только один раз по ходу Гран При.
Интересный момент связан с тем, что стартовые комплекты резины прекрасно выдержали свою часть дистанции, это касалось в том числе и комплектов «сверхмягкой» резины, на которых проходились квалификационные попытки. То есть при нормальной аккуратной работе гонщика покрышки спокойно доходят до середины дистанции, несмотря на большой вес машины, а вот борьбы действительно стало меньше.
| |
На втором отрезке гонки расклад стал меняться. Ferrari F10 прекрасно поехали на шинах спецификации Medium, и теперь преимущество Red Bull RB6 Феттеля стало таять на глазах. Алонсо стал постепенно подбираться на дистанцию атаки, за ним тянулся и Масса. Однако задача гонщиков «Скудерии» вскоре значительно облегчилась, когда на Red Bull Себастьяна стала проявляться неполадка. Как потом выяснилось, вышла из строя одна из свечей зажигания, из-за чего мотор Renault стал терять мощность. Две Ferrari, словно почуяв запах крови, стремительно доставали лидера, и за 15 кругов до финиша Фернандо Алонсо вышел вперед. А спустя пару поворотов, на протяженной главной прямой автодрома «Сахир» Феттеля опередил и Фелипе Масса. Вспомнилось то самое: «Мы обойдем тебя вдвоем, третье место тоже неплохое!» Победа и дубль «Скудерии» теперь были только делом техники.
Себастьян Феттель продолжал терять позиции, - в борьбе за третье место его обошел Льюис Хэмилтон, открыв, таким образом, сезон для McLaren подиумом. Впрочем, можно ли назвать это борьбой?.. Однако Себастьян проявил себя лучшим образом! Его должны были опередить и более быстрый Нико Росберг, а потом, возможно, и группа возглавляемая Михаэлем Шумахером, с Дженсоном Баттоном и Марком Уэббером в составе. Но даже Росберг не смог взять верх над Феттелем. Пилот Mercedes догнал соотечественника, но в поворотах Себастьян атаковал на полную катушку, изо всех сил удерживая минимальное преимущество. Наградой стало четвертое место и причитающиеся очки. Не выглядит ли Себастьян Феттель после этого настоящим моральным победителем гонки?.. Во всяком случае, зрелость молодой немецкой звезды растет на глазах.
Что касается немецкого ветерана, «великого и ужасного», - Михаэль, опередив на старте Уэббера, в дальнейшем пилотировал в своем темпе и спокойно довел гонку до финиша на шестом месте. По окончании Гран При Шуми не скрывал полученного удовольствия, а ведь позади была одна из самых жарких, в физическом смысле, гонок сезона.
Фернандо Алонсо начал карьеру в Scuderia Ferrari Marlboro с максимально возможного результата, выиграв первый же Гран При. Так же начинал свои выступления в Ferrari предшественник Нандо в кокпите алого болида – Кими Райкконен. Позже финну удалось выиграть и первый чемпионат в составе «Скудерии». Что ждет Алонсо?..
14-16.03.10
Тэги: бахрейн, виталий петров, воздуховод, макларен, михаэль шумахер, ред булл, сахир, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи