Восемнадцатый – и последний этап чемпионата мира Ф-1 2008 года прошел в первые выходные ноября в Сан-Паулу на трассе «Интерлагос». Удивительная трасса – отличное место для финала сезона, - пилотажная, но старенькая, с устаревшей инфраструктурой, тесноватым паддоком, старомодными трибунами; не слишком длинное кольцо, но при этом очень насыщенное, не создающее впечатление короткой трассы; совершенно фантастическая публика и совершенно непредсказуемая погода. Это Бразилия, это «Интерлагос»!
Удивительная страна! Далеко не первая в плане развития экономики, уровня жизни, развития автомобилестроения, но очень спортивная, с совершенно фантастическим отношением к спорту. Несмотря на то, что собственного автомобилестроения в Бразилии практически нет (только автосборочные заводы), эта страна неоспоримо считается одной из главных автоспортивных держав мира! В автоспорте Бразилии великие чемпионы и их фантастически преданные болельщики объединены в одно целое. Что касается именно поклонников автоспорта, то в их среде едины в своей страсти как богатейшие люди страны, так и беднота, представители низов. Для многочисленного бедного населения Бразилии успехи страны в автоспорте и в футболе – та немногая радость, тот лучик света… Потрясающе, как идеи спорта объединяют население Бразилии!
Сан-Паулу в этом отношении – мегаполис, наилучшим образом отражающий характер Бразилии, и к трассе «Интерлагос» вышесказанное также относится в полной мере. Невозможно найти лучшее место для проведения Гран При Бразилии!
Как только «Интерлагос» получил место в конце календаря – практически сразу эта трасса стала определять имена чемпионов. Видимо этому способствует атмосфера старого автодрома Сан-Паулу. Фернандо Алонсо в 2005 и 2006 годах, Кими Райкконен в 2007-м… Три года подряд «Интерлагос» называл имя чемпиона мира! Такими темпами автодром имени Карлоша Жозе Пасе скоро сравняется с легендарной в этом отношении «Сузукой». В этот уик-энд «Интерлагос» должен был назвать имя 30-го чемпиона мира Формулы-1. И им должен был стать либо Льюис Хэмилтон, либо Фелипе Масса.
Уникальный момент для «Интерлагоса» - впервые на арене Гран При Бразилии чемпионом мира мог стать местный пилот, бразилец, да к тому же и уроженец Сан-Паулу! В те времена, когда чемпионаты выигрывали Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, Айртон Сенна, Гран При Бразилии неизменно находился в начале сезона, и определить чемпиона мира никак не мог. Затем же бразильцам стало не до жиру – не до чемпионских титулов. Рубенс Баррикелло всегда мечтал о победе в Гран При Бразилии, но судьба так и не дала ему шанса победить. Затем на арену вышел Фелипе Масса, - и юный бразилец неожиданно оказался очень успешным на «Интерлагосе». В этом же году бразильскую торсиду, как всегда поражающую своим энтузиазмом, ждал и вовсе потрясающий вызов – поддерживать своего пилота, который мог стать чемпионом.
В преддверии Гран При Бразилии только и разговоров было, что кто и какие шансы имеет на победу в чемпионате. Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса. 7 очков преимущества Льюиса были конечно серьезным гандикапом, но все прекрасно помнили о том, что случилось с британцем здесь год назад. Масса же обожает «Интерлагос», и всегда здесь феноменально быстр. Эксперты, пресса и болельщики в Интернете наперебой высказывали свои мнения, соревнуясь в нагнетании прессинга. Кое-кто пытался задеть психику Льюиса – чего стоит испанский сайт с расистскими высказываниями, или те бразильские «шутники», бросившие Хэмилтону на пресс-конференции игрушечную черную кошку. В отношении Массы все было намного благожелательнее, но Фелипе должен был столкнуться с необычайным прессингом домашних трибун, возбужденных возможным чемпионством. На этом фоне особенно приятно было наблюдать за настроением обоих претендентов, относившихся друг к другу благожелательно и с уважением. Ничто не напоминало бурные события прежних лет, когда порой мы становились свидетелями психологических войн между пилотами, оспаривавшими чемпионский титул. Масса говорил, что ему нужно выигрывать гонку, не оглядываясь на соперников, Хэмилтон также утверждал, что он готовится к гоночному уик-энду как всегда, что ему нужно проехать в свою силу, просто показать нужный результат. Все правильно, делай что должно – и будь что будет. Особенно это касалось Фелипе Массы.
Еще одним важнейшим вызовом бразильской гонки называли погоду. Напомню, после умопомрачительной Монцы метеорологи говорили, что вся финальная серия из четырех выездных гонок может пройти при вмешательстве стихии, что вероятность дождя очень велика. Но ни в Сингапуре, ни на Фудзи, ни в Шанхае во время решающих заездов дождь так и не пошел. Теперь оставалась только Бразилия, - и весьма вероятные осадки в каждый из трех дней уик-энда. Дождь вполне мог спутать шансы и на победу в гонке, и на выигрыш чемпионского звания.
И дождик припугнул участников чемпионата мира во время тренировок в пятницу, но не сильно, а уже в субботу погода была прекрасна.
По ходу свободных заездов и «Феррари», и «МакЛарен» выступали вполне уверенно, так что определить главного фаворита было довольно сложно. При этом лучшие времена и в пятницу, и в субботу показывал Фернандо Алонсо, дважды выигрывавший на «Интерлагосе» титул чемпиона мира, а теперь заявивший, что при возможности поможет Массе.
Но главными заездами в преддверии гонки была, естественно, квалификация, и на ней мы и остановимся.
Размен лучшими результатами между «Феррари» и «МакЛареном» в первых двух квалификационных сессиях, на машинах с пустыми баками. Фелипе Масса был быстрейшим в первой части квалификации, а Хейкки Ковалайнен – во второй. При этом вторая квалификационная сессия оставила за бортом таких серьезных претендентов на Top-10, как раскатившийся под конец сезона Нельсиньо Пике, мастер квалификаций Марк Уэббер и еще недавно претендент на чемпионское звание Роберт Кубица. Завершили свои квалификационные выступления по итогам второй сессии и два ветерана. И если Рубенс Баррикелло, показавший на любимом «Интерлагосе» 15-е время, надеется на контракт боевого пилота в 2009-м, то для Дэвида Култхарда, установившего 14-й результат, это был официально заключительный Гран При в карьере пилота Формулы-1. ДиСи объявил о завершении карьеры еще на домашнем Сильверстоуне, а теперь прощался со «сценой», с ролью пилота, выступая на «Ред Булле» в уникальной раскраске – в белых цветах благотворительного фонда Wing for life.
В решающей же квалификационной сессии неподражаемо выступил Фелипе Масса. Его заключительная попытка была лучше времени ближайшего преследователя на 0,4 секунды. Поул-позишн, вырванный с уверенным преимуществом – это Масса на «Интерлагосе»! Время Льюиса Хэмилтона оказалось далековато от результата Массы. Время британца тут же превзошел Кими Райкконен, того в свою очередь опередил Ярно Трулли – чуть ли не главная сенсация квалификации. Ярно, еще в четверг валявшийся с температурой, пришел в себя, и показал удивительный второй результат! Райкконен в итоге был третьим, Хэмилтон – четвертым. Далее расположились Хейкки Ковалайнен и Фернандо Алонсо. Две «Торо Россо» привычно вошли в Top-10, Феттель опередил Бурдэ. Ряды «скудерии» из Фаэнцы разбил Ник Хайдфельд, а замкнул десятку второй представитель «Тойоты» Тимо Глок.
Но все это было лишь прелюдией, а главные события должны были произойти в воскресенье. Хотя квалификация и дала обильную пищу для размышлений. Кто-то поговаривал, что Фелипе Масса намеренно проехал с меньшим количеством топлива, чтобы гарантировать себе поул, и что в гонке он пойдет на экстремальную тактику с коротким первым отрезком на легкой машине. Представители «Феррари» напротив утверждали, что в баках Массы столько же топлива, сколько и у соперников, и что его преимущество – это просто показатель скорости Фелипе на его домашней трассе. Со стороны «МакЛарена» прозвучало, что Льюис Хэмилтон находится на консервативной тактике с большим количеством топлива, которая необходима чтобы подстраховаться на случай переменной погоды и возможного появления на трассе пейс-кара. Как бы то ни было, но первая задача «Скудерии Феррари» была выполнена – Фелипе и Кими вместе с неожиданной помощью Трулли отсекли Льюиса от первых рядов. Теперь Хэмилтону предстояло стартовать в плотной группе пелетона, а первый поворот в Сан-Паулу, как известно, довольно коварный.
Но то была, повторюсь, лишь прелюдия. Главное – это гонка за Гран При Бразилии, и ее сценарий было трудно предсказать. Во всяком случае, с самого начала нас ждали сюрпризы, и их в итоге набралось немало.
Начнем с того, что после солнечной субботы прогноз на воскресенье обещал немало напряженных минут. Вероятность дождя перед стартом гонки была достаточно высокой – около 40%, а по ходу гонки – и того выше. Перед стартом, пока пилоты и их команды привычно готовились к старту, а Берни Экклстоун и другие официальные и светские лица прогуливались по стартовой решетке, над «Интерлагосом» нависали неприятные тучи. Внезапно, когда до старта прогревочного круга оставалось совсем немного, небеса разверзлись, и на трассу обрушился проливной тропический ливень. Белая сорочка Берни мгновенно промокла, и хозяин Формулы-1 помчался в поисках ближайшего зонта. Мокнувшим же членам команд было не до этого – они готовили болиды к старту. Над пилотами, как всегда, держали зонтики, но им от того было не легче – нервы и так были на пределе, а теперь еще и этот спутавший все расклады дождь. Льюис Хэмилтон при этом показывал большой палец в камеру, мол, «все Ok!», но ситуация была очень напряженной, особенно для двоих претендентов на титул.
Дирекция гонки объявила о том, что старт прогревочного круга откладывается на 10 минут. Механики тем временем приступили к замене шин на промежуточную спецификацию. По стартовой решетке между болидами, воя сиреной, проехал пейс-кар. Кто знает, может старт пришлось бы давать за машиной безопасности, и Бернд Майландер отправился рассекать реки «Интерлагоса» на своем серебристом «Мерседесе». Впрочем, наблюдая за движением пейс-кара по трассе, нельзя было сказать, что дождь особенно страшный, хотя в некоторых местах, особенно на выходе из «эски» Сенны и повороте Curve do Sol было залито довольно сильно. Наконец, 10 минут истекли, и пелетон отправился на прогревочный круг, поднимая шлейфы брызг.
Затем все заняли места на стартовой решетке, светофоры зажглись один за другим, напряжение повисло в воздухе… Светофоры погасли, старт! Старт решающей гонки года.
Фелипе Масса стартовал уверенно, в данных условиях его позиция была особенно выгодной, и он первым вошел в первый поворот. Уверенно стартовал и Трулли, сохранивший вторую позицию, также как и Райкконен, оставшийся третьим. Главная задача для Льюиса, впрочем, была не опередить кого-то из впереди стартовавших, но сохранить свою позицию, и свою машину. Нельзя сказать, что на первых метрах гонки Хэмилтону пришлось просто. Да, он сохранил свою позицию, и нырнул в «эску» Сенны четвертым, но на первых метрах бок о бок с ним шел второй «МакЛарен», Хейкки Ковалайнен. На позиции Хэмилтона посягали и уверенно стартовавшие позади Алонсо с Феттелем, и вот здесь Ковалайнен блестяще сыграл свою командную роль, на первых метрах он отсек преследователей Льюиса. Вскоре, однако, Хейкки обошли более удачливые преследователи, но главное финн сделал – Хэмилтон был в безопасности на своем четвертом месте.
А в первом повороте было весьма напряженно. Скользили все, но завал случился в самом хвосте. Один из двух «Уильямсов», проваливших квалификацию, Нико Росберг, слегка подтолкнул Дэвида Култхарда, и на мокрой трассе белый «Ред Булл» шотландца мгновенно развернуло, а там и Казуки Накаджима не смог увернуться от столкновения. И если оба пилота «Уильямса» легко отделались, и продолжили гонку, то для Дэвида на этом все было окончено. Култхард покинул болид и приветствовал публику… Печально, что его финальный Гран При закончился так быстро…
Култхард оказался не единственным, кто сошел сразу после старта – на обочине остановилась и «Рено» Нельсиньо Пике с оторванным задним антикрылом. К сожалению, камеры не выхватили момент инцидента, в котором пострадал младший Пике. На трассе же тем временем появился пейс-кар – предстартовая тренировка Бернда Майландера на мокрой трассе прошла не зря.
Серебристый «Мерседес» поводил за собой пелетон в течение нескольких кругов, когда было особенно много брызг, а маршалы бразильской трассы разбирали последствия завала в первом повороте. Вскоре пейс-кар погасил огни и удалился на пит-лейн, - борьба вновь началась всерьез.
Лидеры гонки на рестарте все сохранили свои позиции: Масса – Трулли – Райкконен – Хэмилтон. Зато позади велась нешуточная борьба Фернандо Алонсо и Хейкки Ковалайнена: «МакЛарен» и «Рено» несколько поворотов подряд шли бок о бок, по мокрой трассе, вздымая шлейфы брызг, но все же Алонсо удержался впереди.
Постепенно гонка стала приобретать свои черты. Фелипе Масса шел в прекрасном темпе и отрывался от преследователей. Райкконен преследовал Трулли, но преимущества Кими в скорости не хватало, чтобы подготовить серьезную атаку в первом повороте, или потом, в конце длинной обратной прямой. Хэмилтон шел себе спокойно на четвертом месте, которое гарантировало ему титул. Трасса тем временем стала подсыхать. Тропический ливень, перепугавший всех, закончился быстро, мокрая трасса постепенно стала высыхать под колесами болидов. Примерно к 11 кругу гонки весь пелетон побывал на пит-лейне, переобув промежуточную резину на псевдослик. Кстати, дождь разрешил одну из проблем, мучивших стратегов команд. Спецификация Soft гранулировалась на «Интерлагосе» по ходу тренировок очень быстро, и все ломали голову, как проходить на этой резине полагавшийся отрезок гонки. Но как только была одета дождевая резина, необходимость использования обоих вариантов сухой резины отпала, и все спокойненько ставили себе Medium, прекрасно подходивший для абразивного асфальта «Интерлагоса».
| |
На первых кругах на сухой резине все сильно скользили, особенно в «эске» Сенны и «Солнечном» повороте. Однако момент перехода на псевдослик во многом оказался решающим – здесь и разница в один круг решала многое. Так, Масса остановился раньше, и увеличил свое преимущество, также, как и Ковалайнен, который подтянулся вперед. Одним из первых переобулся Себастьян Феттель, и это позволило юному немцу выйти на вторую позицию в гонке, уступая только лидеру – Массе. А Хэмилтон, вновь перестраховываясь, остановился в боксах на круг позже Ковалайнена, на одном круге с Трулли, и оба потеряли в позициях. Льюис выехал на трассу сразу позади Ярно, при этом обоих нагонял стремительный Тимо Глок. Вскоре, однако, Трулли самоустранился из борьбы – его сильно занесло на выходе из «эски» Сенны, в Curve do Sol он уже отлавливал «Тойоту» на бордюре, Ярно практически развернуло, и мимо пронеслись и Хэмилтон, и Глок.
Льюис Хэмилтон выходит на 6 место, но, учитывая что Масса уверенно лидирует, этого не хватает для чемпионства. Затем Льюис вплоть до 18 круга ведет борьбу с неуступчивым Джанкарло Физикеллой за пятую позицию. Нечасто в этом сезоне «Форс Индии» представлялся шанс набрать очки. Льюис конечно быстрее, но трасса вне траектории еще слишком мокрая, и британец не хочет излишне рисковать. Но время идет, отставание от лидеров увеличивается, и Хэмилтону приходится рисковать. Впрочем, трасса тоже постепенно подсыхает. Льюис уходит внутрь на входе в первый поворот, Физико жестко сопротивляется до последнего, но уступает.
Физикеллу практически сразу нагоняет группа преследователей, состоящая из Себастьяна Бурдэ и Ярно Трулли. Они ведут красивую борьбу, но Трулли не по-джентльменски выносит в первом повороте Бурдэ на обочину, в жесткой борьбе бок о бок.
Льюис Хэмилтон тем временем догоняет лидеров. Еще более интересна ситуация впереди, где быстрый Себастьян Феттель не только не отстает, но и постепенно приближается к Фелипе Массе! Очередное очень уверенное выступление юного немца, который стал настоящим открытием сезона. Впрочем, скорость Феттеля объяснялась также и легкой машиной.
Именно Себастьян открывает волну вторых пит-стопов, или первых плановых, если можно так сказать, не считая переобувки с промежуточной резины на псевдослик в начале гонки. Впрочем, говорить так не совсем корректно, так как во время тех вынужденных остановок в боксах многие дозаправлялись. За 34 круга до финиша (из 71) в боксах останавливается лидер гонки Фелипе Масса. В лидеры ненадолго выходит Алонсо, но в свою очередь останавливается двумя кругами спустя. На том же круге пит-стоп совершает Хэмилтон.
Немного дольше задерживается на трассе Кими Райкконен, но и он в свою очередь совершает плановый пит-стоп за 28 кругов до финиша. Гонка минует свою середину, и ситуация на трассе стабилизируется. Покрытие высохло уже достаточно, и все идут в своем темпе, со своей реальной скоростью. Великолепный Фелипе Масса лидирует, и именно он идет в лучшем темпе. Себастьян Феттель второй, Фернандо Алонсо третий, Кими Райкконен четвертый, Льюис Хэмилтон пятый. Все так, как и предполагало большинство. Масса на домашней трассе идет на победу, но Хэмилтон – на чемпионство. За 20 кругов до финиша Феттель совершает уже третий пит-стоп, со второго места откатываясь на пятое. В «Торо Россо» поставили на тактику с легким болидом и большим количеством быстрых отрезков гонки. Соответственно, Алонсо поднимается на второе место, Райкконен на третье, Хэмилтон на четвертое. Льюис идет с хорошим запасом прочности.
Но эта гонка просто не могла взять, и закончиться так просто, так спокойно. Не позволял бразильский характер, не позволяла атмосфера «Интерлагоса»! Кругов за 15 до финиша в радиообмене между «Рено» и Фернандо Алонсо прозвучало – ожидается новый дождевой фронт через 10 минут. В этой гонке Алонсо поступали очень точные указания команды! Фернандо было велено направляться в боксы сразу же, как только на визор шлема упадут первые капли дождя…
За 8 кругов до финиша на трассу падают первые капли… К этому моменту складывается интересная ситуация в борьбе за четвертое место – Себастьян Феттель догоняет Льюиса Хэмилтона и пытается его атаковать! Визуально «Торо Россо» быстрее «МакЛарена» британца! Плюс на трассе начинается дождь, покрытие становится скользким… Какая же скользкая ситуация для Хэмилтона!
Дождь не сильный, и первые капли еще не сильно намачивают горячий асфальт трассы. Поэтому, в отличие от того указания для Алонсо, гонщики не сразу направляются в боксы. Но дождь все усиливается, на стартовой прямой становится мокро, также как и в идущей вниз «эске» Сенны, и в Curve do Sol. Традиционно, это самые мокрые участки «Интерлагоса».
За 5 кругов до финиша – массовые пит-стопы, все бросаются менять псевдослик на промежуточную резину. В боксах Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель. Синхронные пит-стопы. Масса остается на трассе – бразильская удаль? – но кругом спустя он тоже в боксах. Не поздно ли? Не поздно. Фелипе возвращается на трассу по-прежнему лидером, лишний круг на сухой резине не стоил ему серьезной потери.
Масса – первый, Алонсо – второй, Райкконен – третий, но четвертый – Тимо Глок. Немец, которому все равно нечего терять, рискует, и остается на трассе на псевдослике. Хэмилтон пятый, и Феттель шестой.
И вот здесь начинается самое–самое! Феттель на промежуточной резине быстрее Хэмилтона! И теперь это борьба не за четвертую, а за пятую позицию! А значит, это уже не просто спортивный интерес, для Льюиса – это схватка за титул!
Льюис и Себастьян попадают в толпу круговых, которые беспорядочно едут по мокрой трассе. Феттель успевает наносить атаки, Хэмилтон – их отражать, и при этом им приходится лавировать между круговыми. Роберт Кубица, который на промежуточной резине вдруг поехал достаточно быстро, вмешивается в борьбу лидеров, и оттесняет в сторону обоих. Льюис теряет на этом, и его внезапно атакует Феттель по внутреннему радиусу. Льюису не удается ответить контратакой… Феттель – пятый, Хэмилтон – шестой.
Масса летит мимо ликующих трибун и уходит на последний круг. Лидер гонки, он идет на чемпионский титул. Когда Фелипе уже заканчивает первый сектор своего заключительного круга, через быстрые виражи «Интерлагоса», мимо въезда на пит-лейн и аркибанкады летят Феттель и Хэмилтон. Льюис тщетно пытается угнаться за Себастьяном, пытается подготовить хоть какую-то атаку. Время отсиживаться прошло – пришло время рисковать. Терять уже нечего. Но машину Льюиса водит по трассе, она бессовестно скользит. И Феттель быстрее. Впереди – в 10 секундах Тимо Глок на сухой резине…
Фелипе Масса завершает последний, 71 круг гонки. Он финиширует под взмах клетчатого флага, победно вскидывая в воздух кулак. В боксах «Феррари» - ликование, механики и многочисленное семейство Фелипе, собравшееся здесь, обнимаются друг с другом. В этот момент, на последнем круге, дождь усиливается. Пока Масса едет круг почета, приветствуя трибуны, на заключительный, третий сектор заключительного круга врываются Феттель и Хэмилтон. Впереди – потерявший темп Тимо Глок на сухой резине. В залитых дождем скоростных поворотах при выезде на финишную прямую его «Тойота» совершенно не держит трассу. Мимо пролетают Феттель и Хэмилтон… Себастьян – четвертый, Льюис – пятый… Льюис – чемпион!
Радость в боксах «Феррари» мгновенно сменяется трауром… Ликование – в боксах «МакЛарена», где ликуют папа и брат Льюиса, их подруги, Николь Шерзингер… В одной тусовке – радость победы, в другой – полное разочарование. Но ничто не может сравниться с радостью самого Льюиса и радостью Рона Денниса!
Эта гонка стала апофеозом всего чемпионата. Иногда спокойная, она держала нас в напряжении на всем своем протяжении, а на последних кругах заставила хвататься за сердца. И занавес был соответствующим. В закрытом парке Льюиса Хэмилтона поздравляли Ковалайнен и Дженсон Баттон, а рядом фейерверком пылала «Хонда» Дженса, у которой уже после финиша взорвался мотор. На подиуме печальный и воодушевленный Фелипе Масса, со следами слез под глазами приветствовал верную торсиду. Он сделал все, что было в его силах, а она поддерживала его как могла. На лице Стефано Доменикали отразилось величие этого момента истинной спортивной борьбы, в которой его команда выиграла Кубок конструкторов, но проиграла личный титул чемпионата мира. Был невесел Фернандо Алонсо, поднявшийся на вторую ступеньку подиума, был невесел Кими Райкконен, финишировавший третьим. Год назад Кими в подобных обстоятельствах вырвал титул с преимуществом в 1 очко, теперь же рядом с ним стоял партнер по команде, с таким же отрывом титул проигравший. Сгущались сумерки, а штормовой ветер рвал флаги над подиумом. Подходящая декорация этого финального Гран При, подчеркивающая некий мистицизм и величие завершившейся схватки. Сумерки, ветер, пламя. Печаль и ликование.
В очках финишировали также Тимо Глок, Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли. Но все это осталось в тени главного.
А главным было то, что Фелипе Масса фантастически провел эту гонку, но этого не хватило ему для чемпионства. Главным было то, что Льюис Хэмилтон со второй попытки все-таки вырвал этот вожделенный титул, хотя пришлось ему очень нелегко. Главным было то, что судьбу чемпионства чуть не решил юный Себастьян Феттель. Ну и то, что «Скудерия Феррари» все же выиграла Кубок конструкторов, хотя это в известной мере тоже остается в тени.
03.11.08
Тэги: бразилия, дэвид култхард, интерлагос, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, сан-паулу, себастьян феттель, тимо глок, тойота, ф1, фелипе масса, феррари, ярно трулли