Девятый этап чемпионата мира Ф-1, Гран При Соединенных Штатов, легендарная трасса в Индианаполисе. Кто бы мог подумать еще пару дней назад, что этой гонке суждено ознаменоваться грандиозным скандалом и войти в историю, как одному из «политических Гран При» в истории Формулы-1?!
Но давайте обо всем по порядку. В пятницу своим чередом шли свободные заезды, команды работали над настройками, внимание американской прессы было приковано к молодому Скотту Спиду – третьему гонщику «Ред Булл», первому американцу в Ф-1 после Майкла Андретти. Все шло своим чередом, когда всех нас напугал Ральф Шумахер, мгновенно воскресив в памяти воспоминания об прошлогодней ужасной аварии. На «Тойоте» Ральфа взорвалась задняя левая покрышка, та, которая подвергается наибольшей нагрузке в знаменитом «бэнкинге» Индианаполиса. Болид сорвало с траектории и размазало по бетонной стене, ограждающей поворот. К счастью, на этот раз, в отличие от прошлогодней аварии, все обошлось без травм. Ральф был в порядке, медики рекомендовали ему воздержаться от продолжения участия в Гран При, чтобы подстраховаться на случай возможных повторных аварий. В составе «Тойоты» Шумахера-младшего за рулем боевого болида сменил Рикарду Зонта.
Но главное не это. Главное – это то, чего многие опасались. В условиях действия нынешнего регламента на резину «бэнкинг» Инди стал самым опасным поворотом чемпионата мира, так как он очень серьезно загружает покрышки, которые теперь в нормальных условиях нельзя менять, а вылет в этом самом месте грозит большими неприятностями. Авария Ральфа напомнила всем об этой опасности, и поставила перед фактом: гоняться в Инди в данных условиях небезопасно.
Выяснилось, что спецификация «Мишлена», привезенная в Индианаполис не гарантирует безопасность в «бэнкинге». Покрышки «Бриджстоун» выглядели нормально, и вроде не подвергали своих пилотов повышенной опасности. В срочном порядке «Мишленом» был вызван из Франции чартер с грузом покрышек спецификации для Барселоны – самой жесткой трассы чемпионата с точки зрения скоростных поворотов. Покрышки данной спецификации обладали более жесткими боковинами, которые не должны были гнуться под действием перегрузок в «бэнкинге». Чартер прибыл в воскресенье утром, а пока пилоты команд «мишленовского» лагеря на субботних свободных заездах не рисковали проходить «бэнкинг» газ в пол.
Квалификация
Квалификационные заезды прошли в нормальном режиме и, как оказались, стали последним по-настоящему спортивным событием уик-энда Гран При США. «Мишлен» посоветовал своим клиентам поднять давление в шинах и гарантировал безопасность в ходе одного-единственного быстрого круга. Благодаря чему квалификация и прошла в нормальном режиме. Результаты были крайне плотными, а интрига держала в напряжении вплоть до самого конца. Ярно Трулли проехал великолепный круг, установив лучшее время заездов. Но до самой последней попытки поул Трулли был под вопросом. Кими Райкконен выезжал на свою попытку последним и имел все шансы на поул-позишн. Финн установил лучшее время на втором секторе, но на третьем уступил пилоту «Тойоты». Благодаря чему «Тойота» добилась первой в своей истории поул-позишн в Ф-1. Третье время показал пилот еще одной команды – Дженсон Баттон вновь в отличной форме, как и его «БАР-Хонда». Несмотря на то, что на счету этой команды до сих пор нет ни одного очка, скорость «баровцы» показывают на очень хорошем уровне. Второй ряд с Баттоном делит лучший из представителей «Рено» - Джанкарло Физикелла. Лидер чемпионата Фернандо Алонсо показывает шестой результат. Между двумя пилотами «Рено» вклинивается представитель «Скудерии Феррари» Михаэль Шумахер, которому удался очень неплохой круг. «Феррари» в Индианаполисе на уровне, что показывает и Рубенс Баррикелло, установивший в своей попытке седьмой результат. Восьмое время на счету второго гонщика «БАРа» Такумы Сато. Далее Марк Уэббер – лучший представитель «Уильямса» и Фелипе Масса, опередившие Хуана Пабло Монтойю. Пилот «МакЛарена» показал 11-й результат, поделив шестой ряд с еще одним триумфатором «Инди-500» Жаком Вильневом.
Интересные итоги квалификации, которые могли бы стать хорошим началом интересной гонки. Первый поул «Тойоты», плотные результаты. Увы, но спорт, как его понимают большинство нормальных людей на этом закончился.
Гонка
| |
Груз покрышек барселонской спецификации в воскресенье утром прибыл, но, увы, спасти ситуацию ему было не суждено. Представители ФИА наотрез отказались разрешить применение других покрышек, не тех, которые использовались в квалификации. Ситуация с гонкой оказалась подвешенной. До самого старта Гран При шли переговоры между ФИА, командами, «Мишленом». И до самого старта было не ясно, а стартует ли эта гонка. Представители «Мишлена» заявили, что они не гарантируют безопасность своих клиентов после десяти кругов в гоночном темпе и сняли с себя всякую ответственность. Компромиссным решением был вариант с отказом от прохождения «бэнкинга», с сооружением на его месте искусственной шиканы, чтобы снизить скорость и уменьшить нагрузки. В подобном темпе покрышки «Мишлен» должны были выдержать. Данное предложение подписали все команды, за исключением одной. Понятное дело, «Скудерии Феррари». И «Минарди», и «Джордан» согласились с данным решением, хотя оно было и не в их пользу. Зато это было решение в пользу спорта. «Феррари» поддержать решение, принятое девятьми командами отказалась. ФИА отказалась принять решение о сооружении искусственной шиканы. Неизвестно, что бы сказала ФИА, если бы «Феррари» также подписала данное предложение. Возможно, ФИА все равно не пошла бы на компромисс.
Эта история – тема для отдельной статьи, здесь я пишу обзор гонки. Тем не менее, одного абзаца данная тема заслуживает. Просто поражает твердолобие и тупоумие чиновников ФИА. Эта организация, с одной стороны, всеми силами борется за повышение безопасности в гонках. После этого, принимает регламент, который эту самую безопасность ставит под вопрос, что уже не раз было очевидно в этом сезоне. И когда им предлагают вариант, чтобы эта самая безопасность была на уровне, этот вариант наотрез отбрасывается. ФИА борется за то, чтобы Ф-1 стала более массовым видом спорта, чтобы было больше команд – и тем не менее, своими действиями прямо провоцирует отказ большинства команд (а именно семи команд) от старта в гонке. ФИА заботится о повышении популярности Ф-1, и тем не менее, действия ФИА наносят гигантский ущерб этой самой популярности. Во всем мире, я не говорю об отдельно взятой огромной стране, где все это происходило.
Что касается «Скудерии Феррари» - эта команда давно уже стала «империей зла» Формулы-1. Одна против всех. Что ж, данная точка зрения вполне имеет право на жизнь. Как только это отразится на «Скудерии» в дальнейшем?
Итак, ФИА отмела все возможности для компромисса. Фактически, отметая саму возможность проведения этой гонки. На стартовой решетке выстроились 20 машин, все успешно ушли на прогревочный круг, но в конце его пелетон свернул на пит-лейн. На стартовую прямую вышли лишь шесть клиентов «Бриджстоуна»: две «Феррари», два «Джордана» и две «Минарди», жалко смотревшиеся на фоне грандиозных сооружений «Старой кирпичницы». Все клиенты «Мишлен» вернулись в боксы, саботируя проведение гонки. Это то, чего хотели в ФИА?
Что можно сказать о Гран При, в котором участвовали шесть машин? Две «Феррари» ушли в гонку впереди, в прогулочном темпе. Позади же развернулась нешуточная схватка между представителями «Джордана» и «Минарди». Конечно, когда еще эти команды получат возможность получить сразу столько очков! К тому же, себя им упрекнуть было не в чем. Со своей стороны они сделали все возможное, чтобы достигнуть компромисса.
«Джорданы» и «Минарди» гонялись в полную силу, здесь были даже разные стратегии. Кристиан Альберс пошел на тактику трех дозаправок, в отличии от всех других участников гонки. Тем временем, возглавлявшие «пелетон» «Феррари» шли в прогулочном темпе. Михаэль Шумахер впереди, Рубенс Баррикелло за ним. На тестах во Фьоранно и Мьюджелло пилоты «Скудерии» выкладываются куда больше, чем в дебюте этой гонки.
Зрители потянулись с трибун. Как ни странно, но большая часть болельщиков все-таки осталась, и финиш Гран При не прошел при пустых трибунах… На трассу посыпались бутылки и другой мусор. Мне кажется, что такое могло произойти в любой стране, не только в Америке. Зрители приходят на трибуны, платят свои деньги для того, чтобы посмотреть на гонки, а не стать свидетелями политических разборок. К счастью, вскоре это безобразие прекратилось, это доставляло большие проблемы с безопасностью. Но так получилось, что именно банка, брошенная с трибун не дала интриге этой гонки совсем умереть.
| |
Первым из пилотов «Скудерии» на дозаправку ушел Баррикелло. Через пару кругов в боксы зазвали и лидировавшего Шумахера. Пит-стоп продлился дольше запланированного, механики внимательно осмотрели резину и только потом начали дозаправку. Оказалось, что механики нашли застрявший в подвеске посторонний предмет, вызывавший неудобство при пилотировании, и представлявший в дальнейшем реальную опасность. Михаэль благополучно вернулся на трассу, но теперь он был уже вторым. Лидировал Баррикелло. И в намерения Рубенса никак не входило играть на лидера команды. Рубенс вел свою гонку, Михаэль свою. Пилоты «Скудерии» взвинтили темп, обмениваясь быстрыми кругами, как выпадами. Рубенс сделал все, что было в его силах и ушел на пит-стоп. В распоряжении Шумахера было еще два круга, которые он проехал максимально быстро. Но и Баррикелло, вернувшись из боксов, делал все, что было в его силах, чтобы максимально нивелировать разницу после пит-стопов. Михаэль возвращался с пит-лейн, Рубенс мчался по прямой. Пилоты «Скудерии» почти одновременно вошли в первый поворот, Баррикелло был чуть впереди с внешней стороны, но Шумахер оказался на лучшей траектории. Михаэль не собирался уступать, он повел себя максимально жестко. Баррикелло не смог удержать болид на траектории, скорость была слишком высока, и вылетел на обочину. Шумахер вышел в лидеры. Тем не менее, Рубенс не повредил свой болид, вернувшись на трассу он быстро догнал партнера по команде. Гонка продолжалась. Пилоты «Феррари» вновь обменивались быстрейшими кругами, Рубенс постепенно подбирался к Михаэлю все ближе и ближе, но атаки так и не последовало. Из боксов поступила команда обоим гонщикам довести обе машины до финиша. В этот момент пилоты «Феррари» сбросили темп.
На финише Михаэль Шумахер так и был первым, Баррикелло – вторым. Третье место занял Тьягу Монтейро, заслуживший максимальных комплиментов в свой адрес. Пилот «Джордана» зрело, уверенно и быстро провел гонку, и заслужил этот результат. Ведь вины португальца в отказе команд из лагеря «Мишлен» уж точно не было никакой. Все шесть гонщиков, стартовавших в этом странном Гран При добрались до финиша. Нарайн Картикеян был четвертым, взяв первые в карьере очки (и первые для Индии!), Кристиан Альберс привел свою «Минарди» на финиш пятой, опередив партнера по команде Патрика Фризахера. «Джордан» и «Минарди» открыли очковый счет в этом сезоне, четверо их гонщиков набрали первые в карьере очки.
Ах, да, «Скудерия Феррари» выиграла первый Гран При в нынешнем сезоне, завоевав дубль. Правда слово «завоевав» здесь выглядит по меньшей мере неуместно. И вряд ли в «Феррари» будут эту победу вспоминать и гордиться ей. Скорее, постараются побыстрее забыть. Во всяком случае, пилоты «Феррари» были на церемонии награждения крайне невеселы и не обливались шампанским, сказав на пресс-конференции, что предпочли бы участвовать в нормальной гонке, с участием всех соперников. Чего не скажешь о Тьягу Монтейро, но как ни понять молодого гонщика-новичка, впервые поднявшегося на подиум в Формуле-1!
Как ни странно, но именно этот Гран При, ознаменовавшийся тотальным саботажем, ознаменовался еще и нешуточной борьбой пилотов «Скудерии Феррари».
Но мне очень интересно, сколько зрителей по всему миру выключили свои телевизоры сразу после старта!? Популярность Ф-1 от этого только пострадала, восстанавливать репутацию намного сложнее, чем ее разрушать. В Индианаполисе, после произошедшего в минувший уик-энд Ф-1 вообще лучше больше не появляться!
Конечно, скандал был вызван далеко не только принципиальностью ФИА по вопросам регламента, но и политической борьбой с участниками GPWC, являющимися клиентами «Мишлена». Мне бы очень хотелось, чтобы в дальнейшем гонки Гран При проходили уже без оттенка политических игр, и чтобы через две недели мы вновь увидели настоящие гонки Формулы-1, когда придет черед очередной спарке Гран При: Маньи-Кур – Сильверстоун. Конечно, со мной согласятся и все настоящие поклонники гонок Гран При.
Дмитрий Шканов,
20.06.05
Тэги: бриджстоун, индианаполис, мишлен, скандал, сша, ф1, феррари, фиа, шины