Конец июля, чемпионат мира Формулы-1 в самом разгаре. Двенадцатый этап сезона проходил в Германии на трассе Хоккенхаймринг.
Когда-то трасса в Хоккенхайме была одной из уникальных в календаре. «Гоночный автобан», одна из самых длинных и скоростных в чемпионате – она очень долго сохраняла свой первоначальный облик. Но все меняется, несколько лет назад автодром в Хоккенхайме подвергся коренной реконструкции, которую проводил, естественно, Герман Тильке, трасса стала короче, можно сказать «более стандартной». Легендарные лесные прямые были отрезаны, были заменены новым участком: длинной дугой, названной Parabolica и секцией медленных и среднескоростных поворотов. Казалось бы трасса утратила свой прежний дух. Но последние три года, когда Гран При Германии проводился на обновленной трассе создали автодрому в Хоккенхайме репутацию хорошей трассы для обгонов. Да, эти гонки побаловали нас обгонами. Так было и на этот раз.
Но обо всем по порядку. Пелетон приехал в Хоккенхайм в обновленном составе. В составе «Минарди» Патрика Фризахера сменил голландский пилот Роберт Доорнбос, бывший до этого третьим пилотом «Джордана». Смена исключительно по финансовым соображениям: у австрийца закончились спонсорские деньги. Таким образом, состав маленькой итальянской «скудерии» окрасился исключительно в голландские цвета.
С самых первых тренировок обозначился безусловный лидер – пилоты «МакЛарен-Мерседеса» выглядели явными фаворитами на домашней для их моторопроизводителя трассе. В кои-то веки «Мерседес» мог рассчитывать на победу в Хоккенхайме! В квалификации все решалось в долгожданной дуэли между пилотами «МакЛарена» Кими Райкконеном и Хуаном Пабло Монтойей.
Квалификация
Великолепная форма «МакЛарена» на тренировках подтвердилась и в квалификации. Кими Райкконен выезжал третьим в последней группе пилотов и, проехав круг в великолепном темпе уверенно показал время поул-позишн. Выезжавший за ним лидер чемпионата мира Фернандо Алонсо ничего не смог противопоставить финскому гонщику, проиграв ему более полусекунды. Более того, Алонсо уступил также и Дженсону Баттону, выглядевшему в Хоккенхайме, как и год назад, очень уверенно. Настало время попытки пилота, закрывавшего квалификацию. Хуан Пабло Монтойя пилотировал свою «серебряную стрелу» практически в том же темпе, что и Райкконен. Почти равные первые сектора, на втором Хуан немного уступает Кими… Все решалось на третьем секторе, где Монти был полон решимости отыграться. Увы, увы… В последнем повороте Хуан превзошел предел сцепления с трассой, «МакЛарен» развернуло и выбросило в ограждение из покрышек. Все! Райкконен – на поул-позишн. Монтойе требовалось только завершить круг, и даже если бы он уступил партнеру, все равно бы стартовал с первого ряда. Скорость его «МакЛарен» была намного выше, чем у любого из преследователей. Но вместо первого ряда, целиком оккупированного пилотами «серебряных стрел» нас ждала другая картина: два «МакЛарена», обрамляющие пелетон с двух сторон. Первый и… последний. Первый ряд с Кими поделил великолепный Дженсон Баттон, «БАР Хонда» которого в Хоккенхайме находилась в превосходной форме и позволяла если и не претендовать на победу (что, конечно, было маловероятно), но с полным правом рассчитывать на подиум. Второй ряд остался целиком за представителями «Рено»: Алонсо и Джанкарло Физикелла. Михаэль Шумахер, выложившись до предела на своем квалификационном круге привез пятый результат. Увы, к сожалению его фанатов на родном Хоккенхайме, по словам Михаэля, «Феррари» не могла рассчитывать на победу, но Шуми собирался сделать все, чтобы подарить своим болельщикам подиум. Пилоты «Скудерии» разошлись во мнениях на состав резины, и если мягкий «Бриджстоун» позволил Шумахеру быть пятым, то более жесткий состав, выбранный Рубенсом Баррикелло выглядел в квалификации проигрышно. Баррикелло был лишь пятнадцатым. Третий ряд с Шуми поделил Марк Уэббер. «Уильямс» на немецкой земле, родной для его моторостроителя, выглядел гораздо увереннее, чем в последних гонках. Это подтвердил и Ник Хайдфельд, на родной трассе показавший седьмой результат. Четвертый ряд с Ником делит Такума Сато, еще раз подтверждающий хорошую форму «БАРа». На пятом ряду Ярно Трулли – «Тойота» в Хоккенхайме так и не нашла оптимальных настроек и блестящий Кристиан Клин. «Ред Булл» был в Хоккенхайме как раз на высоте. Шестой ряд: вновь «Ред Булл» и «Тойота» - Култхард и Ральф Шумахер.
Гонка
В отличие от двух предыдущих дней, в воскресенье эпические трибуны Хоккенхайма заполнились до предела. И если огромные трибуны «стадиона» жили лишь тщетной надеждой на успех своего любимца Шуми, то трибуны на «Мерседес Арене» ждали победы «МакЛарена» гораздо более уверенно.
На старте гонки Райкконен уверенно сохранил лидерство в первом повороте. Деливший с финном первый ряд Дженсон Баттон подобным успешным стартом похвастаться не мог. Алонсо сразу же обошел англичанина, а отлично стартовавший Шумахер жестко сразился с Дженсом в первом повороте, и также вышел вперед. Начало гонки давало немецким болельщикам надежду на подиум Шуми – начал он очень хорошо. Позади же, в «толпе» шли куда более бурные события, что на Хоккенхайме не редкость. Там борьба шла на грани хорошей свалки на протяжении всего первого круга. Без контактов, конечно же, не обошлось. Боксы посетили Трулли и Сато, а Марк Уэббер остановился на пит-лейне для ремонта аж на десять кругов. Сразу скажу, что располагающий к красивым обгонам Хоккенхайм в этот раз очень располагал и к горячим стычкам с различными последствиями. Не повезло Жаку Вильневу. Он в таких стычках побывал дважды. Сначала, когда пытался обойти резвого дебютанта Доорнбоса в дебюте гонки. Второй раз, когда пытался в «Шпицкере» опередить Тьягу Монтейро, который практически вынес Жака с трассы. Оба раза Вильнев вернулся в гонку, как и его оппоненты, но с большими потерями.
|
Кими Райкконен летел по трассе, штампуя один быстрейший круг за другим. Его отрыв от идущего вторым Алонсо все более и более вырастал. В свою очередь Фернандо был стабильно быстрее Шумахера, таким образом разрыв между вторым и третьим местом также постоянно увеличивался. Тем временем Монтойя шел в «толпе». Задача Хуана была довольно сложной: одновременно и беречь топливо, чтобы останавливаться как можно позже, но при это еще и обходить одного за другим соперников. Монти справлялся со своей задачей довольно успешно.
Первые дозаправки (а весь пелетон запланировал в Хоккенхайме по два пит-стопа) ничего в лидирующей группе не изменили. Райкконен как был быстрее своих преследователей, так и оставался. Его отрыв от Алонсо все увеличивался. Так происходило до 36 круга, когда и решилась судьба Гран При Германии. Внезапно «МакЛарен» финна потерял скорость, а потом и вовсе остановился. Гонка для Кими была закончена, в лидеры вышел Алонсо. Нет, на этот раз не мотор. Похоже было на то, что трансмиссию на «МакЛарене» заблокировало. Машина просто остановилась, а маршалы с трудом вытолкали болид за пределы трассы: ведущие колеса были заблокированы. Так погибла надежда на победу Райкконена, на победу «МакЛарена», а с ней – и надежда на обострение борьбы в чемпионате. Кими то надо было отыгрываться у Алонсо. В прошлом году Райкконен в Хоккенхайме всерьез угрожал Михаэлю Шумахеру в борьбе за победу, но вылетел с трассы из-за механической поломки. В этот раз уверенно лидировал, но отказ машины вновь не позволил финну покорить Большой приз Германии. Также как и в июне на Нюрбургринге.
В лидеры вышел Фернандо Алонсо, которому оставалось только держать ситуацию под контролем. Что он с успехом и делал, все более и более приближаясь к званию чемпиона мира. Зато борьба за другие места на подиуме кипела вовсю! Михаэль Шумахер, после схода Райкконена вышедший на второе место постепенно стал терять скорость. Мягкий «Бриджстоун» «поплыл», и сцепление с трассой все ухудшалось. Дженсон Баттон догнал Михаэля и приступил к атакам. «БАР» был явно быстрее «Феррари». Это была блестящая дуэль мастеров. Дженс атаковал как мог, но Шуми грамотно защищался, делая все, что было в его силах чтобы сдержать Баттона. Двух дуэлянтов к тому времени догнал прорвавшийся наверх Монтойя, но сражения трех пилотов не получилось. Баттон наконец протиснулся внутрь в шпильке «Шпицкер» и Михаэль не смог перекрестить траектории. Вскоре Дженсон ушел на вторую дозаправку, Шумахер остановился позже, но англичанин остался впереди. Зато Монтойя пересидел их всех на трассе, будучи быстрее, и опередил обоих. Монти вышел уже на второе место, но до Алонсо было уже слишком далеко. В этот день равных по скорости пилотам «МакЛарена» не было. Монтойя был единственным, кто в скорости мог составить конкуренцию Райкконену, за которым остался лучший круг гонки, но он стартовал слишком далеко…
| |
Баттон оказался на третьем месте, позади Монти, и отрывался от Шумахера. Михаэля, шины которого работали все хуже и хуже догнала целая группа пилотов: Физико, брат Ральф и, под конец гонки, Дэвид Култхард. Плотное сражение шло до самого финиша, но обогнать грамотнейшим образом защищавшегося Шумахера удалось лишь одному. Джанкарло Физикелла опередил Шуми в том же месте, что и Баттон: в «Шпицкере», на торможении после Parabolica.
Жаркие баталии кипели и с участием другого пилота «Скудерии». Рубенс Баррикелло защищался от Кристиана Клина, и молодой австриец дважды опередил пилота «Феррари»! Сначала до второго пит-стопа, а потом, пропустив опытного бразильца из-за дозаправок, которую удачнее провели в «Скудерии», и после. Уже окончательно. Оба раза Клин совершал свой обгон в шпильке «Шпицкер». Молодой австриец радует глаз, его талант расцветает в полную силу. К сожалению, эти дуэли происходили за порогом очковой зоны.
А тем временем Фернандо Алонсо уверенно доводил гонку до победы. Он не был быстрейшим в этот день, но его уверенный пилотаж в сочетании с надежностью «Рено» принес испанцу заслуженную победу. Уже шестую в сезоне. Сход Райкконена и победа Алонсо делают отрыв испанца в чемпионате гораздо больше.
«МакЛарен» в итоге занял лишь второе место. Вряд ли это очень успокоило членов команды, так как ситуация как в личном чемпионате, так и в Кубке конструкторов становится для британской команды все сложнее. Но это ничего не говорит о гонке Монтойи. Колумбиец провел ее просто потрясающе. Стартовав с последнего, 20-го места он финишировал вторым. И это при минимуме сходов и отсутствии пейс-кара. Печально, но ошибка Монти в субботу стоила ему в воскресенье победы.
Третье место на подиуме занял Дженсон Баттон. Второй раз в сезоне, и первый – официально. «БАР» был в прекрасной форме, а Дженс наконец совершил то, чего от него уже долго ждали: он одолел Шумахера в непосредственной схватке, причем одолел красиво. Это должно только придать уверенности Баттону, до этого момента много раз уступавшему Шуми в дуэлях. Четвертое место принес «Рено» Джанкарло Физикелла. Неуверенный старт, но потом хорошая гонка и удачная атака на Шумахера. Проблемы на пит-стопах остались в прошлом, и вот он – заслуженный результат. Шуми – пятый, но его выбор покрышек был оправдан. Баррикелло и вовсе вне очков. Ральф Шумахер, финишировав на шестом месте, приносит «Тойоте» хорошие очки на практически родном Гран При. Седьмой – Дэвид Култхард. Очередная отличная гонка опытнейшего шотландца. Он прекрасно разобрался на старте, а затем уверенно проводил гонку и принес команде очередные очки. И одно очко за восьмое место взял пилот «Заубера» Фелипе Масса.
Интересная гонка, много борьбы и обгонов. Хоккенхайм подарил яркие впечатления. Но времени вспоминать все это, праздновать успех или горевать о неудаче практически нет. Уже на этой неделе чемпионат мира продолжается – Будапешт принимает Гран При Венгрии.
Дмитрий Шканов,
25.07.05
Тэги: бар, германия, дженсон баттон, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, рено, ф1, фернандо алонсо, феррари, хоккенхайм, хуан пабло монтойя