Барселона, пятый этап чемпионата мира, Гран При Испании. 18 машин на старте.
В промежутке между Имолой и Барселоной мир Формулы-1 был взбудоражен разбирательством вокруг команды «БАР». Напомню, после Гран При Сан-Марино стюарды долгое время исследовали болид Дженсона Баттона, финишировавшего третьим, на предмет соответствия техническому регламенту, но вняв объяснениям членов команды признали результат действительным. Однако, в ФИА не согласились с решением стюардов гонки, что само по себе редкость, и вызвали «баровцев» на судебное заседание в Париж. Дело в том, что большие сомнения вызвало устройство топливного бака болидов «БАР», что могло означать – на дистанции гонки машины могли весить меньше положенного по регламенту минимума. Не вдаваясь в подробности, напомню, что предшественница «БАР» - команда «Тиррелл» в свое время, а именно в 1984 году попалась на рискованных играх с весом. Тогда «Тиррелл» был единственной командой в пелетоне, использовавшей безнаддувные двигатели «Форд-Косуорт», и всех удивили их несколько блестящих подиумов. Так, на знаменитом дождевом Гран При Монако, на котором над «Большим цирком» засияла звезда Айртона Сенны, немец Стефан Беллоф на «Тиррелле» провел гонку, чуть ли не более впечатляющую, чем Сенна и занял третье место. Как оказалось потом, с нарушениями регламента. Тогда команда «Тиррелл» была исключена из чемпионата до конца сезона. Однако нельзя сравнивать напрямую ту и нынешнюю истории. Тогда и сейчас – это совсем разные времена. «Тиррелл» был частной «конюшней», одной из полутора десятков в то время, «БАР» - одна из всего десяти команд нынешнего пелетона Ф-1, команда, за спиной которой стоит крупнейший мировой автопроизводитель и могущественные спонсоры. Решение суда в любом случае было бы компромиссным. В результате «БАР» была признана виновной в нарушении регламента и отлучена от Формулы-1 на два ближайших Гран При – Испании и Монако. Естественно, результат «БАР» на Гран При Сан-Марино был также дисквалифицирован. Как бы то ни было, все это имеет крайне малое отношение к тому, что мы называем спортом.
В итоге, в Испании мы увидели 9 команд-участниц и представлявших их 18 пилотов. То же самое будет и через две недели в Монако. И как бы «БАР» не выступал дальше в этом сезоне – отношение к нему уже будет предубежденное. А какой ущерб нанесен репутации «Хонды»!
Вернемся непосредственно на трассу Гран При Испании к тому, что является спортом. «Каталунья Монтмелло» - возможно, самая показательная трасса сезона. Скоростные повороты, длинная километровая прямая, связки медленных виражей – здесь есть все и в очень интересном сочетании. Это приводит к тому, что быстрой в Барселоне может быть только машина отличная во всех отношениях. Раньше, при старом формате квалификации с несколькими быстрыми кругами, более объективно определявшем результаты, порой на стартовой решетке «Каталуньи» болиды так и выстраивались попарно на каждой линии стартового поля в зависимости от качеств машины той или иной команды. Не зря здесь столь интенсивно проводятся тесты, если машина быстра в Барселоне – значит будет быстрой и на большинстве трасс. Кроме того, «Каталунья» очень требовательна к покрышкам из-за абразивности асфальта и наличия нескольких скоростных виражей.
В этом году был совершенно исключительный Гран При Испании. Такого ажиотажа вокруг Формулы-1 в Испании не было еще никогда. Вот что значит, что лидером чемпионата в Барселону впервые приехал испанец, Фернандо Алонсо. Все были в предвкушении продолжения его борьбы с Михаэлем Шумахером.
В Барселоне за руль болида вернулся наконец Хуан Пабло Монтойя, залечивший травму плеча. Третьим пилотом «МакЛарен» в пятницу был назначен Педро де ла Роса, испанец. В случае чего, он мог бы подменить Монти и по ходу уик-энда. К счастью, это не понадобилось, Монтойя кажется восстановился окончательно.
Квалификация
И все же в центре внимания оказался отнюдь не Монтойя, а его партнер по команде, Кими Райкконен. Кими, завоевавший блестящую поул-позишн в Имоле, и столь обидным образом попрощавшийся с мечтами о победе в гонке был неудержим и здесь. Райкконен в субботу был третьим, открывая квалификацию одним из первых по еще не разогретому асфальту, но благодаря блестящему кругу в воскресное утро завоевал поул-позишн. Удивил Марк Уэббер, впервые в сезоне выведший «Уильямс» в первую линию стартового поля. Местный кумир Фернандо Алонсо, выступавший при переполненных трибунах привел свою «Рено» на третью позицию. Его партнер Физико наконец-то выступил успешно, завоевав шестое место. Пару «Рено» разбили дружные ряды «Тойоты», оставшейся временно единственным японским производителем в Ф-1. Причем Ральф Шумахер благодаря воскресной попытке пробился во второй ряд, в то время как обладатель субботней поул-позиции Ярно Трулли – пятый. А что же «Феррари», показавшая прекрасную форму в Имоле? Здесь, на «Каталунье» дела обстояли далеко не так блестяще, возникли проблемы с балансом, и Михаэль Шумахер занял по итогам квалификации восьмое место. Предвкушавшаяся дуэль Шуми с Фернандо Алонсо грозила не состояться. Зато могла состояться дуэль Шумахера со старым соперником – Хуаном Пабло Монтойей, который привел свой «МакЛарен» на седьмое место, поделив с пилотом «Феррари» четвертый ряд. Напарник Шуми Рубенс Баррикелло из-за смены мотора был вынужден стартовать с последнего ряда, также как и второй пилот «Уильямса» Ник Хайдфельд. «Ред Булл» поднялся вверх по сравнению с Имолой: Култхард был девятым, а Лиуцци занял очень неплохое 11-е место.
Гонка
На старте Райкконен уверенно сохраняет лидерство. Прекрасно стартует Алонсо, опережающий Марка Уэббера. Австралийца опережает также и Ральф Шумахер. Чуть дальше Михаэль Шумахер выигрывает старт у Монтойи. Две «Минарди» в задних рядах стартового поля не смогли сдвинуться с места. Болиды представляют собой опасность, на трассу выезжает пейс-кар.
Поводив пелетон в течение круга, пока маршалы убирали со стартового поля болиды маленькой итальянской команды, пейс-кар уходит с трассы, рестарт. Кими Райкконен уверенно ушел от пелетона, грамотно разогнавшись раньше всех еще в двух последних поворотах трассы. Положение на трассе после рестарта почти не изменилось, разве только Монти опередил Шумахера, и вернул себе седьмое место.
Кими Райкконен сразу же задает великолепный темп, который преследователи поддерживать не могут. Кими полон решимости выиграть этот Гран При после обидной неудачи две недели назад. Фернандо Алонсо отстает от финна все больше и больше, он явно не может составить ему конкуренцию в борьбе за победу. В то же время, Алонсо занимает прекрасное второе место, очень ценное с точки зрения чемпионата мира. Чуть дальше идет «Тойота» Ральфа Шумахера, которого пытается атаковать Марк Уэббер.
В хвосте очковой зоны Монтойя, опередив Шумахера на рестарте начал от него отрываться. В то же время за Шуми плотно следуют Дэвид Култхард и Фелипе Масса, «Ред Булл» и «Заубер» идут в темпе с «Феррари». В условиях жаркой погоды испанской гонки «Бриджстоун» выглядит заметно слабее резины «Мишлен».
| |
Практически весь пелетон выбрал тактику двух пит-стопов, самую выгодную в условиях «Каталуньи». При этом, как обычно, пилот, останавливавшийся раньше проигрывал. Марк Уэббер, выезжавший на квалификацию с малым количеством топлива на борту останавливаться был вынужден раньше, из-за чего и проиграл обеим «Тойотам». Ральф остановился раньше Ярно Трулли, и после пит-стопа уже следовал позади партнера по команде. Физикелла, до пит-стопа занимавший шестое место позади Трулли, за счет оттянутой дозаправки смог опередить сразу несколько соперников, в том числе и Алонсо! Выделялся на общем фоне Кими Райкконен. Его темп был настолько высок, его отрыв - так велик, что остановившись он все равно сохранил лидерство, выехав впереди еще не совершившего к тому времени пит-стоп Алонсо! Затянул дозаправку Михаэль Шумахер. Он вновь разыгрывал тот же сценарий, что и в Имоле. При малом количестве топлива баланс «Феррари» значительно улучшился, и Михаэль смог взвинтить темп, побив время Райкконена на круге. После остановки Шуми опередил сразу несколько гонщиков, выехав из боксов впереди двух «Тойот». Михаэль уступал только недосягаемому Райкконену и паре «Рено».
В перерыве между первой и второй волной дозаправок произошло несколько происшествий, во многом определивших финишный протокол гонки. Джанкарло Физикелла, занимавший прекрасное второе место впереди Алонсо внезапно потерял темп и заехал в боксы для смены переднего антикрыла. На этом эпизоде Физико потерял очень много времени, что практически испортило ему гонку. С этого времени на пути Фернандо Алонсо ко второму месту уже не возникало никаких сложностей.
Михаэль Шумахер неожиданно совершил второй пит-стоп, на котором ему была заменена одна покрышка. И сразу после выезда с пит-лейна у Михаэля взрывается вторая покрышка, что перечеркнуло всю гонку. До того момента Михаэль рассчитывал на очень приличный результат на финише. Но, увы, Шуми пришлось практически целый круг «ковылять» на трех колесах, после чего, заехав в боксы, он покидает кокпит. Это был второй взрыв покрышки по ходу гонки в этом сезоне после подобного происшествия с Райкконеном в Сепанге. Однако, абразивный асфальт «Каталуньи» привел к еще одному взрыву покрышки, на этот раз «мишленовской». Незадолго до финиша Гран При это привело к сходу Фелипе Массы.
В дальнейшем Кими Райкконен спокойно и уверенно довел гонку до победы. Финн давно уже заслужил победу, и в Барселоне судьба наконец-то была благосклонна к «серебряным стрелам». Кими принес первую победу «МакЛарену» в этом сезоне, прервав победную серию «Рено» в первых четырех гонках сезона. Фернандо Алонсо в свою очередь уверенно занял второе место. На подиуме король Испании Хуан Карлос наверняка предпочел бы вручить победный трофей Алонсо, Фернандо тоже предпочел бы победить в родных стенах, но второе место – это очень важные очки в зачет чемпионата мира. Фернандо провел незабываемый уик-энд. Подобного еще никогда не творилось на трибунах «Каталуньи». Другой гонщик «Рено» Джанкарло Физикелла все же смог отличиться, несмотря на досадный пит-стоп. Под конец гонки Физико был просто неудержим. За три круга до финиша он блестяще опередил слип-стримом Марка Уэббера на главной прямой. Марк пытался жестко защищаться, но было такое ощущение, что Физико просто «порвал» австралийца. Выйдя на пятое место Джанкарло не успокоился и на последнем круге установил лучшее время в гонке, побив время Шумахера!
Прекрасный результат привезли пилоты «Тойоты». Ярно Трулли, несмотря на некоторые технические проблемы, финишировал третьим, в который уже раз завоевав подиум. Ральф Шумахер занял четвертое место, последнюю треть дистанции пилоты «Тойоты» проехали вместе слетанной парой. Марк Уэббер на шестом месте, принося важные очки для «Уильямса».
Гонка Монтойи не сложилась, ему пришлось совершить лишний пит-стоп, спустя круг после первой остановки. В результате Хуан занял седьмое место, проиграв круг победителю Райкконену. Оба «МакЛарен» так и финишировали: ликующий Райкконен и сразу за ним Монти, на седьмом месте, отставая на круг. Первую же совместную гонку после возвращения Монтойи Райкконен выиграл, но для Монти сейчас главное – вернуть форму после травмы и пропуска двух Гран При. А там еще посмотрим.
Замкнул очковую восьмерку Дэвид Култхард, опередивший Баррикелло и Хайдфельда, стартовавших с последних рядов. Дэвид в который раз пополняет копилку «Ред Булл», в то время как Витантонио Лиуцци не может занести этот Гран При себе в актив – итальянец вылетел с трассы в самом начале гонки. Правда 1 очко на его счету уже есть: за Имолу в результате дисквалификации «БАР». Но Лиуцци еще придется хорошенько поработать, доказывая свою конкурентоспособность. Чемпионский титул в Ф-3000 – это одно, выступления в Формуле-1 – совсем другое.
Всего финишировало 13 гонщиков, в том числе и два «Джордана», радующих пока только своей надежностью. В отличие от первых гонок сезона в Испании не было каких-то ярких происшествий, ровная спокойная гонка, обычная для «Большого цирка». Зато в чемпионате складывается очень интересная ситуация. Алонсо финишировал вторым и упрочил лидерство. Шуми сошел, и пока его надежды на титул под вопросом. Но победа Райкконена показывает, что Алонсо и «Рено» придется еще сильно постараться в борьбе за титул. Кими Райкконен и «МакЛарен Мерседес» также претендуют на место на вершине.
Дмитрий Шканов,
08.05.05
Тэги: бар, барселона, дисквалификация, испания, каталунья, кими райкконен, макларен, марк уэббер, михаэль шумахер, рено, тойота, уильямс, ф1, фернандо алонсо, феррари, хуан пабло монтойя, ярно трулли