Шестнадцатым в календаре чемпионата мира 2005 года значился Гран При Бельгии в Спа-Франкоршам. Итак, добро пожаловать в Арденский лес, Арденские холмы, среди которых вьется одна из самых значительных трасс мира, принимали «Большой цирк». Неделя сверхскоростей продолжалась: сразу после Монцы – быстрейшей в календаре чемпионата, пелетону предстояло покорять Спа, трассу не просто очень быструю, но ту, где скорость сопряжена с особым риском, и особым вызовом.
Квалификация
На этот раз небеса смилостивились и позволили квалификационным заездам пройти по сухой трассе, благодаря чему пилоты могли в полной мере показать потрясающую скорость в Спа. Неудивительно, что фаворитом на одной из быстрейших трасс считалась команда, обладающая быстрейшей машиной. «Серебряные стрелы» не подвели ожиданий, проблем, преследовавших их большую часть сезона практически не имели и уверенно оккупировали первый ряд стартового поля. Прошлогодний победитель бельгийского Гран При Кими Райкконен проехал круг в отличном ритме, но все же не ему удалось занять поул-позишн. Хуан Пабло Монтойя выезжал последним и показал лучшее время, эта трасса позволяет таким пилотам раскрыть весь свой талант. Проблемы с мотором в этот раз свалились на главных конкурентов «МакЛарена» в чемпионате – на «Рено», чего с ними ранее не случалось, Джанкарло Физикелле сменили двигатель, что сразу отправило его на 10 позиций вниз. Физико проехал прекрасно, третий результат, но начинать гонку ему предстояло лишь 13-м. Лидер чемпионата мира Фернандо Алонсо партнеру уступил, показав пятое время, хотя на стартовой решетке ему все равно суждено было находиться выше. Таким образом, для «МакЛарена», вплотную прессингующего «Рено» в сражении за Кубок конструкторов все складывалось как нельзя лучше: соперники позади, более того, один из них должен прорываться из второго десятка. Блестяще проехал свою попытку Ярно Трулли – четвертый результат на счету прошлогоднего поул-мена. Ральф Шумахер почин товарища поддержал, показав шестое время. Пилот «Тойоты» опередил старшего брата, короля Арденских гор Михаэля Шумахера. Шуми проехал неплохо, как и должен в Спа, но «Феррари» быстрее седьмого времени ехать не позволила. Михаэль прилично опередил партнера по команде – Баррикелло квалифицировался в начале второго десятка. Фелипе Масса за рулем «Заубера» смотрелся просто здорово – восьмое время. Далее: Дженсон Баттон привел свой «БАР» на девятый результат, Марк Уэббер на «Уильямсе» - десятый. Другой «БАР» с Такумой Сато за рулем на 11-м месте.
Кроме собственно говоря квалификационных времен на круге, сухая квалификация в Спа позволила понаблюдать за еще одним интереснейшим моментом. Это – изюминка великой трассы. Скорость в «Красной воде». Так вот, быстрейшими здесь оказались пилоты «Рено»: Физико – 317 км/ч, Алонсо – 316 км/ч! А вот следующим был Жак Вильнев. Чемпион мира 1997 года и раньше испытывал судьбу в «О’Руж», когда в конце 90-х прохождение этого поворота в пол было крайне экстремальным, в прямом смысле слова на грани срыва. Иногда у Жака получалось, а иногда происходил тот самый жуткий срыв. Но и теперь, когда техника Ф-1 позволяет с достаточной уверенностью проходить в пол «Красную воду» пилот «Заубера» идет там на максимуме: 314 км/ч! Это быстрее, чем пилоты куда более мощных «МакЛаренов» - у тех скорость была в районе 312 км/ч! Что не помешало пилотам «серебряных стрел» быть лучшими по итогам всего круга. Но скорость в «Красной воде» имеет очень важное применение по ходу гонки: чем она выше, тем выше будет на торможении перед Les Combes, в конце подъема «Кэммель», где возможны обгоны.
Гонка
Как известно, уик-энд в Спа без дождей практически никогда не обходится. Вода с небес пролилась в пятницу, потом утром в субботу, к квалификации трасса высохла, но сразу после нее небеса разверзлись вновь… Был дождь и утром в воскресенье, перед гонкой он уже закончился, но трасса вся была покрыта лужами. А значит нам предстояла первая дождевая гонка в сезоне. Удивительно, что все предыдущие пятнадцать Гран При прошли посуху, но то, что первая дождевая гонка в сезоне прошла в Спа – удивляться совсем не приходится…
Перед гонкой стартовая решетка немного поредела: за счет пилотов, выбравших в квалификации «сухие» настройки, они были вынуждены поменять их и стартовали с пит-лейна. Тем не менее, все лидеры свои места на стартовом поле заняли. Большинство выбрало промежуточный вариант резины, за исключением пилотов «Минарди», сделавших выбор в пользу дождевых покрышек. Но те свою ошибку быстро признали и почти сразу сменили на «микст».
Старт. «МакЛарены» впереди, Монтойя первым устремляется вниз, под горку к «Красной воде». Райкконена в La Source прессингует Трулли, но финн справляется с атакой и сохраняет второе место. Далее Алонсо, братья Шумахеры. Трасса еще очень мокрая, болиды выбрасывают огромные фонтаны брызг в воздух, и в конце прямой «Кэммель» на огромной скорости впереди видно только два серебряных «МакЛарена», за фонтанами брызг из-под них не видно уже практически ничего. Какого приходится пилотам в плотной толпе в условиях практически нулевой видимости остается только догадываться…
«МакЛарены» сразу начинают создавать отрыв. Монти впереди, Райкконен на небольшом отдалении. Перед гонкой Монтойя заявлял, что готов помочь Кими в борьбе за титул если представиться возможность, но пока никаких признаков такой помощи не видно. На третьем месте уверенно идет Ярно Трулли, неподалеку – Алонсо. Михаэль Шумахер опережает брата и идет в небольшом отдалении от Фернандо. Более того, вскоре Ральф, темп которого ниже, чем у преследователей вновь попадет под атаки, и пропустит два «БАРа». Те ведут нешуточную борьбу между собой, в результате которой впереди, на шестом месте оказывается Такума Сато. Джанкарло Физикелла постепенно поднимается наверх, опережая Баррикелло, Култхарда и Уэббера.
Вскоре Ральф Шумахер отправляется на первый пит-стоп, что позволяет Физико войти уже в очковую зону. Но ненадолго. На следующем, 11 круге происходит первая серьезная авария в этой гонке. В «Красной воде» «Рено» Физикеллы срывает с траектории, еще не до конца просохшей, и, после оборота вокруг оси, бросает в стену из покрышек. Болид разбит, с пилотом, к счастью, все в порядке. Джанкарло самостоятельно покидает болид. «Красная вода» не всегда столь милостива к гонщикам, но в этот раз все обошлось… Желтые флаги, на трассу выезжает пейс-кар. В пелетоне сразу появляются признаки большой активности. Монти стремительно летит в боксы на дозаправку и смену резины (промежуточный комплект). Райкконен, идущий вторым сбрасывает скорость, чтобы сдержать пелетон и освободить себе время для пит-стопа на том же круге, что и Монтойя без лишних потерь. План удается, и Кими въезжает на пит-лейн, когда Хуан уже провел свой пит-стоп. Кими, а за ним практически весь сгруппировавшийся пелетон. На пит-лейне настоящая суматоха, но суматоха упорядоченная, одну машину за другой обслуживают и выпускают обратно на трассу.
| |
Итак, за сейфти-каром, которому наконец нашлась работа выстроились: Монти, Вильнев, боксы не посещавший, один из немногих, Ральф Шумахер, в боксах побывавший на предыдущем круге, Райкконен. Как и обычно, кто-то в этом переполохе выиграл, как, например, Ральф, совершенно неожиданно поднявшийся на третье место, а кто-то проиграл, как Ярно Трулли, откатившийся во второй десяток. Поводив пелетон в течении трех кругов сейфти-кар покидает трассу.
Рестарт. Монтойя уверенно сохраняет лидерство, Жака Вильнева, покрышки которого уже износились и плохо держат трассу атакуют подряд несколько пилотов. Ральф выходит на второе место и устремляется в погоню за Монтойей, Райкконен выходит на третью позицию. В La Source Вильнева атакует Алонсо, но Жак, изо всех сил защищающийся и при этом пытающийся совладать с болидом, чуть не выносит Фернандо с трассы. Алонсо приступает к позиционным атакам на «Заубер» канадца, но они до поры до времени успеха не приносят.
Там же, в La Source происходит неудачная попытка атаки Сато на Михаэля Шумахера. «БАР» с заблокированными колесами на влажной трассе врезается в уже входящую в шпильку «Феррари» и разворачивает ее. Красная «Феррари» и белый «БАР» перегородили полтрассы, оба болида серьезно повреждены. Сходят еще два пилота. Михаэль Шумахер ласково и назидательно потрепал Такуму по шлему. Гонка на любимой трассе заканчивается для Шуми безрезультатно.
| |
Впереди Монтойя лидирует, но от него практически не отстает Ральф Шумахер. Для «Тойоты» забрезжила даже возможная первая победа. Третьим идет Кими Райкконен. На середине дистанции в боксы на дозаправку и смену резины отправляется Жак Вильнев, Алонсо выходит на четвертое место. А сразу за ним еще один «Заубер», также извлекший пользу из пейс-кара – Фелипе Масса. Вскоре проводящий отличную гонку Ральф Шумахер отправляется в боксы, и первым меняет промежуточную резину на псевдослик. Кажется трасса уже достаточно просохла, и Ральф рискует. Риск не оправдался. На втором секторе Ральф теряет машину, прогуливается по обочине, возвращается на трассу… Удерживать машину ему очень сложно, это видно даже со стороны. Ральф возвращается в боксы, где ему вновь ставят «микст». Так Шумахер-младший теряет в этой гонке шансы на возможный прекрасный результат. Через некоторое время рискнуть пробовали еще несколько пилотов. Сначала это был Роберт Доорнбос. Риск не оправдался, голландцу также пришлось вернуться на «микст». Но терять ему особо было нечего. Следующим рискнувшим был Фелипе Масса, к тому времени вышедший на четвертое место. Увы, увы. Вновь ошибка. Фелипе теряет очень много, но он уже решил не ставить обратно промежуточную резину, надеясь, что слик позволит ему ехать быстрее в дальнейшем. Во всяком случае, удерживаться на трассе Фелипе удавалось. На время попытки перехода на псевдослик прекратились.
Впереди же близка развязка в борьбе за победу. Кими Райкконен отыгрывает на каждом круге у Монтойи очень прилично и вскоре догоняет его. Вскоре колумбийца зазывают в боксы. Резину ему ставят промежуточную. Монти выезжает на трассу, после чего Кими в своем быстром темпе, в этот момент на трассе он быстрейший, проезжает еще два круга. Из боксов Райкконен выезжает уже лидером. Дело сделано, Кими летит к своей победе, позади его страхует Монтойя.
К этому моменту в пелетоне осталось еще на два гонщика меньше. Ярно Трулли, отлично начинавший гонку, но проигравший во время пейс-кара, вылетает с трассы в Les Combes и разбивает машину. С пилотом все в порядке. До этого сошел Дэвид Култхард, «Ред Булл» которого внезапно задымил, и ДиСи не оставалось ничего более, как припарковать своего «Красного быка» в La Source.
Блестяще смотрится Дженсон Баттон. Если в начале гонки он испытывал некоторые проблемы, то теперь летит по трассе и опережает одного соперника за другим, выигрывая в красивой борьбе с Рубенсом Баррикелло и Марком Уэббером. Дженс поднимается на четвертое место. Марк, уступивший в схватке Баттону, отправляется в боксы и ставит псевдослик. Еще один смельчак. Но его выбор оправдался, трасса уже достаточно просохла. Марк летит по трассе быстрее всех и ставит лучший круг. Правда, до Баттона ему слишком далеко, более того сам Баттон постепенно догоняет Алонсо.
Примеру Уэббера следуют некоторые гонщики. Ральф Шумахер вновь меняет «микст» на слик, и именно он ставит в итоге лучшее время круга. Зазывают в боксы и второй «Уильямс» Антонио Пиццонии, который вновь, как и в Монце проводит очень приличную гонку и претендует на очки. Пицца вылетает на трассу на псевдослике, чувствует, что может ехать очень быстро и догоняет Монтойю, опережающего его на круг. Монти едет в небыстром темпе, стараясь просто доехать до финиша на втором месте, так как Алонсо достаточно далеко. Пиццония решает не терять время даром и тут же атакует колумбийца. Итог: Пицца разбивает свой «Уильямс» о борт «МакЛарена» Монтойи, оба покидают трассу. «МакЛарен» в дурацкой ситуации из-за кругового лишается дубля. Своей бездумной атакой Пицца сразу испортил все впечатление от своего, в общем-то неплохого выступления на этой неделе.
В подобной ситуации отстающий на круг Кристиан Клин атаковал Фернандо Алонсо. При этом Алонсо защищался достаточно жестко, но Клин был явно быстрее. После двух кругов борьбы Кристиан вышел вперед, но сделал это максимально аккуратно, чтобы не испортить гонку ни себе, ни лидеру. Алонсо в этой ситуации видимо просто не знал, что его атакует круговой.
На этом богатый на события Гран При Бельгии подошел к финишу. Кими Райкконен завоевал очень важную для себя и команды победу, но «МакЛарен» потерял столь заслуженный дубль. Монтойя проводил прекрасный Гран При и должен был быть вторым. Но в который раз повезло Фернандо Алонсо, который проводил гонку максимально осторожно, чтобы набрать максимально возможное количество очков. Уступивший круговому Алонсо на финише второй, в то время как Монти из-за кругового теряет гонку. В данной ситуации несмотря ни на что Райкконен отыгрывает у Алонсо всего два очка. Более того, «МакЛарен» в Кубке конструкторов отыгрывает у «Рено» всего два очка вместо возможных двенадцати. Комментарии излишни. Но все это ни в какой мере не оттеняет заслуг Кими Райкконена, выигравшего Гран При в Спа второй раз подряд. Также как и заслуг Алонсо, также как и заслуг Монтойи, который сыграл в этой гонке немаловажную роль.
Третье место на подиуме занял Дженсон Баттон – и это блестящий результат после сложной, но великолепной гонки англичанина. В этом сезоне Баттон ведет очковый счет «БАР» практически в одиночку. Четвертое место Марка Уэббера – давно уже «Уильямсы» не поднимались так высоко. То же самое, увы, можно сказать и о «Феррари», но Рубенс Баррикелло провел очень хорошую гонку. Рубиньо пятый. И на шестом месте Жак Вильнев. Просто великолепный Гран При канадца, который единственный рискнул пойти на тактику одного пит-стопа, боролся с машиной, терявшей сцепление с трассой и добился результата. На седьмом месте Ральф Шумахер, но это слабое утешение. Ральф стал одним из неудачников этой гонки, где бы он был, если бы не та ошибочная смена резины?! Тем не менее два очка Ральф набирает, а Фелипе Масса – такой же неудачник этой гонки, нет. Масса – десятый. Наконец, одно очко восьмого места набирает Тьягу Монтейро, благодаря правильной тактике и расчетливому пилотажу. Кто бы мог подумать, что «Джордан» все же наберет очки в настоящих боевых условиях, не таких как в Индианаполисе? Браво!
На этом обзор Гран При Бельгии можно завершать. Гонка в Спа завершила европейский сезон Формулы-1 в этом году. Впереди остались три заокеанские гонки. И первая из них состоится через две недели на бразильском «Интерлагосе» под Сан-Паулу.
25 очков между Алонсо и Райкконеном за три гонки до финиша чемпионата – это конечно очень много, но в Кубке конструкторов «Рено» и «МакЛарен» разделяют всего 6 пунктов. А значит – борьба еще впереди! До встречи через две недели!
Дмитрий Шканов,
12.09.05
Тэги: антонио пиццония, бар, бельгия, дженсон баттон, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, рено, спа, такума сато, ф1, фернандо алонсо, хуан пабло монтойя