После двух недель перерыва, прошедших с европейского Гран При на Нюрбургринге пелетон совершил перелет за океан для участия в североамериканском турне Формулы-1, в спарке из двух Гран При в течении двух уик-эндов подряд. Первым из которых значился Гран При Канады 12 июня в Монреале на трассе имени Жиля Вильнева.
Монреаль - гостеприимный город. Здесь очень любят Формулу-1, Гран При приковывает внимание всего мегаполиса. Ф-1 отвечает Монреалю взаимностью. Большинство и пилотов, и других задействованных в гонках Гран При личностей с радостью ежегодно собираются на Гран При Канады. Здесь, как и в Мельбурне, Формулу-1 всегда ждет очень теплый прием. Который в этом году был особенно горячим. Речь, конечно, идет и о том, что после годового перерыва в канадском Гран При участвовал местный кумир Жак Вильнев. Но в первую очередь прием был горячим буквально. Как и на Нюрбургринге две недели назад, в Монреале на этот раз стояла жаркая погода, +30. Этот фактор только усложнил предстоящий Гран При, и без того тяжелый для техники.
Что представляет собой трасса имени Жиля Вильнева, проложенная на искусственном острове Нотрдам? Расположение практически в центре Монреаля позволяет назвать этот трек городской трассой, наряду с еще двумя в календаре Ф-1: Монако и Мельбурном. Но городская эта трасса только номинально. Так как это обычный стационарный автодром, разве что находящийся посреди крупнейшего города, правда отделенный при этом от деловой части мегаполиса водами реки Святого Лаврентия. И тем не менее, Монреаль – нетипичный автодром для Формулы-1. Этот трек – классическая американская дорожная трасса. Длинные прямые, и шиканы или шпильки между ними, заставляющие жестко тормозить. Никаких скоростных поворотов. Разгон – торможение. На прямых болиды развивают огромные скорости, которые затем необходимо очень резко погасить. Это и является причиной того, что трасса имени Жиля Вильнева – тяжелейшая для тормозов во всем календаре. Жесткие торможения делают трек очень удобным для обгонов. Монреаль – хорошая трасса для обгонов. А значит хорошая в плане зрелищности, интересная и для пилотов, и для зрителей. Не зря все любят Монреаль.
В Монреале за руль боевого болида команды «Ред Булл» вернулся Кристиан Клин. После четырех гонок, проведенных Витантонио Лиуцци, австриец, блестяще начавший чемпионат, возвращается в гонки, чтобы провести в свою очередь четыре Гран При.
Квалификация
Но не возвращением Кристиана Клина в гонки запомнилась квалификация перед канадским Гран При. А возвращением в первые ряды команды «БАР-Хонда» и ее первого пилота Дженсона Баттона. Дженс блестяще проехал свой квалификационный круг, на деле подтвердив слова об улучшении формы «БАРа», и завоевал поул-позишн, чего не ожидал даже сам. Партнер Дженса Такума Сато также выступил просто великолепно, показав шестое время. Первый ряд с «БАРом» Баттона поделила красная «Феррари» действующего чемпиона мира. Да, в Монреале состоялось и возвращение «Скудерии»! Михаэль Шумахер своим блестящим кругом завоевал право стартовать вторым. К сожалению, партнера Шуми Рубенса Баррикелло преследовали технические проблемы, и он даже не смог начать свой быстрый круг. «Рено» в полном составе оккупировала второй ряд стартового поля, здесь Алонсо опередил Физикеллу. Хуан Пабло Монтойя был быстрейшим в «МакЛарене» - на его счету пятый результат. Кими Райкконен – седьмой, двух пилотов «серебряных стрел» разделил Сато. Четвертый ряд стартового поля с претендентом на чемпионский титул разделил местный любимец Жак Вильнев. Как и в Имоле в Монреале «Заубер» выглядел очень неплохо, что позволило Жаку порадовать своих поклонников в родных стенах. Пятый ряд разделили пилоты «Тойоты». Здесь уже в который раз Ярно Трулли опередил Ральфа Шумахера. Ошибки пилотов «Уильямса» не позволили им показать приличные времена, в результате они оккупировали седьмой ряд стартового поля. На этот раз Ник Хайдфельд впереди Марка Уэббера, его ошибка была менее значимой. И еще один гонщик смог приятно удивить. Кристиан Альберс проехал свою попытку просто здорово, благодаря чему привел свою «Минарди» на 15-е место, опередив не только «Джорданы», но и талантливого Клина!
Таковы были квалификационные результаты, но в гонке ситуация вполне могла измениться. Было очень похоже на то, что баки болидов «БАР» и «Феррари» прилично легче «Рено» и «МакЛарена».
Гонка
Рубенс Баррикелло, который должен был стартовать последним, стартовал с пит-лейна, предварительно его заправили на тактику с одним пит-стопом. Обстоятельства сложились так, что «Феррари» была вынуждена использовать две совершенно разные стратегии: с легкой машиной у Шумахера и тяжелой – у Рубенса. Так получилось, что обе тактики принесли прекрасный результат, но об этом позже…
С первого ряда стартовали Баттон и Шумахер, но уже в первом повороте они были далеко не первыми. На старте две «Рено» синхронно блестяще сорвались со своих мест, и взяв в клещи сначала «Феррари», а потом и «БАР» прошли их. В первом вираже лидировал уже Физикелла, с четвертого стартового места. А вторым был его партнер по команде – Алонсо. Но битва на старте этим не ограничилась. Баттон в итоге оказался третьим, а вот Шуми пропустил еще и пару «МакЛаренов». Еще на стартовой прямой его опередил Монтойя, а в шикане и бок о бок сражающийся с немцем Райкконен. Положение после первого круга: Физикелла – Алонсо – Баттон – Монтойя – Райкконен – Шумахер.
Первая фаза гонки. Две «Рено» лидируют, понемногу отрываясь от всех остальных. Сначала Баттон, а потом и Шуми рано останавливаются в боксах для первого пит-стопа. Это говорит о том, что в борьбе за победу они, скорее всего, участия не примут. Зато пара «МакЛаренов» борьбу «Рено» навязать может вполне. Алонсо желает, чтобы в команде ему дали «зеленый свет», позволив опередить Физикеллу. В ответ Физико лишь взвинчивает темп, слегка увеличивая отрыв от Алонсо. Испанцу остается лишь следовать тмпу партнера по команде. Что ж, это идет на пользу всей команде, которая держит отрыв от «МакЛаренов». Сначала синхронно в боксах останавливаются Алонсо и Райкконен, круг спустя: Физико и Монти. После пит-стопов порядок следования в четверке остается прежним, разве что Монтойя имел возможность на выезде с пит-лейна опередить Алонсо, но ошибся. К этому моменту пелетон не досчитывается уже пары пилотов. Сходит в боксах Такума Сато: технические проблемы. Нарайн Картикеян проводит очень нервную гонку, стараясь опередить партнера по команде, но ошибается и ударяет болид о стену. В результате поврежденное правое заднее колесо и сход в боксах.
| |
Вторая фаза гонки. Физикелла, уверенно лидирующий и, казалось бы, претендующий на победу впервые с мельбурнского триумфа, внезапно теряет темп, мимо него стремительно проносится Алонсо. После этого Физико пропускает Монтойю, Райкконена и заезжает в боксы. Сход из-за проблем с гидравликой. Дубля «Рено» не видать, опять обиднейшая неисправность на болиде Физикеллы. Алонсо лидирует, второй Монтойя, третий Райкконен. Шансы «МакЛарен» на успех со сходом Физико возрастают, но вскоре они становятся просто таки максимальными. Фернандо, столь прекрасно ранее справлявшийся с прессингом ошибается и ударяет болид о стену в том же месте, где раньше Картикеян! Заднее правое колесо спускается, Алонсо возвращается в боксы и сходит. Проблемы спущенной покрышкой не исчерпывались. «Рено» впервые в сезоне сходит полным составом, впервые лидер чемпионата Фернандо Алонсо не может завершить гонку.
Пара «серебряных стрел» лидирует, Монтойя возглавляет гонку. У «МакЛарена» прекрасный шанс на дубль и великолепная возможность разом сократить отставание от «Рено» в чемпионате. Для команды в данных условиях более выгодна победа Райкконена, но отдаст ли Рон Деннис приказ Монтойе – большой вопрос.
И снова драма! Дженсон Баттон благодаря неудачам лидеров вышел уже на подиумную позицию, имея прекрасные шансы принести успех для «БАРа». Его догоняет Михаэль Шумахер. «Феррари» постепенно приближается, отрыв тает и Дженс не выдерживает давления Шуми! Он ошибается и разбивает болид на выходе из последней шиканы о знаменитую «Стену чемпионов». Утешением Баттону может служить только то, что когда-нибудь он возможно еще станет чемпионом. Пока же он лишь приложился к чемпионской стене с надписью «Добро пожаловать в Квебек»!
На трассе пейс-кар, столь любимый в Америке. Райкконен быстро реагирует и заезжает в боксы, в то время как Монти целый круг плетется за машиной безопасности. На следующем круге колумбиец в свою очередь посещает боксы, но возвращается на трассу лишь на втором месте, позади Кими. Выезжая с пит-лейн Монтойя еще потягался с Дэвидом Култхардом, отстававшим на круг. Вскоре появилось техническое сообщение о том, что инцидент с машиной под №10 расследуется.
Рестарт выиграл Кими Райкконен, а вскоре появилось сообщение, что машине под №10 вывешивается черный флаг. Монти вынужден вернутся в боксы. Его шансы не только на победу, но даже на подиум растаяли с этой дисквалификацией. Как оказалось, черный флаг Монтойя получил не за обгон Култхарда за пейс-каром, а за выезд с пит-лейна при красном сигнале светофора! Непонятно одно: какого черта во время гонки на пит-лейне зажжен красный светофор, что это за правило, и каким идиотом оно написано!
Сгруппированный пейс-каром пелетон постепенно приближается к финишу, выясняется, что теперь шансы на победу есть и у Михаэля Шумахера, впервые за всю гонку. Благодаря пейс-кару он после рестарта оказался в паре секунд позади Райкконена. Но к счастью, лидеров больше неприятности не преследовали. Кими выиграл гонку. Две недели назад на Нюрбургринге он должен был победить, но тогда судьба распорядилась по иному, лишив его победы на последнем круге. Теперь трое пилотов, которые могли выиграть эту гонку по разным причинам лишились своего шанса, а выиграл Кими. Райкконен, достойно проведший гонку, не ошибавшийся, и ухвативший удачу за хвост.
«Рено» сходит полным составом, 0 очков. Зато Кими Райкконен, выиграв Гран При Канады разом берет 10 очков и приближается к Алонсо. Ситуация в чемпионате обостряется, еще далеко ничего не решено. В Кубке конструкторов «МакЛарен» 10 очков отыгрывает у «Рено». Несмотря на фиаско с Монтойей «серебряные» серьезно приближаются к французской конюшне.
Двойной подиум «Феррари». Михаэль Шумахер провел хорошую гонку, пусть он и не сражался за победу. Технический уровень пока не позволяет ему это сделать, но, использовав обстоятельства в свою пользу Михаэль финишировал на втором месте. А третьим был Рубенс Баррикелло, проведший отличный Гран При. Старт последним и финиш на подиуме – великолепный результат. По разным причинам соперники «Скудерии» свой шанс на подиум использовать не смогли. Баттон ошибся, в результате провальный итог Гран При для «БАРа» после оптимистического начала. Ярно Трулли, вышедший на третье место после дисквалификации Монтойи упустил подиум из-за проблем с тормозами, к которым столь жестока трасса в Монреале.
Четвертое место занял Фелипе Масса, что является великолепным результатом для «Заубера». Марк Уэббер привел «Уильямс-БМВ» на пятое место. Неплохой результат при старте с седьмого ряда, но Гран При мог бы окончиться для «Уильямса» и удачнее. Если бы не сход Ника Хайдфельда из-за взрыва мотора. Неплохая гонка Ральфа Шумахера и шестой результат. «Тойоте» в свою очередь остается сожалеть об упущенном подиуме для Ярно Трулли. И вновь тихие вначале, но с результатом на финише: «Ред Булл». Дэвид Култхард финишировал седьмым, а Кристиан Клин – восьмым, опередив местного кумира Жака Вильнева. Которому в свою очередь не повезло на старте.
Драматичная гонка, интересный финал. Обостряется интрига в чемпионатах. Трасса в Монреале вновь проявила характер, показав себя жестокой для немалой части пелетона. Такое количество сошедших для нынешнего сезона – редкость.
Канада предложила захватывающий сюжет, вновь доказав, что гонки Формулы-1 – вещь непредсказуемая. Североамериканское турне продолжается. Меньше недели осталось до Гран При Соединенных Штатов в Индианаполисе. Что нам преподнесет «старая кирпичница»? Мы скоро узнаем.
Дмитрий Шканов,
12.06.05
Тэги: бар, джанкарло физикелла, дженсон баттон, канада, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, монреаль, рено, рубенс баррикелло, ф1, фернандо алонсо, феррари, хуан пабло монтойя