памяти Тацио Нуволари посвящается
Седьмой этап чемпионата мира Формулы-1 Гран При Европы по традиции проходил на легендарной трассе Нюрбургринг. Вообще-то, легендарный Нюрбургринг – это старое кольцо, 23-хкилометровая Нордшляйфе. От нее нынешняя трасса унаследовала только название, да совершенно непредсказуемую эйфельскую погоду. В остальном же – обычный современный автодром Формулы-1.
Наконец-то, после двух Гран При прибавилось число участников на стартовой решетке: «БАР» возвращается в гонки после дисквалификации. Команда была полна решимости вернуться в верхние строчки протоколов, но, как показали последующие события, сделать это было далеко не легко.
Квалификация
Погода в Нюрбурге и вправду постоянно удивляет. В этот уик-энд было на удивление жарко, что совсем не характерно для этих мест: воздух разогрело до +30, а асфальт – до +50! Конечно, такая погода, сравнимая скорее с заокеанскими этапами, прибавила сложностей в выборе резины и стратегии на гонку.
Главное событие на квалификации – это изменение самой квалификации. Нынешний формат квалификации с двумя сессиями, одна из которых – в воскресенье не продержался даже года. Уже в Монако на совещании боссов команд было принято решение о новом формате, утвержденное ФИА на неделе, предшествующей Нюрбургрингу. Теперь осталась только одна сессия в субботу, с полными баками, гонщики выезжают в порядке, обратном финишу предыдущей гонки, как и в предыдущем формате. Не сказал бы, что этот формат – панацея, у него также полно недостатков, и с этой проблемой квалификации необходимо что-то делать в межсезонье. Но теперь, хотя бы, в субботу мы уже знаем обладателя поул-позишн, настоящей, а не промежуточной. С другой стороны, гонщики, не финишировавшие в предыдущем Гран При имеют еще меньше шансов на удовлетворительный результат, чем раньше.
Но перейдем непосредственно к тому, что происходило на трассе. «Уильямс» на подъеме – вот что говорили результаты квалификации. Первая поул-позишн в карьере пилота Ф-1 была добыта местным гонщиком Ником Хайдфельдом. Лучше места для первого поула не найти, как сказал сам Ник, ведь Нюрбургринг – это самая близкая трасса к его родному дому в Менхенгладбахе. Марк Уэббер должен был быть уязвлен: ведь он, первый пилот, по его собственному мнению, вновь уступил своему напарнику. Марк также был быстр, показав третье время. Обладатель поул-позишн в последних трех Гран При Кими Райкконен на сей раз был вторым, но не расстраивался, а намекал, что стратегия на гонку у «Уильямса» и «МакЛарена» на гонку разная. Тоже самое касалось и «Рено», которые не блистали квалификационной скоростью. Лидер чемпионата Фернандо Алонсо был шестым, а Джанкарло Физикелла – и вовсе девятым. Что касается Монтойи, то пилот «МакЛарена» показал пятый результат, поделив третий ряд с «Рено» Алонсо. Также в десятке были обе «Тойоты». Ярно Трулли, выступающий в квалификациях просто превосходно опередил напарника и на этот раз. Ярно – на четвертом месте, Ральф Шумахер – восьмой. «Феррари» потеряла надежды на борьбу за высшие места на Нюрбургринге в связи с жаркой погодой. Пилоты не были удовлетворены балансом болида, но оба все же смогли показать времена в первой десятке. Рубенс Баррикелло был быстрее – седьмым, Михаэль Шумахер показал десятое время. «БАР» не смог похвастаться хорошим временем на круге, что совершенно не удивляет. Баттон и Сато открывали квалификацию по грязной трассе. В результате Дженсон был тринадцатым, Сато – 16-м. «Ред Булл» на Нюрбургринге в квалификации блеснуть не сумел. Лучший гонщик Дэвид Култхард показал 12-й результат.
Гонка
Происшествия начались еще до старта гонки. Механики Ярно Трулли не успели покинуть стартовую решетку за 15 секунд до старта прогревочного круга, закопавшись с обслуживанием болида. Как потом оказалось, безобидный инцидент во многом стоил Трулли гонки… На основном старте глохнет «Рено» Джанкарло Физикеллы. Пелетон отправляют на дополнительный прогревочный круг, дистанция Гран При автоматически сокращена на 1 круг. «Рено» Джанкарло долго не могут ни завести, ни оттолкать со стартового поля. В результате Физико вынужден принимать старт с пит-лейн. Так, двум итальянцам не повезло, но все это осталось в тени последующих событий.
На старте «Уильямсы» вновь не блещут. Зато Райкконен великолепен, и еще до первого поворота уверенно выходит в лидеры Гран При. Хайдфельд не продержался впереди и нескольких метров… За парой лидеров Марк Уэббер оказался в тисках между Трулли и Монтойей, стартовавших удачнее. Марк до конца пытался отстоять свою позицию, тормозил очень поздно и уткнулся в борт «МакЛарена» колумбийца, находившегося с внешней стороны. Конфигурация первого поворота Нюрбургринга такова, что при стартах он доставляет массу неприятностей. Мало того, что здесь практически ни один старт не обходится без подобного контакта, но если он происходит впереди, то группа пилотов, следующих сзади по внешней траектории оказывается заблокированной. Так и произошло. Часть пилотов была вынуждена ехать прямо, и возвращаться на трассу через гравийную полосу, часть просто затормозила. Итог инцидента в первом повороте был таков. Уэббер повредил машину сильнее всех и свою гонку закончил. Монтойя, которого Уэббер развернул, отделался на удивление легко, вернувшись в гонку в конце первой десятки. Михаэль Шумахер и Баррикелло также потеряли время, а Ральф отправился в боксы менять переднее антикрыло, потерянное в свалке. Легко отделался Фернандо Алонсо, «Рено» которого была зацеплена слегка одним из участников завала.
Пес-кар на трассу не выходил, были вывешены только желтые флаги, которые вскоре сменились на зеленые. Кими Райкконен тем временем стал уходить от пелетона, взвинчивая темп. Ник Хайдфельд на втором месте шел медленнее. Ярно Трулли на третьем месте, а на четвертом оказался удачно избежавший завала Дэвид Култхард! На пятом месте Алонсо, а далее группа пилотов, обративших завал в свою пользу. Вскоре Трулли пришлось попрощаться с надеждой на подиум, когда его зазвали в боксы на отбытие штрафа. Штрафа за ту задержку перед стартом, Ярно был вынужден проехать через пит-лейн и оказался в хвосте первой десятки. А на третье место выбрался уже Дэвид Култхард. ДиСи реально претендовал на подиум, впервые с Мельбурна этого года.
|
Тактическая картина гонки оказалась такова. Кими Райкконен шел на два пит-стопа, при этом он был быстрее практически всех своих преследователей. Стала понятна его уверенность после квалификации. Ник Хайдфельд напротив шел на тактику трех пит-стопов, первый раз он остановился очень рано, что объяснило потрясающую скорость «Уильямса» в квалификации. При таком раскладе серьезной конкуренции Райкконену в борьбе за победу Ник составить не мог. Такую же тактику выбрал Рубенс Баррикелло, в то время как Михаэль Шумахер, боровшийся в хвосте очковой зоны с Хуаном Пабло Монтойей шел на две дозаправки, также как и Монтойя. И Фернандо Алонсо, и Джанкарло Физикелла были на тактике двух пит-стопов, причем обе дозаправки они максимально оттянули. Грамотнейшая тактика принесла «Рено» ощутимые плоды.
Увы, Дэвид Култхард, который шел на две остановки и реально претендовал на подиум, потерял шансы на него с проездом через пит-лейн, как и Ярно Трулли. Дэвид был наказан за превышение скорости на пит-лейн в момент первого пит-стопа, как раз после того, как Култхард пролидировал один единственный круг.
В финале гонки Райкконен уверенно шел к победе, уже третьей подряд после Испании и Монако. Единственным, кто ему еще мог помешать был Фернандо Алонсо, шедший на втором месте. В конце гонки Алонсо был ощутимо быстрее финна, и постепенно приближался. Темп Фернандо был очень высок, он установил быстрейший круг в гонке, и если бы не ошибка Нандо, когда он вылетел в повороте Dunlop, он мог бы быть намного ближе к лидеру. А так, Фернандо мог лишь обозначить себя в зеркалах Кими незадолго до финиша. Но ошибался не только Алонсо, ошибались очень многие. Ближе к финишу гонки резина по этой жаре практически потеряла сцепные свойства, и управлять болидами было все труднее и труднее. Ошибались многие, ошибся тот же Кими, когда был вынужден срезать один из поворотов, после слишком широкого выхода из предыдущего. Но запас Райкконена был слишком велик.
| |
Кими Райкконен промчался мимо боксов по стартовой прямой и ушел на последний круг Гран При Европы. Еще один круг – и победа. Но… На торможении перед шпилькой передняя подвеска «МакЛарен» ломается, правое переднее колесо отлетает, и неуправляемый болид летит прямо в стену… Кими Райкконен сходит на последнем круге гонки, последнем перед победой! Но победу можно отмечать только после отмашки клетчатым флагом. В боксах «МакЛарена» шок, а первым под клетчатым флагом проносится «Рено» Фернандо Алонсо. Испанцу крайне повезло, не часто победа падает в руки на последнем круге! Драматичнейший финал Гран При, какой только можно себе представить! Триумф одного, и трагедия другого… На память приходит легендарный Гран При Германии 1935 года на Нюрбургринге, когда Тацио Нуволари выиграл гонку на «Альфе Ромео» после взрыва покрышки на «Мерседесе» лидировавшего фон Браухича… Это вновь случилось на Нюрбургринге, пусть и на другой трассе… Что ж, таковы гонки!
Счастье Фернандо Алонсо, счастье в «Рено»! Алонсо был вполне согласен на второе место, на победу он и надеяться не мог, но второе место было очень важным для чемпионата. Однако вместо второго места ему удалось взять Гран При! Везение, но так везет только сильнейшим пилотам, тем которые всегда готовы подхватить упавшее знамя лидера. В чемпионате Фернандо сразу уверенно отрывается от преследователей.
| |
На втором месте Ник Хайдфельд, проведший просто великолепную гонку и вновь заслуживший подиум. А на третье место приехал Рубенс Баррикелло. Так, из-за неудачи лидера Райкконена «Феррари» вернулась на подиум. Дэвид Култхард привез очередной превосходный результат для «Ред Булл», и если бы не тот штраф, он, а не Рубенс был бы на подиуме. Но история сослагательного наклонения не знает… Михаэль Шумахер уверенно провел гонку, завершив ее на пятом месте. Он, как и Рубенс пострадал в стартовом завале, но смог привезти приличный результат. Джанкарло Физикелла: благодаря превосходной тактике Физико на финише шестой, блестяще после старта последним! Хуан Пабло Монтойя привел свой «МакЛарен» седьмым, и это удачный финиш гонки после очень неудачного начала. И одно очко восьмого места все же досталось Ярно Трулли. Для партнера итальянца по «Тойоте» неудачно начавшийся Гран При неудачно и закончился – Ральф вылетел с трассы. Далее вне очков Витантонио Лиуцци, Дженсон Баттон. Всего финишировало семнадцать гонщиков, восемнадцать классифицировано. Включая Кими Райкконена… На 14-м месте финишировал Фелипе Масса. Бразилец проводил прекрасную гонку, большую часть шел впереди Шумахера и Монтойи, но ближе к финишу столкнулся с проблемами, вылетал с трассы и закончил гонку далеко от очков.
Драматичнейшая гонка. За сходом Райкконена в тени остались многие другие события этой гонки, завал на старте, обгоны.
В чемпионате Фернандо Алонсо солидно увеличил свое преимущество, также как «Рено» - в Кубке конструкторов. И пока конкуренты не могут навязать реальную борьбу испанцу. Кими Райкконен мог, но судьба распорядилась по другому. Главное, чтобы сейчас финн не утратил уверенности в себе, чтобы происшествие на Нюрбургринге не сказалось на его пилотаже.
Впереди североамериканское турне по трассам, отличающимся от тех, на которых прошли последние Гран При. Значит могут быть неожиданности.
Дмитрий Шканов,
30.05.05
Тэги: германия, гп европы, кими райкконен, макларен, марк уэббер, ник хайдфельд, новые правила квалификации, нюрбургринг, рено, рубенс баррикелло, уильямс, ф1, фернандо алонсо, феррари