Традиционный августовский трехнедельный перерыв в гонках Ф-1 подошел к концу. Чемпионат мира вступил в свою решающую фазу, когда совсем скоро решится судьба чемпионских титулов.
Четырнадцатый этап чемпионата мира выпал в этом году на дебют очередной страны в «Большом цирке» - первый в истории Гран При Турции. Новый Гран При, новая трасса – это всегда новый вызов. И какой! Очередной шедевр Германа Тильке был построен в азиатской части Стамбула. Турецкая трасса в отличие от таких творений герра Тильке, как «рафинированные» Бахрейн и Шанхай получилась очень сложной и боевой. Рельефный трек, вписанный в окружающий ландшафт, что всегда бросает пилотам особый вызов. Да и погода обещала не щадить участников – жара в Турции в это время года самое обычное явление.
Квалификация
Пыльная и коварная трасса сделала свое дело – такого количества ошибок и различных происшествий во время квалификационных заездов в этом году еще не было. Новый сложный автодром давал себя знать. Особенно в этом отношении отличался скоростной 8-й поворот – коварнейшее место аж с четырьмя апексами!
Свой талант и возможности своего болида вновь продемонстрировал Кими Райкконен – победитель венгерского Гран При выезжал в квалификации последним и поставил решающую точку в борьбе за поул-позишн. Второе место завоевал пилот «Рено», но не лидер чемпионата мира, а его партнер. Джанкарло Физикелла на этот раз был впереди Алонсо, что в этом году редкость. Фернандо же на своем быстром круге не избежал помарок и был третьим. На втором ряду вновь «Рено» и «МакЛарен», но в другой последовательности. Хуан Пабло Монтойя был четвертым, что лишний раз подтвердило прекрасную форму «серебряных» на трассе Истанбул Парк. Ведь Монти выезжал на свою попытку в первой группе и совершил круг по еще пыльной трассе. Ярно Трулли в который уже раз радует поклонников прекрасной квалификационной формой – пилот «Тойоты» пятый. Ник Хайдфельд, показав шестое время, дарил оптимизм поклонникам «Уильямса», которые в последнее время поотвыкли от высоких квалификационных результатов (да и гоночных тоже). Марк Уэббер был седьмым, но ему помешал Такума Сато, слишком медленно возвращающийся в боксы после своей попытки. К слову сказать, попытки неудачной – лишь 14-е время, но и этого результата японца лишили – в наказание за неосмотрительность. При этом партнер Таку, сверхбыстрый Дженсон Баттон также не блистал, не избежав ошибок на своем круге. Лишь 13-е время, не отражающее истинную силу «БАР Хонды». Старт Баттон должен принимать с седьмого ряда, а Сато – и вовсе с последнего. «Феррари» в Стамбуле стремились лишь к одному – найти сцепление с трассой, но этого как раз добиться не удавалось. Состав «Бриджстоуна» (жесткий), подготовленный к турецкому Гран При себя совершенно не оправдывал. В результате: Михаэль Шумахер, потеряв это самое сцепление в коварнейшем 8-ом повороте свой круг не закончил, и старт должен принимать из хвоста пелетона. Учитывая это немцу предусмотрительно сменили перед гонкой мотор. Рубенс Баррикелло свой круг проехал, но как – всего 11-е время. «Скудерия» вне первой десятки, более того – в этой самой десятке нет ни одного представителя японских шинников. Неудачи некоторых из лидеров и собственный прекрасный пилотаж позволили Фелипе Массе в который уже раз привезти свой «Заубер» в десятку – достойнейший 8-й результат. Тоже самое – о Кристиане Клине: пилот «Ред Булла» десятый. Ральфу Шумахеру удалось поддержать партнера по команде – вторая «Тойота» на девятом месте.
Гонка
Гонки на новых автодромах обычно проходят весело: незнакомые трассы приводят к большому количеству ошибок, а значит вылетов и обгонов. Плюс трассы Германа Тильке обычно к этим самым обгонам располагают. Стамбульская трасса точно. Всего вышеперечисленного в первом Гран При Турции хватало, гонка прошла интересно и зрелищно. Шоу, как говорится, удалось!
Старт. «Рено» вновь показывает свои прекрасные стартовые качества. Джанкарло Физикелла прекрасно стартует и в первый коварный слепой поворот входит во главе пелетона. Позади него поул-мен Райкконен яростно защищается от наседающего Алонсо, и это ему удается. Коварный первый поворот без потерь пройден не был: Фелипе Масса попал в небольшую заварушку, стоившую ему прогулки по обочине и оторванного переднего антикрыла. Гонка, в которой у бразильца были неплохие надежды оказалась испорченной уже на старте…
А пелетон уносился вперед. Физико чуть ошибается, и его тут же настигает Кими. На торможении финн атакует лидера гонки, а его в свою очередь прессингует Алонсо! Райкконен блестяще возвращает себе утерянное на старте лидерство, Алонсо остается третьим. После этого Кими Райкконен взвинчивает свой темп, как уже не раз бывало в этом сезоне и начинает уходить в отрыв от пары «Рено». В это время Фернандо Алонсо вплотную идет за Физико. Испанец явно быстрее, и из боксов следует приказ: Физикелла должен пропустить партнера. Быстрая рокировка двух «Рено», и Алонсо пытается поддерживать темп Райкконена, но не слишком успешно. Физикелла же начинает отставать, его тут же догоняет идущий четвертым Монтойя.
Интересные события происходили в это же время чуть дальше в пелетоне. Ник Хайдфельд, шедший шестым, внезапно теряет скорость – прокол заднего правого колеса. Ник сразу теряет много позиций. Его партнер по команде Марк Уэббер настроен очень решительно. На старте австралиец пропустил вперед два «Ред Булла», и теперь бросился отыгрываться. Одного за другим Уэббер блестяще обходит сначала Клина, а затем Култхарда, после чего начинает отрываться от «Ред Буллов». Впереди следующая цель – Ярно Трулли, но увы, в этой гонке Марку не суждено было принести хороший результат. В свою очередь на его «Уильямсе» разрывается задняя правая покрышка, Марк возвращается в боксы. По выезде с пит-лейна, Уэббер уже отстает на круг от лидеров. Марк выезжает сразу позади двух «Феррари», замыкающих первую десятку, но он отстает от них на круг. Тем не менее темп «Уильямса» австралийца ощутимо выше, чем у пилотов «Скудерии», отчаянно пытающихся найти сцепление с полотном. Марк решительно приступает к атакам на Михаэля Шумахера, несмотря на свое положение кругового. Но плестись в темпе «Феррари» Уэббо явно не настроен. Марк атакует на торможении, но Шуми жестко захлопывает калитку… Столкновение. «Уильямс» теряет переднее антикрыло, «Феррари» разворачивается. Оба возвращаются в боксы, вскоре Михаэль Шумахер сходит окончательно. Что это, «синдром бело-голубого Уильямса»? Во всяком случае, в тот момент эти пилоты проводили каждый свою гонку, и совершенно друг другу не мешали. Марк Уэббер, вернувшийся на трассу через некоторое время сходит из-за очередного, второго подряд прокола задней правой покрышки. К слову сказать, вскоре подобная участь постигла и Хайдфельда.
| |
«Уильямсы» после приличной квалификации теряют все шансы в гонке. В это же время «БАР», квалификацию проваливший, пытается отыграться, и довольно удачно. Дженсон Баттон в свою очередь настигает пилотов «Ред Булла» и обходит их. После чего устремляется в погоню за Трулли, и упирается в пару пилотов «Рено», а вернее в Физико. «Рено» к этому времени уже совершили первые пит-стопы, Дженс останавливался позже, а пока приступил к планомерным атакам на Физикеллу. Опередить Джанкарло ему удалось, но после пит-стопа он вновь оказался позади.
В «Рено» поначалу решили идти на тактику трех пит-стопов, но вскоре убедились в ее проигрышности не только по отношению к «МакЛарену», но и по отношению к преследователям, Баттону и Трулли. Поэтому на середине дистанции обе «Рено» заправляют под завязку, по ходу гонки меняя тактику на два пит-стопа. К этому времени оба «МакЛарена» были далеко впереди. Не только Райкконен уверенно возглавлял гонку, но и Монтойя за счет более высокой скорости и более удачной тактики вышел на второе место, готовый на случай чего подстраховать партнера по команде. Тем не менее, удержать позади себя преследователей «Рено» удалось, что в первую очередь касается Физико, темп которого по сравнению с Алонсо прилично упал, и позиция которого была под опасностью атак Баттона.
Среди общего однообразия тактики двух пит-стопов выделялся Такума Сато. Японец, стартовавший последним перед стартом был зазван на пит-лейн, где его основательно дозаправили. После чего Таку принимал старт уже с пит-лейна. Болид Сато был тяжелым, но при этом такая тактика давала надежду на какой-то результат при старте из самого хвоста. Далее по ходу гонки Такуму дозаправляли лишь один раз. И, надо сказать, подобная тактика давала плоды. Сато постепенно прорывался все выше и выше, приближаясь к очковой зоне. Учитывая прекрасную гонку Баттона Гран При складывался для «БАРа» очень неплохо после проваленной квалификации.
Гонка тем временем приближалась к финишу. Кими Райкконен уверенно лидировал, и на этот раз, к счастью, никакие неполадки не смогли его остановить. Монти также уверенно шел вторым, в одной из фаз гонки его темп был даже выше, чем у Кими. Хуан Пабло записал на свой счет лучший круг. «МакЛарен» вполне рассчитывал на дубль. Однако, первый Гран При Турции постоянно преподносил какие-то сюрпризы. И Монтойя, затормозив перед одним из поворотов чуть раньше, чем обычно, спровоцировал этим инцидент с мирно идущим позади него Тьягу Монтейро, отстающим на несколько кругов. Вернувшись на трассу Монти обнаружил позади себя опасно приблизившегося Алонсо. И в 8-м повороте поврежденный болид колумбийца проявил себя хуже чем обычно, сцепление было потеряно, Хуан Пабло совершил экскурсию по широкой полосе безопасности. Вернулся на трассу он уже третьим.
Кими Райкконена никто остановить на пути к пятой победе в сезоне не смог. Финн в блестящем стиле выиграл первый в истории Гран При Турции. Вторым финиширует Алонсо, третьим Монтойя. Дубль, столь желанный для «МакЛарена», столь возможный был утерян. Монти не удалось отнять очки у Алонсо. Фернандо в который уже раз в казалось бы проигрышной ситуации извлекает для себя максимальную выгоду. И несмотря на свою победу, Кими отыгрывает у испанца лишь 2 очка. Тем не менее ситуация в чемпионате обостряется, а особенно в Кубке конструкторов, где «МакЛарен» отыгрывает у «Рено» гораздо более солидные очки. Джанкарло Физикелла финиширует четвертым, и хотя прилично проигрывает тройке призеров, но благодаря измененной тактике оставляет позади себя Баттона, и поддерживает свою команду в борьбе за Кубок конструкторов.
Дженсон Баттон – прекрасная гонка, блестящий прорыв, пятый результат. За счет тактики Дженсу удалось оставить позади себя Ярно Трулли, большую часть гонки бывшего впереди. Трулли – шестой. Второй «БАР», пилотируемый Такумой Сато до очков так и не добрался, японец финишировал на самом обидном, девятом месте. Но прорыв обоих «БАРов» был впечатляющим. В награду за уверенную и стабильную гонку оба пилота «Ред Булла» завоевывают очки. Дэвид Култхард седьмой, Кристиан Клин восьмой. Именно их так и не сумел опередить Сато.
Лучшая из «Феррари» - Рубенс Баррикелло финишировал лишь десятым. Его партнер Михаэль Шумахер и вовсе не финишировал. Полностью проваленный «Скудерией» Гран При. Рубенс опередил лишь таких неудачников турецкой гонки, как Жак Вильнев и Ральф Шумахер. Всего на финише 15 болидов.
Чемпионат вступил в решающую фазу. Борьба Райкконена и Алонсо, «МакЛарена» и «Рено» - все это впереди. Через две недели Гран При Италии в легендарной Монце. Возможно в своем Храме Скорости попытается вернуться на вершину и «Скудерия Феррари». Итак, до встречи на Гран При Италии!
Дмитрий Шканов,
22.08.05
Тэги: джанкарло физикелла, кими райкконен, макларен, рено, стамбул, турция, ф1, фернандо алонсо, хуан пабло монтойя