Легендарная трасса Сузука принимала в этом году предпоследний, восемнадцатый этап чемпионата мира Ф-1. Этап, на который прибыл уже новоиспеченный чемпион мира, но который должен был расставить важные акценты в борьбе за Кубок конструкторов. Сузука – это всегда не просто: Сузука – это великая трасса, пилотаж на которой – особый вызов для пилота. Погода же, прогнозируемая на нынешний уик-энд только прибавляла сложностей…
Квалификация
По итогам квалификационной сессии поул-позишн занял Ральф Шумахер, принесший поул «Тойоте» на домашнем для команды Гран При. Первую линию стартового поля с немцем поделил Дженсон Баттон на «БАР Хонде», играющий, можно сказать, на домашнем поле: Сузука – автодром, принадлежащий «Хонде». Довольно неожиданные результаты. Квалификация началась по мокрой после утреннего дождя трассе, но в тот момент, когда подошло время выступлений пилотов из последней, сильнейшей группы, небеса разверзлись вновь, и на трек хлынула вода. Таким образом, Ральф и Дженсон оказались последними кому удалось показать время в нормальных условиях. Дальше начинался сплошной экстрим, создающий ощущение дежавю. Как сезон начинался в Мельбурне, так он и заканчивается… С одной лишь маленькой оговоркой: на Сузуке все же проходит не последний этап. Так вот, Джанкарло Физикелла, открывший последнюю группу еще успел попасть на более менее сухое покрытие, вернее, еще не слишком мокрое. Пилот «Рено» в итоге показал третье время, уступив лишь паре Р. Шумахер – Баттон. А вот далее… Михаэль Шумахер показывал искусство пилотирования под дождем, только в данный момент оно ему ничего не приносило. Лишь 14-й результат. Дальше еще сложнее, Фернандо Алонсо с трудом удерживался на трассе, 16-е время. Не менее сложно, а то и более было пилотам «МакЛарена». Кими Райкконен проехал круг за более чем 2 минуты – последнее, 17-е время. Впрочем, Монтойя вообще не стал заканчивать свою попытку, вернувшись в боксы. Тем не менее Монти все равно оказался впереди партнера: за смену (очередного) сгоревшего мотора в пятницу Райкконен получил штраф «-10 позиций», но в данных условиях оно его вряд ли сильно огорчило. Таким образом в завтрашней гонке неожиданный козырь в лице Джанкарло Физикеллы получила «Рено». Итальянец оказался единственным из четырех пилотов, сражающихся за Кубок конструкторов для своих команд, показавшим время в первых рядах. Все остальные: и Алонсо, и Монтойя, и Райкконен завтра должны были прорываться, и это придавало Гран При Японии дополнительную интригу.
Что касается остальных результатов, то тут, как говорится, надо было оказаться в нужное время в нужном месте, другими словами, не в последней группе. Кристиан Клин провел очередную прекрасную квалификацию. На сей раз австриец показывает четвертое время. Его партнер Култхард был чуть медленнее – шотландец шестой. Между парой «Ред Буллов» вклинивается второй пилот «БАР Хонды», местный герой Такума Сато. Марк Уэббер – седьмой, Жак Вильнев – восьмой, Рубенс Баррикелло, явно не находивший взаимопонимания со своей F2005 – девятый.
В квалификации, проходившей в сложных погодных условиях естественно не обошлось без вылетов и разворотов. В Degner вылетали Пиццония, Монтейру и Трулли. И если Антонио развернуло на разогревочном круге, после чего бразилец вернулся на трассу и показал свой 12-й результат, то и Монтейру, и Трулли вылетели во время своих быстрых кругов и завязли на обочине.
Гонка
В воскресенье над Сузукой ярко светило солнце, и ничто не должно было нарушить нормальный ход гонки.
Ральф Шумахер успешно реализовал свой поул-позишн в лидерство на первом круге, Дженсон Баттон уже традиционно откатился назад, уступив Физикелле. Джанкарло бросился в погоню за Ральфом, а позади происходили бурные события. Такума Сато, на котором висело немалое давление за приличное выступление перед домашними трибунами в первом повороте переусердствовал и слегка вылетел на обочину, подняв тучи пыли. Вслед за ним синхронный маневр совершил Баррикелло, но Рубенс использовал гораздо большую площадь гравийной полосы безопасности. Оба, естественно, потеряли множество позиций, оба отправились в боксы после первого круга. Таку на замен сломанного переднего обтекателя, Рубенс – из-за прокола покрышки. Через круг Баррикелло еще раз посетит боксы, где ему под завязку заправят топлива.
Сильные гонщики, стартовавшие из хвоста не теряя времени приступили к атакам. Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Хуан Пабло Монтойя, Кими Райкконен. Шуми и Алонсо на первом круге удался неплохой прорыв, тоже можно было сказать и о Монтойе. Хуан яростно атаковал, обгоняя одного за другим соперников, и в конце первого круга бок о бок поравнялся с Жаком Вильневым в шикане Casio Triangle. На выходе Хуан атаковал, идя по внешней дуге, но то ли Жак не ожидал этой атаки, то ли еще чего, но Вильнев выдавил Монти на траву, не оставив тому места. Отбойники на выходе из последнего поворота стоят очень близко к трассе, и Хуану уже некуда было деваться… Итог первого круга: вчистую разбитый «МакЛарен», опасно застывший на краю трассы и выезд машины безопасности. Итак, минус один «МакЛарен». Шансы «Рено» растут.
На рестарте Ральф вновь уходит вперед, лидируя в домашнем для «Тойоты» Гран При. Физико второй, далее Баттон и Култхард с Уэббером, которым удался удачный старт. Тем временем позади быстрые пилоты зря времени не теряют, один за другим обходя Кристиана Клина, свои позиции на старте потерявшего. После того, как все они прошли австрийца наступил интереснейший момент: на трассе в очной схватке сошлись три великолепных пилота: Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. «Феррари», «Рено» и «МакЛарен». Вся группа шла в темпе Михаэля, бывшего самым медленным, и сдерживавшего преследователей. Алонсо круг за кругом атаковал Шуми в конце стартовой прямой, но тот делал свой болид настолько широким, чтобы никто в лазейку не пролез. И все же Фернандо прошел Шумахера. Это произошло в 130R, где Алонсо великолепным и очень смелым маневром по внешнему радиусу (!) опередил соперника. После этого испанец стал уходить в отрыв, а к атакам на Шуми приступил Райкконен. Теперь уже Кими круг за кругом пытался воспользоваться слипстримом на главной прямой, но Михаэль не оставлял места.
|
К этому моменту лидер пелетона сменился. Ральф Шумахер очень рано ушел на свою первую дозаправку, стало понятно, что в стане «Тойоты» выбрали рискованную тактику трех дозаправок. Это значило одно: шансов на победу у Ральфа не было, лишь только весьма призрачные на подиум. В лидеры вышел Физико. Итак, одна «Рено» лидировала, другая шла впереди Райкконена – лучшего развития событий для французов и представить было нельзя.
Еще одним пилотом в пелетоне убавилось. Такума Сато после стартового происшествия не успокоился, а бросился яро отыгрывать позиции назад. Это продолжалось до тех пор, пока Таку не догнал «Тойоту» Ярно Трулли, бывшего в этот день не слишком быстрым. Сато очертя голову пошел в атаку на торможении в Casio Triangle, Трулли закрыл ему калитку, но японца это не остановило. Результат: «Тойота» итальянца с развороченным боком замерла на краю трассы. Сато гонку продолжить смог. На этот раз обошлось без пейс-кара.
Вернемся к нашим лидерам. Первым на дозаправку (первую из двух) пошел Алонсо. Физико останавливался позже. Еще дольше оставались на трассе слетанной парой Шумахер и Райкконен. Финн и немец вместе ушли на пит-лейн, к этому моменту Кими так и не смог одолеть соперника. Синхронные пит-стопы, и на трассу Шуми вновь возвращается впереди Райкконена. При этом оба – впереди Алонсо. Ранняя дозаправка не пошла испанцу на пользу. Вскоре Кими удается все-таки разделаться с Шумахером: очередной слипстрим на главной прямой наконец удался. Освободившись от сдерживающих факторов Райкконен взвинтил темп и серебряной тенью полетел над трассой. Вскоре он достал пару сражающихся за второе место пилотов: Дженсона Баттона и Марка Уэббера. «МакЛарен» Кими был намного быстрее и «БАРа», и «Уильямса», и финн немедленно приступил к атакам на Марка. Но опять что-то не получалось сразу.
Подошло время вторых дозаправок для подавляющей части пелетона. Тут чуть не произошло ужасное происшествие на пит-лейне: при дозаправке вспыхнула «Минарди» Кристиана Альберса – то, что является главным страхом механиков. К счастью, огонь мгновенно был потушен. Машина даже практически не пострадала, и Альберс, выскочивший было из кокпита, вернулся за руль.
| |
Первым из основных игроков вновь остановился Алонсо. Фернандо шел в очень высоком темпе, Райкконен в это время уперся в пару Баттон – Уэббер, и в ранней остановке был свой смысл. Но, как и в первом случае это не сработало. Фернандо вновь потерял ряд позиций. Остановился Михаэль Шумахер, уже не составлявший конкуренции ни Райкконену, ни Алонсо. Правда после остановки Михаэль вновь оказался впереди испанца, и новому чемпиону мира предстояло опять сразиться на трассе со Старым Мастером в очной борьбе. Остановился Физико. В лидеры таким образом вышел Баттон, но Джанкарло после своей короткой остановки вернулся на трассу сразу позади троицы Баттон-Уэббер-Райкконен. Правда Физи тут же отстал, тяжелая машина не позволяла сразу поддерживать такой темп. Наконец Баттон и Уэббер синхронно заезжают на пит-лейн. Перед Райкконеном открывается чистый путь, и «Летучий финн» взвинчивает темп. На пит-лейне же очередное сражение бригад механиков. Парни из «Уильямса» со своей работой справились лучше, и Марк на полкорпуса опередил Дженса. На пит-лейне выше допустимого лимита не разгонишься, поэтому вернуть позицию Дженсон уже не мог.
А Кими Райкконен летел по трассе, круг за кругом, круг за кругом. Сколько же у него оставалось топлива? Наконец финн свернул на пит-лейн. При этом он оставался на трассе кругов на пять дольше всех основных соперников. Быстрая дозаправка, и Кими возвращается на трассу на втором месте. Впереди только Физикелла. И Баттон, и Уэббер остались далеко позади.
Фернандо Алонсо атакует изо всех сил. Михаэля Шумахера он опередил, затянув до конца торможение перед Triangle, а затем лучше разогнавшись и стремительно выйдя из воздушного мешка. Фернандо уже на прямой был впереди, понятно что в первом повороте Михаэль уже ничего не мог поделать. Затем Алонсо круг за кругом сократил отставание от Баттона. Дженса он также уверенно проходит. Впереди остается Уэббер, а до Райкконена уже не дотянутся. Под занавес гонки Фернандо штурмует Марка, тот чуть не выбрасывает испанца в стену на стартовой прямой, но Алонсо проскакивает по самой правой кромке, будучи уже двумя колесами на траве!
Впереди же обостряется борьба за победу в Гран При. Райкконен ощутимо быстрее Физикеллы, и стремительно сокращает разрыв. Физико идет на пределе, обходя круговых в рискованном стиле. Тем не менее «серебряная угроза» с каждым кругом все ближе. За три круга до финиша Райкконен приступает к непосредственным атакам. Кими на торможении перед шиканой атакует итальянца, разгон лучше у финна, и все же в первом повороте Физи закрывает траекторию. Это предпоследний круг. В конце круга Райкконен вновь неумолим в шикане, Физико остается впереди, но Кими очень близок, он выходит из воздушного мешка очень быстро, практически в начале прямой. Джанкарло на грани фола пытается удержать Райкконена, но все тщетно – финн уже прорвался, и на входе в первый поворот последнего круга неоспоримо быстрее! Фантастический обгон! Последний круг – Райкконен вырывает лидерство и не сбавляет темпа. Кими на всех парах летит к отмашке финишным флагом, которую и пересекает первым.
Как он это сделал: уму непостижимо. Это просто нереально: так лететь на протяжении практически всей дистанции, и почти не имея шансов вырвать победу на последнем круге смелейшим маневром! Но Кими – это особый уровень, это пилот титанического уровня. Порой кажется, что таким по силам вообще все!
Кими выигрывает этот Гран При Японии когда казалось все обстоятельства этому противоречили. Выигрывает, стартуя с 17-го места. Выигрывает в фантастическом стиле. В ситуации, когда казалось все было против, он сокращает потери «МакЛарена» к минимуму. Кубок за победу в Гран При получает пилот, невероятно это заслуживший. За седьмую победу в сезоне. Столько в этом году не побеждал никто. Даже чемпион мира.
«Рено» берет двойной подиум и отбирает очки у «МакЛарена», но не столько, сколько можно было бы. Физико поднимается на вторую ступень подиума. Он конечно расстроен. Он заслуживал эту победу после невероятно сложного сезона, после всех проблем, когда наконец все, казалось, стало налаживаться. Физи потерял победу на последнем круге. Но он сделал все, что было в его силах. Просто один пилот, одна машина были в этот день быстрее. Алонсо поднимается на третью ступень, и он – один из героев Гран При. Старт, как и у Райкконена, из хвоста, финиш на подиуме. Как Фернандо и обещал, теперь, после завоевания титула, он поехал смелее, агрессивнее. И сколько красивейших обгонов он в этот день совершил! Браво!
Четвертое место приносит на свой счет Марк Уэббер. Редкий в последнее время результативный финиш «Уильямса». Но здесь, в Сузуке все сложилось удачно. Пятый - Дженсон Баттон, уступивший ныне в равной схватке Марку, который мог бы быть его партнером по команде. Надежды «БАР Хонды» на подиум не оправдались, но уступили они объективно сильнейшим соперникам. Дэвид Култхард – прекрасная гонка, шестой результат, очередные очки для «Ред Булла». Лишь седьмой Михаэль Шумахер, гонка была яркая, но не столь результативная как хотелось бы. И восьмой – Ральф, поул-мен Ральф. Тактика трех пит-стопов была явно проигрышной, но благодаря ей Шумахер-младший принес «Тойоте» поул в домашнем Гран При. Кристиан Клин, заслуживавший также оказаться в очках, первый, кто очков не набирает. Далее «Зауберы» Вильнева и Массы, «Феррари» Баррикелло, «БАР» Сато… Такума не смог занести себе в актив этот Гран При, впервые Таку не набирает очков в Гран При Японии.
Главная интрига оставшихся гонок – это борьба за Кубок конструкторов. На Сузуке это сражение развернулось крайне интересно. И несмотря на сход одного из «МакЛаренов» и старт из хвоста Кими Райкконен приносит 10 очков в копилку команды. Пилоты «Рено» сообща берут14 очков, и теперь, за этап до финиша чемпионата вновь меняется лидер Кубка конструкторов. «Рено» возвращает себе лидерство с разницей всего в 2 пункта. Впереди нас ждет захватывающий финал чемпионата мира Формулы-1. Вся борьба впереди. Гран При Китая уже в следующий уик-энд.
Дмитрий Шканов,
09.10.05
Тэги: бар, джанкарло физикелла, дженсон баттон, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, ральф шумахер, рено, сузука, тойота, ф1, фернандо алонсо, феррари, хуан пабло монтойя, япония