6 марта, Австралия, Мельбурн. Долгожданное открытие сезона, 56-го чемпионата мира Формула-1. Лучшего места для старта чемпионата, чем Австралия не найти. В то время как Европа только просыпается после зимы, на другом конце Земли, в Австралии стоит теплая погода – начинается осень. Городская трасса в мельбурнском «Альберт-Парке» носит скоростной характер – а это редкость для временных треков. Наконец прекрасная атмосфера окружает Гран При Австралии, атмосфера настоящего гоночного фестиваля, карнавала. Весь город в эти дни живет Формулой-1.
Между тем, несмотря на то, что новый регламент, сменившийся в который уже раз за последние годы находил немало противников, все с нетерпением ждали первого Гран При сезона. Перемены в регламенте спутали все карты, и до начала гонок было невозможно предугадать каким будет расклад сил в пелетоне на самом деле. Наибольшую интригу принес регламент на резину, по которому она теперь должна была проходить всю дистанцию Гран При. Впервые с начала 80-х годов прошлого столетия Ф-1 потеряла столь привычную процедуру смены покрышек в ходе гонки, этот элемент шоу, который стал неотъемлем от самих Королевских гонок. В каком состоянии покрышки будут к финишу можно было только гадать. Вкупе с правилом одного двигателя на 2 уик-энда это приводило к тому, что в пятницу и на утро субботы все заботы гонщиков будут о том, чтобы сохранить машину. В таких условиях еще большую ценность приобрела льгота, которой могут пользоваться команды, занявшие места в Кубке конструкторов с пятого и ниже. Третий болид в пятницу позволяет собрать огромную информацию. А среди топ-команд такую возможность имеет только «МакЛарен-Мерседес». Неудивительно, что третий пилот «МакЛарен» Педро де ла Роса был в пятницу одним из самых активных участников и завершил день с лучшим временем. Третьи пилоты «Тойоты», «Ред Булла» и «Джордана» также наматывали круги, в то время как основные гонщики предпочитали отсиживаться в боксах, сделав кружок-другой.
На субботний день была назначена очередная премьера: двухдневный формат квалификации с субботней и воскресной сессией. Третий за последние три года. Можно много спорить о преимуществах и недостатках новой схемы, но результаты говорят сами за себя. После утреннего дождя асфальт «Альберт-Парка» был мокрым, но подсыхал с каждой новой попыткой установления промежуточной поул-позишн. Пилот «Рено» Джанкарло Физикелла прекрасно проехал круг уже на сликах, опередив своего соотечественника Ярно Трулли из «Тойоты» и местного любимца Марка Уэббера – дебютанта «Уильямс БМВ». Как раз перед ним свою попытку совершил Жак Вильнев на «Заубер» также на сликах, но он проехал круг не слишком уверенно, показав при этом прекрасное четвертое время. И тут разверзлись небеса, трассу залило водой. Дальнейшие попытки были в основном попытками удержания болида на трассе. Фелипе Масса, выехавший из боксов еще на сликах и вовсе не смог закончить свой быстрый круг. Дождь начисто перетасовал результаты, а огромные отрывы между пилотами превратили утреннюю воскресную сессию с полными баками во многом в простую формальность. Так некоторые пилоты предпочли заменить мотор перед стартом гонки, не опасаясь быть отодвинутыми на 10 позиций назад. Именно так поступил Михаэль Шумахер, показавший в субботу лишь 18-е время. Тем не менее некоторые пилоты все же поменялись местами после воскресной сессии: Монтойя опередил своего партнера по «МакЛарену» Райкконена в борьбе за 9 позицию, а Култхард – своего коллегу Кристиана Клина в борьбе за пятое место. Третий ряд стартового поля – фантастический результат для команды «Ред Булл» в их дебютном Гран При!
Уже дебют в Мельбурне показал, что при переменных погодных условиях новый формат квалификации совершенно не отражает истинную скорость гонщиков, перемешивая стартовую решетку как карточную колоду. Впрочем, то же самое можно было сказать и о правилах, действовавших в последние два года.
Гонка
На первом старте глохнет мотор на болиде Кими Райкконена, «МакЛарен» финна откатывают на пит-лейн, откуда он и стартует. Второй старт проходит без проблем, и поул-мен Джанкарло Физикелла уверенно возглавляет гонку. Ярно Трулли сохраняет вторую позицию, а на третье место прорывается Дэвид Култхард, опережая Марка Уэббера. Жак Вильнев проваливает старт, откатившись с четвертой позиции в конец десятки. Тем временем Физикелла начинает потихоньку создавать отрыв. Итальянец пилотирует свою «Рено» уверенно и аккуратно. Трулли идет вторым, Култхард – третьим и его атакует Марк Уэббер. В хвосте пелетона Михаэль Шумахер, стартовавший с последнего ряда, и Кими Райкконен начинают прорыв, опережая две «Минарди», два «Джордана» и догоняя основную группу.
| |
Гонка Джанкарло Физикеллы уверенна и аккуратна. Вся его стратегия основывается на главном факторе, на резине. Он бережет ее, и постепенно поднимает темп, проходя круги все быстрее и быстрее. Джанкарло, пилоту, известному своим мягким стилем пилотирования это удается как нельзя лучше. Ярно Трулли на втором месте также идет очень уверенно. Все гонщики заботятся о своих покрышках, никто не желает стереть резину до корда. Марк Уэббер прессингует Дэвида Култхарда за 3 место, но не предпринимает каких-то сверхактивных действий. И лишь Фернандо Алонсо на пределе ведет свою «Рено», постоянно атакуя «Заубер» Вильнева, гораздо более медленный, собравший за собой целую группу гонщиков. Как умеет защищаться Вильнев – известно всем. Но Жак умеет и атаковать. Блестящая дуэль Алонсо и Вильнева, пилоты несколько раз меняются местами, пока наконец Фернандо не выходит вперед, уже окончательно.
Тактика этой гонки свелась к стратегии двух пит-стопов. Причем чем позже останавливался пилот, чем меньше оставалось топлива в баках его болида, тем он поднимался выше. И наоборот. Ярно Трулли оба раза остановился очень рано, и в результате откатился со второго места вглубь десятки. Гонка, начавшаяся для итальянца столь здорово, развивалась по разочаровывающему сценарию. Сбывались предсезонные прогнозы насчет «Тойоты»: новый болид быстр на нескольких кругах, но неуверенно смотрится на длинной дистанции. Подобно «Джордану» 2000 года, который также сконструировал Майк Гаскойн, и который пилотировал все тот же Ярно Трулли… Ярно потерял темп, и в свою очередь собрал целую группу более быстрых соперников, оказавшись под атаками своего бывшего партнера по «Рено» Фернандо Алонсо. Фернандо вновь прорывался с боем, и на этот раз опередил бывшего коллегу.
Зато гонка Физико была безупречна и в отношении тактики пит-стопов. Джанкарло лидировал с комфортным преимуществом. А вот для «Ред Булл» гонка складывалась просто блестяще! После первой остановки в боксах Култхард вышел уже на второе место, по-прежнему опережая Уэббера. Кто бы мог о таком подумать в межсезонье. Результаты, о которых в «Ягуаре» только мечтали, «Ред Булл» показывает в первом же Гран При. Неужели быки чувствуют себя на трассах Гран При лучше, чем дикие кошки?! Правда после второго пит-стопа Дэвид откатился на четвертое место, но он все же опережал Уэббера. Кристиан Клин тоже смотрелся на удивление уверенно. Он шел в очках, в плотной группе с Хуаном-Пабло Монтойей и Ником Хайдфельдом. За прошедший сезон вчерашний новичок очень вырос, не зря он получил премию F1 Racing лучшему новичку года.
Гонка постепенно подходила к финишу. Физико уверенно лидировал, на второе место вышел Рубенс Баррикелло, проводивший за рулем Ferrari F2004M блестящую гонку. Рубенс прорвался с 11-го стартового места, во многом благодаря правильной стратегии. На третье место вышел Фернандо Алонсо – его атаки были восхитительны, а тактика «Рено» великолепна. Култхард – четвертый, Уэббер – пятый… На первой гонке сезона, на не слишком абразивном покрытии Мельбурна пилоты обычно совершают немало ошибок, казалось, что на этот раз их будет особенно много, учитывая износ покрышек ближе к финишу. Но на удивление происшествий было немного. Лишь несколько небольших помарок некоторых гонщиков, в том числе Нарайна Картикеяна, да разворот Тьягу Монтейру. И одно столкновение, закончившееся обоюдным сходом. После второго пит-стопа Ник Хайдфельд выехал из боксов, оказавшись сразу за Михаэлем Шумахером. К тому времени действующий чемпион мира уже претендовал на очки, постепенно прорвавшись через трафик. Ник очень близко к Михаэлю, пытается атаковать и перед медленным правым Sport Center совершает ошибку, выехав на обочину двумя колесами и заблокировав резину. «Уильямс БМВ» таранит «Феррари» чемпиона мира в бок, и оба увязают в гравии… Великий и ужасный все же добился, чтобы его вытолкнули на трассу, и тихо-мирно вернулся в боксы. Болид был поврежден. Такая вот немецкая дуэль…
| |
Все. Финишный флаг взметнулся над стартовой прямой «Альберт-Парка». Праздник на улице «Рено». Блестящий триумф Джанкарло Физикеллы. В межсезонье ожидали, что Физико прекрасно справится с новыми правилами, что R-25 великолепен, и в Мельбурне будет как минимум на подиуме. Так и случилось. Джанкарло блестяще пилотировал на протяжении всех дней, на протяжении всей гонки и заслуженно завоевал свою вторую победу в Гран При Формулы-1! Как оказалось, он был настолько «консервативен» по отношению к резине, что сберег ее практически неизношенной, благодаря чему показал свой лучший круг в гонке незадолго до финиша. А лучший круг в гонке установил Фернандо Алонсо, занявший третье место. Блестящая, боевитая гонка испанца, в этот день он был самым зрелищным пилотом на трассе. «Рено» начинает и выигрывает! И просто фантастическое начало сотрудничества Джанкарло Физикеллы и «Рено»! Еще одними героями дня стала «Ред Булл Рэйсинг». И это сюрприз! Прекрасная стабильная гонка обоих гонщиков команды, о таком нельзя было даже мечтать! Култхард четвертый, Кристиан Клин просто здорово проявил себя и занял 7 место. «Феррари» выступила на этот раз далеко не в полную силу. Погодный фактор сыграл против Скудерии. Рубенс Баррикелло тем не менее смог извлечь максимум из возможного и завоевал подиум, а Шуми в кои-то веки сошел. Также не реализовали свои возможности и в «МакЛарен-Мерседесе», которых также как и «Рено» называли фаворитами Мельбурна. Но погодный фактор сыграл против команды. В итоге Монтойя занял 6 место, а Райкконен замкнул восьмерку. Первую дуэль выиграл колумбиец, но это только начало… Марк Уэббер привел свой «Уильямс БМВ» на 5 место, повторив свой результат дебютной гонки 2002 года. Но в отличие от того раза это далеко не триумф. Тем не менее вполне нормальное начало сотрудничества. И многообещающее, но неудачное начало для «Тойоты». Ярно Трулли, реально претендовавший на подиум занял лишь 9 место, не набрав ни одного очка.
Если же в целом подводить итоги Гран При Австралии, то нужно отметить две вещи. Первое и самое главное: новая резина удивительно вынослива. На многих болидах после финиша она внешне выглядела очень и очень прилично. Отзывы пилотов подтверждают это. Однако, погода в Мельбурне как и обычно была очень комфортной, асфальт не слишком абразивен, а гонщики в первой гонке по новым правилам – весьма аккуратны. Через две недели в Сепанге наступит настоящий момент истины: жуткая жара и скоростная трасса с быстрыми поворотами, в которых покрышки испытывают тяжелейшие боковые нагрузки. И второе: высокая надежность машин. На финише мы увидели целых 17 болидов, при этом из трех сходов лишь один был по техническим проблемам – Кристиан Альберс на многострадальной «Минарди». Но не стоит удивляться: все это мы уже видели в прошлом году. Через две недели в Сепанге при удушающей жаре и страшной влажности эти моторы пройдут второй подряд Гран При. Вот там и посмотрим. Пока же надежность на уровне прошлого года.
На этом «Большой цирк» прощается с гостеприимным Мельбурном. Через две недели Гран При Малайзии на трассе Сепанг, и вопросов по-прежнему немало.
Дмитрий Шканов,
06.03.05
Тэги: австралия, альберт парк, джанкарло физикелла, дэвид култхард, кристиан клин, мельбурн, новые правила квалификации, новые шины, ред булл, рено, рубенс баррикелло, ф1, фернандо алонсо, феррари