Вторым пунктом в программе чемпионата мира Формулы-1 2005 года значился Гран При Малайзии. Итак, пелетон приехал в Куала-Лумпур на грандиозный комплекс Сепанг, воздвигнутый Германом Тильке. Это значило, что 20 марта участников чемпионата мира ждало тяжелейшее испытание в сезоне. Страшная жара, еще более страшная влажность, большая вероятность дождя, который здесь имеет форму настоящего тропического ливня. Моторам большей части пелетона предстояло пройти здесь второй Гран При подряд, что по таким условиям весьма непросто, и это была одна из загадок нынешнего Гран При – сколько движков дотянет до клетчатого флага. Абразивность покрытия + жара: покрышкам на Сепанге должно было прийтись несладко. Но самое главное: эти условия очень тяжелы для людей, в первую очередь тех, кто сидит в кокпитах. В этом смысле Сепанг – настоящая «соковыжималка». Учитывая правило одного комплекта резины на весь уик-энд, гонщикам должно было быть еще тяжелее – ведь по мере износа резины ближе к финишу машину будет все сложнее и сложнее удерживать на трассе, и это на фоне накопившейся усталости. Такова общая картина гонок за Гран При Малайзии – этапа, который по-прежнему остается одним из самых экзотических в чемпионате мира.
Одна из главных новостей предшествующих гонке – первая смена состава в нынешнем чемпионате. Энтони Дэвидсон сменил Такуму Сато за рулем второго боевого болида «БАР-Хонды». Японец подхватил какую-то вирусную заразу, и учитывая тяжелые условия малазийской гонки ему было рекомендовано пропустить этап. Молодой англичанин Дэвидсон таким образом получил шанс показать себя в гоночных условиях, чего уже давно ждут его многочисленные поклонники в Британии.
Квалификация.
На сей раз, к счастью, обе сессии прошли в нормальных боевых условиях без каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Следовательно, условия в которых соревновались гонщики были достаточно равными. Сценарий получился таким: гонщики отличившиеся в субботу в воскресенье стремились закрепить результат и ехали надежно, в итоге после второй квалификации субботний расклад сильно не изменился. Вновь, как и в Австралии блистала команда «Рено». Фернандо Алонсо отметился прекрасным результатом и занял поул-позишн. Напомню, свой первый поул-позишн в карьере испанец завоевал также в Сепанге два года назад. Лидер чемпионата Джанкарло Физикелла показал третий результат. Здорово выступила и «Тойота». Ярно Трулли второй Гран При подряд привел болид на первую линию стартового поля – он второй. В этот раз достойно смотрелся и Ральф Шумахер, показавший превосходный пятый результат. Марк Уэббер занял четвертое место, в то время как его партнер Ник Хайдфельд был лишь 10-м. Кими Райкконен привел свой «МакЛарен-Мерседес» на шестую позицию, Монтойя – лишь 11-й. Вновь здорово выступила «Ред Булл Рэйсинг»: пилоты оккупировали четвертый ряд стартового поля, на этот раз Клину удалось опередить Култхарда. Неплохо квалифицировался Дженсон Баттон – девятым. Энтони Дэвидсон был 15-м. И, наконец, возникает вопрос: а где же «Скудерия Феррари»? Выбранная «красными» жесткая бриджстоуновская резина оказалась, как и ожидалось, в большом проигрыше по сравнению с «Мишлен». Итог: лучший пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло лишь на 12-м месте, в то время как Михаэль Шумахер и вовсе 13-й. Но, конечно же, «Скудерия» намеревалась отыграться в гонке за счет более жесткой резины, которая должна была быть выносливее шин конкурентов.
Гонка
56 кругов Сепанга. Тяжелейших кругов по очень техничной трассе, позволяющей гонщикам атаковать, заставляющей постоянно думать и пилотов, и инженеров. Весьма красноречива подготовка гонщиков на стартовой решетке – такое редко увидишь на трассах чемпионата мира, когда пилоты в последний момент натягивали свою амуницию, до последнего пытаясь укрыться в тени от палящего зноя.
Старт. Фернандо Алонсо блестяще реализовал свою поул-позицию, Физико пытался атаковать Трулли, но оба остались при своих. Сзади прорывался Баттон. После первого бурного круга, когда пелетон идет как обычно плотной толпой, все постепенно успокоилось, гонщики стали постепенно вытягиваться по трассе. Алонсо спокойно начал уходить от преследователей, далее уверенно шел вторым Трулли, опережающий Физикеллу. Спокойный ход первой трети гонки оживляла только позиционная борьба, возникающая в серединке пелетона. Все старались ехать достаточно аккуратно. Главным событием дебюта Гран При стал двойной сход пилотов «БАР-Хонды» - оба сошли из-за взрывов моторов, тех самых моторов, которые проходили свой первый Гран При, к тому же двигатель на машине Баттона был заменен еще в пятницу! Полный провал «Хонды», и вообще провальный старт чемпионата мира для команды, занявшей в минувшем году второе место в Кубке конструкторов.
Наступила первая волна дозаправок. Алонсо, Трулли, Физикелла сохранили свои позиции, только отрывы между ними росли все больше и больше. Блестяще сыграли в «МакЛарене», затянув пит-стоп Кими Райкконена. Финн перед остановкой штамповал один за другим быстрые круги на легкой машине, и выехав из боксов опередил не только своих ближайших конкурентов Хайдфельда и Ральфа Шумахера, но и Марка Уэббера! Гран При прекрасно складывался для «Летучего финна», и он вполне мог подняться очень высоко, но… Вскоре после пит-стопа на болиде Кими взрывается задняя правая покрышка. Райкконен смог удержать машину, вернулся в боксы, но времени было утеряно слишком много. В дальнейшем Кими, отброшенный в глубь пелетона, отметился лишь раз, когда филигранно обошел в шпильке Фелипе Массу.
Оттянули свои дозаправки в «Скудерии Феррари». В первой части гонки Баррикелло и Шумахер боролись только с парой пилотов «Заубера», после дозаправки Рубенс смог опередить пару пилотов «Ред Булл», уверенно шедших в очках. Подтянулся и Михаэль. Однако, жесткий «Бриджстоун» слишком плохо держал трассу. Вскоре бразилец попал под жесткие атаки Култхарда, который совершил блестящий обгон, а затем успехом увенчалась и атака Кристиана Клина в шпильке. Гонка для «Скудерии» складывалась явно неудачно, на второй пит-стоп Баррикелло зазвали слишком рано, а заминка отбросила Рубенса еще дальше. В конце концов Баррикелло завершил этот Гран При в боксах. К тому времени, увы, вылетел с трассы и Жак Вильнев, дебют которого в «Заубер» пока складывается не слишком оптимистично…
| |
Вернемся к лидерам. Если лидирующее положение Алонсо не вызывало больших вопросов, то «Тойота» на Сепанге выглядела очень уверенно. В отличие от австралийской гонки Ярно Трулли не потерял скорости и продолжал занимать вторую позицию. Свои пит-стопы итальянец совершал довольно поздно. Ральф Шумахер уверенно шел по трассе на пятом месте. Проблемы на сей раз начались у пилота «Рено» Джанкарло Физикеллы. Физико не мог поддерживать темп на уровне Алонсо, и его начали прессинговать Марк Уэббер и Ральф. Неподалеку находился и Ник Хайдфельд. Физико сдержал первые атаки пилота «Уильямс-БМВ», и в этот момент Ральф Шумахер очертя голову полез в атаку на Уэббера. «Тойота» в скольжении четырьмя колесами влетела в шпильку и коснулась «Уильямса» Марка. К счастью машины не были повреждены, но оба потеряли скорость, чем тут же воспользовался Ник Хайдфельд. Немец опередил пилота «Тойоты» и прессинговал партнера по команде. Еще в течении целого круга два гонщика «Уильямса» и пилот «Тойоты» вели феерическую борьбу, меняясь местами, пока окончательно не установился порядок Уэббер – Хайдфельд - Ральф Шумахер. Блестящая схватка стала украшением Гран При! И кто теперь скажет, что Ральф не умеет атаковать на трассе?! Великолепное сражение этих трех гонщиков пошло на пользу Физикелле, который смог оторваться, но ненадолго. Вскоре его настигли два «Уильямса». В шпильке Марк Уэббер атаковал, Физико до конца защищался и два болида столкнулись. «Рено» Физикеллы картинно перелетел «Уильямс» Уэббера, и оба болида застыли в гравии. Два гонщика, реально претендовавшие на подиум в Гран При Малайзии на этом завершили свою гонку. А вперед вышел Ник Хайдфельд.
В финале гонки Алонсо уверенно доводил дело до победы, Ярно Трулли спокойно шел вторым. Ник Хайдфельд, вышедший на третье место прилично отставал от пилота «Тойоты», но и его преследователи были далеко. Хуан Пабло Монтойя, оттянувший свой второй пит-стоп как можно дальше, вышел на четвертую позицию, опередив Ральфа Шумахера. Монти пилотировал в хорошем темпе, но до Хайдфельда ему было уже слишком далеко. Ральф же под конец сбросил темп, стараясь сохранить уже завоеванное пятое место и по пути потеряв аэродинамический элемент болида – сказался контакт с Уэббером. Дэвид Култхард шел на отличном шестом месте, до конца поддерживая хороший темп. Кристиан Клин откатился на восьмое место после того как его опередил Михаэль Шумахер, оттянувший свою вторую дозаправку. И вне очковой зоны оказались Кими Райкконен и Фелипе Масса. При этом Кими под самым клетчатым флагом догнал Клина, но атаковать не успел.
| |
Второй Гран При чемпионата вновь завершился блестящей победой пилота «Рено» - на этот раз им стал Фернандо Алонсо. Настоящий триумф «Рено»! Победа в Гран При Малайзии стала второй победой для Алонсо после Венгрии-2003, теперь он выходит в лидеры чемпионата мира. «Рено» уверенно возглавляет Кубок конструкторов. Блестящее второе место занял Ярно Трулли – бывший партнер Алонсо по «Рено». Первый подиум в истории команды «Тойота». Дела японской команды, кажется, наконец пошли в гору. Ральф Шумахер подкрепил успех команды, заняв хорошее пятое место. Первый подиум за «Уильямс» у Ника Хайдфельда, который проявил себя в этом Гран При с самой лучшей стороны. Ник ответил скептикам так как следовало – на трассе. Хуан Пабло Монтойя привел свой «МакЛарен-Мерседес» на четвертое место, но по большему счету эта гонка стала для «МакЛарена» гонкой упущенных возможностей. В большей степени это касается Кими Райкконена, Монтойя же не блистал в квалификации, зато гонку провел очень успешно. И все же «МакЛарен» претендует на совсем другой результат. Чего не скажешь о «Ред Булл Рэйсинг». Вторая подряд прекрасная гонка этой частной команды. Оба пилота вновь в очках: Дэвид Култхард на отличном шестом месте, а Кристиан Клин взял 1 очко за восьмое место. Витантонио Лиуцци есть о чем задуматься. «Феррари» из всей ситуации смогла взять 2 очка за 7 место Михаэля Шумахера. Налицо приличное отставание резины «Бриджстоун» от «Мишлена» при жаркой погоде + прошлогодняя Ferrari F2004-M по крайней мере не имеет никакого преимущества перед болидами соперников. «Феррари» надеется выпустить новый болид F2005 уже в Бахрейне через две недели. «Заубер» пока не может похвастаться приличным темпом. Что касается «БАР-Хонды» - то пока это провал. «Джордан» и «Минарди» показывает примерно те результаты, которые и предполагались большинством экспертов.
Подводя итог несколько слов по поводу нового регламента. Двигатели показали себя очень здорово, сходов по причине мотора мы почти не видели. Мотористы провели в межсезонье просто фантастическую работу. Резина: как и ожидалось, испытание Сепангом было очень сложным, и на финише мы видели просто измочаленные покрышки. Но тем не менее они прилично держали трассу, и всего один взрыв покрышки произошел в этом Гран При – на болиде Райкконена.
Теперь, после Малайзии расклад сил в пелетоне-2005 прояснился окончательно, хотя в ближайшее время нас ждут и некоторые изменения.
Сегодня мы увидели великолепный Гран При, но чемпионат не стоит на месте, и мы с нетерпением будем ждать следующий этап, который пройдет через две недели в Бахрейне.
Дмитрий Шканов,
20.03.05
Тэги: джанкарло физикелла, куала-лумпур, малайзия, ник хайдфельд, рено, сепанг, тойота, уильямс, ф1, фернандо алонсо, ярно трулли