Семнадцатый этап чемпионата мира Ф-1 2005 года – Гран При Бразилии на трассе «Интерлагос». Весенний Сан-Паулу встречал «Большой цирк» после перелета из осенней Европы. Встречал свежей прохладой: в это время года в Бразилии еще не жарко и часто идут дожди. Вероятность дождей была на протяжении всего гоночного уик-энда, что придавало предстоящей гонке дополнительный элемент неожиданности. В остальном же, все здесь для Королевы автоспорта привычно: и скромный по ее меркам паддок, и старая, но боевитая трасса с перепадами высот, и преданные болельщики…
Квалификация
Конец сезона – и все кто могут совершенствуют свою технику перед решающими сражениями. В Бразилии не стала исключением команда «Рено», возглавляющая зачет обоих чемпионатов. Новая аэродинамика и новая модификация мотора для R25 на «Интерлагосе» были в распоряжении Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикеллы. И не зря. Алонсо уверенно выиграл поул-позишн, что только усиливало его шансы на выигрыш титула уже на следующий день. Физикелла поддержал партнера по команде, показав третье время. «Рено» провела квалификацию более успешно, чем «МакЛарен», что было очень кстати для французской команды. Что касается «серебряных», их дела шли не так успешно, но все равно они по-прежнему могли считаться обладателями самых быстрых машин, а значит и главными претендентами на победу в воскресной гонке. Хуан Пабло Монтойя выступил удачнее партнера, показав второе время и разделив первый ряд с Алонсо. От Кими Райкконена ситуация в чемпионате требовала только побед, для чего немаловажно успешное выступление в квалификации, но в этот раз Кими ошибся. Кими ошибся на торможении перед первым поворотом, шиканой Сенны и, потеряв на этом более полусекунды, закончил квалификацию с пятым результатом. Монтойя перед началом уик-энда заранее заявил о своем поведении в гонке: «Если я буду лидировать, опережая Кими, но третьим будет Алонсо, я не уступлю победу Кими, так как Фернандо все равно станет чемпионом при таком раскладе». Хуан объявил о том, что и общественности Ф-1, и его собственному партнеру по команде не стоит ждать большой лояльности. В Кубке конструкторов вклад обоих гонщиков одинаков, и здесь Монти роль второго номера играть не намерен.
В первую четверку пилотов команд, сражающихся за титулы вклинился Дженсон Баттон, показавший четвертый результат и опередивший Райкконена. Партнер Дженса высокими результатами похвастать никак не мог: за столкновение в Спа с Шумахером Сато оштрафовали на -10 позиций на старте в Бразилии, и японец просто не стал совершать квалификационную попытку, а перед стартом гонки ему сменили мотор. Второй «БАР» закрывал стартовую решетку. Зато феноменально быстр был Кристиан Клин – фантастическое шестое время на счету молодого пилота «Ред Булл»! Клин опередил многих, в том числе и Михаэля Шумахера, показавшего седьмое время. Увы, но и на «Интерлагосе» «Скудерия Феррари» не могла претендовать ни на что сколько-нибудь высокое. Шуми седьмой, Рубенс Баррикелло и вовсе десятый. Рубенс в последний раз красовался перед родными трибунами в красной форме «Скудерии», но в этот раз – впервые за долгие годы, он не мог обнадежить свою торсиду шансами на победу. На победу на автодроме, бывшем для Рубиньо настоящим родным домом, где он так и не смог ни разу победить… Ярно Трулли показывает восьмое время, но замена мотора на «Тойоте» итальянца отбрасывает его на 10 позиций назад. Фелипе Масса квалифицируется девятым, с учетом штрафа Трулли он восьмой. Также Ральф Шумахер показывает 11-е время, но из-за технических проблем партнера по команде немец попадает в десятку.
Гонка
Воскресным утром прошел дождь, как и две недели назад перед гонкой в Спа. Но на этот раз к старту трасса была практически сухой, за исключением луж в некоторых местах. Все стартовали на псевдосликах, и в дальнейшем каких-либо проблем погода не создавала.
На старте Алонсо сохраняет лидерство, опережая Монтойю. Дженсон Баттон проваливает старт, откатываясь на две позиции назад, в то время как Кими Райкконен очень активен. Кими сразу обходит Баттона, и в первом повороте прессингует Физикеллу. Физико отчаянно защищается, но «МакЛарен» финна быстрее, и в конце задней прямой Reta Oposta Кими выходит вперед. Тут же «Рено» итальянца подвергается и атакам Михаэля Шумахера, резво начавшего гонку, немец выходит вперед. В гуще стартовой борьбы происходит завал. Антонио Пиццония, вновь заменяющий Хайдфельда в составе «Уильямса», оказывается зажат между партнером по команде Уэббером и Дэвидом Култхардом. Антонио касается «Ред Булла» шотландца, после чего неуправляемый «Уильямса» таранит Уэббера. Трое пилотов сходят, не успев проехать и круга, из них оба «Уильямса». Пицца перед домашними трибунами смог отметиться только зрелищным «крэшем».
Пейс-кар на трассе, пелетон, еще не успокоившийся после стартовой бури нейтрализован. Поводив поредевший пелетон в течении пары кругов, пейс-кар гасит огни и уходит в боксы.
Рестарт. Монти очень активен, но в первом повороте Алонсо удерживает первое место. Позади Физико успешно атакует и проходит Михаэля Шумахера. Монтойя не успокаивается, и на прямой Reta Oposta жестко идет в атаку. Фернандо есть чего терять, и он решает не рисковать. Монтойя выходит в лидеры. Колумбиец сразу взвинчивает темп, и постепенно уходит в отрыв от преследователей. Кими Райкконен догоняет Алонсо, но испанец не уступает в темпе. «Рено» и «МакЛарен» претендентов на чемпионат идут с примерно равной скоростью, что не может не радовать поклонников Фернандо. Финн должен отыгрывать у Алонсо очень много очков, а пока он идет позади соперника и ярых попыток атаки не предпринимает.
Подходит время первых пит-стопов. Пилоты «Рено» останавливаются одними из первых. Сначала Алонсо, потом Физикелла. Примерно тогда же останавливаются большинство пилотов, в том числе Михаэль Шумахер и Дженсон Баттон. Лидер гонки Монти оттягивает дозаправку до 28 круга – на 6 кругов позже Алонсо. В баках «МакЛаренов» больше топлива, и пожалуй только за счет этого Фернандо Алонсо удерживал темп «серебряных» на первых кругах гонки. В лидеры выходит Кими Райкконен, финн едет все быстрее и быстрее и останавливается только на 31 круге. Кими опережает Алонсо, выходя на второе место, более того, солидно отыгрывается у Монтойи. После пит-стопов Кими уступает Хуану лишь пару секунд. Тактика Райкконена, даже не смотря на ошибку в квалификации, вполне позволяет ему побороться за победу. В ходе первых пит-стопов вновь поменялись местами Шуми и Физико: Михаэль вышел вперед.
| |
«МакЛарены» лидируют. Монтойя на пару секунд опережает Райкконена и вся борьба у них впереди. Фернандо Алонсо уверенно идет третьим, ни о какой борьбе с «МакЛаренами» и не помышляя. Третье место – это его программа минимум, программа максимум. Это – чемпионство. И в такой ситуации на память приходят предстартовые слова Монтойи: он уступать победу Кими не намерен. Райкконен, конечно же хочет победить, и нас ждет, наконец, битва внутри новой команды-мечты Рона Денниса. Позади также происходит немало интересного. Рубенс Баррикелло догоняет Дженсона Баттона, в гонке его «Феррари» выглядит очень неплохо, что позволяет нам увидеть сражение будущих партнеров по команде. И здесь Рубенс вышел победителем, мастерски обогнав англичанина.
Наступает время для вторых дозаправок. «Рено» вновь останавливаются одними из первых, сначала Алонсо, круг спустя – Физикелла. Разница в шесть кругов сохраняется, выждав ее боксы посещает Монтойя. Перед дозаправкой Монти немного оторвался от Райкконена, теперь дело за финном. Оставаясь на трассе еще 5 кругов и взвинтив темп, Райкконен посещает боксы на 59 круге. Его дозаправка длится совсем недолго: до финиша остается совсем немного. Кими устремляется к выезду с пит-лейна, тем временем по трассе, через эску Сенны на заднюю прямую летит Монтойя. Они появляются практически одновременно, параллельно: Кими выезжает с пит-лейна, и Монти, вылетающий из Курва ду Соль. Но Монти чуть впереди, меньше чем в секунде. И все же впереди. Монтойя лидирует, Райкконен вплотную за ним, но уступать свое Хуан не намерен. Позади спокойно едет к третьему месту Фернандо Алонсо.
| |
До финиша Райкконен уже ничего не мог сделать: Монти завоевал свою победу. Ничто в этот раз не смогло помешать дублю «МакЛарен Мерседеса». «Серебряные» завоевывают первый дубль с 2000 года. Это уже должно было случиться по ходу сезона, но всякий раз что-то мешало. «Интерлагос» оказался милостив к «МакЛарену», и дубль состоялся здесь. В прошлом году Монти уже опередил Кими в схватке за Большой приз Бразилии, тогда, проводя последний Гран При за «Уильямс» он бросил серьезный вызов будущему партнеру по команде. Год спустя Хуан подтверждает свою скорость, опережая Райкконена вновь, уже будучи его партнером. Монтойя наконец опередил финна в непосредственной битве за победу, и это должно стать авансом их будущих сражений за чемпионат друг с другом. Что вполне может произойти, если «МакЛарен» по-прежнему будет обладать лучшей машиной Ф-1. Пока же «серебряные» благодаря дублю выходят в лидеры Кубка конструкторов. И тем не менее, было что-то, не позволяющее команде «МакЛарен Мерседес» сполна чувствовать ощущение победы. Был еще один пилот, радостно приветствовавший своих механиков на финише, кроме Хуана Пабло Монтойи. Это был Фернандо Алонсо, доведший гонку до уверенного финиша на третьем месте. А это обозначало одно: Фернандо Алонсо – новый чемпион мира. Это значило и другое: на и без того мизерных шансах Кими Райкконена на титул чемпиона-2005 поставлена окончательная, жирная точка. Чему финн, конечно же, был расстроен. Фернандо Алонсо же не скрывал своих чувств. Он их полностью выпустил наружу, приветствуя всех: команду, болельщиков, коллег. Он имел на это право после долгого сезона, в течении которого ему приходилось держать эмоции под контролем. Не скрывала чувств и команда, ничуть не сожалея об упущенном лидерстве в Кубке конструкторов. В этот день главным было не это. Главным была победа Алонсо в чемпионате, то есть то, ради чего весь чемпионат и проводится. Фернандо Алонсо – новый чемпион мира. Пилот, завершивший нескончаемую серию побед Михаэля Шумахера и «Феррари», продлившуюся с 2000 до 2004 года. Пилот, впервые принесший Испании звание чемпиона мира Формулы-1. Наконец, самый молодой чемпион мира в истории Формулы-1. Символично, что произошло это событие в Бразилии, на родине прежнего самого молодого чемпиона мира – Эмерсона Фиттипальди, в его родном городе Сан-Паулу. В этот день на подиуме стояли два победителя: Монтойя, выигравший гонку, и Алонсо, выигравший чемпионат.
Михаэль Шумахер финишировал четвертым, набрав важные очки в борьбе «Феррари» против «Тойоты» за третье место в Кубке конструкторов. Физико был пятым, и эти очки сыграют важную роль в схватке «Рено» и «МакЛарена» за Кубок конструкторов. Рубенс Баррикелло на родном автодроме также поддержал честь команды и свою честь – шестой результат. Дженсон Баттон финиширует седьмым, принося своей команде очередные очки. Одно очко восьмого места берет Ральф Шумахер, опередивший проводившего великолепный Гран При Кристиана Клина, Такуму Сато, пошедшего на тактику одного пит-стопа, в отличии от все остальных, выбравших два и прорвавшегося из хвоста, местного героя Фелипе Массу. Так завершился Гран При Бразилии, главным итогом которого стал выигрыш Фернандо Алонсо звания чемпиона мира.
Впереди у нас два этапа, два Гран При – Японии и Китая. Конечно, чемпион мира определился уже перед выездом «Большого цирка» в Азию, но в Формуле-1 осталось еще немало мест, которые нужно определить. И главная из этих позиций: вакантное место победителя Кубка конструкторов. Битва за него между «МакЛареном» и «Рено» обещает быть очень жаркой!
Дмитрий Шканов,
26.09.05
Тэги: бразилия, джанкарло физикелла, интерлагос, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, рено, сан-паулу, ф1, фернандо алонсо, феррари, хуан пабло монтойя