16 октября самый длинный чемпионат мира Формулы-1 завершился гонкой на трассе в Шанхае. Эта гонка подвела черту под 56-м чемпионатом мира и ответила на все оставшиеся вопросы. Главный из которых по-прежнему был: «Рено» или «МакЛарен»?
Квалификация
В этот уик-энд в Шанхае стояла теплая солнечная погода, в этом отношении чемпионат завершался как нельзя лучше. Поэтому, в отличии от событий недельной давности на Сузуке, в этот раз квалификационные заезды прошли без особых происшествий.
Хуан Пабло Монтойя, проходивший свою попытку вторым долгое время удерживался во главе списка. Так продолжалось до тех пор, пока пилота «МакЛарена» с верхней строчки протокола не потеснил Дженсон Баттон, проехавший очень хороший круг. Тем не менее, недолго Дженсу пришлось красоваться на промежуточной поул-позишн, вскоре на трассе появились более быстрые претенденты. В результате окончательное время поул-позишн установил чемпион мира Фернандо Алонсо, а благодаря его партнеру Джанкарло Физикелле «Рено» заняла первый ряд полностью. Кими Райкконен, закрывавший квалификацию, своего партнера опередил, но соперников из «Рено» - нет. Третье время на счету финна. Таком образом, второй ряд с Кими поделил Баттон, а Монтойя завершил квалификацию на пятом месте.
Михаэль Шумахер смог показать очень неплохое шестое время: «Феррари» в квалификации выглядела достаточно прилично. Что подтвердил пока единственный победитель Гран При Китая Рубенс Баррикелло, показавший восьмой результат. Великолепен был Дэвид Култхард, круг которого потянул на седьмое время. Десятку замкнули Ральф Шумахер, второй Гран При подряд опережающий своего партнера по команде Трулли, и Марк Уэббер, «Уильямс» которого в Шанхае оказался в неплохой форме.
Итак, после квалификации претенденты на Кубок конструкторов расположились в таком порядке: безусловно «Рено» в наивыгоднейшей позиции, оба пилота которой на первом ряду, но Райкконен третий – и учитывая его скорость, финн вполне мог прорваться вперед, а Монтойя сразу позади своего партнера – на пятой позиции, немного далековато, но выбираться с таких мест вполне возможно. Тем не менее, «Рено» оказывалась в гораздо лучшем положении.
Гонка
Происшествия в гонке за Гран При Китая начались еще до старта. Добираясь до своего стартового места, очень неплохого кстати, Михаэль Шумахер ехал очень медленно, совершая различные маневры для разогрева резины и тормозов. Сзади его нагнал несущийся Кристиан Альберс на «Минарди», разница в скорости была очень велика, а Михаэль, не заметив позади себя голландца, в очередной раз резко дернулся в сторону. В результате «Минарди» на полной скорости вмазалась в «Феррари» и даже подлетела в воздух. К счастью, все обошлось с минимальными последствиями, но Михаэлю пришлось на разбитой «Феррари» ковылять в боксы, где ему готовили запасной болид. Оба в итоге стартовали с пит-лейна. Так нехорошо для Михаэля Шумахера начинался Гран При Китая. Конечно, Михаэлю сменили тактику, заправив полный бак, для одной остановки на середине дистанции.
На старте «Рено», как обычно, выглядели на высоте. Фернандо Алонсо с хорошим запасом вошел в первый поворот лидером, Физико сохранил второе место, хотя его вплотную прессинговал Райкконен. Монтойя вышел на четвертое место, опередив Баттона. Другой «БАР», пилотируемый Такумой Сато напротив опередил несколько болидов, но лишь благодаря фальстарту, за который японец вскоре поплатился проездом через пит-лейн.
Первая часть гонки складывалась таким образом. Фернандо Алонсо отрывался все дальше и дальше, подобно тому, как он это делал в первых гонках сезона. Джанкарло Физикелла сдерживал пару «МакЛаренов», занимая второе место. Райкконен шел третьим, Монтойя четвертым. Эта троица проходила круги, как связанная одной ниточкой. Причем нельзя сказать, что Физико как-то усиленно сдерживал атаки «МакЛаренов», мешал им идти в своем темпе. Нет, Райкконен сам не предпринимал каких-то активных атакующих действий, шел примерно в 1,5 секундах от итальянца. Было видно, что темп «МакЛарена» финна не выше, чем у «Рено» Физи, но скорее всего в баках «МакЛаренов» было больше топлива. Монти тенью следовал за Кими, пару раз даже предпринял на него попытки атаки, которые прекратил, так как они были не в интересах команды. Складывалась в общем-то патовая ситуация для «МакЛарена»: может Физикеллу они бы и опередили, оттянув пит-стопы, но Алонсо то становился все дальше и дальше. К 20 кругу отрыв Алонсо от идущего вторым Физикеллы составлял уже около 17 секунд.
Ход гонки складывался в пользу «Рено», но тут произошли события, которые запланировать было никак нельзя. Постоянной атакой болиды расшатали бордюр на выходе одного из поворотов, одна плитка поребрика отвалилась от крепления, и Монтойя на полной скорости проехался по ней правым передним колесом, после чего плитка оказалась опасно лежащей на траектории. Монтойя отправился в боксы, где ему на всякий случай сменили правую переднюю покрышку, которая могла быть серьезно повреждена. На следующем круге колумбиец еще раз посетил своих механиков, на сей раз для дозаправки, которая запрещена одновременно со сменой резины. Сначала в данном месте трассы просто вывесили желтый флаг, но этого было недостаточно, и на трассу выехал пейс-кар. Пелетон был нейтрализован, чтобы маршалы смогли поправить бордюр, что они пытались сделать всеми силами.
| |
Отрыв Алонсо должен был мгновенно улетучиться, и в «Рено» принимают единственно верное решение, зазвав Фернандо в боксы. Быстрый пит-стоп, испанец покидает площадку, на которой тут же тормозит Физикелла. Итальянца зазвали на том же круге, чтобы не терять время за машиной безопасности, использовав отрыв между Алонсо и Физико механики блестяще справились с ситуацией. Джанкарло не пришлось ждать своей очереди ни доли секунды, после четкого и быстрого пит-стопа он вернулся на трассу впереди Райкконена, который также посетил боксы на том же круге.
Сгруппированный за пейс-каром пелетон выглядел следующим образом: Алонсо, отстающий на круг Альберс, Физикелла, Райкконен. Монтойя откатился на 14-ю позицию. Почти все пилоты совершили остановки за пейс-каром, одним из немногих, не посещавших боксы был Михаэль Шумахер, «Феррари» которого была заправлена на тактику одного пит-стопа. К этому времени Михаэль уже поднялся в первую десятку, должен был прорываться и дальше, но… Преследуя Массу позади пейс-кара Михаэль внезапно потерял контроль над своей «Феррари», развернувшийся болид завяз в гравийной полосе. Михаэль печально побрел к ограждениям…
На рестарте Алонсо уверенно сохраняет лидерство, используя прослойку в виде круговой «Минарди». Физико пытается обогнать Альберса еще на стартовой прямой, это ему не удается, но в первом повороте голландца разом обходят и итальянец, и следующий за ним вплотную Райкконен. Далее для Альберса началась не очень приятная ситуация, когда в сложной связке первых поворотов его то с одной, то с другой стороны обходили гораздо более быстрые болиды лидеров. Монтойя же в это время заруливал в свои боксы. Гонка для колумбийца закончилась по техническим причинам, почти сразу после схода его соперника в борьбе за третье место в личном зачете Шумахера. Положение «МакЛарена», оставшегося с одним Райкконеном на трассе еще более осложнилось. При данном раскладе Кубок конструкторов брала «Рено».
Фернандо Алонсо вновь стал создавать отрыв от преследователей. Райкконен вплотную преследовал Физико. Первая волна пит-стопов прошла при пейс-каре, теперь надо было думать об отрыве для вторых дозаправок. Но в этот день пейс-кару было суждено появиться на трассе еще раз.
По прошествии примерно половины дистанции Нарайн Картикеян жестко разбивает свой «Джордан» об ограждения на выходе из одного из поворотов. Разбитый болид застывает посередине трассы, карбоновые обломки устилают всю ширину полотна. Несколько болидов чудом уворачиваются от вылетающего обратно на трассу неуправляемого «Джордана» и града его обломков. На трассу, естественно, сразу выезжает автомобиль безопасности. Картикеян несколько секунд приходил в себя после шока, после чего самостоятельно покинул машину и добежал до ограждений, после чего неторопливые китайские маршалы начали уборку с трассы остатков болида.
Большинство команд решают сменить тактику и зазвать своих пилотов в боксы в этот момент. Алонсо останавливается, в это время Физико старается для себя и команды, сбрасывая темп, чем заставляет сбросить темп и Райкконена, и всех остальных, позади следующих. Тем самым Физикелла повторяет маневр Райкконена в Спа. Фернандо благополучно возвращается на трассу лидером, в это время в боксах Физико и Райкконен. На этот раз механики «МакЛарена» сработали быстрее оппонентов, и Кими возвращается на трассу впереди Джанкарло. За игры же со сдерживанием пелетона Физикелла получит от стюардов штраф в виде проезда по пит-лейн незадолго до финиша. Итак, Алонсо лидер, а вот за ним целая группа пилотов, решивших не останавливаться за пейс-каром. Это Ральф Шумахер, Кристиан Клин и Фелипе Масса. Этим пилотам еще предстоит останавливаться ближе к финишу, в то время как весь остальной пелетон, в том числе трое лидеров до финиша едут без дозаправок.
На рестарте Алонсо уходит вперед, за ним в свою очередь следует Ральф. Далее пара Масса и Клин, Райкконен на четвертом месте медленно но верно отрывается от Физико. К этому моменту Фернандо Алонсо практически обезопасил себя от преследователей и уверенно доводил гонку до финиша. После пит-стопов группы пилотов, Райкконен вышел на второе место, Физикелла на третье, но они были уже далеко от Алонсо. Тактика Ральфа, Фелипе и Кристиана оказалась в общем-то верной. Конечно, Райкконена с Физикеллой они пропустили обратно, зато опередили целую группу пилотов, находившихся впереди них до вторых пит-стопов.
В этой самой группе под конец гонки проходила красивая борьба, украсившая этот Гран При. Шины Рубенса Баррикелло, проводившего очень приличную гонку и претендовавшего на хорошие очки сдавали все больше и больше, и к его атакам приступил Марк Уэббер. Долгое время продолжалась интереснейшая борьба, когда Марк атаковал, но Рубенс, теряющий скорость блестяще защищался. Наконец, при очередном жестком торможении в конце длинной прямой Рубенс ошибается, заходит в шпильку слишком широко, и мимо него проносится Уэббер и вплотную его преследующий Баттон. Тут же с Рубенсом поравнялся и Дэвид Култхард, но Баррикелло успел удержать шотландца позади себя. Однако через пару кругов непрестанных атак ДиСи обходит бразильца.
Впереди Алонсо уверенно едет к победе, Райкконен на легчающей машине несется все быстрее и быстрее, а Физикелла вынужден уступить Ральфу Шумахеру третье место из-за проезда по пит-лейн.
Наконец 56 кругов борьбы за китайский Гран При завершаются, и Фернандо Алонсо, победно вскинув руки пересекает финишную линию под клетчатым флагом победителем. «We are the champions, we are the champions!» - эти слова ликующего Алонсо говорят сами за себя. «Рено» выигрывает Кубок конструкторов! Фернандо Алонсо выигрывает Гран При Китая, завоевывая седьмую победу в сезоне, и не позволяя Кими Райкконену выиграть больше Гран При в этом чемпионате. «We are the champions!» - это сегодня про «Рено»!
Кими Райкконен финиширует вторым, «МакЛарену» все же не удалось одолеть «Рено» в битве за Кубок конструкторов. Причем в последней гонке «Рено» взяла свое и скоростью и надежностью. Джанкарло Физикелла финиширует четвертым, догнав, но не успев обогнать Ральфа. Физико не смог подняться на подиум, хотя очень этого заслуживал. Потому что в победе «Рено», в Кубке вообще, и в этой гонке в частности очень большая заслуга Джанкарло. Зато на третье место на подиуме поднялся Ральф Шумахер. Сегодня его тактика оказалась верна, плюс немного повезло, и Шумахер-младший заканчивает сезон на высоте. «Тойота» завершает сезон на хорошей ноте.
Великолепное пятое место для Кристиана Клина, и шестое место для Фелипе Массы в его последней гонке за «Заубер». Эти молодые пилоты выступили в Гран При Китая очень ярко. Седьмое место завоевывает Марк Уэббер. Сезон для «Уильямса» и для Марка заканчивается неплохо, сегодня Уэббер показал себя с лучшей стороны. Восьмое место занимает Дженсон Баттон. Дэвид Култхард девятый, в этот день он первый, кто не набирает очков. Хотя сегодня шотландец этого заслуживал, проводив еще одну очень уверенную гонку, но немного ошибившись со стратегией.
Итак, «Рено» - чемпионы Кубка конструкторов. Победу в командном чемпионате французы присоединяют к триумфу в личном зачете Фернандо Алонсо. Великолепный сезон для «Рено».
Чемпионат 2005 завершен. В этот день закончилась целая эпоха в Формуле-1, эпоха моторов V10. Что символично, закончилась она победой «Рено», команды, ставшей пионером технологии V10. Заканчивается в Ф-1 эра частных команд. Гран При Китая стал последним для команды с названием «Джордан», последней гонкой для «Заубера» и «Минарди». Настало время провести логическую черту под чемпионатом 2005.
Великолепный сезон окончен. Но жизнь не стоит на месте, и впереди нас ждет следующий чемпионат, следующие Гран При. А пока – перерыв.
Дмитрий Шканов,
16.10.05
Тэги: джанкарло физикелла, кими райкконен, китай, макларен, ральф шумахер, рено, тойота, ф1, фернандо алонсо, шанхай