Шестой этап чемпионата мира Ф-1, Гран При Монако. Добро пожаловать на улочки средиземноморского княжества!
Гран При Монако – уникальный этап в календаре, гонка на легендарной городской трассе. Какими только штампами не обросли улочки Монте-Карло с момента проведения первого Гран При в 1929 году, и главное – что все это правда. И «гонка в шорах», и «езда на го-карте по собственной квартире» - все это довольно точно отражает пилотаж между стальными отбойниками на улицах средиземноморского княжества.
Монако – это самый престижный этап Гран При. Самая пафосная, самая гламурная гонка в сезоне. Нигде на Формулу-1 не съезжается такое число знаменитостей, такое число богачей как в Монте-Карло. Паддок Монако просто-таки наводнен знаменитостями. Многие из этих людей, приобщающихся раз в год к Гран При, ведущие ночной образ жизни, в субботу и воскресенье просыпаются в своих номерах от пронзительного визга моторов Ф-1: это с утра пораньше начинаются тренировки.
Команда «Ред Булл» взяла пример со своей предшественницы «Ягуар Рэйсинг» в плане рекламы последних новинок кинематографа. Правда другого эксклюзива, присущего «Ягуару» «Ред Булл» лишился: в этом году этой команде не доверили нести на носах своих болидов драгоценнейшие бриллианты после прошлогоднего инцидента с Кристианом Клином, когда после его аварии бриллиант потеряли и так и не нашли! Бриллиантами на этот раз украсили шлемы гонщиков «МакЛарен Мерседес» Кими Райкконена и Хуана Пабло Монтойи. Зато «Ред Булл» диктует моду в области кино. В Монако команда вела рекламную акцию по раскрутке новейшего произведения Джорджа Лукаса: последнего, третьего эпизода «Звездных Войн», в цвета этого фильма были раскрашены болиды «Ред Булл». Коллектив фильма во главе с Лукасом также отвлекся от проходящего в сорока километрах от Монако в Каннах знаменитого кинофестиваля и посетил боксы команды Ф-1. Правда так и не понятно на какой стороне Силы выступал «Ред Булл». Зато все ясно с «БАРом», который явно перекинулся на Темную сторону Силы, из-за чего и пропускал второй Гран При подряд, причем самый важный в плане привлечения спонсоров. Однако, какой бы стороны Силы вы бы ни придерживались одно ясно как день: для успешного управления болидом Ф-1 в «бобслейном желобе» улочек Монте-Карло нужны поистине качества, присущие джеддаям.
И все же этот Гран При Монако был совсем другим, он отличался от предыдущих гонок. Это был первый Гран При Монако без князя Ренье, скончавшегося нынешней весной после долгой борьбы с тяжелой болезнью. Ныне на престоле княжества бывший принц Альберт, которому и предстояло вручать призы на подиуме как главе этого маленького государства, наверно, самый спортивный монарх на нашей планете. Перед стартом гонки все почтили минутой молчания князя Ренье, человека, сделавшего очень много и для своей маленькой страны, и для Гран При Монако. Почтим и мы этого человека.
Квалификация
Квалификация в Монте-Карло решает почти что все, то есть исход гонки. Квалификация в Монте-Карло – это половина дела. А поул – половина победы. Правда статистика говорит немного другое, но тем не менее оспаривать важность стартовой позиции в этом Гран При, в котором практически нет возможности обгонять, бессмысленно. Поэтому все старались как можно усерднее поработать на тренировках, что для этого сезона редкость, чтобы подобрать наилучшие настройки. Опять же немало было навешанных на отбойники болидов – на тренировках в Монако дело обычное.
«Рено» смотрелась в Монако очень и очень неплохо, как и в прошлом году. Ожидания в команде были самые оптимистичные. Но еще лучше смотрелся «МакЛарен». В команде «серебряных стрел» наконец справились со всеми проблемами, и кажется теперь они неудержимы. Что показала и нынешняя квалификация. Фернандо Алонсо, выезжавший в субботу предпоследним прекрасно проехал круг и уже праздновал поул, но не тут то было. Кими Райкконен пронесся на своей «стреле» так, что опередил испанца почти на полсекунды, заодно обновив рекорд трассы Монте-Карло! Просто захватывающе смотрелся этот филигранный и такой быстрый круг в миллиметрах от отбойников. В воскресенье утром ситуация поменялась, Алонсо был намного быстрее Райкконена и почти его опередил. Не хватило самой малости, Райкконен завоевал третий поул-позишн в сезоне, а Алонсо делил с ним первый ряд, который в Монако значит очень много. Было очевидным, что поведение болидов с полными баками значительно разнится.
Одним из ярких моментов субботней квалификации стала авария Ральфа Шумахера. Пилот «Тойоты» ошибся на апексе на входе в «Табак», в результате его круг закончился в противоположной стене. К счастью авария, выглядевшая довольно опасно закончилась для Ральфа благополучно. Но вот надежда на хороший результат в гонке при старте с последнего ряда практически испарилась.
| |
Уверен был Марк Уэббер, приведший свой «Уильямс» на отличное третье место. Физико подтвердил форму «Рено», завоевав право стартовать четвертым. Ярно Трулли, в отличие от партнера по команде, выступил успешно, на его счету пятая стартовая позиция. Третий ряд он поделил со вторым представителем «Уильямса» Ником Хайдфельдом. А вот второй гонщик «МакЛарен» отличиться не сумел, вернее отличился, но в другом плане. Еще в субботу он вполне мог надеяться на высокий результат, занимая промежуточную пятую позицию. Но его ошибка на субботних заездах, приведшая к массовой аварии, закончившейся к счастью благополучно, не была оставлена без внимания стюардами Гран При, за что горячий колумбиец был наказан лишением квалификационного времени и отправился в хвост пелетона.
«Скудерия Феррари» вновь не радовала болельщиков квалификационной скоростью, что, увы, становится делом привычным. Михаэль Шумахер привел свой болид под первым номером на восьмое стартовое место, Баррикелло был десятым. Примерно такую же скорость показывала пара из «Заубера», но в этот раз Жак Вильнев был быстрее партнера по команде, он девятый, Масса – 11-й. Не часто это происходит в нынешнем сезоне, но в Монако Вильнев выглядит, как обычно, уверенно. Дэвид Култхард, старый мастер по гонкам в княжестве, порадовал свою команду, показав блестящий седьмой результат, впереди Шумахера. Новичок Лиуцци был значительно медленнее, но особых надежд команда на него возлагать не могла, пусть он и побеждал здесь в Ф-3000 в прошлом году. Первая Формула – это другой уровень. Зато на Дэвида «Ред Булл» мог рассчитывать в полной мере. «Да прибудет с ним Сила», - наверняка думалось Кристиану Хорнеру в тот момент.
Гонка
Старт в Монако очень важен. Зачастую он предопределяет дальнейшее развитие гонки. Первые метры гонки прошли довольно бурно, в жесткой, но корректной борьбе за право первым войти в первый поворот Гран При Монако. Кими Райкконен смог удержать первое место, несмотря на то, что Алонсо прекрасно среагировал и прессинговал лидера. Но финну удалось быть первым, несмотря на перетормаживание на входе в St Devote. Сзади на третье место пробился благодаря великолепному старту Физикелла. Трулли также промчался мимо Марка Уэббера. Позади Монтойе удалось удачно стартовать, он сразу смог опередить аутсайдеров и вышел на порог очковой зоны. Ральф Шумахер, стартовавший последним, продирался сквозь медленные «Джорданы» и «Минарди».
После первого круга, проходящего обычно бурно, в борьбе почти колесо в колесо, гонка стала успокаиваться, входя в обычный ритм. Конечно ритм Райкконена обычным назвать было нельзя, финн буквально летел по улочкам, постепенно начиная отрываться от парочки «Рено». Далее шли Ярно Трулли, два «Уильямса», Култхард, Шумахер. Ральф Шумахер изо всех сил старался прорваться наверх, что ему постепенно удавалось. Ральф удачно разбирался с медленными болидами соперников, что, как известно, в Монако делать очень непросто. Опытный гонщик даже на значительно более медленной машине может запереть соперника за собой. На счастье Ральфа, нынешние гонщики «Джордана» и «Минарди» опытными в Монако считаться не могут.
Гонка спокойно подходила к первой волне пит-стопов, как на трассе начали происходить бурные события. Кристиан Альберс ошибся на входе в «Мирабо», «Минарди» развернуло поперек трассы, причем в таком месте, что пилот, входящий в поворот его не видел. Дэвиду Култхарду оставалось только экстренно уворачиваться и тормозить, в результате чего в него сзади врезался Михаэль Шумахер, а дальше собралась целая группа пилотов. К счастью, серьезной аварии не вышло, всем удалось вовремя затормозить, образовалась только некоторая «пробка». Что привело к выезду на трассу сейфти-кара и массовым пит-стопам. Участникам завала удалось благополучно вернуться в ход гонки, кроме Култхарда, заднее антикрыло «Ред Булла» которого было повреждено столкновением с Шуми. Дэвид сходит в боксах, надежды «Ред Булла» на успех тают. Михаэль Шумахер в боксах меняет переднее антикрыло и возвращается на трассу, но уже в круге от лидера Райкконена. Который, кстати, не поехал под желтыми флагами в боксы, как и Ярно Трулли, вышедший благодаря этому на второе место. Пит-стопы совершили обе «Рено», причем Физикелле пришлось ждать пока дозаправят Алонсо, «Уильямсы» и большая часть пелетона. В результате порядок следования по трассе поменялся, Физико откатился вглубь восьмерки. После рестарта Райкконен снова оторвался от преследователей, которые не могли навязать ему борьбу.
Кими совершал только один пит-стоп на середине дистанции, причем покинув боксы он вернулся на трассу лидером, настолько был велик его отрыв от преследователей. Трулли также останавливался один раз, что было очень перспективной тактикой в Монако. Один раз останавливались и «Рено», хотя их первый пит-стоп был очень ранним, в ходе следования пелетона за пейс-каром. Болидам французской команды топлива хватило до финиша. «Уильямсы», как и большинство останавливались два раза. Причем Ник Хайдфельд, остановившийся на круг раньше Уэббера, ехавший перед пит-стопом вплотную за австралийцем, после пит-стопов оказался впереди партнера, несмотря на более раннюю остановку. В нынешнем сезоне это редкость, Нику безусловно помогло то, что Уэббера сдерживал Алонсо.
А вот тут мы подошли к самому интересному. Такой феерии обгонов в Монако не было давно, подобное вряд ли припомнят даже старожилы этой гонки. Ближе к финишу болиды «Рено» стали резко терять скорость, и собрали за собой большие группы пилотов. Фернандо Алонсо оборонялся как мог от пилотов «Уильямса», которые несмотря на лишний пит-стоп вскоре вновь догнали испанца. Физикелла же собрал за собой трафик из своего соотечественника Ярно Трулли, Хуана Пабло Монтойи, двух «Зауберов», Ральфа, Баррикелло и Михаэля Шумахера, благодаря итальянцу догнавшего эту группу и получившего шанс на очки. Долго сохранять спокойствие эта группа не смогла. Физикелла защищался как мог, но находился под постоянным прессингом, его болид был ощутимо медленнее. Другие пилоты тоже зря время не теряли и атаковали друг друга. Группа стала редеть… Жак Вильнев прессинговал партнера по команде, в St Devote канадец совершил атаку, но ошибся при атаке бордюра, заблокировал колеса и отправился прямиком в отбойник. Заблокировав заодно и Массу. «Зауберы» свой шанс на очки потеряли. Оба вернулись в гонку, Вильнев не повредил машину, успев затормозить, но поезд уехал. Далее события развиваются просто феерически. Ярно Трулли устает ждать и совершает безумную атаку по бордюрам в шпильке «Левс». «Тойота» буквально пролетает мимо «Рено», а за ней в щель проползает и Монтойя. После этого Физико попадает просто-таки под шквал атак Ральфа Шумахера и пилотов «Феррари», они один за другим проходят итальянца. Трулли было взвинчивает темп, в боксах «Тойоты» ликование, но счастье было недолгим. На торможении перед шиканой Трулли разворачивает, мимо проносится Монти. Далее Ярно Трулли теряет темп. Сказалась видимо безумная скачка по бордюру в «Левсе». Кто бы мог подумать, что спокойный итальянец способен на такое, атака скорее в стиле самурая Сато. Впереди происходят не менее захватывающие события. Два «Уильямса» прессингуют Алонсо, испанец защищается из всех сил, на что он мастер. И тем не менее Хайдфельду удается казалось бы невозможное. Ник на торможении после тоннеля опережает Алонсо, и филигранно входит в шикану, без всякого намека на срез. После этого немец уносится вперед, как ветер, а за Алонсо принимается Марк Уэббер. Он, говоривший, что Хайдфельд не борется за позицию на трассе должен быть уязвлен, и должен показать себя не хуже. Несколько раз Марк опережает Фернандо на торможении перед шиканой, но каждый раз немного срезает ее, пройти также филигранно как и Нику австралийцу не удается. Видя это, Алонсо также срезает шикану и остается впереди, за обоюдное нарушение наказывать не должны. И тем не менее, во время очередного такого маневра Марк оказался лучше на разгоне, «Уильямс» и «Рено» бок о бок мчались по прямой, но в «Табаке» первым был Уэббер. «Уильямс» уходит вперед, к подиуму, а «Рено» Алонсо вскоре попадает под атаку группы во главе с Монтойей. Однако остается уже совсем ничего, и Фернандо удается сдержать атаки, финишировав четвертым.
Тем временем Кими Райкконен триумфально проносится первым под клетчатым флагом, выигрывая впервые Гран При Монако в блестящем стиле. Кими не имел соперников, он был лучшим в квалификации, лучшим в гонке, и лидировал от старта до финиша. До «Большого шлема» ему не хватило лишь одного – быстрейшего круга, который на счету Михаэля Шумахера, бывшего во второй половине гонки весьма быстрым. Двойной подиум «Уильямса-БМВ», Ник Хайдфельд – второй, это его лучший результат в карьере, Марк Уэббер впервые поднимается на подиум. Марк с одной стороны доволен результатом, но с другой – его быстрый партнер по команде впереди него, несмотря на всю критику, причем Ник проявил себя просто великолепно.
А сзади до последнего кипела битва! Алонсо удержался четвертым, зато Михаэлю Шумахеру на торможении перед шиканой удалось опередить Рубенса Баррикелло, этой атаки просто не ожидавшего. На финише Михаэль предпринял запоздалую атаку на брата, но безуспешно. Итак, здесь Монтойя привел свой «МакЛарен» пятым, что блестяще при старте с последних мест. Ральф Шумахер: на счету пилота «Тойоты» просто фантастический Гран При, при старте последним он финишировал шестым, проведя прекрасную боевитую гонку. Шуми-старший седьмой, Баррикелло – восьмой. Далее за пределами очков Масса, Трулли, Вильнев, Физикелла – все также герои этого Гран При в разной степени.
Фантастический Гран При Монако, гонка, в которой обычно бывает два-три обгона в этот раз ознаменовалась просто феерией обгонов. Как такое возможно на этих узких улочках в Монте-Карло просто уму непостижимо!
В чемпионате интрига возрастает. Алонсо финишировал четвертым, Райкконен победил – до лидера чемпионата финну еще далеко, но он все же приблизился. В Кубке конструкторов «МакЛарен» благодаря великолепному выступлению Райкконена и Монтойи приблизился к «Рено» вплотную.
Дмитрий Шканов,
22.05.05
Тэги: кими райкконен, макларен, марк уэббер, михаэль шумахер, монако, монте-карло, ник хайдфельд, ральф шумахер, рено, рубенс баррикелло, уильямс, ф1, фернандо алонсо, феррари