В 2013 году технический регламент Формулы-1 в основном остается неизменным. Однако есть и ряд перемен, на первый взгляд небольших. Live Talk Racing представляет вашему вниманию первую часть перевода материала британского Autosport, посвященного этой теме.
В этом году болиды Ф1 будут по определению лучшими из поколения. За несколько прошедших лет было немало изменений в текущем своде правил, представленном в 2009-м, но 2013-й – заключительный для нынешней семьи автомобилей. Red Bull RB9, представленный в воскресенье, 3 февраля, прямой потомок, праправнук, если можно так выразиться, машины, которая завоевала для команды первую победу четырьмя годами ранее. Хотя правила в основном остались неизменными по сравнению с 2012 годом, есть несколько нововведений, которые могут быть достаточно значимыми.
- Увеличение веса.
Минимальный вес (правила оговаривают вес машины с гонщиком) болида Ф1 увеличен на 2 кг (642 кг против 640 кг). Это вызвано незначительным увеличением веса новой резины Pirelli. Распределение веса по-прежнему регламентировано: 292 кг спереди / 343 кг сзади.
- Применение зон использования DRS в каждой сессии.
Для первых двух сезонов «эры DRS» применение системы в ходе тренировок и квалификации было нелимитировано, в то время как в гонках ограничено заранее обозначенными зонами. В 2013-м, ограничение использования DRS обозначенными зонами будет применяться по ходу всего уик-энда.
Таким образом, влияние DRS на время круга в квалификации будет не сильно отличаться от того, что мы видим в гонке, по сравнению с предыдущими сезонами, когда эффективная DRS позволяла получать значительное преимущество на квалификационном круге. На первый взгляд, изменение в правилах пойдет на пользу Ferrari, темп которой по ходу гонок прошлого сезона был на уровне Red Bull и McLaren, но в квалификации пилоты Скудерии сильно теряли именно из-за не слишком эффективной DRS.
- Краш-тесты.
Более строгие краш-тесты «ячейки безопасности», а также структур, работающих на скручивание. Однако, заметного влияния на внешний вид болидов это не окажет. Как и в прошлом году, все краш-тесты должны быть пройдены до старта официальных тестовых сессий.
- Запрет двойной DRS.
Система «активной» двойной DRS, которая, через открытие отверстий в торцевых пластинах заднего антикрыла «включала» систему трубок, проложенных внутри автомобиля, чтобы воздействовать на различные части в передней части болида, в первую очередь, на переднее антикрыло, запрещена. В прошлом году первой такую разработку внедрила команда Mercedes, позже подобная концепция была применена Red Bull. Влияние этого изменения ограниченно, в силу того, что в отличие от двух предыдущих сезонов, использование DRS по ходу квалификации будет не столь продолжительным. Системы «пассивной» двойной DRS, испытывавшиеся в прошлом году Mercedes и Lotus, тем не менее, остаются легальными.
- Более красивые машины? Накладная панель.
Неприглядная ступенька на носу большинства болидов была главной темой обсуждений по ходу сезона презентаций в прошлом году. Таковая конструкция была результатом, во-первых, изменений в правилах, нацеленных на понижение носовой части автомобилей по соображениям безопасности в случае Т-образного столкновения, а, во-вторых, получением преимущества в аэродинамике от как можно большей высоты шасси. Чтобы решить данную проблему команды могут теперь закрыть ступеньку накладной панелью. Это не является обязательным.
- Ужесточение правил в области гибких крыльев.
Сила, прилагаемая в ходе тестов на гибкость передних антикрыльев, была увеличена в прошлом году, однако изменения этого года касаются того, как эта сила прикладывается. Конструкции не позволяется отклоняться более чем на 10 мм, когда прикладывается сила в 1000Н. Ранее сила прикладывалась в центре крыла, но в этом году она будет прикладываться в двух разных местах. Первая точка приложения – в 675 мм от осевой линии переднего антикрыла, другая – в 300 мм далее. Данный тест более приближен к нагрузкам, которые испытывают передние крылья в реальных условиях.
Минимальные изменения в техническом регламенте означают то, что большинство болидов 2013 года представляют собой эволюционное развитие прошлогодних автомобилей. В этом году сложно ожидать каких-то революционных технических решений. Плотность пелотона должна только возрасти – при стабильном техническом регламенте середняки и аутсайдеры подтягиваются к лидерам. Тем не менее, главная сложность и главный вызов 2013 года – в силу серьезных перемен в 2014-м, командам придется рано сконцентрироваться на проектах для следующего года. Ведущие команды, такие, как Ferrari, уже сейчас распараллелили работы над текущим проектом и проектом следующего года. Однако в силу ограниченности ресурсов, в какой-то момент от развития машины текущего года придется отказаться в пользу проекта следующего года. Это означает то, что команды, не добившиеся успеха на старте сезона, рано сконцентрируются на машинах для 2014-го, просто доезжая нынешний сезон. Как успешный пример подобного рода можно привести экс-Honda/Brawn образца-2009. Команда, отказавшись от борьбы в 2008-м, бросила все силы на разработку болида по регламенту-2009. Результат хорошо известен. В самой сложной ситуации окажутся те, кто борется за чемпионство, так как им придется развивать нынешние болиды вплоть до финала чемпионата, не забывая при этом о следующем годе.
В статье представлены рисунки из британского Autosport и блога Крэйга Скарборо.
Тэги: вес, гибкие крылья, дрс, краш-тест, ступенька, техника, ф1