Шанхай преподнес потрясающую гонку. С обилием борьбы, множеством обгонов, причем зачастую в самых разных, неожиданных местах, и, главное, с великолепным обгоном Льюисом Хэмилтоном Себастьяна Феттеля за 4 круга до финиша, решившим судьбу победы в Гран При Китая. Давненько мы подобного в Ф1 не видели! Статистика говорит о том, что в Гран При Китая было 63 обгона – максимальное количество в сухой гонке аж с Гран При Мексики 1990-го (70). В общем, зрителям гонка должна была понравиться, довольны могли быть и составители правил – в 2011-м нас, кажется, ждут действительно захватывающие гонки. Но главным фактором, собственно приведшим к такой захватывающей борьбе и обгонам, стала резина Pirelli. Резина Pirelli и шинная тактика.
На квалификации на этот раз имеет смысл остановиться подробнее. Во-первых, она преподнесла несколько неожиданных провалов. Практически сенсацией стал невыход Марка Уэббера во второй квалификационный сегмент. На Red Bull австралийца вновь барахлил KERS, который Марк не смог применить по ходу квалификации, а это потеря приблизительно 0,3-0,5 сек на шанхайском автодроме, плюс свою попытку он проводил на жестких шинах, которые не успел как следует прогреть перед началом боевого круга. На второй Марк уйти уже не успел, оставшись за бортом следующего квалификационного сегмента наряду с представителями Team Lotus, Marussia Virgin и Hispania. Как оказалось, при таком раскладе даже Red Bull может проиграть командам-середнякам пелотона, а уж показавшему лучшее время по ходу первой сессии Нико Росбергу Уэббер уступил 1,2 сек. Где-то одну секунду можно списать как раз на разницу между мягким и жестким составами. Неудачи поджидали и пилотов Lotus Renault GP, уже по ходу второй квалификационной сессии, причем неудачи разного свойства. Если Виталию Петрову одной-единственной попытки хватило на то, чтобы показать 4-й результат, то Ник Хайдфельд отправился на трассу в самый неудачный момент, когда были вывешены красные флаги, и совершенного под самый занавес сессии быстрого круга ему и вовсе не хватило на попадание в Top-10. Особенность ситуации была в том, что красные флаги, испортившие попытку Хайдфельда и еще ряда пилотов, появились на трассе именно из-за проблем на болиде Петрова, который был вынужден остановиться на круге возвращения в боксы, и выехать на трассу по ходу заключительного сегмента уже не смог. Провалы фаворитов позволили показать хорошие результаты обоим пилотам Toro Rosso и Полу ди Ресте. Все они прошли в заключительную сессию, причем для шотландца эта Top-10 стала первой в карьере. Шанхай видимо является удачным для него местом – в прошлом году Пол именно здесь выиграл титул чемпиона DTM, правда не на Международном автодроме, а на временной городской трассе.
Во-вторых, Себастьян Феттель нанес просто-таки сокрушительный удар по своим соперникам. Не дожидаясь конца сессии, Себастьян ограничился одним быстрым кругом по ходу заключительного сегмента, которого сполна хватило на поул-позишн, третий из трех в сезоне. По правде сказать, на фоне такой демонстрации силы перспективы чемпионата, в котором, на мой взгляд, действующему чемпиону мира борьбу должны навязать в первую очередь британские гвардейцы McLaren, несколько померкли. Но, к счастью, дела обстоят не так печально.
Интересным моментом квалификации стало и то, что Льюис Хэмилтон проиграл своему напарнику. Наученный гонкой на «Сепанге», Льюис предпочел ограничиться одной попыткой в заключительном сегменте, пусть даже пожертвовав одной позицией ради сохранения дополнительного комплекта мягких шин Pirelli. Именно одного свежего комплекта шин не хватило Хэмилтону в Малайзии. Уже по итогам первых гонок наметилась тенденция: в Red Bull Феттелю удается сохранять шины гораздо лучше, чем Уэбберу, при том, что RB7 изнашивает шины весьма интенсивно, а в McLaren ситуация складывается скорее в пользу Баттона, что также дает некоторое преимущество Дженсону. По крайней мере на «Сепанге» Хэмилтон ничего не мог поделать с износом своих покрышек. «Шинная фора» серьезно осложняет жизнь и Уэбберу в плане перспектив сражения за титул с Феттелем.
После трех гонок можно сказать определенно: конечно KERS и DRS – это все важно, это помогает в борьбе, но ничто не значит так много, как шины. В Шанхае было относительно прохладно, как в Мельбурне, жуткой малайской жары не было и в помине, но Международный автодром серьезно нагружает шины на частых разгонах и в протяженных поворотах, и износ был высок, как и большое количество «червяков» вне траектории, а значит угадать с тактикой было на вес золота.
Нико Росберг останавливался раньше всех в лидирующей группе (а Mercedes в Шанхае удалось значительно прибавить в скорости), что позволило ему возглавить гонку после первой волны пит-стопов, а после второй удержаться во главе пелотона. Аналогично, Михаэль Шумахер, стартовавший дальше, из хвоста десятки вышел на шестое место, и большую часть гонки сражался с Фернандо Алонсо. Однако повышенный расход топлива заставил перевести двигатели в экономный режим, что стоило Нико верного подиума, а Михаэлю – пары позиций.
В Ferrari, отчаявшись победить главных конкурентов в открытой схватке, сделали ставку на консервативную тактику двух пит-стопов. Консервативную, но рискованную. Фелипе Масса, который в очередной раз опередил на старте более быстрого в квалификации Алонсо, гонку проводил превосходно, мог быть на подиуме, но ближе к финишу держака не осталось, и его один за другим проехали более удачливые соперники, на быстрых машинах и свежей резине. Оставалось утешаться лишь второй подряд локальной победой над Фернандо. Алонсо блеснуть не удалось, и после финиша он был весьма недоволен шинами Pirelli…
Однако в конечном счете наверху оказались парни на быстрых машинах. Хотя и для них далеко не все складывалось гладко. Скажем, начало гонки Марка Уэббера было попросту обескураживающим… Выбрав на стартовый отрезок жесткие шины Марк оказался перед тем фактом, что опережать соперников на, казалось бы, гораздо более медленных машинах совсем непросто. Более того, мимо него стремительно просвистел Серхио Перез. Сложностью оказалось и то, что в плотной группе пилоты впереди Уэббера активировали заднее крыло, что только затрудняло обгоны. После первой волны пит-стопов Марк был 17-м… Но на мягких шинах (а австралиец «сэкономил» несколько комплектов благодаря неучастию в большей части квалификации) дело пошло, и стремительная ракета Red Bull RB7 полетела сквозь пелотон. Полетела к подиуму, устроив настоящую феерию обгонов. Как сам Марк рассказывал, увидев перед финишем Феттеля впереди себя, он принял его за одну из Toro Rosso, просто не мог подумать, что практически отыграл отставание от партнера, стартовавшего с поул-позишн!
| |
Проиграв на старте паре McLaren, в Red Bull перевели Феттеля на тактику двух пит-стопов. В то время как в McLaren предпочли наиболее оптимальную при наличии быстрой машины тактику трех пит-стопов. И поначалу риск Феттеля оправдывался. Себастьян держался вплотную за «серебряными стрелами», прошел Хэмилтона в красивой борьбе на трассе, а лидирующего Баттона опередил на синхронном пит-стопе, когда вдобавок Дженсон допустил весьма курьезную ситуацию. По его словам, «Я свернул в боксы, посмотрел на руль и щелкнул переключателем, которым мы всегда пользуемся перед пит-стопом, и вдруг понял, что это был не тот переключатель, который нужен. Выключив его, я нашел правильный, а когда поднял глаза, то уже был в боксах. Я думал, это боксы McLaren, но ошибся, и механики махнули мне, чтобы я ехал дальше». «Для меня это оказалось сюрпризом, Дженсон поехал к моим механикам! У нас уже были такие ситуации с Toro Rosso, даже не знаю, что привлекает людей в наши боксы… Но парни сохранили хладнокровие – и мы вышли вперед», - это уже Себастьян, шутивший на пресс-конференции на тему того, что было бы, если бы его механики по ошибке поменяли шины Баттону. После двух пит-стопов Себастьян вернулся во главу гонки, и победа была близка, но шины на такой тактике изнашивались все-таки слишком быстро.
Вопреки умению беречь шины, в Шанхае у Баттона что-то не задалось, задние покрышки изнашивались слишком интенсивно, и, утратив первое место, Дженсон впоследствии потерял и подиум, уступив решительным атакам партнера по команде и Марка Уэббера перед самым финишем.
Для Льюиса Хэмилтона гонка началась с форс-мажора еще перед стартом. Двигатель отказался заводиться (как оказалось, механики залили слишком много топлива), проблему решили за считанные секунды до закрытия пит-лейн, Льюису хватило 30 секунд, чтобы все-таки попасть на стартовое поле. Механики в авральном темпе разобрали и собрали заднюю часть MP4/26. Гонка складывалась боевито, но поначалу Баттон и Феттель выглядели предпочтительнее, казалось, Льюис претендует максимум на подиум. Но темп по ходу гонки лишь возрастал, сэкономленный в квалификации комплект мягких шин пригодился, позволив Льюису атаковать в полную силу. Красивая борьба с Баттоном стала украшением гонки, но ее апогеем стала погоня за Феттелем перед финишем. Преимущество в свежих шинах оказалось решающим, Льюис порой отыгрывал по секунде на круге. Феттель был его добычей, но Себастьян – крепкий орешек, он грамотно оборонялся, выбирая оптимальные траектории в наиболее вероятных местах атаки, не давая Льюису разгуляться. Хэмилтон подловил его в неожиданном месте, атаковав в скоростном повороте по внутренней траектории. И тут у Феттеля на изношенных Pirelli просто не было шансов…
После по большему счету проваленной квалификации шансы Lotus Renault были не слишком велики. К сожалению, Виталию Петрову не удался отличный старт, он даже немного потерял, а Хайдфельд отыграл несколько позиций, но в дальнейшем красивого прорыва не получилось. В Renault сделали ставку на два пит-стопа, причем оба гонщика останавливались довольно поздно. Учитывая высокий износ шин, отыгранные позиции превращались в проигранные… Тактика казалась не слишком верной. В какой-то момент Ник даже оказался впереди Виталия, но Петров во второй раз совершил пит-стоп позднее напарника и, имея преимущество более свежих шин, шел в более высоком темпе. Не обошлось без довольно жесткой борьбы, в результате которой Виталий вышел вперед. В принципе, относительно Петрова тактика возможно и не была совсем неверной. Виталий показывал стабильный темп, и благодаря более позднему пит-стопу в концовке гонки сохранил шины в лучшем состоянии, что позволило ему перед финишем провести несколько результативных атак и завоевать очередные очки.
В одной группе с Lotus Renault оказались на этот раз пилоты Sauber и Force India. Камуи Кобаяши провел очередную зрелую гонку, благодаря тактике двух пит-стопов, - Sauber C30 наиболее щадящий к шинам болид в пелотоне, - и ряду обгонов японец пробился в зачетную десятку. Серхио Перез поражал своим напором, атакуя Хайдфельда в бэнкинге по внешнему (!) радиусу с контактом, прессингуя Сутиля, но закончилось все столкновением с Адрианом и штрафным проездом через пит-лейн.
Нельзя не отметить и локальные успехи новичков прошлого сезона. Team Lotus все ближе к тому, чтобы вмешаться в борьбу в средней группе пелотона, и на этот раз Хейкки Ковалайнен смог опередить на финише представителей Sauber и Williams, Переза и Пастора Мальдонадо, пусть оба латиноамериканца оказались там не от хорошей жизни. Ну и двойной финиш пилотов Hispania после непрохождения квалификационного барьера в Мельбурне тоже заслуживает отдельного упоминания.
Впрочем, в Шанхае было многое, заслуживающее упоминания, однако эту гонку просто надо было видеть своими глазами!
Тэги: виталий петров, китай, льюис хэмилтон, макларен, обгоны, пирелли, ред булл, себастьян феттель, ф1, шанхай, шины