В Японии официально свершилось то, что было ясно уже давно. Дженсон Баттон выиграл Гран При Японии, но даже при победе англичанина, Феттелю было достаточно взять одно очко, чтобы официально оформить титул чемпиона мира 2011 года. Себастьян финишировал третьим.
Победа в чемпионате мира за 4 гонки до окончания сезона – впечатляющее достижение. Тем не менее, поставить рекорд здесь Феттелю не удалось. «Бэби-Шуми», как его называли совсем недавно, повторил достижения старшего товарища образца 2001 и 2004 годов, но Найджел Мэнселл в 1992 году стал чемпионом мира за 5 гонок до финала, а рекорд принадлежит все тому же Михаэлю Шумахеру – 2002 год, за 6 гонок до завершения чемпионата. Итак, Себастьян присоединился к сонму двукратных обладателей титула в Формуле-1, а также тем, кому удавалось защитить чемпионство. В возрасте 24 лет и 98 дней Феттель стал самым молодым двукратным в истории Формулы-1. Когда Фернандо Алонсо спросили, не огорчен ли он тем фактом, что Себастьян отобрал у него данный рекорд, испанец ответил достойно: «Посмотрим, кто станет самым молодым трехкратным». Впрочем, несмотря на браваду Фернандо, фора у Феттеля очень велика… Сузука нередко короновала чемпионов мира, но во второй половине первого десятилетия 2000-х эта роль все больше отошла Интерлагосу. Расположение Сузуки в календаре 2011 года не способствовало тому, что она определит чемпиона, но судьба и Феттель распорядились по-другому. Таким образом, чемпион вновь был коронован на Сузуке – впервые с 2003 года.
Себастьян не хотел взять титул, просто набрав положенное 1 очко. Он хотел выиграть по-чемпионски, отпраздновав на верхней ступени подиума. Тем более, в течение двух последних лет Феттель побеждал на Сузуке, стартуя с поула. Однако у Дженсона Баттона было большое желание чуть-чуть подпортить настроение фавориту. Дженс выиграл все три практики, в то время как Феттель в пятницу вылетел в Degner, слегка повредив свой Red Bull RB7 о стенку. Слегка-то слегка, но новое переднее антикрыло было сломано. На этот раз с болида Уэббера ничего свинчивать не стали, но Себастьян жаловался, что с крылом старого образца хороших настроек добиться никак не удается. Уже и Кристиан Хорнер начал было высказываться на тему, что «в Сузуке мы уступаем McLaren в скорости». Проблему решили трудяги в Милтон-Кейнсе, в спешном порядке изготовившие еще один экземпляр, и частный рейс Лондон – Нагойя. Антикрыло было доставлено на Сузуку незадолго до начала квалификации, в которой Феттель умудрился завоевать очередной поул-позишн. 12-й по ходу сезона, 27-й за карьеру, с преимуществом всего в 0,009 сек. над Баттоном. Так что Дженсон вновь был очень быстр, но до поула не дотянулся совсем чуть-чуть.
После квалификации решимость Феттеля бороться за победу в Гран При еще более возросла, тем более, повторюсь, статистика последних лет играла в его пользу. Свою решимость Себастьян подкрепил действиями на старте, когда, уступив Баттону в разгоне, жестко оттер его к обочине, вынудив сбросить скорость. Маневр Феттеля стоил Баттону потери еще одной позиции, он был вынужден пропустить также партнера по команде. Правда, после гонки Себастьян заявил, что якобы не видел Дженсона. По ходу гонки нашелся и еще один такой «невидящий», но о нем ниже.
|
Скорость на этот раз у McLaren и персонально у Баттона действительно была. Опередив Хэмилтона, когда у того пришли в негодность покрышки спецификации Soft, еще на 8 круге, Дженсон прошел Феттеля по ходу второй волны пит-стопов. Дальше Баттон был неудержим, штампуя один лучший круг за другим. Дела у Себастьяна не задались, так как по ходу третьих пит-стопов (на которых все лидеры перешли на шины спецификации Medium, выдерживавшие на Сузуке, в отличие от быстро приходящих в негодность Soft, по 20 кругов) он уступил еще и вторую позицию Алонсо. И хотя потом ему удавалось держаться вплотную за пилотом Ferrari, сколько-нибудь серьезной попытки обгона Себастьяну предпринять не удалось, несмотря на возможность использования DRS.
Победа Баттона выглядела не только очень свежей после поднадоевшего доминирования Феттеля в последних гонках, но и очень заслуженной. Тем более, учитывая отношение Дженсона к стране, которую он считает второй родиной, откуда родом его подруга. Вот только на своей первой родине, в Сильверстоуне, столь похожем по характеру с Сузукой, победить Дженсу пока не удалось.
В отличие от партнера по команде, Льюис Хэмилтон все больше производил какое-то сумбурное впечатление. Сначала в квалификации он чуть не столкнулся в шикане Casio с Марком Уэббером и Михаэлем Шумахером, заставив последнего «прогуляться» по траве. Затем уже в гонке в том же самом месте Льюис заблокировал атаковавшего его Фелипе Массу. Игнорируя в течение двух недель возмущавшегося инцидентом в Сингапуре Массу, в Сузуке Льюис, такое впечатление, продолжил третировать бразильца. Обломок переднего антикрыла Ferrari привел к появлению на трассе автомобиля безопасности, ну а сам Хэмилтон после финиша «отмазался» все тем же банальным «я его не видел».
Вышеупомянутые Марк Уэббер и Михаэль Шумахер стали участниками третьего по ходу гонки грязноватого эпизода; причем, что вызывает удивление, во всех этих инцидентах участвовали исключительно топ-пилоты. После второго пит-стопа Марк выехал позади Михаэля, но, имея значительное преимущество в скорости за счет свежих шин, не стал откладывать обгон, атаковав Шумахера в Dunlop. Может быть Михаэль просто не ожидал атаки в месте, где никто никогда никого не обгонял, за исключением круговых, но он тоже жестко блокировал соперника, что привело к контакту и оставило обломок на трассе. Плохо сработали телевизионщики, показавшие эпизод в повторе, уже во время нахождения на трассе сейфти-кара, причем единственный план – с бортовой камеры Red Bull Уэббера. Тем не менее, гонка на Сузуке скорее может быть занесена в актив Михаэлю, сказавшему по ходу уик-энда, что он будет болеть за Феттеля (отметим, что сказал он это далеко не в первый раз). По крайней мере, Михаэль отметился лидерством в гонке, причем официально впервые с момента возвращения.
| |
В отличие от пилотов лидирующей группы, тактика в средней группе команд отличалась разнообразием. Так, Виталий Петров, после того как в Top-10 квалификации обе Lotus Renault GP не совершили попытки, решив сэкономить по комплекту резины, начинал гонку на свежих шинах Medium. Его «тактический рисунок» предполагал два протяженных отрезка на свежих комплектах Medium’а, а затем атаку в концовке гонки на свежем Soft’е, когда машина полегчает, а на трассе будет максимальный «грип». Весьма спорный выбор сделали в Renault для своих гонщиков, для его успешной реализации требовалось продержаться в начале, в окружении гонщиков, многие из которых стартовали на Soft’е, и не потерять много позиций. Бруно Сенне, тактика которого была идентичной, выполнить задачу не удалось. Виталик же справился, и под конец гонки пилоты Force India, склонившиеся к более банальному варианту с тремя пит-стопами, стали для Петрова легкой добычей, как и Кобаяши. Удалось удержать позади себя и быстрого Нико Росберга, который, после старта с 23-го места, устроил прорыв, имея в своем распоряжении два свежих комплекта шин Soft. Ближайшими соперниками в гонке для Виталия стали пилоты Sauber, также находившиеся на тактике двух пит-стопов. Правда, после удачной квалификации порадовать в гонке своих болельщиков Камуи Кобаяши не удалось. Против японца сыграл провал на старте и менее удачный, чем у партнера, выбор резины. Правда на Серхио в известной мере сыграла неудача в квалификации, позволившая сохранить лишний комплект Soft, крайне пригодившийся в гонке. С самого старта Перес был неудержим, кроме этого, всю гонку он провел исключительно на свежих комплектах резины, плюс в его пользу сыграл пейс-кар. Как результат, в концовке гонки Серхио оказался недостижим для Виталия.
После Сузуки хочется пожелать гонщикам ведущих команд брать пример с Дженсона. Да, Феттель чемпион, но это не значит, что его нельзя обыграть в отдельных гонках.
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, льюис хэмилтон, марк уэббер, михаэль шумахер, ред булл, себастьян феттель, сузука, ф1, япония