Любопытно сложился Гран При Малайзии. В гонке на отличном автодроме «Сепанг», которая проходила под дамокловым мечом весьма вероятного тропического ливня, было много разного действия: обгонов, различной тактики, была непредсказуемость, была интрига. Учитывая, что гонка в Малайзии традиционно одна из тяжелейших в сезоне, это действие приобретало еще большую ценность. Не было, пожалуй, только самого главного – непосредственно борьбы за победу в Гран При. Себастьян Феттель вновь выиграл при явном преимуществе. Не сказать, что немец совсем не имел проблем, но его запаса прочности хватало на то, чтобы в команде принимали верные решения, когда зазывать своего лидера на пит-стопы, а барахливший KERS тоже практически не повлиял на ход гонки. Как бы Феттель не любил сравнения с Шумахером, но они напрашиваются сами по себе. В настоящий момент Себастьян идет точно по графику Михаэля. Пожалуй, можно уверенно говорить и о фаворите в престижной номинации журнала F1 Racing «Человек Года» - конкурентов у Эдриана Ньюи в ближайшем обозрении не видится. В паддоке по-прежнему не умолкают разговоры о невероятных передних антикрыльях Red Bull, сильно прижимающихся к полотну трассы, сколько бы ни усложнял процедуры технической проверки Чарли Уайтинг.
|
Впрочем, сам Себастьян – ценнейший актив Red Bull. Человеческий пилотский фактор по-прежнему очень важен. Как он в очередной раз вырвал поул-позишн в концовке квалификации, когда под самый занавес, последним отправился на заключительную попытку и поставил эффектную точку в сессии, отобрав-таки первую строчку у Льюиса Хэмилтона, словно последним выстрелом в десятку! И в гонке все держал под контролем. Взять Марка Уэббера – в его исполнении Red Bull вполне на равных борется с McLaren, Ferrari, Lotus Renault, даже Sauber и Mercedes, и не будь Феттеля, борьба в верхах таблицы личного зачета была бы предельно захватывающей, но у Red Bull не один австралиец в составе, а еще и немец, демонстрирующий доминирующий стиль. Впрочем, не стоит ругать Марка. В Малайзии он уже гораздо лучше находил взаимопонимание с RB7, в квалификации уступил Феттелю лишь 0,3 сек, в провале же на старте его вины не было – уже на прогревочном круге на болиде австралийца отказал KERS, на настоящий момент являющийся на старте решающим фактором.
Непросто приходилось Уэбберу и в дальнейшем по ходу гонки, когда он вел сражения на трассе. Его дуэль с Камуи Кобаяши затянулась на добрый десяток кругов. Благодаря активирующемуся заднему антикрылу Марк выходил вперед, но отсутствие работоспособного KERS не позволяло успеть создать небольшой задел перед японцем, который блестяще использовал как рекуператор, так и DRS.
В плане применения активируемой верхней планки заднего крыла гонка на «Сепанге», в отличие от событий двухнедельной давности в «Альберт Парке», вышла весьма показательной. Крыло действительно всерьез помогало при атаках, однако эффекта банального «проезда мимо» не возникло, чего сильно опасались перед стартом сезона многие эксперты. И это очень важно – ведь именно в «Сепанге», как и в Шанхае неделей спустя, эффективность применения DRS должна быть максимальной. Конечно не обошлось и без тактических уловок: на задней прямой пилоты предпочитали выжидать, пристраиваясь в хвост «жертве», чтобы получить право на активирование элемента уже на стартовой прямой. Зато красивых и результативных атак прибавилось. Хорошим примером здесь могут послужить обе результативные атаки Фелипе Массы на Виталия Петрова: в начале гонки и после заключительного пит-стопа, также как и блестящий обгон Ником Хайдфельдом Льюиса Хэмилтона под занавес гонки. Наоборот, насколько непросто атаковать без активируемого заднего антикрыла, пришлось убедиться Фернандо Алонсо. Его дуэль с Хэмилтоном вышла зрелищной и жесткой, у Фернандо было преимущество в скорости, но Льюис, несмотря на изношенную резину, уверенно защищался, используя KERS. Тут бы испанцу очень пригодилась бы DRS, но система на Ferrari 150 Italia отказала. В итоге смелая атака на 46 круге привела к повреждению переднего антикрыла Ferrari.
Сражение Хэмилтона и Алонсо дает повод поговорить и о весьма неприятном эпизоде малазийского Гран При. Уже после финиша оба получили штраф в виде прибавки 20 сек к итоговому результату гонки, и если испанец сохранил свое шестое место, то Хэмилтон переместился на одну позицию вниз. Главное – какова причина! Алонсо наказали за то самое столкновение – обычный гоночный инцидент, в котором Фернандо, к тому же, наказал себя сам, будучи вынужденным совершить дополнительный пит-стоп для замены переднего обтекателя. Льюис же получил штраф за неоднократную смену направления движения в ходе дуэли с Алонсо, другими словами, за блокировку, которую я не знаю где, стюарды разглядели. Все это подрывает доверие, оставляя ложку дегтя после отличной по качеству гонки, увиденной болельщиками.
| |
Но главную роль по ходу Гран При, как в случае обгонов, так и вообще в плане определения результатов гонки, сыграла, конечно, резина. Именно износу шин Pirelli мы обязаны большим количеством обгонов в Гран При Малайзии, а отнюдь не DRS. Что ж, так было на заре автоспорта, так остается и по нынешний день. В предыдущие годы, когда Bridgestone поставлял совершено неубиваемую резину (особенно характерно это проявилось в прошлом году), и с обгонами были проблемы практически на любой трассе. Сейчас же гонщики порой обходили друг друга в вообще необгонных местах, хотя на «Сепанге» хватает и по-настоящему обгонных мест. Кстати, нередко жертвой обгонов становился Камуи Кобаяши, ставший, тем не менее, настоящим героем Гран При. Японец останавливался на пит-стоп всего 2 раза, против трех-четырех у всех основных претендентов на высокий результат. Поэтому мимо него и пролетали частенько гонщики, только-только обувшие свежие покрышки. Зато Кобаяши стал автором одного из самых красивых обгонов гонки, в ходе продолжительной борьбы с Шумахером обойдя Михаэля по внешнему радиусу! Нельзя не сказать и о другом красивейшем эпизоде, также с участием Шумахера, а также Себастьяна Буэми, и догонявшего их сразу после пит-стопа Льюиса Хэмилтона. Болиды, выходя из слипстрима позади друг друга на обратной прямой Penang, выстроились три в ряд! Что ж, ширина трассы «Сепанг» вполне позволяет такие маневры, словно спидвеи в Фонтане или Чикаголэнде.
В плане шинной стратегии гонка в Малайзии оправдала прогнозы, строившиеся перед началом нынешнего сезона. Интенсивный износ шин привел к трем-четырем пит-стопам. Так, Марку Уэбберу, прорывавшемуся после проваленного старта, пришлось останавливаться целых четыре раза. В ходе борьбы шины на Red Bull, и без того относящемся к покрышкам довольно немилосердно, приходили в негодность очень интенсивно. Четырежды был вынужден совершать пит-стоп Льюис Хэмилтон, который накануне просто блестяще квалифицировался, мог выиграть поул, но в последний момент проиграл 0,1 сек невероятному Феттелю. На дистанции гонки McLaren MP4/26 был весьма конкурентоспособен, что впоследствии доказал Дженсон Баттон, KERS работал отлично, как и на Ferrari. Но после старта Хэмилтон застрял позади Хайдфельда, попортил шины в беспрестанных и безрезультатных атаках, был вынужден совершать пит-стоп раньше запланированного. К тому же лишний комплект мягкой спецификации был испорчен по ходу квалификации, поэтому в то время как основные соперники ставили себе очередной комплект Soft, Льюис был вынужден перейти уже на Hard. Ближе к финишу Хэмилтон испытывал уже явные проблемы с темпом, и был вынужден совершать лишний пит-стоп.
Зато Дженсон Баттон, на старте оказавшийся позади Хайдфельда и Хэмилтона, по ходу гонки лишь прибавлял, изменение настроек переднего антикрыла по ходу пит-стопов позволило улучшить баланс, ближе к финишу Дженс по темпу составлял конкуренцию лидирующему Феттелю, и уверенно приехал на вторую ступеньку подиума.
| |
Интересно складывалась гонка для пилотов Lotus Renault GP. Квалифицировавшиеся шестым и восьмым Хайдфельд и Петров на старте задали жару, рванув по левой бровке широченной стартовой прямой «Сепанга». Рискованный маневр вывел Ника на вторую позицию, прямо перед носом Хэмилтона, причем Хайдфельд попытался было прессинговать и Феттеля! Виталий сработал не хуже, будучи даже быстрее в слипстриме позади партнера, но втиснулся в улитку первого поворота прямо позади Баттона. Зато обе Ferrari были вынуждены вновь лицезреть черно-золотую ливрею впереди себя. К сожалению, Массе вскоре удалась результативная атака, а собственная ошибка Виталия привела к тому, что вперед вышел и Алонсо. Петров признавался перед началом уик-энда, что «Сепанг» с его быстрыми поворотами и многочисленными кочками в зонах торможения представляется ему одной из самых сложных трасс в календаре. Ошибок и вправду избежать не удалось. Первая из них обошлась малой кровью – Виталий широко вышел по асфальтовой полосе безопасности, вернувшись на трассу на неповрежденной машине, уступив лишь одну позицию. Атаку Шумахера он уверенно отбил. Увы, вторая ошибка оказалась далеко не такой безобидной. Оказавшись под прессингом совершившего дополнительный пит-стоп Льюиса Хэмилтона, Виталий на порядком изношенных шинах пытался дотянуть до финиша, но всего за 3 круга до клетчатого флага не удержал Renault R31 на траектории, соскользнув на обочину. Стараясь, как и в первый раз, потерять как можно меньше времени при возвращении на трассу, Петров «притопил» в зоне безопасности, явно не ожидая, что на узкой полосе травы, разделившей асфальтовую полосу и непосредственно трассу, притаилась солидная кочка, приведшая к впечатляющему прыжку и, как следствие, сломанной рулевой колонке. Жаль – Виталий ехал в верные очки.
Тенденция гонки для Lotus Renault говорила о том, что после блестящего начала оба гонщика постепенно теряли в позициях. В Renault ожидали дождь, поэтому сделали ставку на более поздние пит-стопы, чем у ближайших конкурентов. И дождь действительно пошел ближе к кругу 15-му, но не ожидавшийся сильный тропический ливень, а обычный летний дождик. При такой жаре полотно трассы не успевало намокнуть, капли дождя сразу высыхали, и специальная резина не понадобилась – гонщики оставались на сликах. Тактика Renault по большему счету не принесла успеха – оба гонщика откатились на те позиции, в районе которых стартовали. Однако темп на дистанции был весьма хорош, и если Виталию так и не удалось вторую гонку подряд завершить в очках, то Хайдфельд к финишу поднимался все выше – за счет лишних пит-стопов Уэббера и Алонсо, и, конечно (!), блестящей атаки, произведенной на Хэмилтона. Перед финишем Ник удержался под прессингом летящего на свежих шинах Марка, завоевав подиум, впервые за два года. Как и в Австралии, в тройке лучших оказались представители Red Bull, McLaren и Lotus Renault, но лишь одно лицо осталось тем же.
|
После Австралии относительно формы Ferrari еще оставались сомнения, однако «Сепанг» явно показал – на старте сезона F150 Italia явно не хватает скорости, в первую очередь в квалификации. Фернандо Алонсо прямо заявил, что проблема носит системный характер, и пока в Scuderia так и не разобрались, в чем же именно причины отставания, но ясно, что лежат они в области аэродинамики. Утешает лишь то, что на дистанции гонки Ferrari демонстрирует конкурентоспособный темп, во многом благодаря бережному отношению к шинам Pirelli. На «Сепанге» Массе удалось взять небольшой реванш за Австралию, опередив Алонсо в первом повороте, и затем останавливаясь на пит-стоп три раза, против четырех у Фернандо.
По итогам Гран При Малайзии следует также отметить дебютанта Пола ди Ресту, который второй раз подряд набирает очки и едет практически в темпе опытного Адриана Сутиля. Что касается аутсайдеров – новичков прошлого сезона, то поздравления принимает бригада Колина Коллеса. Установленное на болидах F111 новое переднее антикрыло позволило обоим пилотам спокойно отобраться в 107% времени квалификации, и впервые в этом году выйти на старт Гран При.
Тэги: виталий петров, дрс, малайзия, ник хайдфельд, пирелли, ред булл, себастьян феттель, сепанг, ф1, эдриан ньюи