«В Барселоне совершенно невозможно обгонять». «Барселона – это лучший тестовый трек». Вот две вещи, которые необходимо и достаточно знать о барселонской «Каталунье» среднестатистическому болельщику Формулы-1. Гонщики и сотрудники команд, которые «зависают» в Монтмело, как ни на одной другой трассе в мире, знают, конечно, намного больше, в подробностях. Энтони Дэвидсон, в прошлом выступавший в составе нескольких команд Ф1, а ныне тест-пилот Mercedes GP и комментатор BBC Radio: «…Знаете, утром, когда воздух ещё свеж, в районе 11-12 поворотов можно почувствовать запах шоколада – думаю, дело в том, что недалеко фабричный район, вероятно, одна из фабрик – кондитерская».
Но довольно лирики. Похоже, в FIA заскучали – мало им наполненных невероятным количеством обгонов и пит-стопов первых гонок нынешнего сезона, надо бы подправить правила… На этот раз объектом борьбы стали «выдувные» диффузоры, создающие слишком уж большую прижимную силу. В Федерации решили, что использование потока выхлопных газов на холостых оборотах двигателя следует уменьшить до 10% относительно режима «газ в пол». В то время как специальные настройки управления двигателем позволяют, по информации Autosport, на Red Bull RB7 достигать значения в 45%, а на Renault R31 – 95% при сбросе газа. Команды возмутились – директива была объявлена на неделе, предшествующей Гран При Испании, и времени на приведение машин в соответствие новым нормам практически не было. В итоге окончательное решение данного вопроса отложили до собрания Технической рабочей группы 16 июня. На мой взгляд, изменение технического регламента по ходу сезона может быть возможно только в случае, если возникла угроза безопасности, или, в крайнем случае, если «белые пятна» в регламенте позволяют определенной команде добиваться преимущества откровенно «читерским» способом. Причем во втором случае грань крайне тонка. Все просто – есть определенные технические правила, и команды в соответствии с этими правилами строят машины к новому сезону, вкладывая ресурсы в их разработку, постройку и доведение конструкции до ума. Меняя правила в ходе сезона, вносится дисбаланс в расстановку сил. Может быть это и интересно с точки зрения «закрутить интригу», но вообще-то довольно грязный метод. Это все равно, что посреди футбольного матча выкинуть на поле овальный мяч для регби – «Давайте, ребята, теперь играйте этим мячиком!» Или на легкоатлетических соревнованиях предложить бегунам переобуться в парадные туфли, и в таком виде продолжить забеги. Кроме моральной стороны дела существует еще и финансовая. В Ф1 постоянно говорят о необходимости сокращать расходы, но все это превращается в пустые слова, как только принимаются подобные решения. Так как теперь команды будут вынуждены тратить, чтобы минимизировать последствия данного запрета (уже потратившись на разработку «выдувных» диффузоров и выхлопных систем). Ну и наконец проблема безопасности, уже упоминавшаяся вскользь выше. Явно ни о каком повышении безопасности здесь речи не идет. Совсем наоборот – если «втупую» перевести двигатели в требуемый Федерацией режим, на каждом торможении, на каждом сбросе газа на входе в поворот задок машины будет терять стабильность, вызывая избыточную поворачиваемость. Машины станут излишне нервными, что с повышением безопасности никак не соотносится.
Пример действительно эффективной и быстродействующей реакции технической службы FIA во главе с Чарли Уайтингом в прошедший уик-энд – это запрет на доработки Ferrari в конструкции заднего антикрыла. Оригинальное решение, повышающее эффективность DRS, номинально вписывалось в требования регламента, но по сути его нарушало. Новое крыло использовалось на тренировках в пятницу, но в субботу его пришлось снять, установив предыдущую версию. Чарли сказал веское: «Нельзя».
Вообще не стоит упрекать «Скудерию» в консервативности, как это повелось в последнее время. Напротив, в Ferrari представляют весьма оригинальные разработки. Например, заимствования из области строительства гоночных яхт – обработка нижней части переднего антикрыла по технологии «акульей кожи». По словам Гэри Андерсона: «Подобная обработка поверхности приводит к возникновению микровихрей, способных уменьшить сопротивление и повысить стабильность работы антикрыла». Ожидаемый выигрыш от применения этой технологии – 0,2 сек на круге. Поставленная цель – догнать Red Bull, - крайне серьезна.
Впрочем, еще больший резонанс, чем решение FIA уменьшить эффективность «выдувных» диффузоров, вызвали шинники из Pirelli, которые привезли в Барселону новый состав Hard, позволяющий проехать на 10 кругов больше прежнего, но проигрывающей резине Soft 2 сек на круге! Гонщики были недовольны, общее мнение выразил Льюис Хэмилтон: «Новые шины – это катастрофа!»
|
Обгоны в Барселоне на этот раз, как и ожидалось, были. Несмотря на огромную зону использования DRS – 800 метров километровой главной прямой, управляемое заднее крыло не дало на «Каталунье» большого эффекта. Эта мера борьбы с турбулентностью оказалась далеко не так эффективна, как многие опасались, Барселона это показала окончательно. Нет, причина большого количества обгонов на Гран При Испании – шины. Спасибо Pirelli за шоу, хочется воскликнуть с иронией! Нет, на самом деле, публика в Ф1 в основной своей массе хотела большого количества обгонов, все время жаловалась раньше на их отсутствие. Что хотели – то и получили! И когда я вижу брюзжание некоторых авторов по поводу «неразберихи на трассе» после того, как еще год назад они ворчали на тему «никто не обгоняет», ничего кроме ухмылки это не вызывает. Зритель хотел красочного и яркого шоу, хотел увидеть обгоны – он их получил. Но зритель разбирающийся конечно понимает, чего стоят все эти многочисленные обгоны по сравнению, скажем, с борьбой бок о бок на главной прямой «Каталуньи» Айртона Сенны и Найджела Мэнселла во время инаугурационного Гран При 1991 года.
Важно понимать – с новыми шинами возросло не только количество обгонов. Возросло значение тактики. Момент заезда на пит-стоп теперь решает все. Один лишний круг – и твои шины теряют эффективность, а ты теряешь темп и позиции. Как пример – стоило Себастьяну Феттелю переобуться в новый комплект шин (уже на 9 круге!), и он, оказавшийся позади Дженсона Баттона и Фелипе Массы, объехал их по ходу одного круга. В другом эпизоде Дженсон Баттон догнал Фернандо Алонсо и Марка Уэббера, ведущих между собой борьбу, отыгрывая на мягких шинах против жестких у соперников по 2,5 сек ну круге, и также опередил обоих в течение одного круга. И ладно, в случае с Уэббером Дженсону пришлось применить и DRS на прямой, но Алонсо он объехал в техничном 10-м повороте, без малейших шансов на контратаку у Фернандо. Итак, зритель видит обгоны, но реально все решает исключительно тактика.
Квалификация ныне не играет большой роли. Это звучит просто шокирующе для Ф1, но сейчас это так. Марк Уэббер в субботу выиграл поул-позишн, прервав серию Феттеля. У Себастьяна забарахлил KERS, а Марк по обыкновению чувствует себя в Барселоне очень уверенно. Конечно, австралиец надеялся на успех в воскресенье. Цифры были за него: финишировав в Мельбурне пятым, а в Малайзии четвертым, Марк поднимался на подиум в Китае и Турции, на третью и вторую ступеньки соответственно, ему оставалось сделать еще один шаг вверх; начиная с 2001 года обладатель поул-позишн неизменно выигрывал гонку на «Каталунье», свой вклад в эту статистику внес и Марк в прошлом году. Как бы не так. Проиграв на старте, Уэббер застрял за Феттелем. Если Себастьян удачно отыгрался по ходу первой и второй волны пит-стопов, то Марк застрял за Алонсо. Он был вынужден идти в темпе Ferrari, и повторял тактические действия Фернандо. Борьба была красивой, но Марк был в положении проигрывающего. Лишь протянув на предпоследнем комплекте жестких шин почти на 10 кругов дольше Алонсо (и не потеряв при этом в темпе), Уэббер смог обойти испанца.
| |
А Алонсо! Какой квалификационный круг на трассе, где Ferrari, несмотря на новинки, уступала в аэродинамической эффективности не только Red Bull, но и McLaren: «Я проехал идеальный круг! Уверен, если бы я попытался повторить его, то мне бы и с двадцати попыток не удалось. Каждый раз, когда ты совершаешь подобный круг, очень трудно подобрать слова, чтобы описать ощущения: атаковать на пределе в каждом повороте – для любого гонщика это особенное чувство». Блестящий старт. Четная сторона на этот раз удивила! Феттель со второй позиции смог пройти обладателя поула Уэббера, но Алонсо, выскочивший из-за его спины, стал настоящим сюрпризом для гонщиков Red Bull! «Мне показалось, что я стартовал довольно неплохо, и потому никак не мог понять, откуда взялся Фернандо Алонсо – он стоял в шестнадцати метрах позади меня, но уже на полпути к первому повороту смог поравняться, опередив Марка Уэббера по внутренней стороне трассы. Как раз в тот момент я ехал посередине, и Фернандо удалось перехватить лидерство», - Феттель не скрывал удивления.
Под овации торсиды, заполнившей трибуны «Каталуньи», Фернандо почти 20 кругов удерживал лидерство, не позволив обладающему более быстрой машиной Феттелю выйти вперед. И здесь все опять решила тактика! Себастьян останавливался на круг раньше, - и несмотря на то, что после пит-стопа немец был вынужден прорываться сквозь трафик, разница в работе разных комплектов шин была разительна. Конечно, надежда на победу изначально была призрачной, но шансы на подиум оставались. Увы – на жестких шинах Ferrari 150 оказалась совсем неконкурентоспособна. Пятый на финише, проиграв победителю круг! Победителю, которого он прошел на старте! Впрочем, Фернандо в Барселоне выступил великолепно, чего не скажешь о его напарнике. Столкнувшись с новыми, гораздо более жесткими шинами спецификации Hard, Фелипе Масса совсем приуныл, полностью провалив уик-энд. Возрождение старых проблем переживает Фелипе…
Победитель был безошибочен. Верная тактика, вовремя проведенный первый пит-стоп – невообразимо рано, - вовремя проведенный второй, - уже через 9 кругов (!), опять на круг раньше Алонсо, и гонка вновь под контролем Себастьяна. Но спасибо McLaren за шоу.
Интерпретация тактики в McLaren отличалась от конкурентов и из Red Bull, и из Ferrari. В квалификации «серебряные» по-прежнему слишком много уступали «красным быкам», особенно в быстрых поворотах, которые словно созданы для аэродинамики RB7, для Эдриана Ньюи. Но темп в гонке снова был на высоте. Как и Феттель, Уэббер и Алонсо Льюис Хэмилтон пошел на тактику четырех пит-стопов, но каждый раз останавливался позже соперников, особенно разительно это выглядело по ходу второй волны (4-5 кругов разницы). При этом Льюис не терял в темпе – резина на его MP4/26 проявила себя более выносливой. Разделавшись на первом пит-стопе с Уэббером, оставив после второго позади Алонсо, на жестких шинах, прекрасно работавших на McLaren, Хэмилтон устремился в погоню за Феттелем, у которого по ходу гонки вновь отказал KERS, приведенный в порядок к старту. «На последних десяти кругах я чувствовал себя так же, как в Китае: понимал, что шины постепенно теряют эффективность, и надеялся, что нечто подобное произойдет и у Льюиса, стремительно приближавшегося ко мне. Он ехал намного быстрее, особенно на третьем секторе, и всякий раз мог задействовать DRS. В конце прямой двигатель его MP4-26 часто упирался в ограничитель, однако ситуация всё равно была напряженной: если на выходе из последнего поворота Льюис был достаточно далеко, то после прямой он оказывался буквально у меня на хвосте. К счастью, на последних двух кругах я чисто прошел финальную секцию и первым пересек финишную черту», - что ж, Себастьяну пришлось побороться за свою победу. Льюис отвечает: «Учитывая темп Red Bull и их преимущество в скоростных поворотах, я впечатлен результатами, которых мы добились – по сравнению с предыдущей гонкой машина заметно прибавила, но я все-таки не мог удержаться за Себастьяном в третьем, девятом и последнем поворотах. Удивительно, насколько огромную прижимную силу создает их RB7! Мне не удавалось подобраться на расстояние, позволяющее рассчитывать на обгон при помощи DRS, но сегодня мы очень уверенно провели пит-стопы и смогли заставить Red Bull выступать в условиях прессинга, что очень важно».
Дженсон Баттон подошел к гонке по-другому. Он умеет беречь шины, McLaren MP4/26 тоже не слишком агрессивно съедает покрышки, - все карты в руки Дженсону! К сожалению, провальный старт не позволил в полной мере увидеть то, чего мог бы добиться Баттон. Однако тактика трех пит-стопов не просто имела право на жизнь в Барселоне, - она оказалась весьма впечатляющей в руках Дженсона. Не менее впечатляющей, чем уже упоминавшийся выше прорыв Баттона по ходу его третьего отрезка.
Подобно Баттону три пит-стопа предпочли в командах, сражавшихся за спинами лидеров. И вновь остро встает вопрос цены квалификации, цены свежих комплектов резины. И так уже мало кто совершает более одной попытки по ходу отдельной квалификационной сессии. Михаэль Шумахер, пробившись в Top-10, и вовсе предпочел не показывать никакого времени, убив этим сразу двух зайцев: сохранив целый неиспользованный комплект Soft, который по нынешним временам на вес золота, и обретя свободу выбора комплекта резины на старте гонки. В данном случае уже не приходится удивляться, что в гонке Михаэль оказался впереди Нико Росберга, в очередной раз обыгравшего ветерана в квалификации.
| |
Гораздо драматичнее выглядела ситуация в Lotus Renault GP. Виталий Петров, квалифицировавшийся шестым (повторение лучшего результата), отлично стартовал, выйдя на пятую позицию. В связке первого и второго поворотов Виталий блестяще отбился от атак Mercedes, окруживших его с двух сторон, не дрогнул, когда его почти зажали в «коробочку». Поддерживал высокий темп на первом отрезке дистанции. И все пошло прахом из-за того, что у Виталия не оставалось ни одного совершенно свежего комплекта мягких шин. Чем дальше по ходу гонки, тем больше Петров терял темп. В подобной ситуации оказался Алонсо, - и от того еще больше впечатляет пилотаж испанца на домашнем Гран При. На жестких шинах Renault R31 «не поехала» совсем… И сравните с Хайдфельдом, болид которого сгорел по ходу субботней свободной практики. Пропустив квалификацию, Ник сохранил не только свежий комплект жестких шин, но и три (!) совершенно новых мягких комплекта! Надо ли говорить, что в гонке, несмотря на старт с последнего места, Хайдфельд «валил» практически в квалификационном темпе. Виталий, конечно, переживал: «Думаю, мои собственные ошибки не так сильно повлияли на исход гонки, как выбор стратегии. Возможно, вообще не надо было бороться за высокое место в квалификации. Если бы сохранили свежую резину, то были бы сегодня пятыми. Но, естественно, это худшая гонка в этом сезоне, потому что мы даже за место в десятке не могли бороться. Можно было просто ставить Hard в первой части квалификации: не попали бы во вторую – ну и ладно. А если бы попали, то можно было бы стартовать 16-17-м, и мы бы спокойно, на 100%, могли бы приехать пятыми». Возможно где-то передергивает, - еще бы, такой провал после отличного начала…
Также, как и Баттон, как и Хайдфельд, приза за лучший «перформанс» заслуживает Камуи Кобаяши. Казалось бы, прокол в толчее на старте лишил японца шансов на какой-бы то ни было приличный результат. Но Кобаяши опять не сдается! После не слишком удачной квалификации гонка сложилась для команды Петера Заубера превосходно. Двойной финиш в очках, и, наконец, первые очки Серхио Переса после той злосчастной дисквалификации в Мельбурне.
Очевидно, что в Монако шины опять сыграют ведущую роль. И здесь у Pirelli приготовлен сюрприз – «джокер» под названием SuperSoft!
Тэги: барселона, виталий петров, выдувной диффузор, дженсон баттон, испания, каталунья, льюис хэмилтон, макларен, пирелли, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо