Ветра дуют над Домом британского моторспорта. Ветра, что приносят и уносят дождевые тучи, несут ли они перемены с собой? По крайней мере, перемены в инфраструктуре Сильверстоуна очевидны – в 2011-м участников Гран При встретил новенький паддок, новейший комплекс боксов Wing (название словно взывает и к тем же ветрам, и к прошлому трассы, и к аэродинамике, играющей здесь ключевую роль). То о чем говорили много-много лет, особенно с подачи Берни Экклстоуна, свершилось, - Сильверстоун обзавелся современными средствами обслуживания, на уровне новейших автодромов мира. Следствием постройки нового гаражно-судейского комплекса стал перенос линии старта-финиша, всего лишь второй раз за то время, когда Сильверстоун принимает этап чемпионата мира Формулы-1. В 1950 году, когда все начиналось, старт-финиш и боксы располагались на прямой между поворотами Abbey и Woodcote. Точно так же все было и год спустя, когда Хосе Фройлан Гонсалес принес Ferrari первую победу в Гран При в рамках чемпионата мира. Но уже в 1952 году круг стал начинаться и заканчиваться на прямой между Woodcote и Copse, в гораздо более привычном месте для всех поклонников Ф1. Так продолжалось на протяжении 58 лет несмотря на многочисленные изменения в конфигурации трассы, происходившие со временем, вплоть до 2011 года. Теперь старт-финиш, как и комплекс Wing располагается на прямой между Club и Abbey. Придется привыкать, хотя, откровенно говоря, прямые между Club и Abbey, и Woodcote и Copse, ныне выглядят как братья-близнецы.
Фернандо Алонсо, который воскресным утром пилотировал ту самую Ferrari 375, на которой Гонсалес выиграл гонку 60 лет назад, в честь юбилея; днем провел безупречную гонку и завоевал Гран При, являющийся одним из самых престижных в календаре мирового чемпионата. Выиграв 27-й Гран При в карьере, Алонсо сравнялся по этому показателю с Джеки Стюартом. Изначально Сильверстоун считался тяжелой трассой для Ferrari 150 Italia, однако «Скудерия» смогла переломить ситуацию. Конечно, сыграли свою роль и изменения в правилах, о которых только и говорили все время, прошедшее после Валенсии. Перемены, касающиеся «выдувных» диффузоров, которые могут сыграть решающую роль в ходе нынешнего сезона.
Как и следовало ожидать, серьезные перемены в правилах посреди сезона привели к полному беспорядку. Как только FIA начала «въезжать» в каждую конкретную ситуацию отдельных поставщиков моторов, там осознали всю сложность задачи сохранения равных условий. Федерация пошла на уступки, разрешив Mercedes дожигать топливо в половине цилиндров при нулевом положении дросселя, ради понижения давления в картере, - в данном случае это забота о надежности, а Renault разрешили поток «холодного» выхлопа при сбросе газа на уровне 50%. Однако уже по ходу уик-энда послабление для Renault было отменено, что привело к накаливанию обстановки и перепалке на пятничной пресс-конференции между Кристианом Хорнером и Мартином Уитмаршем. В Red Bull начали активно отстаивать свою позицию, и уже в воскресенье Чарли Уайтинг – беспрецедентный случай! – был готов пойти на попятную, вернув к Нюрбургрингу ситуацию в статус-кво. В FIA уже были готовы вернуть состояние регламента к варианту Валенсии, разрешив использовать «выдувные» диффузоры практически в прежнем режиме до конца сезона! Однако для принятия решения требовалось единогласное согласие команд, у Ferrari и Sauber было отличное от других мнение. Дискуссия по выхлопным системам будет продолжена, но кажется все её участники осознают важность недоведения ситуации до критической. Похоже в FIA все-таки осознали всю сложность изменения правил в той части, которая являлась ключевой при создании машин 2011 года, вокруг которой концептуально строились болиды ведущих команд.
В субботу казалось, что если Red Bull и потерял от перемены регламента, то немного. Вновь целиком первый ряд, хорошо хоть, что на этот раз Марк Уэббер смог взять верх над Феттелем, всего второй раз в сезоне. В практически родном для него Сильверстоуне австралиец едет просто здорово!
Кстати, небольшое отступление, об австралийцах. В Сильверстоуне пилотов Зеленого континента в пелотоне Ф1 прибыло. В составе HRT F1 Нарайна Картикеяна сменил протеже Red Bull Даниэль Риккьярдо, один из талантливейших гонщиков нового поколения. Хорошо хоть Hispania, находящаяся в весьма нестабильном положении, может сослужить какому-то полезному делу. Вообще для Red Bull назрело создание уже третьей команды Ф1, второй «юниорской». Интересен и тот факт, что напарником Риккьярдо по Hispania является Тонио Лиуцци, тоже протеже программы Red Bull, только бывший.
Возвращаясь к «старшим» Red Bull, на этот раз их преимущество над преследователями оказалось не столь велико, как раньше. У Алонсо, занявшего в квалификации третье место, Уэббер и Феттель выиграли соответственно чуть больше и чуть меньше 0,1 сек. Ни о каких огромных отрывах не было уже и речи. Впрочем, Сильверстоун в данном случае не самая показательная трасса, так как жестких торможений и медленных поворотов, в которых наибольшую роль сыграют ограничения на «выдувные» диффузоры, здесь мало. Большая часть трассы проходится с педалью газа в пол, в этом случае «выдувные» диффузоры по-прежнему работают на полную мощность. Тем не менее, складывалось впечатление, что Red Bull и после перемен в регламенте способен побеждать, пусть и не с таким преимуществом, как ранее. По крайней мере, теперь малейшая ошибка в лагере «Красных быков» могла стать решающей.
В известной мере, так все и вышло. Уже на старте Себастьян Феттель оставил Уэббера не у дел (зеркальное отражение событий прошлого года), воспользовавшись тем, что с его стороны трасса после прошедшего чуть ранее дождя высохла чуть лучше. Себастьян бросился в отрыв, и казалось, что грядет очередная победа немца, выглядящего в этом году просто непобедимым, но все оказалось гораздо сложнее. Заминка на синхронном втором пит-стопе, на 27 круге, привела к тому, что с пит-лейна Алонсо и Феттель выехали в обратном порядке относительно того, как заехали. Фернандо возглавил гонку. На болиде Себастьяна не сразу смогли закрепить заднее левое колесо, но лучше уж так, чем как в случае с другим пилотом, о чем чуть позже. Впрочем, проблемы Red Bull пит-стопами не исчерпывались (на пит-стопе Марка тоже вышла заминка). У Феттеля шины (причем как стартовый комплект промежуточных, так и все комплекты мягких сликов) отлично работали в начале отрезков, но затем начинали резко сдавать. На этот раз Себастьяну не удалось эффективно сохранять покрышки, к тому же заключительный пит-стоп для Феттеля в Red Bull решили провести раньше, чем у ближайших соперников, и под конец дистанции Pirelli на RB7 Себастьяна износились вконец, что стало причиной активных атак Уэббера за второе место. Напротив, у Марка на этот раз шины прогревались небыстро, но гораздо лучше работали по ходу отрезков и ближе к их окончанию.
Несмотря на ряд ошибок, допущенных Red Bull, нельзя только в них усматривать причину победы Алонсо. Фернандо провел выдающуюся гонку. Вначале она складывалась непросто, Фернандо уступал в темпе, и в один момент вынужден был уступить в непосредственной борьбе Льюису Хэмилтону (под овации трибун). Но после 1/3 дистанции темп Алонсо только рос, в промежутке с 24 по 28 круг испанец с четвертой позиции поднялся на первую, и затем его отрыв только возрастал.
Пилоты лидирующей группы устроили в Сильверстоуне славную борьбу. Не меньше красивых сражений было и в средней группе, но когда борются лидеры, - это всегда особенно ценно. И, следует отдать должное, уровень показа телетрансляции был на высоте, новые камеры, установленные в Сильверстоуне, позволили подать эту гонку особенно вкусно.
McLaren в начале уик-энда столкнулись с проблемами. Квалификация прошла довольно неудачно, особенно для Хэмилтона. Дело дошло до того, что представители команды утверждали, что именно на McLaren перемены в регламенте сказались особенно сильно (в худшую сторону). В гонке «серебряные» показали неплохой темп и красивую борьбу. Льюис отличался как обгонами, так и упорной обороной, особенно защищая вторую позицию от Феттеля на отрезке между вторым и третьим пит-стопами. Себастьян был явно быстрее, но Льюис блестяще занимал оборонительные траектории, не позволяя пилоту Red Bull «развернуться» как следует. Один раз на выходе из Woodcote дело чуть не дошло до «бампдрафтинга».
| |
Хорош был и Дженсон Баттон. Старт прошел для Дженсона неудачно, он вынужден был, как и Льюис, прорываться, отыгрывать позиции. На 14 круге Баттон совершил шедевр, возможно лучший обгон всей гонки, обогнав Массу. Дженсон атаковал по внешней в Stowe, поравнялся с Ferrari бразильца, но на подходе к Vale, где уже британец оказывался внутри, Фелипе практически выдавил Баттона на обочину. Но у Дженсона хватило духу не снять ногу с педали газа, и закончить обгон. Продемонстрировал крепость духа и Марк Уэббер, когда, атакуя в умопомрачительной связке Maggotts – Becketts – Chapel соскочил на обочину, на траву, но не поднял ноги с педали газа, сохранив контроль над болидом. Возвращаясь к Баттону, увы, его гонка окончилась на заключительном пит-стопе из-за недопонимания в пит-бригаде. Как рассказал Дженсон: «Когда я покидал пит-лейн, от моей машины отвалилось переднее правое колесо, и я вынужден был сразу остановиться. Механик, работавший с колесом, потерял гайку и повернулся, чтобы взять другую. Вероятно, поворачиваясь, он сделал движение рукой, а тот, кто работал с передним домкратом, подумал, что это сигнал опускать машину. После этого сигнальный “леденец” был поднят. Надеюсь, проблема больше не повторится». Обидное окончание хорошей гонки, Баттону по-прежнему не везет в родном Сильверстоуне.
Рост формы Ferrari подтвердил Фелипе Масса. Удачно проведя квалификацию, Фелипе и в гонке демонстрировал высокий темп (правда, так как гонка началась на влажной трассе, ему не пришлось использовать комплект жестких шин, который в других условиях был бы обязателен). Перед финишем Масса настиг Хэмилтона, который под конец гонки был вынужден сбросить темп. В команде немного просчитались с количеством топлива, и Льюиса попросили сбросить темп, перейдя в экономичный режим, из-за чего его довольно легко опередил Уэббер. Более того, порой Льюис сбрасывал газ, поздно открывался, в общем экономил топливо как мог. Но на последнем круге, когда его уже настиг Масса, Хэмилтон атаковал в полную силу. Борьба бок о бок, с контактом в Vale стала еще одним украшением гонки. Фелипе пошел в решающую атаку снаружи, но Льюис тоже тормозил максимально поздно, и его McLaren стало сносить наружу, вплоть до контакта. Масса потерял импульс разгона, пытался бороться в Club и на выходе, съехав даже на обочину, но Хэмилтон все-таки смог отстоять четвертое место. Фелипе не стоило возмущаться Хэмилтоном, атакуя по внешке на последнем круге он шел на риск, и осознавал это, никто его легко бы не пропустил, тем более Льюис. Впрочем, Масса и сам это благоразумно признал. «На входе в поворот мы ехали рядом, Льюис занял внутренний радиус, я – внешний, но затормозил позже и смог получить небольшое преимущество, когда он слегка задел мою машину. Впрочем, не думаю, что там было что-то не так. В последний поворот я зашел слишком широко, эту ошибку пришлось исправлять, и Льюис смог отыграться».
На последних кругах красивая борьба шла и за второе место, где Уэббер настойчиво прессинговал Феттеля. И в данном случае впечатление несколько смазало team radio Red Bull, когда Хорнер попросил Марка соблюдать порядок следования. Уэббер, к его чести, атаки не прекратил, ну а Кристиану совет – доверять своим гонщикам.
К сожалению, командой, на которой изменения касательно выхлопных систем, совершенно точно сказались в отрицательную сторону, оказалась Lotus Renault GP. Негативная тенденция была заметна уже в Валенсии, в Сильверстоуне опасения только подтвердились. Renault R31, созданная по уникальной концепции переднего выхлопа, не могла не пострадать от ограничений. Плюс ко всему темп прогресса в доработке машины явно упал, команда Эрика Булье здесь явно проигрывает ближайшим соперникам. Если в начале сезона Lotus Renault на равных боролась с Mercedes GP, находясь даже чуть впереди и оказывая прессинг на Ferrari и McLaren, то теперь Mercedes удалось вырваться вперед, а непосредственными соперниками Renault все чаще становятся гонщики Williams, Sauber, Force India и Toro Rosso.
Следует отдать должное Нику Хайдфельду, который после проваленной квалификации смог удачно реализовать достаточно рискованную тактику двух пит-стопов, поднявшись до 8 места, но для Виталия Петрова все сложилось гораздо труднее. На влажной трассе Renault R31 россиянина явно испытывала проблемы со сцеплением (а ведь Виталик мастер езды в дождь!), особенно это сказывалось на разгонах, из-за чего на выходе из Woodcote Петрова прошли сразу несколько соперников. «В этот раз трасса почти постоянно была сырой, а в таких условиях очень важна прижимная сила. Мы же разом потеряли сцепление задних колёс. С передними всё в порядке – они отлично держат трассу, а сзади – словно поставили сильно изношенные слики. Даже на сухой трассе не все работает правильно, а в дождь управлять машиной очень сложно», - рассказывал Виталий. Посуху ситуация стабилизировалась, Петров прибавил в темпе, как и Хайдфельд реализуя тактику двух пит-стопов, и смог подняться, но до очков второй раз подряд дотянуться не удалось.
В преддверии Нюрбургринга и Хунгароринга Lotus Renault ожидает много работы. На трассах с большим количеством медленных и среднескоростных поворотов изменения касательно работы «выдувных» диффузоров скажутся гораздо заметнее, поэтому обратить внимание следует и на Red Bull. Дело, однако, еще и в том, что сама по себе ситуация вокруг правил относительно «выдувных» диффузоров далеко еще не получила логического завершения.
Тэги: великобритания, виталий петров, выдувной диффузор, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ред булл, реконструкция, себастьян феттель, сильверстоун, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари