Монако – та остановка в календаре, где совершенно явно видно, что Формула-1 по-прежнему может быть опасным видом спорта. Это особая трасса, требующая особенного подхода. Пол ди Реста, гонявшийся в Монако несколько лет назад в Формуле-3, признался, что когда он готовился к уик-энду, просматривая onboard записи прошлых лет, то был поражен скоростью Формулы-1 здесь. «Когда вы думаете о том, с какой скоростью будете мчаться по трассе, это немного пугает. Мы с гоночным инженером смотрели записи, сделанные бортовыми камерами – круг по трассе выглядит довольно экстремально. Я даже спросил, не ускорено ли воспроизведение». Ди Реста – новичок, но такой опытный боец как Дженсон Баттон, выигравший Гран При в 2009-м, рассказал, что в Монте-Карло, в отличие от современных трасс, нельзя просто выехать и сразу атаковать в полную силу. «На первом круге после выезда из боксов разгоны производят незабываемое впечатление, такое ощущение, что барьеры стоят слишком близко! Но постепенно вы все больше разгоняетесь – хотя и не так быстро, как на других трассах – и вскоре понимаете, что и как надо делать. Интересное и в чем-то даже невероятное чувство». Каждый год в Монако не обходится без аварий, в этот раз две из них не обошлись без привлечения медицинской службы: жесткий вылет Серхио Переса по ходу третьей сессии квалификации в шикане на набережной – самом быстром и самом опасном месте трассы, и очень неприятная авария Виталия Петрова, попавшего в завал на участке «Бассейн» всего за 9 кругов до финиша гонки. Оба эпизода были крайне тревожными, но все обошлось и на этот раз. Гонщики отделались ушибами и (в случае с Пересом) сотрясением мозга. Хотя и Серхио, и, по свидетельству очевидцев, Виталий после удара кратковременно теряли сознание… Однако происшествия в Монако стали еще одним подтверждением факта, что безопасность современных болидов Ф1 находится на эталонном уровне.
Другое важное впечатление от прошедшего Гран При Монако – оказывается я плохо знаю регламент Ф1. Когда вскоре после аварии Петрова гонка была остановлена красными флагами, и к поврежденному McLaren Льюиса Хэмилтона подошел механик и подправил покосившееся заднее антикрыло, я был уверен, что следующим действием будет дисквалификация Хэмилтона. Однако вокруг MP4/26 Льюиса на стартовой прямой развернули целый сервис в полевых условиях, еще один механик спешно тащил новый передний обтекатель… К рестарту болид Хэмилтона выглядел, как новенький. После этого уже не должно удивлять то (хотя все равно удивляет), что все оставшиеся в гонке болиды к рестарту были переобуты в свежие комплекты резины. Для меня было шоком узнать, что оказывается в Ф1 можно проводить какие-либо работы над машинами, когда гонка остановлена красными флагами! Это же нарушает один из фундаментальных принципов автогонок! После этого исход Гран При был предопределен – на идентичных шинах Феттель удержал позади себя Алонсо и Баттона. Удивительно как Марк Уэббер умудрился за круг до финиша обогнать Камуи Кобаяши в сражении за четвертое место! Правда Марк недоумевал: «Не знаю, для чего нужен был рестарт гонки, если до финиша осталось только пять кругов», но в его-то случае все сложилось как нельзя более удачно.
Дебют шин спецификации SuperSoft, ожидавшийся с опаской, прошел весьма удачно. Разница между шинами Soft и SuperSoft оказалась в пределах секунды, износ наступал не слишком быстро, что выяснилось еще в четверг, когда трасса была совсем «зеленой». Именно в Монако шинникам Pirelli удалось добиться нормального баланса между скоростью резины, скоростью её износа, разницы между двумя спецификациями. В этой связи две следующие гонки, в Монреале и Валенсии, в которых будут использоваться шины тех же составов, ожидаются с оптимизмом. То, что творилось на предыдущих Гран При с резиной Hard/Soft – это все же за гранью… Шинный фактор, также как и фактор трассы привели к тому, что гонка в средиземноморском княжестве прошла почти по классическому сценарию.
Борьба трех пилотов за победу в Гран При Монако была великолепна. Три чемпиона мира, два из которых уже выигрывали Гран При Монако, а один из них, завоевавший накануне очередной поул-позишн, изо всех сил стремился к этому достижению, которое, по его словам, должно было вписать его имя в историю. Так получилось, что все трое оказались на разной тактике пит-стопов, и именно это закрутило потрясающую интригу в Гран При. Первый пит-стоп Себастьяна Феттеля, который со старта стремительно бросился в наводящий тоску отрыв, прошел довольно сумбурно из-за проблем с радиосвязью. Более того, Марк Уэббер по той же причине заехал в боксы на том же круге, и ему пришлось ждать, пока механики вынесут свежий комплект резины. Австралиец потерял целую уйму позиций, в то время как Себастьян – одну, но самую важную. Заминка в боксах Red Bull внесла в ход Гран При оживление и позволила Дженсону Баттону возглавить гонку. Получивший очередной комплект SuperSoft англичанин атаковал в потрясающем темпе, и единственным шансом Феттеля отыграться было оставаться на трассе на новом комплекте спецификации Soft. В борьбу этих двух вмешался и Фернандо Алонсо, который, как и Феттель, на первом пит-стопе переобулся в новый Soft, но, подобно Баттону, отправился на пит-лейн еще раз в режиме автомобиля безопасности. В отличие от Фернандо, которому понравилось пилотировать на мягких Pirelli, Дженсон хранил верность супермягким и на этот раз. Это позволяло ему буквально лететь по трассе, но Баттона ждал еще один пит-стоп, для «переобувки» в обязательный комплект Soft, на котором Дженс уступил вторую позицию Алонсо. Кругов за 25 до финиша Фернандо уже сидел на заднем антикрыле Феттеля, имея преимущество в темпе на шинах, которые были почти на 20 кругов «свежее». В то же самое время Баттон мчался по трассе Монте-Карло на совершенно новых мягких шинах, отыгрывая у пары лидеров по 2 секунды с круга. За 15 кругов до финиша тройка собралась, и борьба за Гран При Монако достигла высшей точки накала. В то время как быстрый Алонсо искал место для атаки на Феттеля, круг за кругом активируя на стартовой прямой DRS, еще более быстрый Баттон пытался предпринимать какие-либо действия, находясь за спиной испанца. Дженсон: «За 10 кругов до финиша на победу претендовали Себастьян, Фернандо и я: шины у Себастьяна были уже весьма изношены, и Фернандо наседал на него. Я видел, что он готовился провести обгон в первом повороте – было интересно наблюдать за этим поединком, так как они могли столкнуться или же предоставить мне возможность выйти вперед, увлекшись поединком между собой. В тот момент выиграть мог любой из нас». Кульминации сражение достигло на 69 круге, когда тройка лидеров достала плотную группу пилотов, возглавляемую Адрианом Сутилем, на круг, причем среди них затесались также гонщики, которые должны были проиграть уже целых два круга. На этом, собственно, борьба и закончилась, так и не получив логической развязки. Слово главным действующим лицам. Феттель: «На протяжении 20 кругов я сдерживал натиск Фернандо и Дженсона, и последние шесть кругов обещали быть крайне сложными, но на трассу вновь выехал автомобиль безопасности, а затем гонка была приостановлена, так что мы смогли поменять шины». Алонсо: «В конце гонки я прессинговал Себастьяна, пока не появились красные флаги. В этот момент наша борьба и закончилась – когда у него свежая резина, бороться с ним невозможно». Баттон: «После красных флагов из-за большой аварии все команды получили возможность поставить свежую резину. В такой ситуации мы уже ничего не могли сделать, потому что пилоты первой тройки стали равны по скорости, я лишился своего преимущества».
По ходу уик-энда в Монако прекрасно смотрелись оба дебютанта-латиноамериканца. Серхио Перес поразил всех своей скоростью в квалификации, отобравшись в Top-10. На своей первой попытке в третьей сессии мексиканец после первого сектора 0,3 сек выигрывал у Льюиса Хэмилтона, пусть попытка британца и была довольно неудачной. Возможно, в какое-то мгновение Серхио перешел свой личный предел скорости на этой трассе, потеряв контроль на торможении после тоннеля…
После переукладки асфальта на некоторых участках, кочка в зоне торможения перед шиканой на набережной, стала особенно неприятной. Не раз, и не два она приводила к дестабилизации болидов на самом жестком торможении трассы Монте-Карло. По ходу уик-энда это привело к разбитым машинам у Витантонио Лиуцци, Виталия Петрова, Нико Росберга. Перес был четвертым, но ему, в отличие от вышеперечисленных пилотов, не повезло – его Sauber, уже потерявший управление после первого касательного удара, был отброшен прямо в барьер, в то время как трем предыдущим пилотам удалось его благополучно миновать. Это один из наихудших сценариев аварии в Монако. Пропуск гонки после этого – пожалуй, наиболее мягкий вариант расплаты.
Авария Серхио смешала карты участникам заключительной квалификационной сессии, оказав важнейшее влияние на результаты Гран При. Себастьян Феттель вновь решил не откладывать дело в долгий ящик, и ему с первой попытки удался блестящий быстрый круг, что в итоге принесло ему пятый в сезоне поул-позишн. Удачно квалифицировались также Дженсон Баттон – впервые в этом сезоне на первом ряду стартового поля, и Михаэль Шумахер, чей пятый результат стал лучшей квалификацией после возвращения в Ф1. Напротив, Льюис Хэмилтон свою решающую попытку отложил под конец сессии, и просто не успел улучшить время после первого неудачного круга. А ведь именно Льюиса, учитывая его традиционно высокую скорость в Монако, называли одним из главных претендентов на поул-позишн.
Отобрался в Top-10 и Пастор Мальдонадо, причем второй раз подряд. Это не должно вызывать удивления. Пастор, который правда имеет отнюдь не пасторскую внешность, напоминая латинского головореза из голливудских боевиков, блестяще выступал в Монако и раньше, выигрывая и в Мировой серии Renault 3,5 литра, и в GP2. Венесуэлец отлично смотрелся и на дистанции гонки, уверенно, зрело сражаясь с такими гонщиками, как Нико Росберг, Льюис Хэмилтон, Виталий Петров, показывая при этом высокий темп. К сожалению, он стал одним из немногих, кому заключительный рестарт гонки не принес удачи. Атака Хэмилтона в Ste Devote была слишком самонадеянной, и гонка Мальдонадо, увы, закончилась в стене…
Williams все же удалось набрать первые в сезоне очки, усилиями Рубенса Баррикелло. Здесь, как и в Renault, пусть ярче на дистанции выглядела молодежь – Мальдонадо и Петров, но очки своим командам принесли опытные игроки: Баррикелло и Ник Хайдфельд.
За исключением инцидента с Мальдонадо, не могу сказать, что Льюис Хэмилтон плохо проявил себя. Шансы на победу были утеряны после квалификации, но британец делал все, чтобы добиться как можно более высокого результата на финише. Его обгон Михаэля Шумахера на 10 круге гонки в Ste Devote стал настоящим украшением гонки. Следует отметить, что оба пилота действовали в рамках этого маневра очень корректно. Атака на Массу в шпильке у отеля? Здесь, на мой взгляд, ситуация была 50 на 50. Льюис поравнялся с Фелипе еще на спуске после Mirabeau, и Масса попытался захлопнуть калитку на входе в шпильку, когда Хэмилтону и деваться особо некуда было, он даже запрыгнул на бордюр внутри. Конечно Фелипе был раздосадован, разбив поврежденную Ferrari в тоннеле (и став, таким образом, причиной появления первого пейс-кара), но с его мнением я не могу согласиться: «То, что сегодня творил Льюис – это невероятно. Речь не только обо мне, но и о других пилотах. Думаю, в FIA должны наказать его более серьёзно, иначе он ничему не научится». Чему Льюис должен научиться, Фелипе?
После аварии Переса Sauber был представлен в гонке одной машиной. Однажды, в 1994 году Петер Заубер и вовсе снял свою команду с Гран При Монако, но тогда последствия страшной аварии Карла Вендлингера в том же самом месте на набережной были ужасающими. В этот раз все обошлось, к счастью. Камуи Кобаяши проигрывал дерзкому дебютанту по ходу квалификации, но в гонке устроил очередной мастер-класс, проехав всю дистанцию с одним-единственным пит-стопом, проведенным во время первого появления пейс-кара на трассе. Совершенно зрелый пилот, выжимающий из своего Sauber C30 максимум возможностей. Пятое место Кобаяши в Гран При Монако стало лучшим результатом в карьере японца на настоящий момент.
Впрочем, на тактику одного пит-стопа поставил и Виталий Петров. Пусть Renault не смогла продемонстрировать в Монако ту скорость, которую от нее ожидали, пусть Виталий впервые в сезоне не прошел в квалификации в число десяти быстрейших, гонку он проводил здорово. Пройдя на старте сразу двоих, и кого – Шумахера и Хэмилтона! – Петров претендовал на хорошие очки, сражаясь с Сутилем, Кобаяши, Мальдонадо. Собственно с Адриана и начался эпизод, закончившийся для Виталия в госпитале Принцессы Грейс. Сутиль пытался довести гонку до финиша на изношенном комплекте шин, полученном им на единственном пит-стопе, но ничего не мог поделать против скорости Пастора Мальдонадо, прошедшего его на участке между шиканой и Bureau de Tabac. Синхронно в этом же самом месте Виталия прошел Хэмилтон, чья резина также была «свежее» на 20 кругов. Нервозности борьбе в этой группе добавляли синие флаги, сигналившие о приближении тройки, возглавляемой Феттелем. Сутиль, не сумев вписаться в Tabac на практически разрушенной резине, коснулся барьера, из-за чего покрышка заднего правого колеса сошла с обода. Медленная Force India оказалась прямо перед носом Хэмилтона на входе в связку «Бассейн», Льюис, естественно, сбросил газ, и тут Хайме Альгерсуари устроил, никого не хочу обидеть, прокатный картинг. Проигрывая круг, он зачем-то протиснулся вперед Петрова, и налетел на резко замедлившийся McLaren Хэмилтона, после чего, потеряв управление, вправил Renault Петрова в стену на приличной скорости…
Учитывая, что все это происходило прямо перед носом Феттеля и компании, у зрителей в эти мгновения повыскакивали сердца. Как потом рассказывал сам Феттель: «Это был настоящий замес. Перед нами было много машин, судьи размахивали голубыми флагами – но пилоты вели борьбу между собой, и найти свободную дорогу оказалось непросто. А ведь на меня наседали два соперника на более свежей резине, которые ожидали момента для обгона. В такой ситуации вы пользуетесь любой возможностью. К счастью, я почти не видел аварии. Одна разбитая машина стояла у барьера в 12-м повороте, другая – в 14-м и третья – в 16-м. Я заметил, что у Льюиса повреждено заднее крыло. В какой-то момент это выглядело, как настоящее безумие, но мне удалось сохранить машину в целости и проскочить мимо». Последствия ошибки Сутиля и необдуманных действий Альгерсуари оказались гораздо серьезнее, чем могло показаться вначале. Но наверно прав Себастьян: «В какой-то момент мне казалось, что победа недостижима, но это безумная трасса. Думаю, вчера ночью была запущена рулетка, которая продолжала вертеться в течение всей гонки. Я просто счастлив. Фантастический результат, и для меня большая честь, что мое имя появилось в списке победителей Гран При Монако. Мы заслужили эту победу, рискнули и были вознаграждены».
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, льюис хэмилтон, монако, монте-карло, пастор мальдонадо, пирелли, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фернандо алонсо