Монреаль показал то, что гонки Формулы-1 по-прежнему могут быть потрясающими, - несмотря на старых маразматиков из FIA/FOM, мариновавших людей под дождем в течение двух часов, а когда дождь уже утих, решающими, что через 15 минут надо бы провести очередную инспекцию трассы прежде чем возобновить гонку вслед за машиной безопасности. Монреаль показал, что Гран При можно выиграть, даже если ты откатился на последнее место, и выиграть его, обогнав лидера на последнем круге. Третья победа Дженсона Баттона за McLaren вновь была одержана в сложнейших переменных погодных условиях, когда дождь был то сильнее, то слабее, то принимался, то утихал. Неоднозначные и рискованные тактические решения, инциденты, - было все, но Дженсон прошел свой путь к победе до конца, воплотив невероятный сюжет Гран При Канады.
Возможно гонку стоило остановить и не возобновлять по истечении 25 кругов, как это было однажды во время самого короткого Гран При в истории Ф1 – в Аделаиде 1991 года. Тогда первая десятка получила бы половинные очки, и не пришлось бы устраивать беспрецедентную паузу между двумя частями гонки, во время которой большинство телеканалов прекратило трансляцию. Себастьян Феттель тогда получил бы очередную победу в Гран При, Фелипе Масса впервые в сезоне поднялся бы на подиум, пилоты Lotus Renault GP Ник Хайдфельд и Виталий Петров завершили бы гонку с солидными четвертым и пятым результатами. И, самое важное, Камуи Кобаяши добился бы лучшего результата в карьере (а заодно и лучшего для японских пилотов в истории), - второго места. Он, как и гонщики Renault, не останавливался на пит-стоп в первой части гонки, и благодаря этому забрался так высоко. В режиме красных флагов Камуи дольше всех других гонщиков оставался в кокпите, и уже хотя бы за эту стойкость заслуживал бы подняться на подиум! Но, как сказал Эрик Булье в перерыве: «Мы приехали сюда, чтобы участвовать в гонке. 4-е и 5-е место – это неплохо, но, если честно, я думаю, что мы можем добиться большего». Если бы гонка не была возобновлена, мы бы не увидели захватывающий спектакль Гран При Канады. Это был один из тех случаев, когда долгое ожидание окупилось многократно.
И пусть практически вся первая пятерка на момент остановки гонки проиграла. Кобаяши терял темп на подсыхающей трассе, и его обходили один за другим. Хайдфельд вылетел с трассы, налетев как раз на Кобаяши, когда тот слишком сильно замедлился в «эске» Сенны, и сломал переднее антикрыло. Фелипе Масса, обходя кругового на подсыхающей трассе, был вынужден заехать на мокрую часть полотна, на сликах, и потерял контроль над Ferrari, задев носом стену. Фелипе повезло, и он смог продолжить гонку, совершив вынужденный пит-стоп, и на финише подарил один из красивейших моментов гонки, буквально фотофинишем опередив Кобаяши за шестое место. Феттель, доминировавший практически от старта и до финиша, потерял победу на последнем круге, когда под прессингом Баттона совершил небольшую помарку, и заехал на мокрый асфальт. Один лишь Петров так и финишировал пятым, как на момент красных флагов, хотя и не без приключений. Виталий провел зрелую безошибочную гонку, достойно разобравшись во всех ситуациях. При этом на момент остановки гонки, Дженсон Баттон занимал 11-ю позицию (не самую низкую по ходу этого Гран При для него, следует отдать должное), а Марк Уэббер, также поднявшийся на подиум, был седьмым.
Марк мог бы побороться и за победу, если бы не происшествие на первом рестарте гонки, когда Льюис Хэмилтон совершенно беспардонно развернул соперника. Не зря Эмерсон Фиттипальди (выполнявший в Монреале роль третьего стюарда) накануне критиковал Льюиса, сказав, что британец слишком агрессивен при обгонах, и чтобы полностью раскрыть свой огромный потенциал ему необходимо стать расчетливее и более уважительно относиться к соперникам. В Монако я защищал Льюиса в половине случаев, но в Канаде он превзошел сам себя. Во-первых, крайне рискованная, на грани атака Уэббера на рестарте. Марк оставил сопернику минимум места, но кто будет так легко уступать? Хэмилтон грань перешел, его снесло на австралийца. Вина полностью на Хэмилтоне. Из-за разворота Уэббер стал одним из пилотов, кто был вынужден прорываться по ходу Гран При Канады, что он делал весьма успешно. Льюис тоже потерял пару позиций, но видно только больше возбудился. Происшествие на 8 круге между партнерами по McLaren – это вообще за гранью. Да, Дженсон ошибся на выходе из заключительной шиканы, да, Льюис был быстрее на выходе и мог атаковать, Дженсон пытался перекрыть траекторию, хотя, по его словам, и не видел Хэмилтона в зеркалах из-за плохой видимости. Но зачем Льюис полез в щель между McLaren напарника и пит-уолл, уму непостижимо. Ни о каком «полкорпуса», о котором говорил Хэмилтон потом, якобы он прошел напарника на полкорпуса, там и близко речи не шло. У Льюиса просто не было места для атаки. Собственно, этот опасный эпизод завершил гонку для Хэмилтона, ну а Баттону на этот раз повезло, так как он отделался минимальными потерями.
Данный эпизод позволил Баттону поэкспериментировать с промежуточной резиной, на которой он оказался крайне быстр. Правда Дженсон заработал также и проезд через пит-лейн за превышение скорости, - еще один штрих к его победе. Другой опасный эпизод с его участием произошел уже во второй части гонки, когда он на пороге десятки боролся с Фернандо Алонсо. Дженсон был быстрее, он занимал внутреннюю траекторию на входе в шикану, пройдя Фернандо на полкорпуса, но на мокром поребрике McLaren снесло наружу, легкого контакта колес избежать было невозможно. Ferrari 150 испанца повисла на поребрике, буксуя, и для Фернандо гонка была окончена. Этот эпизод, как и ицидент Хэмилтон – Баттон, стал предметом разбирательства стюардов, но в данном случае это был обычный гоночный инцидент, где вина Дженсона была не слишком очевидна.
Ferrari провела в Монреале лучшую квалификацию сезона, Алонсо всерьез боролся за поул-позишн с Феттелем, Масса также оказался на высоте. От Ferrari ждали серьезной атаки за победу. Но Алонсо каждый раз уступал Феттелю в темпе, как только гонка в очередной раз возобновлялась, а затем и вовсе откатился в глубокие слои пелотона. Инцидент с Баттоном логически завершил картину регресса в гонке, в которой от Алонсо ждали многого. Масса, как упоминалось выше, больше запомнился сражениями с Кобаяши.
| |
Совершенно захватывающую гонку провел Михаэль Шумахер, постепенно поднимавшийся благодаря удачной тактике и блестящему чувству трассы на острове Нотр-Дам. После заключительного пит-стопа, переобувшись в слики, Михаэль поднялся на вторую позицию, позади Феттеля. Пилот Mercedes имел шанс подняться на подиум впервые после своего возвращения в гонки Формулы-1! Но сзади его догонял более быстрый Уэббер. Дуэль Шумахера и Уэббера вышла на славу, значительно усилив драматизм, когда к ней присоединился еще более быстрый Баттон, прошедший «и огонь, и воду». Когда трасса подсохла, дирекция гонки разрешила использование двойной зоны DRS. В пользу Михаэля, однако, было то, что на Red Bull Уэббера весь уик-энл барахлил KERS. Плюс ко всему трасса вне траектории оставалась мокрой, что делало попытки обгона на сликах крайне опасными, несмотря на разрешение использовать управляемое заднее крыло. Сопротивляясь Уэбберу и Баттону, Михаэль косвенно работал на победу Феттеля. Но какие могут быть вопросы, когда речь зашла о первом за полтора года подиуме!
Преимущество Баттона было очевидным, и он смог уверенно пройти сначала Уэббера, а затем и Шумахера, бросившись в погоню за лидирующим Феттелем. А дуэль Михаэля с Марком продолжалась, держа интригу почти до самого финиша. Здесь были и несколько срезанных Марком шикан, когда он вынужден был возвращать позицию сопернику, но в конце концов Уэббер смог перехитрить Михаэля за 3 круга до клетчатого флага. «Мы неплохо поборолись: каждый старался занять перед шиканой сухую траекторию», - сказал после финиша Марк.
| |
Монреаль – это скоростной вариант Монако. Здесь тоже практически нет скоростных поворотов, сплошь шиканы и шпильки, разгон-торможение, разгон-торможение, езда между барьеров при крайне низком уровне сцепления. Но в отличие от Монако прямые автодрома имени Жиля Вильнева достаточно протяженные (что роднит эту трассу с Монцей), а потому сюда впервые в сезоне команды привезли аэродинамическую конфигурацию, рассчитанную на низкую прижимную силу. Также здесь крайне важна работа тормозов, из-за нескольких очень жестких торможений на круге. В таких условиях Red Bull RB7 не должен был иметь преимущества, так как главная сила детища Эдриана Ньюи – это крайне эффективная аэродинамика. Наоборот, Монреаль, как и Монако, хорошо подходил McLaren MP4/26 и Ferrari 150: машинам эффективным при атаке поребриков, на разгонах и торможениях. Однако в квалификации Себастьян Феттель выдал очередной шедевральный круг, принесший ему уже шестой поул-позишн в сезоне и 21-й в карьере, что больше, чем у Фернандо Алонсо и Дэймона Хилла, и является десятым показателем за всю историю чемпионата мира Ф1. В гонке, в мокрых условиях, Себастьян опять прекрасно справлялся с ситуацией, уверенно проводя рестарты и каждый раз отрываясь от соперников. Безошибочная гонка, в которой Феттель уверенно ехал за победой, в то время как позади него происходил целый калейдоскоп событий. Даже по чистой трассе пилотировать было совсем непросто – в Монреале одной ошибки зачастую достаточно, чтобы отправиться в стену, а учитывая количество воды на трассе… В концовке, когда траектория уже была сухой, требовалось на сликах четко ехать в «коридоре», не позволяя себе хоть сколько-нибудь расширить траекторию.
Перелом наступил после заключительного рестарта. На этот раз Феттель уже не отрывался от соперников столь стремительно, и пока вторую позицию удерживал Шумахер, ситуация еще была стабильной. Но стоило Баттону выйти вперед… Заключительные 5 кругов гонки прошли в бешеной погоне Баттона за Феттелем. Теперь Себастьян пилотировал на пределе, пытаясь удержаться впереди. Когда Дженсон приблизился на секунду позади лидера, ситуация Себастьяна стала особенно сложной. DRS на McLaren работал очень эффективно. Для Феттеля было очень важно на последнем круге оторваться более, чем на секунду перед шпилькой Casino, лишив Баттона шанса на использование управляемого заднего крыла. В шикане Себастьян совсем немного заблокировал задние колеса, из-за чего съехал на мокрую часть трассы, и его слегка занесло. Единственной небольшой помарки хватило Дженсону, чтобы решить судьбу Гран При. Монреаль-2011 отправляется в собрание шедевров к Мельбурну и Шанхаю 2010-го.
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, канада, льюис хэмилтон, михаэль шумахер, монреаль, остановка гонки, себастьян феттель, ф1