Гонка в Спа, которой после четырехнедельного летнего перерыва продолжился чемпионат мира Ф-1, завершилась победой Себастьяна Феттеля, стартовавшего с поула, - седьмой в сезоне и первой после июньской Валенсии. Особенная трасса, у которой и победители особенные. Достаточно сказать, что в нынешнем пелотоне Ф-1 только три гонщика официально побеждали в Гран При Бельгии, а на деле – и вовсе два. Себастьян Феттель стал новым победителем в Спа, но стоит ли говорить, что немец уже давно и всем доказал, что является особенным гонщиком.
Когда говорят о трассе Спа, обычно в первую очередь вспоминают «Красную воду». Энтони Дэвидсон, тест-пилот Mercedes GP и комментатор BBC Radio, рассказывает: «Говоря о Спа, всегда упоминают знаменитый поворот Eau Rouge, но на современных машинах Формулы 1 он без проблем проходится с полностью нажатой педалью газа на сухой трассе. Если идёт дождь, тогда он по-прежнему бросает гонщикам вызов». Действующий пилот пелотона Дженсон Баттон согласен: «Красная вода теперь уже не настоящий поворот, после всех переделок преодолевать его стало слишком просто». Впрочем, я ждал, что в этом году, благодаря системам DRS при прохождении Eau Rouge вернется интрига. Риск пройти «Красную воду» с уменьшенной прижимной силой ради выигрыша максимальной скорости на протяжении отрезка от La Source к Les Combes – это стоило того. Увы, в FIA решили по-другому, перестраховавшись. Как и в Монако, в тоннеле, активация DRS в «Красной воде» была запрещена. Но если в Монако это действительно оправдывалось заботой о безопасности, и последующие события подтвердили правильность действий федерации, то в Спа… Вот мнение Тонио Лиуцци, знавшего Eau Rouge еще до перестройки: «Конечно использовать в этом месте подвижное крыло – это буквально ходить по грани. В Монако пользоваться DRS запретили, потому что авария в тоннеле могла привести к серьезным последствиям. В Красной воде все же ситуация другая. Там все хорошо видно, нет крыши над головой, нет столбов – так что возможно лишь обычное гоночное происшествие». Именно обычное гоночное происшествие, которое может произойти, а может и нет. И решение зависит от гонщика, готов он пойти на дополнительный риск или нет. В противовес этому в FIA решают перестраховаться «на всякий случай», и это конечно позор. В прошлом году было даже круче, когда некоторые гонщики активировали воздуховод, отрывая одну руку от руля.
Теперь самым интересным поворотом Спа называют Pouhon, где по словам Льюиса Хэмилтона требуется особенно плавная работа газом и точный выбор траектории в поисках максимального сцепления. В сверхскоростном Blanchimont, проходимом на 300 км/ч, использование DRS не запретили, и Камуи Кобаяши предложил пари, что уже на первом быстром круге он пройдет Blanchimont, активировав DRS. Льюис, услышав об этом, посмеялся, назвав Камуи камикадзе. Об этих двоих речь еще пойдет ниже, ну а по поводу Blanchimont Себастьян Феттель по ходу уик-энда рассказывал, что стабильное поведение и великолепный баланс Red Bull RB7 позволяют без всяких проблем проходить этот вираж с активированной DRS, прижимной силы достаточно все равно. Но ювелирно точное рулевое управление крайне важно. Да, все же интересно было бы глянуть на Eau Rouge при активированном DRS. Тот же Феттель рассказывал, что в мокрых условиях при атаке «Красной воды» по-прежнему нужна смелость, более того, каждый раз условия диктуют выбор траектории, которая может меняться от круга к кругу. Чтобы обгонять в Eau Rouge мужество тоже требуется, конечно. Марк Уэббер совершил этот блестящий маневр, опередив Фернандо Алонсо.
В гонке дождь так и не пошел, хотя прогноз предполагал его начало после середины дистанции. Но даже без дождя Гран При Бельгии прошел на славу, продемонстрировав потрясающее шоу атак и обгонов. Квалификация проходила по совершенно другому сценарию, на подсыхающей трассе. От этого действа, когда каждый следующий круг предполагал улучшение результата, вплоть до перехода на слики в третьей сессии, невозможно было оторваться.
Квалификация преподнесла на этот раз несколько сенсаций, как со знаком «+», так и «-». Хотя очередной поул-позишн Себастьяна Феттеля сенсацией уж никак не является, но на этот раз победа не далась легко. Лишь в самый последний момент, буквально на грани Себастьян опередил Льюиса Хэмилтона, показавшего в итоге второй результат. Девятый поул-позишн по ходу сезона стал также 24-м в карьере, - столько же на счету таких гонщиков, как Ники Лауда и Нельсон Пике.
Что касается вышеупомянутых сенсаций, в положительном смысле просто поразили Хайме Альгерсуари, выстреливший на шестое место и Бруно Сенна с седьмым результатом. Оба впереди Алонсо. Для обоих уже сам факт прохождения в Top-10 был великолепен.
В начале уик-энда бельгийского Гран При одной из двух наиболее обсуждаемых в паддоке тем стала замена в составе Lotus Renault GP. Что-то в стиле «извини, Ник, но месье Лопес подписал в Бразилии выгодный спонсорский контракт, так что придется подвинуться». Хайдфельд, естественно, не согласен, его контракт подразумевает, что если он кому и уступит место в кокпите боевого Renault R31 до конца сезона, так только поправившемуся Роберту Кубице, поэтому он подает в суд. Довольно некрасивая история. Но Бруно хороший гонщик.
Другая обсуждаемая тема – 20 лет с момента дебюта в Ф-1 Михаэля Шумахера. Цифра для Формулы-1, даже с учетом трехлетнего перерыва, на самом деле потрясающая! И вот Михаэль на первом же квалификационном круге теряет заднее колесо и разбивает свой Mercedes W02 об ограждение. Не самое оптимистичное начало юбилейного уик-энда… Другой сенсацией, негативного толка, стал невыход в третью сессию Дженсона Баттона, остановившегося на 13 позиции после оплошности команды, при том, что по скорости Дженсон был одним из быстрейших, а от баланса своего McLaren MP4/23 он был просто в восторге. Но команда грубо ошиблась, зазвав гонщика в боксы на круг раньше, из-за чего Баттон был из десятки попросту выдавлен. Одиннадцать гонщиков в результате своих заключительных попыток оказались быстрее.
Для Виталия Петрова квалификация завершилась в принципе с позитивным результатом, хотя десятое место, конечно, мягко говоря не предел мечтаний. Но в пятницу Виталий вылетел с трассы в Blanchimont из-за неисправности рулевого управления. На его Renault R31 заменили гидроусилитель, Петров прошел в Top-10, и вот на первом же быстром круге в третьей сессии, когда Виталий решает пройти Blanchimont с открытым DRS, его разворачивает. Комплект шин убит, время, тем не менее, удается улучшать с каждым новым кругом за счет общего подсыхания трассы, но его не хватает на то, чтобы побороться с соперниками. Эрик Булье предположил было, что у проблемы могут быть причины психологического характера, но на деле опять подвело рулевое управление, работающее все хуже и хуже, что удалось выяснить и по телеметрии, а не только со слов гонщика. Менять пришлось всю разболтавшуюся рулевую рейку.
Правила позволяют сменить резину перед стартом гонки, если пилотирование на ней угрожает безопасности, на другой комплект того же компаунда, что и было проделано в случае с полностью «убитыми» шинами Виталия. Другим гонщикам, также желавшим сменить истертую после нескольких кругов атаки в квалификации резину, стюарды отказали – несмотря на пузырение, пилотирование на ней было возможным. Пузырение шин возникло в том числе и по причине того, что Pirelli порекомендовала командам слишком экстремальные углы установки колес, что привело к их повышенному износу. Запрос на изменение сход-развала FIA также отклонила. «Делайте, если хотите, но стартовать будете с пит-лейна». Так что интрига, сколько выдержат шины на Red Bull, McLaren, Toro Rosso, перед стартом заставила потревожиться многих.
Любопытно, что за исключением Феттеля, те, кто отличился в квалификации, потерпели неудачу, а её неудачники, напротив, в гонке выстрелили.
Жесткое торможение в La Source на первом круге с холодными шинами и полными баками оказалось непривычно для Бруно Сенны, с блокированной резиной врезавшегося в бок Toro Rosso Альгерсуари. С другой стороны болид Хайме оказался зажат Ferrari Алонсо, и со сломанной передней подвеской каталонец был вынужден остановиться на обочине. Toro Rosso с ее великолепной скоростью в Спа оказалась вообще без очков. Себастьян Буэми на старте прорвался в десятку и шел в темпе Хэмилтона и Алонсо, но на его гонке крест поставил Серхио Перес (после лучшей на сегодняшний день квалификации в карьере), сломавший на Toro Rosso заднее крыло.
Льюис Хэмилтон, который при старте с первого ряда намеревался бороться за победу, закончил жесткой аварией в Les Combes после столкновения с Кобаяши, которого он перед этим обошел. К счастью, обошлось без травм, хотя, как показалось, на мгновение Льюис потерял сознание. Вина в столкновении лежит скорее на Хэмилтоне, который, занимая оптимальную траекторию на входе в Les Combes, сместился влево и натолкнулся на болид Кобаяши. После просмотра повтора, когда первые эмоции утихают, создается впечатление, что у обоих словно недостает опыта. Льюис явно не ожидал, что японец подберется столь близко на торможении, но неужели он забыл лишний раз проконтролировать ситуацию в зеркалах? Кобаяши прав, когда говорит, что «я двигался строго вдоль белой линии и вообще не маневрировал», но с какой целью он подобрался так близко к McLaren? Да, у Sauber C30 была очень высока максимальная скорость в конце прямых, но неужели он действительно готовил контратаку в Les Combes? В другом случае, прогнозируя ситуацию можно было затормозить чуть раньше, не подставляясь под Хэмилтона. Хотя, повторюсь, вина больше лежит на Льюисе. И немаловажно, что он сам это признает.
Таким образом, Льюис потерял весьма вероятный подиум, а Кобаяши после удачного начала гонки откатился назад.
Зато настоящими героями гонки стали Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер. Несмотря на участие в стартовом замесе, повлекшем замену переднего крыла и езду до финиша с поврежденным задним, темп Дженсона был на высоте, и он стремительно прорывался наверх. За исключением трех первых кругов на Medium, Баттон почти всю гонку провел на мягких шинах, и с тактикой трех пит-стопов поднялся на третье место. Кто знает, если бы не происшествие на первом круге, отбросившем его в самый хвост пелотона, может быть Дженс смог бы навязать гонщикам Red Bull борьбу за победу. Михаэль Шумахер, чья тактика была полностью идентична варианту Баттона, стремительно рванул с самого старта, принятого им с последнего, 24-го места, а перед финишем прошел напарника в борьбе за пятое место. И это при том, что Нико Росберг после блестящего старта на первом круге прошел Феттеля и возглавил гонку!
| |
Да что там, были и гораздо менее именитые гонщики, чей ход уик-энда развивался по похожей амплитуде. Вот скажем, Пастор Мальдонадо. В квалификации он отметился только дурацким инцидентом с Льюисом Хэмилтоном, уже по истечении второй сессии, на спуске к «Красной воде». Еще и штраф за него получил. Но ровный ход гонки, без участия в столкновениях, и удачная тактика двух пит-стопов, когда все было сделано вовремя (еще и пейс-кар оказался кстати), привели Пастора к финишу на десятом месте, с первым завоеванным в Ф-1 очком. Еще лучше проявил себя Адриан Сутиль. Force India вновь в Спа потенциально оказалась очень быстрой, но квалификация закончилась для Сутиля разбитой в «Красной воде» машиной, еще в мокрых условиях второй сессии. Рецепт успеха Адриана оказался похожим: отличный старт, первый пит-стоп из двух в режиме машины безопасности. Плюс темп VJM04 был очень хорош, на уровне Ferrari и Mercedes. Так что очередные солидные очки, за седьмое место не выглядят чем-то неожиданным.
Борьбу за победу Феттелю, кроме лидировавшего на первых кругах Росберга и попавшего в аварию после первой четверти дистанции Хэмилтона, могли навязать также напарник, Марк Уэббер и Фернандо Алонсо. Тактика Ferrari, казалось бы, была удачна – два пит-стопа против трех у Себастьяна, Фернандо удалось возглавить гонку, но пейс-кар, по словам испанца, пошел на пользу соперникам, сократившим отставание в решающий момент. К тому же все беспокоились о поведении шин Medium, после того как в дождливые пятницу и субботу толком не смогли потренироваться, но у Ferrari с прогревом более жесткого компаунда и вправду возникли проблемы. В финале гонки Алонсо стремительно прошли сначала Уэббер, а потом и Баттон, несмотря на коллизию на старте и тактику с большим количеством пит-стопов. После неудачной квалификации Фернандо все равно надеялся на подиум, гонка сложилась так, что был даже шанс выиграть, но проигрыш подиума стал следствием не неудачи в квалификации, и не каких-то неблагоприятно складывающихся обстоятельств. Просто темп на более жестких составах при достаточно прохладной погоде по-прежнему остается ахилессовой пятой Ferrari. Фелипе Масса, второй раз подряд опередив напарника в квалификации, на старте гонки пробился на третье место, сразу позади Феттеля, но неудачные пит-стопы и отвратительный темп на более жестких шинах, - вечная проблема Фелипе, - отбросили бразильца далеко назад.
Марк Уэббер, в свой 35-й день рождения квалифицировавшийся третьим, тоже столкнулся со своей типичной проблемой – образца нынешнего сезона. Попросту говоря, провалил старт, на котором включилась система, препятствующая остановке работы двигателя. Так что на первом круге австралиец оказался в хвосте десятки, но быстро перешел на шины спецификации Medium, которые позволили ему ехать в очень быстром темпе. Агрессивные углы сход-развала и довольно жесткий в отношении шин стиль пилотирования Марка позволил как следует прогреть более жесткие Pirelli, и на них Уэббер оказался успешен. Эти шины к тому же выдерживали большую дистанцию, так что Марк совершал всего два пит-стопа. На заключительном отрезке гонки Уэббер «жарил» как следует, больше секунды с круга отыгрывая у Алонсо и лидирующего Феттеля. Фернандо он прошел без проблем (не первый раз по ходу дистанции), но вот Себастьян, к сожалению, успел к тому времени создать некоторый задел. Так что сражения за победу между двумя напарниками нам так и не довелось увидеть, а ведь оно могло бы стать настоящим украшением Гран При Бельгии.
Себастьяну следует отдать должное. В отличие от соперников, он не имел таких больших проблем. Возможно ключом к победе стало аккуратное обращение с шинами. Ведь, несмотря на пузырение более мягких комплектов, Феттель на протяжении всей дистанции смог поддерживать высокий темп. А более быстрые в концовке Уэббер и Баттон его достать уже никак не успевали.
Виталий Петров достойно провел гонку. Оттянув первый пит-стоп, он совершил его прямо перед выездом автомобиля безопасности. Еще один круг, - и Виталию возможно удалось бы отыграть еще целый ряд позиций. Но кто же знал… Главное, темп Renault на этот раз был на уровне (на этот раз привезенные доработки сыграли свою роль), и Петров стабильно поднимался. Восьмое место было результатом по делу, но взрыв тормозного диска на последнем (!) торможении гонки, в Bus stop, после того, как с тормозов сняли датчики в целях уменьшения веса и не могли отследить состояние тормозов по телеметрии… После проблем с рулевым управлением в пятницу и субботу, ведь узел разобрали полностью далеко не сразу, несмотря на то, что Виталий настаивал еще в пятницу. В общем, технические оплошности Lotus Renault GP продолжаются… В момент, когда Феттель вовсю праздновал победу, Виталий смог развернуть болид по ходу движения и финишировал, пропустив вперед только Массу.
Тэги: бельгия, бруно сенна, виталий петров, дженсон баттон, камуи кобаяши, льюис хэмилтон, марк уэббер, михаэль шумахер, о руж, себастьян феттель, спа, ф1, фернандо алонсо, хайме альгерсуари