Гран При Италии завершился очередным безоговорочным триумфом Себастьяна Феттеля. Несмотря на то, что в теории Монца считалась трудной для Red Bull Racing трассой, практика доказала обратное. В субботу Феттель выиграл квалификацию уже в десятый раз по ходу 2011 года, что стало его 25-м поулом за карьеру. Несмотря на это, в воскресенье его соперники были готовы дать ему бой, как наверно, еще ни разу по ходу сезона. Но соперники снова были биты, а Феттель отпраздновал восьмую победу в Гран При в нынешнем чемпионате, которая стала также 18-й в карьере (столько же, сколько у Кими Райкконена). Это была вторая победа Себастьяна в Монце, и первая на «Аутодромо Национале» для Red Bull. Ведь свою первую победу в карьере Феттель завоевал именно здесь, в Королевском парке, но за рулем Toro Rosso.
|
Монца, являясь уникальной по конфигурации трассой в календаре чемпионата, в этом году добавила головной боли инженерам. Перед квалификацией был большой соблазн увеличить прижимную силу с помощью антикрыльев, ведь на прямых можно было бы неограниченно пользоваться DRS. Но в гонке DRS нельзя использовать в свободном режиме, хотя в Монце сделали аж две зоны DRS, как до этого в Валенсии и Монреале: на стартовой прямой и на прямой между вторым Lesmo и Ascari. Для использования DRS надо все-таки подобраться на секунду к сопернику впереди. Но и без этого больший угол атаки антикрыльев в гонке мог создать изрядные проблемы. Похожая дилемма возникла и с выбором передаточных чисел. С одной стороны, можно было поставить более длинные верхние передачи, позволяющие, в сочетании с DRS, достигать высоких скоростей на прямых, с другой, опять же, не факт что DRS удастся активировать.
Феттель и его инженеры свой выбор сделали, поставив минимальные антикрылья и короткие передачи. Из-за этого максимальная скорость Себастьяна была далеко не самой высокой, - особенно против Фернандо Алонсо (327,7 км/ч против 342,2 км/ч) и пилотов Mercedes. Даже после триумфальной квалификации, шансы Себастьяна в гонке были достаточно туманны. Ему надо было обязательно отрываться со старта, пользуясь высоким темпом Red Bull RB7. Если его соперникам удалось бы удержаться в секунде позади, они смогли бы активировать DRS, и пройти за счет более высокой максимальной скорости. Поэтому в гонке Феттелю следовало атаковать с самого старта.
Но Себастьян свой старт проиграл. После борьбы три в ряд на стартовой прямой, первым в шикану Variante Alta по внутреннему радиусу ворвался Фернандо Алонсо. Трибуны неистовствали, но на Себастьяна сыграл сейфти-кар, не позволивший испанцу оторваться на первом круге. Рестарт позволил начать все заново, и атака Феттеля по внешнему радиусу в Curva Grande была неотразима. Критики все время пытаются найти какие-то слабые стороны Себастьяна, но дело в том, что у этого парня, зрелого не по годам, слабых мест почти нет. Вот такая, например, важная при оценке мастерства гонщиков категория, как «обгоны». Себастьян, когда это требуется, атакует смело и решительно, и в основном доводит маневры до успешного завершения. И ведь, заметьте, если бы он просто думал об очках для чемпионата, идти в атаку на Алонсо ему совсем не требовалось. Вот как он описывает этот эпизод: «Я очень хорошо вышел из первого поворота и понимал, что перед второй шиканой у меня может быть возможность для атаки. В Curva Grande я сомневался, в какую сторону направить машину. Если бы я сместился вправо, я оказался бы на внешнем радиусе [на входе в шикану] и перед торможением, возможно, вышел бы вперед, но Фернандо наверняка затормозил бы еще позднее и все равно каким-то невероятным образом вписался бы в поворот. Совершенно механически я сместился влево и лишь надеялся, что Фернандо заметит меня, поскольку его машина тоже смещалась в эту сторону. Места практически не осталось, я по-прежнему ехал с педалью газа в пол, но, к счастью, вираж закончился. Два колеса оказались на траве, но как только я поравнялся с Алонсо, он уже не мог сказать, что не заметил меня. Здесь началось другое сражение – кто первым нажмет на тормоза. Я чуть раньше коснулся педали, Фернандо затормозил позднее, однако мне уже удалось занять внутренний радиус и к своей большой радости выйти вперед».
Алонсо сражался жестко и, как он заявил на той же пресс-конференции, ему нечего было терять, поэтому он защищал свою позицию до конца. На старте Фернандо действовал не менее решительно. Хэмилтон уже выдавил правую сторону его машины на траву, но Алонсо не поднял ноги с педали газа, и вырвался-таки к первому повороту. Но второй год подряд подарить мечту тиффози ему не удалось.
Как уже отмечалось выше, Себастьян Феттель показал себя настоящим мастером атаки и обгона, но был пилот в пелотоне, демонстрировавший образцовую оборону. Речь, конечно, о Михаэле Шумахере, который своими действиями немало помог как своему другу и преемнику в глазах немецких фанатов Феттелю, так и духовному преемнику в Ferrari Алонсо, но в первую очередь работал, безусловно, на себя. Удачно стартовав, Шумахер вырвался на третье место, заперев за собой Льюиса Хэмилтона. Был один эпизод в гонке, когда они оба, бок о бок, атаковали Алонсо, только-только распрощавшегося с лидерством, но этот маневр успехом не увенчался. Зато слипстримная дуэль между Михаэлем и Льюисом долго держала всех в напряжении. Несмотря на возможность активации DRS у Льюиса, максималка Mercedes была на высоте, и большого преимущества Хэмилтон не получал. Михаэль грамотно позиционировал машину на трассе, не оставляя ни малейшего пространства для атаки, перекрывал траектории, боролся жестко, на грани, но, тем не менее, оставаясь в рамках корректности. Правда стюарды предупредили капитанский мостик Mercedes GP о том, что Шумахеру надо вести себя осторожнее. Мол, он нарушил правила касаемо запрета на более чем однократное изменение траектории. И это позорно. Повторюсь, надо доверять гонщикам вести борьбу. Особенно если это пилоты мирового класса, выступающие в высшей гоночной лиге (и добившиеся в ней немалых успехов). Конечно, Льюис потерял за Михаэлем шансы на подиум. После финиша он хорошо скрыл свое разочарование, и это делает ему честь. Помню, когда Михаэль решил возвращаться, Льюис очень этому радовался. Говорил, что мечтает сразиться с Шумахером колесо в колесо. Что он очень жалел, когда дебютировал в 2007-м, что Михаэль как раз завершил карьеру. Что теперь у него появится этот шанс. Льюис хотел, - он это получил. Да, пару раз Шумахер выдавил Хэмилтона слегка на траву (ничего сверх!). Но чего вы ожидали, неужели того, что Михаэль запросто так сдастся?!..
| |
Как надо обгонять Михаэля, показал Дженсон Баттон. 16-й круг в его исполнении был великолепным. Сначала, мгновенно разобравшись, он прошел в Curva Grande партнера по McLaren, воспользовавшись тем, что Льюис потерял скорость (будучи выдавленным на обочину Михаэлем). Затем, не дав Шумахеру сориентироваться, прошел немца в зоне DRS перед Ascari, с внешней стороны. Просто не стал «прощупывать» соперника, готовить атаку, а сразу «пришел, увидел, победил». В концовке гонки Дженсон совершил успешную атаку на Фернандо Алонсо в Curva Grande, принесшую ему второе место в Гран При. Баттон успел прославиться как виртуоз в гонках при переменных погодных условиях, безупречно ориентирующийся в тактике, но этот парень еще и умеет обгонять. Забавный факт: Дженсон уже третий год подряд поднимается в Монце на подиум, на его вторую ступеньку, но так ни разу пока и не выиграл в Королевском парке... Но как сказал сам Баттон: «Невозможно выиграть у Феттеля, если по ходу гонки занимаешь 7-е место».
Монца принесла Red Bull не только победу – впервые по ходу сезона (а если точнее, то с прошлогоднего Гран При Кореи), одна из машин команды не добралась до финиша. После рестарта Марк Уэббер атаковал Массу на торможении в первой шикане, Фелипе жестко оборонялся, но болид австралийца подскочил на поребрике, что привело к контакту. На том же круге Марк «убрался» в Parabolica, когда отвалившееся переднее антикрыло попало под днище Red Bull, и машина стала неуправляемой. Массе повезло – его Ferrari не была повреждена, и Фелипе удалось отыграть потерянные после разворота позиции.
Тот маневр, который Витантонио Лиуцци совершил на старте, скорее из арсенала гонщиков младших классов. Из-за его дерганых действий HRT с заблокированными на траве колесами умудрилась по обочине догнать к первой шикане «головку» пелотона, вынеся разом Росберга и Петрова. Виталий после успешно проведенной накануне квалификации, с машиной, настроенной на гонку, мог рассчитывать на многое. Нико, выбравший оригинальную тактику со стартовым комплектом более жесткого компаунда, также имел хорошие шансы на высокий результат. Кроме того, стартовый завал попортил гонку Рубенсу Баррикелло и Камуи Кобаяши, потерявшим передние крылья.
| |
Бруно Сенна также потерял немало позиций в результате завала на старте, тем не менее, бразилец смог прорваться. Бруно вторую квалификацию подряд прошел в десятку лучших, а в Монце набрал свои первые очки в Формуле-1, немного скрасив итог гонки для команды. Но не на такой результат надеялись в Lotus Renault GP. Аэродинамический пакет для Монцы показал себя с лучшей стороны, машина демонстрировала высокий темп…
В который уже раз, по вине обстоятельств, ближайшими соперниками Renault оказались гонщики Force India и Toro Rosso. Пол ди Реста проиграл борьбу за Top-10 квалификации как раз Бруно, но в гонке опередил его. Домашний уик-энд Toro Rosso оказался обратным относительно Спа. Если в квалификации на этот раз пилоты Scuderia из Фаэнцы выступили не слишком успешно, то в гонке оба пилота, и Себастьян Буэми, и произведший особенно сильное впечатление Хайме Альгерсуари, приехали в десятке. Ключом к успеху для Хайме стал удачный старт и сэкономленные в квалификации комплекты резины.
После Монцы, завершившей европейскую часть сезона, Формулу-1 ждет беспрецедентная выездная серия из шести гонок. Но только две из них пройдут на классических автодромах: в Сузуке и Интерлагосе…
Тэги: виталий петров, витантонио лиуцци, дженсон баттон, италия, льюис хэмилтон, михаэль шумахер, монца, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо