На этот раз команды по окончании Гран При не стали спешно собираться, чтобы отправиться в сторону родных баз или очередной трассы. На следующую неделю в Абу Даби были запланированы тесты молодых гонщиков, ставшие уже традиционными. Но если в предыдущие годы тесты эти проходили уже по окончании гоночного сезона, то на этот раз Гран При Абу Даби не стоял последним в календаре. Разумеется, еще раз приезжать на остров Яс только ради тестов никому не хотелось, поэтому тесты и оставили сразу после Гран При. И получается так, что впервые с 2009 года, когда тесты были серьезно ограниченны, обширная тестовая сессия была поставлена по ходу сезона, перед заключительным Гран При чемпионата, который пройдет в Бразилии.
|
Впрочем, по большему счету и Гран При под конец сезона-2011 проходят в тестовом режиме. После того как Себастьян Феттель досрочно выиграл чемпионат мира среди пилотов, а Red Bull – Кубок конструкторов, напряжения, как такового, толком уже не ощущается. Понятно, что оспаривается место вице-чемпиона, еще пара-тройка локальных задач, но это всё уже не то… Все в основном готовятся уже к сезону-2012, отрабатывая на гоночных трассах решения на перспективу. Вот, к примеру, Ferrari уже на несколько Гран При подряд привозит новую модификацию переднего антикрыла. Интересно, что пока новое переднее крыло довели до ума только на болиде Фернандо Алонсо, - у Фелипе Массы раз за разом с ним возникают проблемы. Слишком большая амплитуда поперечных колебаний, Фелипе высекает искры из асфальта торцевыми пластинами. До самого финала сезона намерены продолжать работу с новинками и в других командах, даже из числа аутсайдеров. Это оправдано – регламент на сезон-2012 в основном базируется на регламенте нынешнего года, за исключением запрета на «выдувные» диффузоры. А потому многие решения, использующиеся сейчас, останутся актуальными и в будущем году.
Тем не менее, это не означает, что победы в Гран При перестали цениться, и что никто не хочет выигрывать. Наоборот, все гонщики из группы, что оспаривает вице-чемпионское звание, говорят, что важно в первую очередь добиться побед в гонках, а не стать вторым по итогам года – «лучшим из остальных». И, конечно, не пропала жажда побед у Себастьяна Феттеля. Кто же откажется, когда есть такая возможность? Тем более, если Себастьян и говорит, что его не слишком интересует книга рекордов, на самом деле замечено, что он пристально за ней следит.
Самым захватывающим моментом гоночного уик-энда в Абу Даби стал финал квалификации. До этого во всех сессиях первенствовали гонщики McLaren, не позволив Red Bull оказаться на верхней строчке ни разу – такого еще не было в 2011 году. И Дженсон Баттон, и Льюис Хэмилтон рассчитывали на поул. К сожалению для Дженсона, после захода солнца, когда температура упала, баланс его MP4/26 ухудшился, стала резко проявляться недостаточная поворачиваемость. Баттон выложился на своей заключительной попытке как мог, но этого не хватило для итоговой поул-позиции – только для промежуточной. Льюис Хэмилтон превзошел партнера на 0,009 сек., с блестящим третьим сектором. Избыточная поворачиваемость, которая нравится Льюису, только помогла заруливать в медленные повороты третьего сектора, здесь, в «псевдогородских» условиях Хэмилтон чувствовал себя как рыба в воде. Но круг не был идеальным, Льюис допустил некоторые помарки на первых двух секторах – его время было хуже, чем по ходу второй сессии. Та попытка стала вообще лучшим временем уик-энда, так как секундами спустя, когда Феттель выбил-таки Хэмилтона с первой строчки, результат Себастьяна все же немного уступал тому, почти идеальному кругу. Но его хватило, чтобы с преимуществом в 0,141 сек. завоевать поул-позишн.
То, что должно было случиться, случилось. Себастьян Феттель сравнялся-таки с рекордом Найджела Мэнселла 1992 года. 14 поул-позишн за сезон. Правда, благодаря за поздравления на пресс-конференции, Себастьян не преминул отметить, что Найджел добился своего рекорда в сезоне, состоящем из 16 этапов, а ему потребовалось на два больше. Впечатляет и статистика Феттеля за карьеру. В Абу Даби он завоевал 29-й поул-позишн за всё время в Формуле-1, сравнявшись, таким образом, в таблице рекордов с Хуаном Мануэлем Фанхио. Правда с этим достижением Себастьяна поздравили заранее – еще в Индии это сделал корреспондент французской спортивной газеты L'Equipe, на послеквалификационной пресс-конференции. За что он отнял одну поул-позишн на этапах чемпионата мира у Хуана Мануэля, непонятно, но Феттеля в заблуждение ввести сумел, а с ним заодно и немало остальной публики. В любом случае, надо понимать, что напрямую сравнивать статистику тех лет с современной некорректно. Не только потому, что в те годы этапов чемпионата мира Формулы-1 было значительно меньше, чем теперь. Гонщики того времени принимали участие еще во многих гонках, не являвшихся этапами чемпионата мира, их сезон не ограничивался одной Формулой-1, и одним чемпионатом мира. Однако одну вещь сделать все-таки можно – выявить процентное соотношение. Феттель завоевал 29 поулов в 80 Гран При (да-да, Себастьян еще не добрался до отметки в 100), что равняется 36,25%. Фанхио – 29 поулов в 51 Гран При: 56,8%. Другими словами, Хуан Мануэль занимал поул-позишн чаще, чем в каждой второй гонке чемпионата мира. Это говорит о многом. Впрочем, показатель Феттеля – поул-позишн почти в каждой третьей гонке, и это тоже значительное достижение.
| |
Разумеется Себастьян собирался развить успех и на следующий день, тем более что статистика говорила в его пользу. В двух Гран При Абу Даби побеждал только он. Но и соперники не сдавались. Во-первых, McLaren демонстрировал хорошую форму на протяжении всего уик-энда. Кроме того, максимальная скорость Хэмилтона в конце прямых была выше, чем у Феттеля, а значит обгон в исполнении Льюиса был возможен. Перед стартом Хэмилтон обещал не дать хорошей жизни Феттелю в первом повороте, и в случае чего действовать жестко. Кроме того, Льюис, пребывавший в отличном настроении, порадовался, что на этот раз Масса далеко позади, а значит проблем в гонке должно быть поменьше. Повеселил.
Увы, мы не можем узнать, как сложилось бы сражение Феттеля и Хэмилтона за победу. Себастьян рванул со старта, резко оторвавшись уже к первому повороту, но уже во втором его развернуло из-за прокола задней правой шины. К сожалению, гонка Феттеля была окончена после того, как выяснилось, что кроме прокола была повреждена задняя подвеска Red Bull RB7. Каким образом он получил этот прокол – невероятно. Яс Марина никогда не принадлежала к числу пыльных, грязных трасс, маршалы всегда справлялись со своими обязанностями безупречно. Сам Себастьян говорил, что внезапно почувствовал падение давления в задней шине. Ему вторил и Хэмилтон – заметивший это уже на выходе из первого поворота.
Разочарование Феттеля после схода лучше всего говорит о том, насколько этот парень жаждет побеждать. Но следует отметить тот факт, что единственный сход Себастьяна по ходу сезона случился тогда, когда с этим сезоном всё уже было ясно.
Путь к победе был для Хэмилтона открыт. Дальше он сделал все, что от него требовалось.
Нельзя сказать, что после схода Феттеля Льюис лишился всех возможных соперников (хотя главного, безусловно, лишился). Фернандо Алонсо прекрасно провел гонку. Уже в первом повороте он по внешнему радиусу прошел Марка Уэббера. Как рассказывал сам Фернандо, он выбрал ту траекторию, где было больше сцепления, и это себя оправдало. Затем в конце прямой прошел Дженсона. Удачный первый круг – половина успеха в Гран При. А далее Алонсо атаковал практически в квалификационном темпе. Отставание от Хэмилтона было невелико, но в решающий момент, когда Фернандо на пару кругов задержался на трассе перед вторым пит-стопом, он попал в небольшой трафик. Впрочем, обыграть McLaren Ferrari в данной фазе сезона было бы сложновато, сродни подвигу.
Кстати, о важности первого круга. Марк Уэббер, недавно анализируя причины своих не самых удачных выступлений по ходу сезона-2011, признался, что проблемы с адаптацией к резине Pirelli, о которых говорили все кому не лень, на самом деле были не так велики. А главной причиной Марк назвал проигрыши в квалификации относительно Феттеля и неудачные старты, после которых ему приходилось прорываться и «убивать» резину. Уэббер оказался в группе «вторых» пилотов трех ведущих команд, оспаривавших между собой третью ступень подиума, наряду с Массой и Баттоном.
Дженсон оказался здесь не по своей воле. К сожалению, уже на 10 круге на его McLaren отказала KERS, после чего Баттон пять раз перезагружал систему по указаниям с пит-уолл. Это не только создавало сложности при атаках и обороне. Самым сложным было поведение тормозов – Баттон каждый раз не знал, каким будет баланс тормозов, напрямую зависящий от работы KERS, на очередном торможении. Тем не менее, Дженсон смог завоевать третье место в упорной борьбе, и оно дорогого стоит.
| |
Дуэль Баттона с Уэббером стала украшением Гран При Абу Даби, а заодно продемонстрировала разумность устройства двух зон DRS в Яс Марине. Две самые длинные прямые в Абу Даби, следующие одна за другой, при этом разрыв фиксировался при выходе на каждую. Если гонщик опережал соперника в первой зоне DRS, то во второй создавалась возможность для контратаки. Таким образом, два пилота, обладающих приблизительно равной скоростью, могли обмениваться позициями на протяжении многих кругов подряд, как Баттон и Уэббер. Но в случае ошибки одного из гонщиков, или в ситуации, когда преследователь был намного быстрее (прошлогодняя ситуация Петров - Алонсо), обгон происходил, а шанса на контратаку уже не было.
Уже в самом начале уик-энда стало ясно, что шансов на повторение прошлогоднего успеха у Виталий Петрова и Lotus Renault GP не было. Renault R31 «ненавидит» медленные повороты, требующие 2-й передачи, плохо разгоняется на выходе из них, а таких на Яс Марине немало, третий сектор состоит практически только из них. Сам Виталий признался, что спад в развитии машины начался вскоре после первых гонок сезона, и уже три-четыре месяца прибавить толком не удается. Разумеется, в таких условиях бороться за высокие позиции проблематично, и 12-й результат в квалификации выглядит на этом фоне неплохим. О борьбе с Force India, вышедшей по чистой скорости на пятое место, говорить не приходилось. Адриан Сутиль – тот и вовсе навязал борьбу Михаэлю Шумахеру за седьмое место, а Пол ди Реста уверенно пришел в очки, выбрав отличную от всего пелотона тактику одного пит-стопа. Но и оба Sauber были быстрее Петрова, обошел его также и Рубенс Баррикелло, начинавший гонку с последнего ряда после практически пропущенных из-за технических проблем предыдущих дней уик-энда. В Renault опять выбрали для Петрова достаточно рискованную тактику (с протяженным вторым отрезком на более жестких шинах спецификации Medium), и опять она толком себя не оправдала. У Виталия в самом начале вышла из строя DRS, и после этого его шансы в дуэлях были заведомо невелики…
Чтобы поставить точку в этом сезоне, самом протяженном по количеству этапов наряду с 2005 и 2010 гг., осталось провести одну, заключительную гонку. Между прочим, Формула-1 в этом году завершается одной из последних из крупных гоночных чемпионатов, и позже – в декабре, её чемпионат заканчивался только 3 раза: в 1959 (Гран При США в Себринге, первый полноценный этап Формулы-1 в Штатах), 1962 и 1963 (оба раза - Гран При ЮАР в Ист-Лондоне) годах.
Тэги: абу даби, виталий петров, дженсон баттон, льюис хэмилтон, марк уэббер, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, яс марина