Прогноз обещал дожди во все три дня уик-энда Гран При Бразилии, причем с увеличением вероятности от пятницы к воскресенью. В итоге дождь не пошел ни в пятницу, ни в субботу. Впрочем, тренироваться по дождю – удовольствия мало, да и квалификация более интересна, пожалуй, посуху, когда быстрые круги преодолеваются на максимуме возможностей. Гонка – другое дело, и увидеть закрытие сезона-2011 в мокрых условиях, не скрою, хотелось. В Интерлагосе дождевые гонки всегда выходят захватывающими. Тем более прогноз накануне обещал 100% вероятности дождя в воскресенье в соответствующие часы. Но по ходу дня вероятность уменьшалась, приближение дождевого фронта к Интерлагосу все откладывалось, старт гонки прошел посуху, как и половина дистанции… И обещанный дождик так и не пришел. Так что результаты заключительного Гран При оказались вполне предсказуемыми, не принеся особых неожиданностей.
Себастьян Феттель установил-таки абсолютный рекорд по количеству поул-позишн в сезоне, в 15-й раз выиграв квалификацию (30-й в карьере). Марк Уэббер потом на пресс-конференции шутя говорил, что пытался побороться за то, чтобы отстоять рекорд Найджела Мэнселла, но не получилось. Впрочем, кто видел круг Феттеля onboard, понимал – это поул без вариантов. Так что Себастьян утвердил-таки себя наверху единолично, однако в процентном соотношении «спор» все-таки в пользу БигНайджа. 15 поулов в 19 этапах – 78,9%, 14 в 16 – 87,5%.
На следующий день Себастьяну не удалось завершить сезон на верхней ступеньке подиума. После обиднейшего прокола в Абу Даби, в Сан-Паулу Феттель неожиданно столкнулся с проблемами в коробке передач, он не мог раскручивать мотор на 2-й, а потом и 3-й передаче. Скорее всего, команда попросила его пропустить Уэббера вперед – Себастьян уступил на стартовой прямой слишком нарочито, а потом изобразил попытку атаки с DRS на обратной прямой. Будь его воля – Феттель упирался бы до конца, но в Red Bull не забыли Турцию прошлого года, и хотели максимально возможного результата для команды. Даже если не считать возможного столкновения, Феттелю пришлось аккуратно обращаться с коробкой, а в таких условиях у него по-любому не было шансов против Уэббера. Шанс на рекорд по победам за сезон Феттель упустил еще в Абу Даби, где стало ясно, что 13 побед, как у Шумахера в 2004-м, завоевать не удастся. В Бразилии Себастьян остановился на показателе 11 за сезон, безусловно, выдающемся, но не являющемся рекордным. И все-таки не могу не обратить внимания на интереснейший факт – почему-то все эти проблемы посыпались на Себастьяна только тогда, когда он уже давно стал двукратным чемпионом мира.
Марк Уэббер успешно воспользовался подарком судьбы, и закончил-таки сезон на победной ноте. Марк не выигрывал с прошлогодней Венгрии, и безусловно заждался побед; теперь уже по итогам года у него в графе «кол-во побед» не будет обидного значения «0». Австралиец достойно провел гонку, атакуя вплоть до финишного флага. Лучший круг на 69-м, затем на 70-м, и, под занавес, окончательный на 71-м, заключительном круге гонки! Еще в субботу Уэббер получил DHL Fastest Lap Award, - с показателем в 6 лучших кругов за сезон он был уже недосягаем; на этом Марк не успокоился. Интересно, что Гран При Бразилии стал 27-й победой в истории Red Bull Racing, столько же было в истории Benetton. Две команды, две очень похожие концепции, две истории успеха…
Сезон-2011 стал для Марка Уэббера сезоном учебы, годом, когда он учился, зачастую на собственных ошибках, чтобы стать сильнее. Таким же год можно признать и для Льюиса Хэмилтона. Думаю, в следующем году оба этих гонщика смогут составить серьезную конкуренцию нынешнему чемпиону.
Гонка Льюиса сложилась похоже на сценарий Феттеля. На McLaren тоже возникли проблемы с коробкой передач, вот только масло в ней закончилось, и Льюис был вынужден остановиться на обочине, в то время как коробка Red Bull позволила Себастьяну дотянуть до финиша, и дотянуть так, чтобы обеспечить команде победный дубль, в третий раз по ходу сезона.
Вечный сценарий-2011: Хэмилтон опять уперся в Массу. Снова Фелипе упорно оборонялся, снова Льюис беспрерывно искал пути атаки… Выход из строя 7-й передачи не давал шанса Хэмилтону воспользоваться DRS, а затем сход преждевременно поставил точку в этой дуэли.
Хэмилтон всегда говорил, что к Интерлагосу у него особое отношение, в этом году британец выступал в специальном шлеме, в котором использовал мотивы раскраски шлема Айртона Сенны, как и еще два гонщика – Рубенс Баррикелло, для которого это был возможно последний Гран При в карьере, и Бруно Сенна, постоянно использующий такой шлем. Не помогло.
Дженсон Баттон стабильно опережал Льюиса по ходу уик-энда. Это опять же не выбивается из логики прошедшего сезона, тем не менее, тот факт, что Дженсон опередил Льюиса в квалификации, был достаточно неожиданным. Интерлагос год от года становился камнем преткновения для Баттона именно в квалификации, британцу никак не удавалось пробиться в Top-10 (!), но в этот раз все тени прошлого были успешно повергнуты. Гонку Дженс, как и напарник, провел в дуэли с гонщиком Ferrari, но если Хэмилтон с Массой оспаривали пятое место, то Баттон боролся с Алонсо за подиум.
Отлично стартовавший Фернандо начало гонки провел в высоком темпе, а на 11 круге совершил, пожалуй, красивейший обгон гонки, опередив Баттона по внешке в Laranja. Однако Дженсон показал себя абсолютно уникальным пилотом по ходу этого Гран При, став единственным, кто выбрал шины более жесткой спецификации Medium на целых два отрезка. Баланс McLaren MP4/26 на этих шинах устраивал Дженсона больше. Как известно, Ferrari плохо себя чувствует на более жестких шинах, проблему не удалось «излечить» вплоть до конца сезона, и когда в свою очередь Ferrari 150 Italia Алонсо переобули под конец дистанции в Medium, тут и настал час Баттона. Алонсо, до того момента уверенно шедший на подиум, стал уступать в темпе преследователю, дуэль завершилась обгоном на 62 круге на Reta Oposta с применением DRS. Между прочим, если Баттон, поднявшись на подиум за компанию с пилотами Red Bull, окончательно гарантировал себе вице-чемпионство, то Алонсо, «проехав» мимо подиума, уступил третью строчку Уэбберу и по итогам чемпионата. «Велика беда!», - сказал Фернандо, - «в истории остается только чемпион!»
Среди команд, сражающихся за позиции несколько ниже, для нас в первую очередь важна Lotus Renault GP. И тут Бруно Сенна просто удивил, прорвавшись в квалификации в Top-10, чего от него мало кто ожидал. Без сомнений, по нынешней форме Renault, это – блестящий результат! Видно, на Интерлагосе ветер действительно дует в спины бразильских гонщиков, ведь Рубенс Баррикелло тоже выдал в квалификации суперкруг. Виталий Петров же квалифицировался только 15-м, и жаловался на недостаток сцепления…
Гонка развернула все на 180º. Бруно, как и во время дебюта за команду в Спа, после отличной квалификации «наломал дров». На этот раз он решил проявить жесткость при обороне позиции от Михаэля Шумахера, но не слишком удачно. Зато Виталик с полным правом может занести Гран При Бразилии себе в актив. После удачного старта Петров сделал всё как следует, и, несмотря на 3 пит-стопа против двух у ближайших соперников (шины нового компаунда Soft изнашивались на Интерлагосе на Renault R31 слишком стремительно), финишировал в десятке. Сезон завершился на позитивной волне, несмотря на то, что одну строчку в личном зачете чемпионата Виталий уступил.
Но тут уж ничего не поделаешь. Адриан Сутиль под конец года был просто неудержим. Прекрасно квалифицировавшись в Интерлагосе, Адриан не оставил сомнений и в гонке, уверенно опередив Нико Росберга. Force India завершила сезон в блестящей форме, чему подтверждением – финиш в очках Пола ди Ресты. До этого момента еще ни разу не было, чтобы в двух гонках подряд оба пилота Force India финишировали в очках. И в Lotus Renault GP еще могут радоваться, что сезон закончился прямо сейчас, так как еще пара таких гонок, и с пятым местом в Кубке конструкторов можно было бы попрощаться. Следует отметить также Камуи Кобаяши, который, прорвавшись на девятую позицию, гарантировал итоговую победу Sauber в дуэли с Toro Rosso за седьмое место в Кубке конструкторов.
|
Под конец снова обратимся к статистике, отметив, что в сезоне-2011 на подиуме побывали только 7 гонщиков, что стало минимальным показателем для Формулы-1, наряду с сезонами 1992, 2000 и 2002 годов. Здесь тоже можно усмотреть некоторую закономерность, так как сезоны 1992 и 2002, как и 2011, были абсолютно предсказуемыми в плане борьбы за чемпионат. И только 2000-й выбивается из общего ряда, так как тогда сражение за чемпионат было как раз очень напряженным. В 2011-м на подиум ни разу не смогли подняться пилоты Mercedes GP, четвертой команды чемпионата, а также Фелипе Масса. Впервые с 1992 года пилот Ferrari, выступавший в течение полного сезона, ни разу не попал на подиум. Тогда подобным «достижением» отметился Иван Капелли. Зато на подиум поднимались два пилота Lotus Renault GP: Виталий Петров и Ник Хайдфельд. И это не дает оснований назвать сезон неудачным как для команды Renault, последний год выступавшей под таким названием, так и, в особенности, для русского гонщика. Как раз для Виталия год сложился успешно, год роста.
Тэги: бразилия, виталий петров, дженсон баттон, интерлагос, льюис хэмилтон, марк уэббер, ред булл, сан-паулу, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо