Сузука… Легендарное место для Формулы-1. Легендарная арена сражений за звание чемпиона мира. Арена семнадцатого этапа чемпионата мира Ф-1 2006 года.
В этом году Сузука стоит в календаре на предпоследнем месте. Это означало то, что и в этот раз прославленная японская трасса могла решить судьбу чемпионского титула. Это бы произошло, если Михаэль Шумахер выиграл гонку, а Фернандо Алонсо по каким-то причинам очков не набрал. В таком случае Михаэль Шумахер официально стал бы в Сузуке чемпионом мира 2006 года. Но никто, кроме верных поклонников семикратного чемпиона мира такого развития событий, конечно, не хотел. Все мы желали, надеялись на то, что интрига этого потрясающего сезона протянется до заключительной гонки года в Бразилии, где все и решится. И что Сузука станет местом одной из решающих гонок сезона, но не окончательно решающей. Несмотря на всю любовь этой трассы решать судьбы чемпионов.
Было еще одно. Сузука – одна из интереснейших и сложнейших трасс мира, настоящая пилотажная трасса, вызов гонщикам, вызов технике. В мире Сузука находится в одном ряду с такими трассами, как Спа-Франкошам и подобные. Поэтому приходилось с огромным сожалением говорить о том, что этот Гран При Японии может стать последним на трассе Сузука. Когда Формула-1 в следующий раз вернется на эту трассу – пока неизвестно, и вернется ли вообще. Так как со следующего года японский Гран При возвращается на трассу «Фудзи», которая была реконструирована и теперь великолепна с точки зрения инфраструктуры. Жаль, потому что Сузука – настоящая жемчужина в календаре чемпионата. Потому, что это – совершено уникальный автодром. Этот элемент расставания с Сузукой также придавал особое значение предстоящей гонке…
Но вернемся к нашей основной теме – схватке за титул чемпиона мира Ф-1. Потрясающий накал чемпионской борьбы не мог не сказываться на претендентах на титул. Теперь, когда разница между Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо составила 0 очков, этот накал достиг апогея. И наш испанец, о котором говорили, что у него совершенно железные нервы, «железнее», чем у Шумахера, что он потрясающе справляется с прессингом, лучше, чем Шумахер, немного дал слабину, показал, что сильно нервничает. Фернандо сказал, что команда его не поддерживает, что он ощущает себя в одиночестве. Только он один – и напряжение борьбы за титул. Сложно со стороны судить об атмосфере в команде, но до сих пор не было заметно, что команда не помогает Алонсо. Команда делает все возможное в борьбе за чемпионское звание, которое ей нужно не меньше, чем самому Фернандо. А от ошибок не застрахован никто. Просто когда борьба идет так плотно это все равно, что ходить по лезвию ножа. И любая оплошность, любой малейший недочет может привести к серьезнейшим последствиям и стать решающим фактором. Такие ошибки, такие неудачи были у «Рено» в последнее время, их было немало, даже слишком, с учетом ответственности. И это сказалось на Фернандо, на его состоянии. В тот момент, когда он должен быть полностью сконцентрирован на борьбе с Михаэлем Шумахером. В «Рено» среагировали мгновенно, сгладили все углы, но было заметно все это напряжение, которое просто ощущается в воздухе, и которое выплеснулось на публику в словах Алонсо.
Квалификация
Во-первых, погода стояла сухая и теплая. Во-вторых, Сузука – трасса японская, а потому – это домашняя территория для «Бриджстоуна». С учетом вышесказанного, наверно не удивительно, что клиенты «Бриджстоуна» выглядели в квалификации очень сильно.
Впрочем, и раньше о Сузуке говорили, что это территория «Феррари», что здесь именно «Скудерия» будет в фаворитах. Так же, как «Рено» отдавали пальму первенства на этапе в Шанхае. И эти ожидания оправдались сполна той формой, которую демонстрировала «Скудерия Феррари». По ходу квалификации возникало ощущение, что «Феррари» просто нет равных, и это был сильнейший удар по позициям «Рено». Михаэль Шумахер проезжал просто потрясающие круги, его времена потрясали воображение. Во второй сессии на машине с пустыми баками Михаэль установил рекорд Сузуки, побив прежнее время на пару секунд! И это на болиде с двигателем V8! В решающей, третьей квалификационной сессии Михаэль на машине с заполненными баками показал время, конечно, не такое быстрое, но оно все равно превысило прежний рекорд Сузуки, причем прилично! И это выглядело фантастически! Не отставал от своего лидера Фелипе Масса. Его времена также были очень хороши, форма «Скудерии» в момент квалификации была великолепной! И именно Масса на последних секундах квалификации сделал невероятное! Он превзошел прекрасное время Михаэля Шумахера, показанное им в третьей сессии и занял поул-позишн! Второй поул-позишн в карьере Массы. Демонстрация силы со стороны «Скудерии Феррари» впечатлила!
А что же главные соперники «Феррари» из стана «Рено». Они такими результатами похвастать не могли. Тем не менее, квалификация складывалась для пилотов «Рено» достаточно успешно, оба выступили в третьей сессии, и перед самым концом заездов Алонсо показал третье время, а Физикелла – четвертое. Это было бы очень неплохо для «Рено» на старте в Сузуке, но… Финальные секунды квалификации принесли другой результат. На глазах многочисленных поклонников выстрелили две «Тойоты»! Ральф Шумахер показал третье время, и тут же Ярно Трулли установил четвертый результат. «Тойота» в полном составе заняла второй ряд, а пилоты «Рено» оказались отодвинуты на третий. Фернандо Алонсо закончил квалификацию с пятым результатом, а Джанкарло Физикелла – с шестым. Налицо превосходство «Феррари», и налицо превосходство «Бриджстоуна» над «Мишленом». Ситуация, обратная ситуации в Шанхае. В этот раз первые четыре места заняли представители лагеря «Бриджстоун». Кстати, «Тойота» по итогам квалификации обыграла своих вечных соперников из «Хонды». Дженсон Баттон показал седьмое время, а Рубенс Баррикелло – восьмое. И хотя обе «Хонды» попали в финальную сессию, это было не очень приятно для руководства «Хонды», учитывая то, что трасса Сузука принадлежит именно этому концерну. Из неприятных сюрпризов квалификации стоит отметить тот факт, что Кими Райкконен не смог попасть в финальную сессию. Кими показал лишь 11 время.
Итак, перед предстоящей гонкой все складывалось самым благоприятным образом для «Скудерии Феррари» и Михаэля Шумахера.
Гонка
Как и днем раньше, погода была прекрасна и ничто не могло помешать нормальному проведению гонки. Такая погода была на пользу и пилотам «Феррари» по известным причинам, и Фернандо Алонсо, который говорил, что предпочитает гонки посуху, которые можно нормально планировать.
На старте гонщики «Скудерии» спокойно удерживают свои позиции. Фелипе Масса возглавляет пелетон, Михаэль Шумахер – второй. Позади пилоты «Рено» пытаются прорваться сквозь ряды «Тойоты». Фернандо Алонсо, как обычно, удается отличный старт, он грамотно занимает траекторию внутри первого поворота и опережает Трулли. Впереди Ральф Шумахер. Физикелле не удалось опередить кого-либо из соперников.
Тем временем «Феррари» постепенно начинают отрываться, чего и следовало ожидать. На втором круге происходит рокировка: Шумахер выходит вперед, опережая Массу на стартовой прямой классическим слипстримом. Разумеется, никаких попыток сопротивления со стороны Фелипе не последовало. Теперь Михаэль возглавляет пелетон и отрывается. Масса и не думает кого-либо сдерживать: идущий третьим Ральф проигрывает в темпе. Две «Феррари» отрываются, а Алонсо пытается атаковать Ральфа. Фернандо надо как можно быстрее опередить Шумахера-младшего, иначе «Феррари» уедут уже слишком далеко, пока он будет терять время за «Тойотой». Одна из попыток атаки чуть было не закончилась вылетом, Фернандо слишком широко вышел из Degner, под мостом, но все обошлось. Испанец немного потерял на этом, его догнал Трулли, но вскоре все вернулось на круги своя, и Фернандо вновь атаковал Ральфа. Наконец одна из атак оказывается успешной, Алонсо выходит вперед благодаря красивому обгону слипстримом на стартовой прямой. Теперь впереди Фернандо только две «Феррари», в погоню за которыми он бросается. От Шумахера его отделяет лишь Масса.
Первые пит-стопы. Из пилотов ведущих команд одним из первых появляется на пит-лейне Физико, который застрял за двумя «Тойотами». Через некоторое время в боксах Фелипе Масса. Алонсо совершает свой пит-стоп позже бразильца, после чего оказывается впереди! Еще один соперник на пути к Шумахеру остается позади. Оказалось, что у Массы произошел медленный прокол, и он просто вынужден был поехать в боксы, Фелипе не мог затягивать остановку, что и привело к потере второго места. Последним из лидеров останавливался Михаэль Шумахер. Это произошло на несколько кругов позже Массы. На трассу Михаэль возвращается лидером.
Неплохо продвинулся наверх Кими Райкконен. Квалификация на 11 месте, вне первой десятки развязала команде руки в выборе стратегии, и в «МакЛарене» как следует заправили болид Кими. Благодаря этому он смог серьезно подняться по мере того, как машина становилась легче, а соперники останавливались в боксах, и попал уже в первую пятерку. Тем временем во второй части гонки Шумахер уже не отрывался от Алонсо. Гоночный темп «Рено» оказался на высоте, и Фернандо смог приблизиться к Михаэлю. Два лидера чемпионата возглавляют гонку, Михаэль впереди, но его превосходство не так велико, как можно было ожидать после квалификации.
| |
Размеренный ход этой гонки нарушает Кристиан Альберс. Внезапно на его «Спайкере» разрушается задняя подвеска, это просто как взрыв: отрывается правое заднее колесо, антикрыло отлетает в сторону. Каким-то чудом Альберсу удается удержать болид на трассе и дотянуть до боксов, но вся зона торможения перед шиканой Casio Triangle засыпана обломками после этого жутковато выглядевшего происшествия, случившегося, как говорится, на ровном месте. Отличный повод выпустить сейфти-кар, что сразу смешало бы все стратегии, но организаторы почему-то решили, что необходимости в этом нет. Странно, так как этот участок действительно был усеян обломками, некоторые из них были довольно габаритными. Чего стоит хотя бы кусок подвески! Страшно подумать, что может произойти, если наехать на него на полном ходу! Чудеса героизма продемонстрировал маршал Сузуки, который, выждав промежуток между болидами, совершил спринтерский забег от ограждения за этим обломком и обратно.
Организаторы не пожелали смешивать карты участникам, выпуская пейс-кар, поэтому вторые пит-стопы проходили по плану. Фелипе Масса вновь остановился перед Алонсо, а Фернандо – до Михаэля. Естественно, после дозаправок Михаэль остается впереди Фернандо, продолжая возглавлять гонку. Увы, это продолжалось недолго. Внезапно из-под капота «Феррари» вырывается струйка дыма, которая становится все сильнее! Михаэль теряет темп, его мотор уже вовсю дымит. На выходе из Degner, перед мостом Шумахера догоняет Алонсо и буквально уворачивается от его «Феррари» - такова разница в скорости. Фернандо неожиданно выходит в лидеры Гран При. Михаэль паркует свой красный болид на обочине под мостом. Гран При Японии, в котором Михаэль уверенно шел к победе, для него закончен…
На этом, собственно говоря, интрига в борьбе за победу на Сузуке, которая было начала вырисовываться, интрига в борьбе между двумя претендентами на титул оборвалась. Финишируй гонка так: Шумахер – первый, Алонсо – второй, в чемпионате перед Бразилией Шуми опережал бы Фернандо всего на 2 очка и вся борьба была бы впереди. Но Фернандо уже достаточно испытал горечь неудач: незакрепленное колесо в Венгрии, мотор в Монце, неудачная тактика в Шанхае, что на его долю хватило. Теперь случилось так, что неудача постигла Шуми. Редкостная неудача – отказ мотора «Феррари». Это гонки.
Фернандо Алонсо контролировал ситуацию и довел гонку до победы. Эта победа стала первой для Алонсо в Японии, и первой для Фернандо с июня этого года, когда он выиграл в Канаде. На финише Фернандо не сдерживал эмоций!
Вторым финишировал Фелипе Масса. Он проиграл Фернандо из-за слишком раннего первого пит-стопа, это был вынужденный шаг, и это тоже гонки. Джанкарло Физикелла замкнул подиум, серьезно подкрепив успех «Рено» в Японии. Успех, которого никто не ждал, но кто ждал такую победу Шумахера в Китае?! В этот раз серьезно повезло «Рено», повезло Алонсо, такое везение придает сил, придает уверенности. Двойной подиум «Рено» усилил позиции команды и в Кубке конструкторов. Не для всех это был счастливый день, и Физико не мог сдержать слез на подиуме. Буквально на днях погиб его лучший друг, и этот подиум Джанкарло посвятил ему.
На четвертом месте финишировал Дженсон Баттон, который провел уверенную гонку. «Хонда» в гонке, последней на ее трассе «Сузука», смогла отыграться у «Тойоты» за проигранную квалификацию. Пятое место занял Кими Райкконен. Отличная гонка на отличной от всех остальных тактике. Кими очень поздно остановился в первый раз, буквально на середине дистанции, и потом его ждала еще одна короткая дозаправка ближе к финишу. Шестым финишировал Ярно Трулли, опередивший своего партнера Ральфа Шумахера. Таким образом, у «Тойоты» в домашнем Гран При 6 и 7 места. На втором пит-стопе Ярно смог опередить Ральфа, и хотя потом проигрывал ему в темпе, не пропустил его. Что возможно стоило и того, что обе «Тойоты» остались позади «МакЛарена» Райкконена. Что ж, этот Гран При прошел на территории «Хонды», а уже в следующем году гостей примет «Тойота» - на своем автодроме «Фудзи». Замкнул очковую восьмерку Ник Хайдфельд – очередные очки для «БМВ», перед финишем подвергшийся серьезным атакам со стороны своего юного партнера Роберта Кубицы.
| |
Но главный итог Гран При Японии – победа Алонсо и сход Шумахера. Фернандо завершил этот Гран При триумфальным финишем и верхней ступенью подиума, а Михаэль – долгой прогулкой в боксы по знакомым ему обочинам Сузуки. 10 очков Алонсо и 0 – Шумахера. А это означает, что за этап до финиша чемпионата чемпион почти определен. Фернандо Алонсо возглавляет личный зачет с превосходством в 10 очков над Шуми. Все решено? Пожалуй, что нет. Да, интрига в Бразилии будет не такой острой, как здесь, в Сузуке, к которой претенденты подошли с равными шансами, но этот сезон, думаю, всех приучил к той истине, что гонки непредсказуемы. Много всего уже происходило и кто знает, что может произойти в Сан-Паулу? Теперь Алонсо нужно набрать хотя бы 1 очко в Бразилии и тогда он – чемпион! В Интерлагосе Фернандо будет в роли безусловного фаворита. Теперь давление на него должно быть поменьше. Да, в этот раз ему повезло, но ему уже давно так не везло. В этом сезоне назвать Фернандо «везунчиком» ни у кого язык не повернется!
А что же Михаэль Шумахер? Обиднейший сход, редчайшая для «Феррари» проблема! Но на Интерлагосе Михаэлю также должно быть полегче. Да, теперь шансы малы, не знаю, каково ему почти распрощаться с мыслью о выигрыше чемпионства. Но сдаваться не следует, и Михаэль не сдастся. Теперь в Сан-Паулу Шуми надо просто выиграть Гран При. Это ему по силам. Выиграть гонку, и не думать об Алонсо. Если Михаэль выиграет – он сделает свое дело, он сделает все, что в его силах. Результат Фернандо от него не зависит. Конечно, вероятность того, что Алонсо не наберет очков, мала. Но кто знает? Это уже зависит не от Шуми. Это зависит от Всевышнего. Или от судьбы. Кому как нравиться! И не надо забывать о Кубке конструкторов! Здесь 9 очков превосходства в пользу «Рено» и еще ничего не решено.
Итак, Интерлагос, Сан-Паулу, Гран При Бразилии! Финал сезона-2006 через две недели!
08.10.06
Тэги: джанкарло физикелла, михаэль шумахер, рено, сузука, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, япония