Седьмой этап чемпионата мира Ф-1 2006 года – Гран При Монако. Жемчужина чемпионата. Гран При Монако – это совершенно уникальный этап Формулы-1, хотя бы просто потому, что городская трасса в Монте-Карло уникальна для календаря чемпионата. Да что там Ф-1 – другой такой трассы просто нет. Есть те, которые ее могут отдаленно напоминать. Кроме того, Гран При Монако стоит особняком еще и из-за особенной ауры престижности этой гонки и ее давних традиций. По богатству традиций с гонкой по улочкам средиземноморского княжества могут сравниться только несколько событий в автомобильном спорте – по пальцам можно пересчитать: 500 миль Индианаполиса, 24-часовой марафон в Ле Мане, да еще пара этапов Формулы-1 – Гран При Италии в Монце и Гран При Бельгии в Спа. Ах, да – еще ралли Монте-Карло. Все. Гран При Монако – это возможность для современного гонщика прикоснуться к истории, к легенде, дотронуться до нее руками и войти в нее наконец!
Квалификация
Говоря об особенностях нового формата квалификации нужно сказать, что относительно Монако они приобретают особое значение. Эта трасса настолько узка, плюс еще то, что сход с траектории на ней чреват серьезными проблемами – все это приобретает особое значение, когда на трассе 20 пилотов одновременно пытаются показать какое-либо время. Здесь случались серьезные вылеты в квалификационных заездах тогда, когда пилот проходил свой круг в абсолютном одиночестве, что же тогда говорить о нынешнем варианте, с толпой. В общем-то, эти ожидания оправдались. Пилоты жаловались на трафик, на блокировку во время быстрого круга, один из таких инцидентов с участием Джанкарло Физикеллы и Дэвида Култхарда привел к штрафу первого. А начиналась и заканчивалась квалификация практически одинаково: вылетом пилота «Феррари». В первой квалификационной сессии ошибка на входе в коварный поворот «Казино» привела к тому, что Фелипе Масса разбил свой болид о железные рельсы. В результате стартовать Фелипе пришлось с последнего ряда – факт для Монако совершенно не оптимистичный. В самом же конце квалификации, уже под финишным флагом Михаэль Шумахер, на предыдущем круге показавший время поул-позишн, заблокировал резину на торможении перед шпилькой «Раскас» и проехался до самого рельса снаружи поворота. Правда Михаэль свой болид не повредил, остановившись в считанных миллиметрах от отбойника, но все это привело к желтым флагам на трассе, испортившим быстрые круги Фернандо Алонсо, Кими Райкконену, Марку Уэбберу, опережавшим график поул-позишн Шумахера, да и не только им. В итоге поул остался за Шумахером, но ненадолго. Редко когда паддок Формулы-1 охватывает такое поразительное единодушие. Этот случай из таких. Все наперебой утверждали, что Шумахер, понимая, что проигрывает на последнем круге, нарочно остановил машину в последнем повороте, чтобы сохранить поул-позицию. Марк Уэббер сравнил поступок Шуми со знаменитым эпизодом в карьере Майка Тайсона. Шумахер и его окружение, разумеется, в меру сил отбивались, утверждая, что ошибаться может любой. Объективно смотря на ситуацию можно только сказать, что невозможно представить, что творится в голове у такого мастера, где предел его возможностей, поэтому нельзя точно сказать, когда он реально ошибается, а когда выкидывает какой-то фокус нарочно. Стюарды долго обсуждали этот эпизод, заслушав мнения всех сторон и проанализировав данные, и к ночи вынесли постановление о аннулировании квалификационных результатов Шумахера, что автоматически отправило его на последнее место на старте, в компанию к товарищу по команде. Подводя итог этой истории можно сказать, что еще одним спорным эпизодом стало больше в биографии Михаэля Шумахера. В карьере семикратного чемпиона мира скандальных историй было немало, эта одна из них, и, кто знает, возможно не последняя. Михаэля и так окружает некий ореол скандальности и нечестности благодаря этим эпизодам, так что и отношение к нему соответствующее.
Поговорив вдоволь о Шумахере, вспомним и о других пилотах, благо выступления в Монако – это всегда возможность кому-то блеснуть во всей красе. Итак, Фернандо Алонсо смотрелся на улочках Монте-Карло весьма уверенно, его квалификационное время было вторым, а после дисквалификации результата Шумахера стало и вовсе первым. Уверенно смотрелся прошлогодний победитель Гран При Монако Кими Райкконен, но в последней сессии немного уступил, показав четвертый результат. Марк Уэббер проехал просто блестяще, показав третье время, которое после пересмотра результатов квалификации вывело его на вторую позицию, на первый ряд стартового поля. Джанкарло Физикелла и Хуан Пабло Монтойя показали пятое и шестое время, неплохо, но своим партнерам оба уступили по полсекунды. Тем не менее эти опытные гонщики показали себя достаточно хорошо, пусть их и не назовешь самыми яркими героями субботней квалификации. Блеснул опытом и скоростью Рубенс Баррикелло, выступавший в Монако в шлеме Тони Канаана – свой он одолжил своему бразильскому приятелю на время гонки Инди-500, которая состоялась в эти же выходные. Рубиньо показал седьмое время. Напротив, партнер Баррикелло по «Хонде» Дженсон Баттон выступил просто разочаровывающе – лишь 14-й результат тогда, когда от «Хонды» ждали в Монако уверенного выступления. Ярно Трулли привел свою «Тойоту» в десятку, показав восьмое время, его мастерство в Монако всем известно. Безусловный герой квалификации – Дэвид Култхард. ДиСи, выступающий в образе «Супермена» привел своего «Красного быка» на девятую строчку. Вот что значит опыт в Монако! Наконец 10 время наоборот на счету юности – прекрасный дебют Нико Росберга в Монте-Карло.
С учетом пересмотра результатов квалификации – время Шумахера было аннулировано, а Физико был лишен трех лучших кругов за блокировку Култхарда – первая десятка стартового поля в Монако выглядела следующим образом: Алонсо, Уэббер, Райкконен, Монтойя, Баррикелло, Трулли, Култхард, Росберг, Физикелла и Ральф Шумахер.
Гонка
На старте Фернандо Алонсо реализовал свой поул-позишн в уверенное лидерство в «Сент-Девоте», в то время как Райкконен по внешней траектории атаковал Уэббера, но пилот «Уильямса» уверенно эту атаку отразил – все-таки обгонять «Сент-Девоте» - изрядный риск. Итак, первая четверка сохранила статус-кво, а позади творились весьма бурные события, характерные для первого круга Гран При Монако. На столкновении на стартовом поле двух «Мидлэндов» заострять внимание не будем, скажу лишь, что Монтейру отправился в боксы менять переднее антикрыло. Зато Шумахер, стартовавший с пит-лейна, чтобы избежать лишней толчеи, сразу стал метать гром и молнии. Уже в «Мирабо» он спокойно прошел Массу, в шпильке «Левс» проехал мимо Франка Монтаньи… Это происходило настолько уверенно, что не верилось, что это в Монако. Альберс, Сато, Скотт Спид – никто из них не пожелал излишне мешать Михаэлю Шумахеру. Лишь в Баттона Шуми уткнулся надолго, но поняв, что темп Дженса никуда не годится, и что впереди идущая группа медленно, но верно уходит в отрыв приступил к решительным атакам. Через некоторое время оборона Баттона дала слабину – Михаэль прошел его в шикане.
| |
Однако весь этот прорыв Шуми, безусловно украшавший гонку в Монако, остался несколько в тени другого обгона, произошедшего в головке пелетона – такое и вовсе для Монако большая редкость. Кими Райкконен в борьбе за 2 место обошел Марка Уэббера. Однако здесь не обошлось без ошибки: Марк медленно вышел из «Сент-Девота», что позволило Кими поравняться с ним на подъеме «Бо Риваж» за счет более высокой скорости и выйти вперед. Вряд ли такая атака состоялась бы, если бы не ошибка… Расправившись с Уэббером Кими устремился в погоню за лидером гонки – Алонсо. Мастер пилотажа в Монте-Карло, коим является Кими, быстро догнал Фернандо и начал оказывать на него прессинг. Алонсо и Райкконен несколько раз обменялись лучшими кругами, но темп Райкконена все же был несколько выше. Тем не менее, до поры до времени Алонсо это волновать не должно было – ну и что, что ты быстрее, а попробуй обгони! Вскоре, примерно на 20 круге началась первая волна пит-стопов, и Кими Райкконен направился в боксы раньше, что облегчило задачу Алонсо. Ведь одна из задач гонки в Монте-Карло – пересидеть соперника на трассе, что и удалось выполнить Фернандо. Марк Уэббер оставался на трассе еще на круг дольше Фернандо, но это не позволило ему выиграть что-либо. Таким образом, Алонсо остался лидером, Райкконен его вплотную прессинговал, а позади эту пару стал догонять Марк Уэббер. Марка в свою очередь стал нагонять Монтойя, до поры до времени бывший в тени. В любом случае, порядок в этой группе должны были выявить вторые пит-стопы.
Тем временем, позади пелетон представлял собой настоящий паровозик. Рубенс Баррикелло ехал на машине, заправленной под завязку, из-за чего естественно проигрывал в скорости, но ему удавалось успешно отражать атаки преследователей – в первую очередь Ярно Трулли. Эта группа все разрасталась, после некоторых перестановок, связанных с разными тактиками пит-стопов в ней оказались и Михаэль Шумахер, и Джанкарло Физикелла, причем Физико позади Михаэля. Шумахер, конечно, проводил яркую гонку, яркий прорыв, благодаря и смелым атакам, и верной тактике дозаправок. Но не менее ярко смотрелся и Физикелла. Джанкарло несколько раз совершал рискованные атаки, увенчавшиеся успехом. Причем сзади эту группу на круг догоняла пара лидеров: Алонсо и Райкконен, и в этой неразберихе Жак Вильнев ошибся, приняв «Рено» Физикеллы за обгоняющий его на круг болид Алонсо и без боя уступил позицию. Однако, Дэвид Култхард и Витантонио Лиуцци защищались от Физико со всей серьезностью. Вскоре Физикелла все же пропустил на круг Алонсо и Райкконена, правда в их тени тут же попытался атаковать Лиуцци, но безуспешно. Однако в своей борьбе Джанкарло создал немалые проблемы Марку Уэбберу. Фернандо и Кими он пропустил, а Марка Уэббера, уступавшего паре лидеров всего ничего и догонявшего их, продержал за собой достаточно долго. В результате отставание Уэббера с пары секунд возросло до восьми, и шансы Марка вмешаться в борьбу двух лидеров оказались развеяны.
| |
Марк был крайне раздосадован, но, обойдя Физикеллу, вскоре распрощался и с надеждами на подиум. Двигатель приказал долго жить, и «Уильямс» в клубах дыма остановился на подъеме «Бо Риваж». Уэббер покинул кокпит в растрепанных чувствах, еще бы – он проводил просто прекрасную гонку, но завершить ее достойным результатом не удалось. Болид Уэббера располагался в опасном месте, на трассу был выпущен сейфти-кар. Это было за 30 кругов до финиша. В этот момент многие ринулись на пит-лейн для совершения своих пит-стопов, в их числе и оба лидера, синхронно. Вторая дозаправка ничего не изменила в их положении, Алонсо вернулся на трассу впереди Райкконена. Парой кругов спустя наступает еще один кульминационный момент гонки: горит мотор на «МакЛарене» Райкконена. Кими останавливается в районе «Левс» - «Портье»… Двигатели в Монако подвергаются большой нагрузке из-за постоянно высоких оборотов, а на медленной скорости за пейс-каром охлаждения моторам явно не доставало, что и привело к сходу Райкконена. А ведь в этот день Кими выглядел просто блестяще, возможно впервые в сезоне имея шанс на победу.
Таким образом, за каких-то пару кругов Фернандо Алонсо потерял обоих соперников, которые представляли для него угрозу. На рестарте Алонсо спокойно ушел в отрыв, и теперь его путь к первой победе в Гран При Монако не представлял никаких проблем. Единственное, что требовалось Фернандо – это сохранять концентрацию, которую в одиночестве сохранять, быть может, даже труднее, чем при постоянном прессинге. Концентрация – решающий фактор в Монако, так как любая ошибка может стать фатальной.
|
Хуан Пабло Монтойя спокойно выбрался уже на второе место. Большую часть гонки он находился в тени, но спокойствие и везение помогло ему добраться до подиума. А вот с третьим местом вышло интереснее. Казалось, что финальный отрезок гонки будет проходить уже спокойно, но не тут то было. Поначалу на третьем месте оказался Рубенс Баррикелло, благодаря великолепной тактике, когда он продержался первую половину гонки на тяжелой машине. Теперь эта тактика стала приносить плоды, и опытнейший Рубиньо оказался в шаге от подиума. Но он во второй раз отправился на пит-лейн! На третье место вышел Ярно Трулли, который первую часть гонки безуспешно атаковал Баррикелло. Казалось, Ярно наконец добьется результата, ведь он так его заслужил, и здесь он выступал отлично. Трулли всегда прекрасно выступал в Монако, и этот подиум выглядел заслуженной наградой для Ярно. Однако, «Тойота» не дотянула до финиша, Ярно был вынужден припарковать ее на подъеме «Бо Риваж»… Трулли сходит за 5 кругов до финиша! На этот раз пейс-кар на трассе не появился, но какое это разочарование для Трулли, не набравшего в этом сезоне еще ни очка! И на третье место вышел кто? Дэвид Култхард! ДиСи, который проводил просто прекрасный уик-энд, в гонке пошел на тактику одной дозаправки, оказался в шаге от первого подиума для команды «Ред Булл». И именно шотландцу было суждено подняться на третью ступень подиума, увенчав этот уик-энд великолепным финалом. Дэвид стал настоящим героем гонки в Монако в этом году!
Большинство сходов произошло по техническим причинам: так было и с партнером Култхарда Кристианом Клином, и с Нико Росбергом, в случае с которым отказ привел к вылету в «Раскасе».
В финале гонки Михаэль Шумахер выбрался уже на пятое место. В этот момент Шуми просто летел по трассе, и под занавес Гран При установил лучший круг! Его прорыв – это не только результат сходов, это в первую очередь прекрасная гонка Михаэля.
Клетчатый флаг увенчал гонку после 78 кругов дистанции, увенчал ее первой победой в Монако Фернандо Алонсо. Фернандо провел эту гонку просто здорово, и именно победы в Монако ему еще не хватало. Возможно, самой ценной победы в Формуле-1. Теперь Фернандо вошел в число триумфаторов Монако, в золотой список победителей этой великой гонки. Так история творится на наших глазах! На сей раз ее творит молодой испанский парень, не так давно пришедший в первую Формулу, одержавший первую победу, и совсем недавно ставший самым молодым чемпионом в истории Королевы автоспорта. А на втором месте финишировала «серебряная стрела». Но не с Кими Райкконеном за рулем, ставшим одним из главных неудачников этой гонки, а с горячим колумбийцем Монтойей, в этот раз от горячностей удержавшимся. Дополнил же подиум «Супермен» Дэвид Култхард в роскошном плаще – есть первый подиум для «Ред Булл»!
Рубенс Баррикелло финишировал четвертым. Он был в шаге от подиума, но и четвертое место прекрасный результат и для него, и для «Хонды». Результат грамотной и профессиональной работы. Пятое место Михаэля Шумахера – наверно, лучшее на что сегодня мог рассчитывать Михаэль. Взять очки, стартовав в Монако последним – это очень и очень тяжело. Но Шумахер провел эту гонку просто здорово, подарив публике немало обгонов, которых в Монако обычно вовсе не бывает и установив лучшее время круга на одном из последних кругов. Это выглядело впечатляюще! Порадовал публику хорошим шоу и Джанкарло Физикелла. Но Физико должен был финишировать выше, чем шестое место, все спутало появление пейс-кара. Проявили терпение и концентрацию Ник Хайдфельд и Ральф Шумахер – итогом для них стали очки за, соответственно, седьмое и восьмое места. И лишь девятым был Фелипе Масса.
Так завершился Гран При Монако, очередной Гран При Монако. И если многие ждали скучной гонки, сетуя на узость трассы в Монте-Карло, на невозможность обгонов, то в очередной раз ошиблись. Не бывает скучных Гран При Монако! Гонка в Монако год от года проходит очень ярко, и постоянно держит в напряжении. А что уж касается обгонов – то их было больше, чем на некоторых стационарных автодромах, коим трасса в Монте-Карло не является.
Главный же итог – победитель Гран При Монако 2006 года Фернандо Алонсо. Это и останется в истории.
29.05.06
Тэги: дэвид култхард, макларен, михаэль шумахер, монако, монте-карло, ред булл, рено, ф1, фернандо алонсо, феррари, хуан пабло монтойя