Ты сделал ЭТО! Мы так долго этого ждали! Но обо всем по порядку.
Тринадцатый этап чемпионата мира Ф-1, Гран При Венгрии. «Хунгароринг» под Будапештом – 20 лет назад эта трасса являлась образцом современных автодромов, но те времена давно прошли. С годами «Хунгароринг» заработал репутацию места, где проводятся скучные и тяжелые гонки, репутацию «картодрома», узкого и пыльного, где невозможно обгонять, эдакого «Монте-Карло без рельс», естественно, лишенного шарма Монако. Гонки здесь традиционно были тяжелы физически, так как традиционно проходили в жаркую погоду, а трасса сложная, заставляет как следует напрячься. Но в этот раз было прохладно. Более того, синоптики обещали дожди на протяжении всего уик-энда. Но небеса разверзлись только в воскресенье.
Венгрия стала местом дебюта в Гран При еще одного молодого пилота – Роберт Кубица сменил в кокпите боевой «БМВ» Жака Вильнева, который жаловался на плохое самочувствие после жесткого вылета на прошлой неделе в Хоккенхайме. Таким образом, обстоятельства так сложились, что молодой талантливый поляк дебютировал в Ф-1 уже в этом году, став, кстати, первым представителем своей страны в «Королевских гонках».
Квалификация
Квалификационные заезды начинались не очень обычно. Дело в том, что два гонщика, более того, два ведущих гонщика, сражающихся за титул чемпиона мира перед квалификацией получили в качестве штрафа по 2 секунды, которые добавлялись к их лучшим временам. Таким образом, и Фернандо Алонсо, и Михаэль Шумахер потеряли шансы на поул-позишн, причем на трассе, где позиция на старте очень важна. Фернандо оштрафовали за инциденты на пятничных свободных заездах, когда он «разбирался» на трассе с тест-пилотом «Ред Булл» Робертом Доорнбосом, а потом игнорировал желтые флаги, а Михаэль уже в субботу под красным флагом обогнал двух соперников. Итак, два чемпиона мира и претенденты на титул этого года получили ощутимые щелчки по носу, призванные дисциплинировать их поведение, а за поул боролись другие. Кстати, и Алонсо, и Шумахер блестяще проехали в квалификации, во второй сессии им просто не было равных, но после добавления 2 секунд, в третью сессию они, естественно, не попали. Михаэль оказался 12-м, а Фернандо – 15-м.
В сложившихся условиях на первый план вышли второй пилот «Скудерии» Фелипе Масса и Кими Райкконен. Кими на последней минуте квалификации проехал блестящий круг и опередил Массу, завоевав второй подряд поул-позишн ровно через неделю после предыдущего. Фелипе показал второе время. Прекрасно смотрелась «Хонда». Рубенс Баррикелло проехал квалификацию с третьим временем, а Дженсон Баттон показал четвертый результат. Увы, увы, за замену мотора Дженсон был оштрафован, и принимать старт ему предстояло 14-м, в компании Шуми и Алонсо. Уверенно выступил Педро де ла Роса, показавший пятое время, Марк Уэббер закончил квалификацию с прекрасным шестым результатом, Ральф Шумахер привел «Тойоту» на седьмое место. Джанкарло Физикелла не смог подхватить выпавшее было из рук Алонсо знамя лидера команды. Физико показал лишь восьмой результат. Блестяще выступил Роберт Кубица, в дебютном Гран При опередив в квалификации своего опытнейшего партнера по команде – Ника Хайдфельда. Кубица был десятым, в то время как Хайдфельд – 11-м, не попав в финальную сессию.
После квалификации Кими Райкконен излучал оптимизм, говоря о том, что команда серьезно поработала над формой машины, и теперь они могут всерьез претендовать на победу в Гран При. Уверенность излучал и Рубенс Баррикелло, довольный формой своей «Хонды». Впрочем, это была квалификация. Квалификация, которая прошла при достаточно прохладной погоде, но по сухой трассе. И в кои-то веки результаты квалификационных заездов не были определяющими в завтрашней гонке. Потому что ночью небеса разверзлись, и пошел дождь.
Гонка
Ночью прошел дождь. Шел он и утром. К старту Гран При дождь прекратился, но трасса промокла вдрызг. Как же давно в Формуле-1 не было по-настоящему дождевых гонок! Чувствуется, весь пелетон «Большого цирка» отвык от настоящих дождевых гонок, и различных происшествий в нынешнем Гран При Венгрии было сполна. Кроме того, сухой «Хунгароринг» и мокрый насквозь «Хунгароринг» - это две совершенно разные трассы. Если на сухой трассе здесь все едут «паровозиком» по одной-единственной траектории, и никто никого обогнать не может, так как трасса узкая, пыльная и очень извилистая, то в «мокрую» погоду нужно искать новые траектории, избегая луж и скользких мест, сцепление совсем другое, и как следствие – пилотаж и результат на такой трассе тоже совсем другой. В чем мы и убедились. А происшествий и в самом деле было очень много. Обгонов, вылетов хватило бы на десяток Гран При, в том виде, как они сейчас обычно проходят.
| |
Происшествия начались еще до старта. Педро де ла Роса, следуя на стартовое поле развернулся, следуя примеру своего предшественника в болиде №4 Хуана Пабло Монтойи, но вовремя вернулся на трассу и успел на свое стартовое место. На старте Кими Райкконен спокойно ушел вперед, а за его спиной кипели нешуточные страсти. Михаэлю Шумахеру и Фернандо Алонсо удался великолепный старт на мокром асфальте, и оба быстро ворвались в лидирующую группу, в то время как Фелипе Масса провалил свой старт со второй позиции. Вскоре Масса уже оказался позади Шумахера. Тем временем Кими спокойно лидировал, а его партнер по команде Педро де ла Роса удачно продвигался вперед в начале гонки, и вскоре вышел на второе место. Казалось, «МакЛарен» может даже претендовать на дубль, но в таких гонках вообще ничего нельзя предугадать заранее.
Несмотря на то, что дождь уже не шел, было прохладно, пасмурно, воды на трассе много, и асфальт просыхал очень медленно. В таких условиях оказалось, что дождевой «Мишлен» справляется с работой лучше своего японского аналога (помнится, когда в прошлый раз были дождевые гонки ситуация была диаметрально противоположной, но это было уже так давно!). Михаэля догнал Алонсо, атаковал его и, несмотря на достаточно жесткую оборону Шумахера, красиво обошел по внешнему радиусу. Вообще-то такие трюки только по дождю и возможны! После этого Фернандо мгновенно ушел вперед, в погоню за «МакЛаренами», и стал догонять их, темп Алонсо был выше. Тем временем Шумахер уже отражал атаки Дженсона Баттона, англичанин также преодолел оборону Шуми и стал отрываться. Михаэль попал под прессинг второй «Рено», пилотируемой Физикеллой. Здесь схватка была долгой и очень жесткой. Джанкарло атаковал, Михаэль грамотно и жестко защищался, защищался на грани фола. Несколько раз болиды слегка коснулись друг друга, но не так сильно, чтобы это привело к развороту одного из соперников. В конце концов Физико смог прорваться вперед на торможении перед первым поворотом, но Шуми снесло с траектории в повороте и он коснулся носом своей «Феррари» болида соперника. Михаэль сломал переднее антикрыло своей «Феррари» и отправился в боксы. Физико же недолго радовался выигранной дуэли: вскоре он вылетел с трассы и разбил свой болид об отбойник. Было ли это следствием контакта с Шуми – неизвестно.
Итак, первый раунд гонки целиком и полностью остался за клиентами «Мишлена». После первых пит-стопов пилотов «МакЛарена» лидировал Фернандо Алонсо, Райкконен шел вторым, сзади его догонял де ла Роса. «Серебряные» могли претендовать на очень хороший результат, но в этой гонке все происходило очень быстро. Пилоты разворачивались, вылетали с трассы. Роковой для Кими Райкконена инцидент произошел когда он догнал на круг Витантонио Лиуцци, а сзади к нему вплотную подобрался де ла Роса. Тонио затормозил, пропуская Кими на выходе из поворота, но Райкконен был слишком быстр, и его снесло прямо на болид Лиуцци. Жесткий контакт, «МакЛарен» финна подлетел в воздух и приземлился с разбитой левой стороной. Гонка для Кими на этом закончилась. Лиуцци вернулся в боксы с оторванным задним антикрылом, этот эпизод подвел черту в венгерском Гран При и для него. Обломки усеяли трассу, на которую был выпущен пейс-кар. В боксах сразу же образовалась толчея, как это зачастую бывает при выезде сейфти-кара.
Кстати, незадолго до этого лидер гонки Алонсо уже на круг обошел Шумахера, причем Михаэль пропустил крайне неохотно, некоторое время жестко защищаясь от Фернандо, чем наверняка доставил ему несколько неприятных секунд.
После пейс-кара и массовых пит-стопов Алонсо остался в лидерах, а вот на второе место благодаря удачному моменту остановки в боксах вышел Баттон. Де ла Роса откатился на третье место. Трасса медленно подсыхала, и первым, кто рискнул перейти на псевдослик был Скотт Спид. Переход оказался крайне неудачным, и Скотт вылетел с трассы. Момент еще не пришел. В это время на подсыхающей трассе промежуточные покрышки «Бриджстоун» оказались быстрее, «Феррари» и «Тойота» поехали быстрее конкурентов. В этот момент Шуми вновь прорвался в лидирующую группу.
Постепенно пилоты стали переходить на слики. Гонщики «Тойоты», затем Рубенс Баррикелло. Первый круг Рубенс прошел очень медленно, но разогрев покрышки, поехал намного быстрее. Боксы посетил лидер гонки Алонсо, ему также поставили слики. Однако на выезде с пит-лейна болид испанца повело. Было видно, что от передней подвески отваливаются какие-то детали. Оказывается, переднее правое колесо механики не закрепили как следует! Фернандо не смог удержать болид на трассе и вылетел, разбив машину. Внезапный вылет пилота, уверенно лидировавшего в Гран При – и в лидеры уже выходит Баттон. Гонка, которая могла окончиться победой Алонсо, закончилась для «Рено» ничем, причем по причине простой неаккуратности. Причем в этот момент Михаэль Шумахер шел на очень хороший результат, уступая только Баттону. Последний раз помню такие неудачи признанных лидеров, когда одни ошибались за другими, на Гран При Европы 1999 года. Он тоже увенчался чередой вылетов и оплошностей.
Трасса подсыхает все более, в «Хонде» убеждаются, что Баррикелло уверенно идет по трассе, и зазывают в боксы Баттона. Дженс уверенно лидирует. В этот момент промежуточные покрышки Шумахера изрядно износились, его стремительно догоняет Педро де ла Роса на сликах. В «Феррари» решили не зазывать в боксы Михаэля, чтобы не потерять позиции. Шуми жестко обороняется от пилота «МакЛарена», явно превосходящего его в скорости. Педро быстрее, но Михаэль грамотно выбирает траекторию, перекрывая все лазейки. Наконец де ла Роса совершает удачную атаку перед шиканой, Михаэль уже не может тормозить так поздно на стертых шинах, но срезает шикану и остается впереди! Обычно гонщики после этого пропускают соперника, чтобы не нарваться на штраф, но Михаэль не собирается этого делать! На следующем круге Педро вновь впереди на торможении, но Шумахер опять срезает шикану! Он дерется как лев. Наконец, на стартовой прямой де ла Роса выходит вперед и исчезает вдали. А на хвост Шуми уже сел его соотечественник Ник Хайдфельд. Михаэль вновь жестко защищается, вновь срезает шикану, но ломает переднюю подвеску и возвращается в боксы. Его «Феррари» - красноречивая картина: стертые до основания шины и погнутые рычаги передней подвески… «Рено» везет – Шуми также сходит. В этот момент быстрее всех по трассе несется Фелипе Масса на сликах, которые ему, в отличие от Шуми, поставили, но он не претендует на высокие места. Шумахер сходит за 3 круга до финиша.
А впереди к первой победе несется англичанин Дженсон Баттон. На последних кругах он думает лишь о том, чтобы машина дошла до финиша, чтобы ничего не произошло. Он, вынесший от английской прессы и хвалу, и жесткое давление идет к той цели, к которой стремится уже седьмой год. В этот раз все сложилось! Грамотная гонка и удачные обстоятельства. Победа. Первая победа Дженса! Это свершилось! Он – на верхней ступени подиума. Звучит «Боже храни королеву!», затем японский гимн. Это первая победа «Хонды» в современный период ее участия в гонках Формулы-1. Дженс сделал это, «Хонда» сделала это! Хорошо, что бывают такие дни! Теперь Дженсон и «Хонда» с новым опытом могут двигаться дальше.
Кстати говоря, первая победа Баттона пришлась на Венгрию, как до этого у Алонсо или у последнего британского чемпиона мира Дэймона Хилла. Так что у Дженса отличная примета!
Педро де ла Роса провел прекрасную гонку и впервые поднялся на подиум, на вторую ступень. Лучший результат в карьере испанца, команда может им гордиться! Ник Хайдфельд – третье место после великолепной боевой гонки. Лучший результат в сезоне, лучший результат в истории «БМВ-Заубер». Рубенс Баррикелло – четвертый. Победа Баттона подкреплена весомым результатом Рубенса. Великий день для «Хонды»! Дэвид Култхард – прекрасное пятое место. Новые очки для «Ред Булл». Ральф Шумахер – в конце гонки «Тойота» была очень быстра на псевдосликах, и Ральф доказал это, привезя достойный шестой результат. Роберт Кубица – блестящая гонка, блестящий дебют, седьмое место! Такие дебюты случаются редко, особенно учитывая насыщенность гонки для Роберта: разворот, вылет, обгоны… Подобным образом в этом году дебютировал Нико Росберг. И, наконец, восьмым финишировал Фелипе Масса, показавший на исходе Гран При быстрейший круг.
Увы, увы, но отличный день «БМВ» и Кубицы был омрачен. После гонки выяснилось, что болид Кубицы оказался легче положенного, и поляк был дисквалифицирован. Команда связала это с сильным износом промежуточных покрышек. Таким образом Масса поднялся на седьмое место, а восьмым был классифицирован Михаэль Шумахер, сошедший за 3 круга до финиша. Шуми набрал 1 очко, на которое еще приблизился к Алонсо. Но, безусловно, дебют Кубицы был хорош!
Отгремели гимны, разбрызгалось шампанское. Формула-1 уходит в отпуск. Следующий Гран При – в Турции – состоится только через три недели, а пока начинается летний запрет на тесты. «Большой цирк» может по-настоящему отдохнуть перед решающими баталиями. Впрочем, жизнь никогда не затихает в Формуле-1! И все же, перерыв! Разрыв между Алонсо и Шумахером, «Рено» и «Феррари» уменьшился еще, и нас ждет потрясающая борьба. Через три недели, в Стамбуле!
А пока – радуемся вместе с Дженсоном!
07.08.06
Тэги: бмв заубер, будапешт, венгрия, дженсон баттон, жак вильнёв, кими райкконен, макларен, михаэль шумахер, ник хайдфельд, педро де ла роса, роберт кубица, ф1, фернандо алонсо, хонда, хунгароринг