Новый сезон чемпионата мира Формулы-1, идущий под 63-м номером, стартует уже на этой неделе. Итак, чего нам ждать и на что обратить внимание?
Первое впечатление всегда визуальное. И здесь любого, кто впервые увидит болиды Ф1 2012 года охватывает недоумение. Да, постепенно все привыкнут и перестанут обращать внимание, но ведь первое впечатление всегда самое верное?. Да-да, они их все-таки изуродовали! Первый шаг был предпринят еще в 2009 году, с введением высоких, но узких, как этажерка, задних антикрыльев и широченных передних, словно это не гоночный болид, а снегоуборщик. Однако следует отдать должное конструкторам – они выжали максимум из того регламента, и хотя с определенных ракурсов машины выглядели достаточно непропорционально, с других многие болиды 2009-2011 годов выглядят просто великолепно. Теперь, когда регламент 2012 года вынудил почти все команды соорудить на носах своих болидов эти уродливые «ступеньки», искать ракурсы, выгодно подчеркивающие внешность машин Формулы-1 становится гораздо затруднительнее. В этом месте приходит желание привести цитату Туполева, но её так растиражировали в русскоязычной прессе, что не буду. Скажу лишь, что появился дополнительный стимул желать победы в чемпионате McLaren – единственной топ-команде, построившей болид без «ступеньки». Еще только одна команда решилась на подобный «подвиг» - Marussia, но её в расчет брать не приходится. Вот Николас Томбасис, создатель Ferrari F2012, имеет другое мнение – что некрасивая машина та, которая не побеждает.
Расклад сил.
Безусловно главный фаворит сезона – действующий чемпион мира Себастьян Феттель, имеющий высокий шанс выиграть третий титул подряд. Какие аргументы могут быть против очередной победы Себастьяна?
Марк Уэббер храбрится и говорит, что намерен в этом году дать бой Феттелю. Если вы не преданный фанат Себастьяна, остается надеяться, что дела Марка не разойдутся с его намерениями. В пользу этого – тесты, которые Уэббер провел уверенно, в отличие от прошлого года, когда в этой фазе сезона у него возникли серьезные проблемы с адаптацией к шинам Pirelli.
Ну а кто, кроме Red Bull? Есть основания полагать, что перемены в регламенте позволят пелотону уплотниться. Топ-команды подтянутся к Red Bull, середняки подтянутся к топ-командам, и в целом борьба в 2012 году должна стать более плотной. За это в первую очередь говорит запрет систем «выдувных» диффузоров. Именно вокруг этого устройства была построена концепция Red Bull RB7, и «быки» больше других потеряют от запрета этой конструкции. Хотя, конечно фактор Эдриана Ньюи ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
Четыре топ-команды скорее всего останутся наверху и в 2012 году. Здесь как минимум можно говорить о стабильности составов. Правда ситуации расходятся. В McLaren и Mercedes пары Льюис Хэмилтон/Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер/Нико Росберг выглядят сбалансированными и гармоничными. Но в Red Bull Марк Уэббер провалил прошлый сезон относительно Феттеля. Та же ситуация, но еще более ярко выраженная, в Ferrari, где Фелипе Масса полностью «слил» прошлый сезон Фернандо Алонсо. И Уэбберу, и Массе в 2012 году предстоит доказывать свою состоятельность, как пилотов топ-команд. На них ложится дополнительный прессинг, и сезон-2012 во многом для Марка и Фелипе становится решающим.
Именно McLaren главный кандидат на то, чтобы навязать борьбу Red Bull с самого старта. Тесты обе команды провели практически вровень, и Red Bull RB8, и McLaren MP4/27 выглядят мощно.
Ferrari в этом году отказалась от традиционно эволюционного развития, решив потрясти мир с F2012. Приход из McLaren Пэта Фрая, обновившего вокруг себя костяк команды, этому способствовал. Что говорить, если в прошлом году Ferrari была одной из немногих команд, по-прежнему строившей свою заднюю подвеску на толкателях, в то время как уже почти все по примеру Red Bull перешли на тяги, а в этом году Scuderia применила тяги не только сзади, по нынешней моде, но и спереди, что тянет уже на полновесную революцию! Вот только заставить ехать революционные машины часто не просто. За время тестов Ferrari ни разу не провела полноценную симуляцию гонки, ограничиваясь короткими сериями кругов, и команда осталась неудовлетворенна пониманием машины и поиском необходимых настроек. Здесь Ferrari предстоит еще очень большая работа.
Ferrari вряд ли со старта заявит о себе в полный голос, что касается Mercedes, то «серебряные стрелы» вновь примеряют костюм «темной лошадки». И со слов ключевых лиц немецкой команды, и судя по ходу тестов, Mercedes прибавил по сравнению с двумя предшествующими сезонами, но насколько прибавил, это вопрос.
Еще одна «темная лошадка» - Lotus F1 (причем судя по раскраске тоже). Как и год назад, главный вопрос – кем быть. Ворваться в узкий круг топ-команд, или остаться лучшим среди середняков? Новый Lotus E20 Renault (инициал E в обозначении модели означает Энстоун) показал себя на тестах быстрой машиной, хотя и не всегда надежной. Опять же вопрос в том, насколько стоит доверять скоростям на тестах. Брать во внимание надо, безоговорочно доверять нельзя.
Lotus Renault, в отличие от первой четверки, полностью сменил состав. Сенсационно подписав Кими Райкконена в конце прошлого года, Lotus подарил миру Ф1 одну из главных интриг 2012 года. Как проявит себя Ice Man после двухлетнего перерыва? Партнер у Кими очень быстрый и перспективный. Роман Грожан за минувшие два года доказал, что он заслуживает второго шанса в Ф1, причем шанса именно в составе сильной команды. Роману тоже многое надо доказывать, в этой паре очень много неизвестных. Мнения экспертов по поводу будущего Райкконена расходятся. Кто-то полагает, что после перерыва в карьере ему придется тяжело, и молодой Грожан его переиграет. Я все-таки придерживаюсь более оптимистичного мнения насчет перспектив Кими.
Вот только при всей симпатии к Грожану не могу принять лицемерную реплику Дэни Бахара о том, что Lotus, полностью сменив состав, сделал ставку на талантливых гонщиков, а не на спонсорские деньги. Сказать так, значит полностью проигнорировать факты, что Грожан является подопечным Эрика Булье по программе молодых гонщиков Gravity, его карьеру поддерживает Total – один из крупнейших спонсоров Lotus Renault, а также результаты Виталия Петрова, его подиум в Мельбурне и полную победу в квалификационных дуэлях над опытнейшим Ником Хайдфельдом. Впрочем, Бахар – большой босс, может его просто неправильно проинформировали подопечные или партнеры?.
Вообще этот факт выглядит удивительно: два гонщика из средней группы команд, занявшие в прошлом году места в десятке лучших по итогам сезона, были из своих команд уволены. Кроме Виталия Петрова такая судьба постигла Адриана Сутиля.
Вполне возможно, что состав в Force India был определен заранее. Пол ди Реста, кроме сильного дебюта в прошлом году, еще и протеже Mercedes, а Нико Хюлкенберг вероятно пришел в команду на таких условиях – первый год в качестве тест-пилота, на второй год – место призового пилота. Однако Адриан Сутил очень сильно провел вторую половину прошлого сезона, а потому его увольнение выглядело довольно обидно. Конечно, не в пользу Адриана сказалось его судебное преследование по делу о конфликте с Эриком Люксом.
Судя по всему от Force India следует ждать продолжения уверенных выступлений второй половины прошлого года, в пользу этого говорят и результаты на тестах, и похвалы в адрес создателей Force India VJM05 от Гэри Андерсона.
Весьма неплохо выглядит и Sauber. Во-первых, в прошлом году швейцарская команда отказалась от развития концепции «выдувного» диффузора, тем не менее, в ряде гонок результаты были на высоте. В этом году «выдувной» диффузор запрещен, от его запрета Sauber пострадает меньше. Во-вторых, в Sauber стабильный гонщицкий состав, в отличие от других команд средней группы они сохранили свою пару пилотов Камуи Кобаяши/Серхио Перес.
Напротив, Toro Rosso полностью состав обновила. Причем то, что состав итальянского филиала Red Bull обновится было как раз предсказуемо, эксперты гадали, с кем из пилотов, Хайме Альгерсуари или Себастьяном Буэми, в руководстве молодежной программы Red Bull предпочтут расстаться, а с кем продлят контракт. В итоге уволены оказались оба, и это стало шоком. Боссы не стали скрывать, что оба гонщика вполне достойны выступать в Формуле-1, но Toro Rosso – «площадка» для «обкатки» молодых пилотов юниорской программы Red Bull, и хотя и Хайме, и Себастьян весьма молоды, но они провели в Ф1 уже далеко не один сезон, и пока не показали себя потенциальными чемпионами. А именно потенциальные чемпионы нужны Red Bull, «второй Себастьян Феттель» или хотя бы просто тот, кто смог бы заменить Марка Уэббера и соответствовать в результатах Себастьяну. Ни Буэми, ни Альгерсуари не смогли убедить. Причем Себастьян даже остался в программе Red Bull, вскоре подписав контракт третьего пилота головной команды. Что касается Toro Rosso, то теперь свою состоятельность предстоит доказывать Даниэлю Риккьярдо, проведшему ряд гонок прошлого года в составе HRT, и дебютанту Жану-Эрику Верню. Оба блистали в молодежных формулах, оба считаются крайне талантливыми. Посмотреть за новым составом Toro Rosso будет очень интересно.
Думаю Toro Rosso, как и Sauber с Force India, будут теми командами средней группы, от которых стоит ждать сюрпризов. А вот Williams оптимизма не вызывает. Несмотря на кардинальное обновление руководящей структуры, несмотря на договор о поставках двигателей с Renault (а значит и возрождение легендарного альянса Williams Renault). Слишком большими были системные проблемы Williams в последние годы, чтобы от этого дурного наследия быстро удалось избавиться. Вот и расставание с ветераном Рубенсом Баррикелло в пользу его молодого соотечественника Бруно Сенны выглядит сомнительно. В команде происходит серьезное техническое обновление, при этом оба пилота – молодые и не обладающие большим опытом в Ф1. Несмотря на несомненный талант Пастора Мальдонадо и неплохие, в общем-то, гонщицкие способности самого Бруно, никто из них не способен полноценно заменить в команде пилота со столь обширным опытом, как Рубенс.
Вообще это печальное явление современной Формулы-1. Опытнейшие гонщики, которые сами по себе еще не хотят завершать карьеру в Ф1, просто не находят себе места в командах. Команды тоже можно понять – им нужны спонсоры, и порой более выгодно взять быстрого гонщика, который еще и обладает солидным спонсорским пакетом. Как сказал Берни Экклстоун, это не рента-драйверы, это профессиональные быстрые пилоты, за спиной которых стоят крупные спонсоры. Как говорится, бизнес есть бизнес. Но от этого не становится менее грустно. Рубенс Баррикелло, рекордсмен по количеству стартов и участия в Гран При. Ярно Трулли, которому в Caterham предпочли Петрова, из-за чего в Формуле-1 впервые с 1969 года не будет выступать итальянский гонщик, что само по себе нонсенс. К этому же ряду можно отнести Ника Хайдфельда.
На мой взгляд, неплохие перспективы в 2012 году открываются перед Caterham, и это хорошие новости для Виталия Петрова, которому удалось-таки в последний момент заполучить место боевого пилота Ф1. Смена поставщика двигателей на Renault еще год назад, KERS, который впервые установлен на болид этой команды, производства Red Bull. Плюс фактор Майка Гаскойна, которому всегда удавалось добиваться от своих команд эффективной работы. Да что говорить – из команд, дебютировавших в 2010 году, Hispania и Marussia не успели вывести новые болиды на тесты из-за проблем с прохождением краш-тестов. Caterham не просто подготовил новую модель CT01 к первой тестовой сессии в Хересе, команда вообще представила свою машину публике первой среди всех. Сбалансированный состав пилотов – опытный Хейкки Ковалайнен, работающий в команде с момента её основания, и Виталий Петров, уже доказавший свои способности. Уверенно проведенные тесты. Все это говорит в пользу того, что Caterham по силам ворваться в среднюю группу команд, и навязать борьбу тому же Williams. Третий сезон, для серьезного проекта это самое время для прогресса.
Увы, но говорить о каком-то ощутимом прогрессе на другом полюсе пелотона не приходится. И HRT, и Marussia в чем-то по разным, в чем-то по схожим причинам буксуют на месте. Вокруг Hispania вообще складывается картина перманентного беспорядка. Вот и в межсезонье 2011/2012 команда пережила смену руководства – проект возглавил бывший испанский пилот Ф1 Луис Перес-Сала, переезд на новую базу под Мадридом, где еще толком ничего не обустроено. Обычное явление – большая текучка кадров. Чего ловить в данных условиях Педро де ла Росе со всем его опытом – непонятно. Нарайна Картикеяна еще можно понять – это его единственный шанс провести еще один сезон в Ф1 и участвовать в Гран При Индии. В данных условиях вообще выглядит подвигом, что команда смогла подготовить новую модель машины HRT F112.
На этом фоне Marussia производит весьма благоприятное впечатление. Команда ведет сотрудничество с McLaren. Альянс с Ником Виртом и его проектирование болида методами вычислительной гидродинамики себя не оправдали, с ним решено расстаться, зато теперь команду консультирует Пэт Симондс. Стабильный сильный состав пилотов: к Тимо Глоку, выступающему за команду с её первого сезона, добавлен Шарль Пик, отлично зарекомендовавший себя в молодежных формулах, который, кстати, из трех французов, которые выйдут на старт Ф1 в 2012 году после нескольких лет просто неприличного отсутствия в чемпионате французских гонщиков, был подписан первым. В актив Marussia следует занести и пиар деятельность: команда пригласила на роль тест-пилота испанскую пилотессу Марию де Виллоту. Мало того, что болид Ф1 впервые после долгого перерыва будет пилотировать девушка, так еще и попадание с именем стопроцентное! То есть вроде бы со всех точек зрения стратегия команды верная. К серьезным минусам следует отнести мотор Cosworth и отсутствие KERS. Тем не менее, по этим причинам, или еще каким, большого оптимизма относительно результатов Marussia испытывать не приходится. Как и два предыдущих года, они вместе с Hispania продолжат замыкать пелотон.
Гонки.
Что ждать от гонок? Главными факторами в 2011 году стали резина Pirelli и система снижения лобового сопротивления DRS. Что касается Pirelli, итальянские шинники сблизили составы резины по своим характеристикам, причем прошлогодний состав Soft, бывший основным компаундом в линейке Pirelli, стал основой для нового Medium. Поэтому обгонов, произведенных из-за большой разницы в составах у двух гонщиков, в этом году станет меньше, зато тактика гонок может стать разнообразнее. А вот DRS по-прежнему остается в силе, а значит объезды, по недоразумению называемые обгонами, будут иметь место быть, да еще и в больших количествах. На мой взгляд, это совершенно тупиковый путь повышения зрелищности гонок.
20 гонок в чемпионате мира Ф1 2012 года, который начнется 18 марта Гран При Австралии и завершится 25 ноября Гран При Бразилии, делают его самым насыщенным в истории Формулы-1. Но это произойдет только в случае отсутствия форс-мажора и отмены каких-либо Гран При; например, Гран При Бахрейна из-за народных волнений или Гран При США, если автодром в Остине не успеют построить в срок. Хотя организаторы полны оптимизма.
На этой неделе LiveTalkRacing представит материал об актуальных технических направлениях Формулы-1.
Тэги: дженсон баттон, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, мерседес, носовой обтекатель, превью, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, ступенька, толкатели, тяги, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари