Семь победителей в семи гонках – новый рекорд Формулы-1, уже поэтому сезон 2012 года останется в истории как совершенно уникальный, независимо от того, продолжится ли тенденция, или будет прекращена. Главная причина плотности результатов и, зачастую, непредсказуемости в этом году – шины Pirelli, Джанкарло Минарди недавно окрестил чемпионат 2012 «чемпионатом мира Pirelli», и стоит отдать должное итальянским шинникам. Думаю, зрители от этого в накладе не остаются.
Конечно, причина столь плотных результатов не только в шинах. С запретом различных хитроумных аэродинамических устройств силы команд действительно сблизились, несмотря на настойчивые попытки отыграть потерянное. Тем не менее, полностью компенсировать потери аэродинамической эффективности по сравнению с 2011 или 2010 годом пока никому не удалось. Однако именно потому, что шины имеют узкий температурный рабочий диапазон, а трассы по-разному нагружают резину, погодные условия тоже разные, баланс сил колеблется от этапа к этапу, и разные команды получают преимущество в тот или иной уик-энд. Пока идеальный рецепт не известен никому.
Льюис Хэмилтон представлялся одним из главных претендентов на победу в Канаде, хотя сказать наверняка было сложно – ведь нельзя было исключать сценария, в котором McLaren бы совершенно не попал в настройки Монреаля. Тем не менее, трасса имени Жиля Вильнева – одна из тех, что Льюису благоволит. Он и не подвел. Хотелось, чтобы победил Хэмилтон, чего скрывать. И чтобы был седьмой победитель. И потому, что видеть повторения от Себастьяна Феттеля побед в «стиле 2011» не хотелось. Он может, несмотря на то, что сезон 2012 складывается пока явно не по его сценарию. Но в Бахрейне ведь Себастьян продемонстрировал тот самый «стиль 2011», когда оторвался со старта, а затем просто контролировал ситуацию, не перенапрягаясь. Гонка в Монреале пошла было по такому сценарию, но Хэмилтон вовремя повернул её ход вспять.
Монреаль стал еще одним доказательством, что в этом году сама по себе сила машины решает далеко не все. Если в случае с Хэмилтоном McLaren был на высоте, то Дженсон Баттон полностью провалил этап. Гонщик, о котором в первую очередь говорят, что он умеет беречь шины. То есть качество, в 2012 году бесценное. И Баттон проваливается, несмотря на то, что казалось бы, это должен быть его сезон. Но Дженсон был недоволен поведением машины в Испании и Монако, в Монреале использовал другие настройки подвески, чем у Хэмилтона. Увы, поработать в пятницу толком не удалось, из-за неполадок в коробке передач. Как результат, длинные серии кругов выполнить не удалось, и о повышенном износе резины Дженсон узнал уже по ходу гонки.
| |
Крайне любопытным выглядит тот факт, что Хэмилтон победил на тактике двух пит-стопов, два других гонщика, финишировавших на подиуме, Роман Грожан и Серхио Перес, проехали гонку с одним пит-стопом, как и один из двух главных соперников Льюиса в сражении за победу, Фернандо Алонсо. Себастьян Феттель останавливался дважды, но шел то он на один пит-стоп. Какая же тактика была более выгодной? В каждом отдельном случае, своя.
Льюис следовал первоначальному плану, и это было совершенно правильным решением. У него была скорость, и высокую скорость он мог поддерживать, имея в своем распоряжении свежие комплекты шин. Единственное, что могло испортить гонку Хэмилтона – не вовремя выехавший пейс-кар. Но на этот раз пейс-кар в Монреале не выехал, что само по себе уже событие.
Что касается молодежи на подиуме, то и для Грожана, и для Переса тактика одного пит-стопа стала тем вариантом, который принес успех. В случае с Серхио все было довольно прозрачно – старт на более жестких шинах (компаунда Soft), пит-стоп аж на 41 круге, после середины дистанции, финальный стинт на мягком комплекте шин. Перес удачно стартовал, и не попадал в различные коллизии, беречь шины он умеет, что уже доказал, Sauber C31 крайне бережен в отношении шин.
В случае с Грожаном ситуация была более экстремальной. Как гонщик, квалифицировавшийся в первой десятке, Роман был вынужден стартовать на прикатанном комплекте SuperSoft, пит-стоп провел на 21 круге, ему поставили более жесткие шины, но комплект тоже был прикатан. На нем ему предстояло проехать отрезок, значительно больше половины дистанции. Выглядит удивительно. Но тут сошлись разные факторы: жаркая погода в день гонки – в таких условиях Lotus называли одним из главных фаворитов Гран При, бережное отношение шасси E20 к шинам, пилотаж самого Грожана. Иначе не объяснить тот факт, насколько легко Роман прошел Алонсо незадолго перед финишем, а ведь Фернандо находился практически на такой же тактике, разве что свой пит-стоп совершил еще на пару кругов раньше. Lotus не поборолись за победу только потому, что квалифицировались не очень высоко. Кими Райкконен вообще не попал в Top-10, а потому несмотря на удачную тактику и пилотаж на своем уровне, добился не такого уж высокого результата. Квалификации по-прежнему значат в Ф1 многое, даже на такой «обгонной» трассе, как Монреаль.
Именно улучшение результатов в квалификации называют главной целью Lotus первые лица команды. Оно и понятно, темп в гонках у команды на высоте, шасси E20 хорошо подходит к трассам разных типов, и чтобы побороться за победу, осталось прибавить совсем немного. Надо стартовать выше. Во многом от этого зависит, выиграют ли Грожан и (или) Райкконен гонку в этом году. Выиграет ли Серхио Перес? На это шансов мало. Sauber квалифицируется слишком низко, чтобы отыграть так много позиций, хотя опять же, с темпом в гонках все в порядке. Тут можно рассчитывать только на погодный триллер, из разряда тех, что случился в Малайзии.
Но перейдем к тем пилотам, с которыми Льюис Хэмилтон сражался за победу в Гран При Канады. Фернандо Алонсо. В Ferrari на этот раз пошли на риск, решив не довольствоваться синицей в руке, а попробовать замахнуться на нечто большее. И это хороший знак для «Скудерии». Шансов в открытом сражении в скорости против Хэмилтона на McLaren, да и Феттеля на Red Bull все же было немного. Хотя внешне до поры до времени все выглядело так, что вся первая тройка: Хэмилтон, Алонсо и Феттель идут на идентичную тактику двух пит-стопов. Фернандо провел первый пит-стоп позже двух соперников, и в его случае игра стоила свеч. Перехитрить McLaren почти удалось, но темп Хэмилтона был слишком высок, плюс с зоной DRS шанса отбить атаку практически не было. В Ferrari конечно не знали, до какой степени износятся шины на последних кругах. По словам Алонсо, долгое время ему удавалось сохранять их в приемлемом состоянии, но на последних кругах ситуация стала просто катастрофической.
Гонка Феттеля – это метания. Проиграв стартовый отрезок Хэмилтону (не по позиции – по темпу, что в итоге обернулось проигрышем позиции после первой волны пит-стопов), Себастьян первым из группы лидеров совершил пит-стоп. Оказывается, стартовый комплект шин выдержал меньше, чем рассчитывали. Что ж, Red Bull никогда не отличался слишком бережным отношением к резине, даже по сравнению с Ferrari (еще одна причина Алонсо пойти на эту тактику), а не то уж с Lotus или Sauber. Как можно было после этого рассчитывать продержаться на другом комплекте до самого финиша, даже если это совершенно свежий комплект более жестких шин?! Учитывая потенциальный темп Red Bull, единственным шансом Феттеля было попытаться навязать сражение Хэмилтону в открытой борьбе в скорости, атаковать также, как он. Для этого надо было идти на два пит-стопа, чтобы иметь в своем распоряжении свежие шины. Себастьян в итоге два и совершил, - но слишком поздно для того, чтобы приехать хотя бы на подиум. Хотя Алонсо он все же прошел, и эти очки еще могут сыграть важную роль в концовке чемпионата. Но по факту гонка выглядит для Феттеля и Red Bull проигрышной.
То, насколько баланс сил в этом году зависит не только от трассы, но и от погоды, хорошо видно на примере Mercedes. От «Серебряных стрел» в Монреале тоже ждали многого, но если от Lotus – в жаркую погоду, то на Mercedes стоило ставить в случае прохладной. Погода в воскресенье не подошла болидам немецкой команды, что показательно на примере Росберга. Нико в некоторые моменты шел в очень высоком темпе, но это происходило ближе к концу отрезков, когда ему удавалось как следует прогреть резину. В начале отрезков темп Росберга напротив был невысок.
Mercedes – пример того, насколько разными могут быть выступления гонщиков одной команды. Михаэль Шумахер, несмотря на все свои предыдущие заслуги в Монреале, в этот раз не блеснул, но причина его очередного схода заслуживает отдельного упоминания. Из-за проблем с гидравлической системой, на болиде Михаэля вышла из строя DRS, оставившая верхнюю планку в открытом положении. Подобное происходит с DRS впервые, но надо было кому-то выступить в роли первооткрывателя. Но несмотря на всю эту череду неудач, одно удачное выступление Шумахера способно перевернуть ход его сезона.
Тэги: дженсон баттон, заубер, канада, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макларен, мерседес, михаэль шумахер, монреаль, нико росберг, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фернандо алонсо, феррари